Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем (2 Тим. 2:11,12).

Духовная власть обещана тем, - кто страдает подобно Христу. Чем большие трудности вы переживаете, тем большую власть Бог доверяет вам. И снова вы видите, что Бог готовит вас к благословению, когда вы сталкиваетесь с несправедливостью властей. Но ответите ли вы правильно и примете ли благословение или же наполнитесь обидой и горечью? Выбор за вами. Выберите путь победителя, то есть — жизнь!

Глава 14

Самосуд

Чтящие лидера приобретают великую власть, и уважение следует за ними.

Не каждый относится к лидерству так, как это делал Давид. Очень часто, увидев недостатки в наших лидерах, мы раду­емся, а затем оправдываем себя, с легкостью откидывая наложенные ограничения. Но наша реакция на грехи других, особенно лидеров, — это один из важнейших индикаторов нашей духовной зрелости. И именно по этой причине Бог часто использует промахи и ошибки лидеров в нашей жизни, чтобы раскрыть истинное состояние наших сердец. Именно это случилось с одним из сыновей Ноя.

Правильно, но неправильно

После потопа Ной начал возделывать землю и насадил ви­ноградник. Однажды, выпив слишком много вина, он воз­вратился в свой шатер и, скинув в опьянении всю одежду, заснул.

Хам, младший из сыновей, вошел в шатер Ноя и, увидев отца нагим, вышел и рассказал об этом братьям, Симу и Иафету. Он поведал об этом «только семье». Может быть, он сказал: «Парии, наш папочка пьян и валяется в чем мать родила!» или, хуже того, возможно, он пригласил своих братьев посмотреть на их духовного лидера, лежавшего го­лышом.

Услышав его слова, Сим и Иафет взяли одежду и, поло­жив ее на плечи, пошли в шатер и покрыли наготу отца. Их лица были обращены в сторону, чтобы ничего не ви­деть. Когда Ной проспался от опьянения, он узнал, что сде­лал Хам. Послушайте, что он сказал:

Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. По­том сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да все­лится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт. 9:25-27).

Ранее в этой книге мы обсудили последствия неподчине­ния Божьей власти. Те, кто сознательно начинает бунтовать, попадают под проклятье. Хам узнал эту истину трудным путем. Он отнесся к Ною непочтительно и тем самым пока­зал свое неуважение к власти отца, делегированной Богом. Это навлекло проклятие на потомство Хама. Интересно за­метить, что проступок Хама имел для него тяжелейшие по­следствия, в то время как опьянение Ноя было забыто.

Аморальный поступок Ноя стал проверкой для трех его сыновей и раскрыл их внутреннюю суть. Один оказался глупым и непокорным, двое других — почтительными и милосердными. Ной, напившись, явил собой не лучший пример, однако с его поведением должен был разбираться Господь, а не те, кто был у него в подчинении. Двое сыно­вей поняли это и продолжали относиться к нему с почте­нием. Третий же взял и опорочил отца и тем самым навлек на свою голову проклятье, которое, как он полагал, должно было пасть на Ноя.

Сим и Иафет даже не стали смотреть на прегрешение отца, не хотели они и того, чтобы и другие (жены и дети) видели его в таком состоянии, поэтому накрыли отца одеждой. Благодаря тому, что они сохранили почтение к положению отца, они защитили и его позицию, и соб­ственные сердца. Хам же насмеялся над Ноем, возможно пытаясь опорочить его способность быть лидером. Это позволило бы Хаму оправдывать себя в случае неподчи­нения отцу, когда тот использовал свою власть. Это отно­сится к любому человеку, в чьем сердце кроется непослу­шание. Дискредитируя власть, он чувствует себя свобод­ным от подчинения. В своем сердце он убирает всякие ограничения.

В Своей «галерее славы» (Евр. 11) Бог хвалится верой и послушанием Ноя, но Хама там мы не найдем. Был ли прав Хам? Разве не напился и не был наг Ной? Да, Хам был на сто процентов точен, но он был неправ в принципе. Че­ловеческие доводы оправдали бы его действия; он лишь повторил то, что увидел; он лишь старался «быть чест­ным». Но принципы послушания и уважения свидетель­ствуют об обратном. Сим и Иафет чтили своего отца и были благословлены.

Многие, подобно Хаму, дают достоверную информа­цию о своих лидерах, и все же они неправы в Божьих очах: они бесчестят своего ближнего и теряют благословение. Они поступают глупо, поскольку руководствуются своим собственным пониманием и рассуждениями. Им не хвата­ет сердца Давида, Сима и Иафета. Когда наступило полное падение Саула, Давид восскорбел и провозгласил:

Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных... Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучи­лись и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были. Дочери Израильские! плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды ваши золотые уборы (2 Цар. 1:20, 23-24, выделе­но автором).

Со стороны этого правителя Давид перенес суровые го­нения. Сложившиеся в его пользу обстоятельства и плотс­кое мышление могли бы заставить его порадоваться и про­возгласить победу, но Давид в очередной раз доказал, что он живет согласно принципам почитания власти. Его жизнь стала примером для людей, вставших под его власть. В ре­зультате он стал великим царем. Чтящие лидера приобрета­ют великую власть, и уважение следует за ними. Они при­влекают к себе благословение от Господа. Те, кто злословит власть или легкомысленно к ней относится, сеют неуваже­ние вокруг себя и навлекают на себя суд.

Самосуд

Еще раз обратимся к нашему главному стиху, посвященно­му делегированной власти:

Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога уста­новлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. 13:1, 2).

Осуждение приходит на тех, кто противостоит власти. Коснись власти — и ты коснешься Бога. Прежде чем на­чать свое служение, я участвовал в двух международных миссиях. Я был свидетелем того, как люди в результате противостояния лидерству были преданы высшему суду. Он приходил в разных формах, но избежать его не удава­лось никому. Это было особенно заметно, когда работни­ки покидали свое место. Не важно, насколько был неправ лидер или какими были обстоятельства, если они крити­ковали или порочили его, если они пили из горького ис­точника, они в конце концов накликали на себя большие неприятности. Для некоторых это были финансы; для других — работа; для третьих — проблемы со здоровьем; для четвертых — проблемы с детьми; у пятых возникали семейные проблемы. Этот список можно продолжить до бесконечности, но наличие внезапных неприятностей было очевидным в жизни тех, кто не уважал своих духовных наставников.

Я был свидетелем тому, как многие уходили из-за не­правильного отношения к ним, но сохраняли дух смире­ния. Они отказывались говорить против своих прежних работодателей или слушать других, кто это делал; вместо этого они благословляли их и уважительно о них отзыва­лись всякий раз, когда о них заходила речь. Эти люди знали, что Бог — их источник. Он позаботится о них и, когда Ему это угодно, возвысит их. Я видел, как в других местах они занимали лучшие позиции, чем у нас. С неко­торыми из них мой путь снова пересекся даже через две­надцать лет, и я убедился, что их жизнь была благослов­лена.

Как сохранить в себе смиренный дух? Иисус раскрыл нам этот секрет: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненави­дящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мат. 5:44). Он говорил, что мы должны молиться за тех, кто обижает или притесняет нас. Поступая так, мы позво­ляем нашему сердцу получить исцеление и не допускаем в него критику и горечь.

Дар против власти

Через Писание и жизненный опыт я получил подтвержде­ние, что люди, говорящие против власти, навлекают на себя осуждение. Вспомним Мариамь и Аарона: «И упрека­ли Мариамь и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, кото­рую он взял» (Чис. 12:1).

Сначала посмотрим, кем были Мариамь и Аарон. Мари­амь была сестрой Моисея. Отметим, что она была его стар­шей сестрой. Бог звал ее пророчицей (см. Исх. 15:20). Аарон был старшим братом Моисея, а также первосвященником. Итак, мы говорим о двух личностях, занимавших опреде­ленные позиции власти и пользовавшихся популярностью.

Они критиковали Моисея за то, что он женился на эфи­опской женщине, которая не происходила из потомства Авраама; она не была участницей его завета.

Мариамь и Аарон верили, что Моисей согрешил или в лучшем случае принял неверное решение, женившись на африканке. Это беспокоило их больше всего потому, что он был лидером. Были ли они правы в своем мнении? Если судить по букве закона, то кажется, что да. Бог ясно изъя­вил Свою волю для сынов Израиля, чтобы те брали в жены только девушек своего племени. Он предупреждал, что чу­жеземные жены обратят их сердца к чужим богам. Эта за­поведь была дана во Второзаконии. Поэтому женитьба Моисея на -чужестранке вносила некоторое противоречие. Возможно, они считали, что он имел сильное влияние на людей и не имел права вести себя подобным образом. (За­метьте, сегодня у нас остается только одна заповедь: не соче­таться с неверующими. Это уже не вопрос чистоты крови, но духовной принадлежности. (См. Гал. 3:28). Согласно Новому Завету двое людей разных национальностей могут жениться беспрепятственно.)

Итак, Мариамь и Аарон были правы в своей оценке, но вместе с тем они были неправы, подобно Хаму! Моисей был их лидером, и любая критика в его адрес была нару­шением правил. Как старшие брат и сестра они могли об­судить это в кругу семьи, но распространять сплетни в на­роде или обсуждать его поведение в собрании безусловно было грехом.

Что дало им повод выступить против своего лидера? Ответ мы найдем в следующем стихе: «И сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь» (Чис. 12:2).

Не говорил ли Бог через них? Несомненно. Бог говорил об Аароне как об ораторе и пророке. Аарон передавал Бо­жьи послания фараону. Бог использовал и Мариамь, что­бы она пропела пророческий псалом, который сохранился в Писании до наших дней. У них определенно были духов­ные дары. И все же их ошибка заключалась в том, что они поднимали духовные дары выше принципов власти. Они решили, что поскольку Моисей согрешил, а они нет — и всех их использовал Бог почти в одинаковой степени — Моисей больше не являлся для них духовным лидером. Они позволили своим духовным дарам вознести себя над властью, которую поставил над ними Господь.

В контексте Нового Завета Павел писал: «Дары различ­ны, но Дух один и тот же» (1 Кор. 12:4). Этот и другие сти­хи в качестве смотрителя даров определяют Святой Дух. Некоторые из даров дают способность руководить, способ­ность учить, благодать быть даятелем, пророком. Есть дары исцелений, различения духов, чудотворения (1 Кор. 12:7-10; Рим. 12:6-8).

Павел продолжал: «И служения различны, а Господь один и тот же» (1 Кор. 12:5). В греческом оригинале слово «служения» определяется словом диакония. Согласно сло­варю Тайера это слово используется для обозначения «управляющего учреждения апостолов и его администра­ции, а также пророков, евангелистов, старейшин и так да­лее». Говоря простым языком, этим, словом описывается пять учреждений духовной власти внутри Церкви. Из этого же стиха мы узнаем, что Господь Иисус стоит над всеми этими учреждениями. Это подтверждает и другой стих. После воскресения Христа Павел писал: «И Он по­ставил одних Апостолами, других пророками, иных Еван­гелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11, 12).

Власть Царства распространяется через эти служения, а не через дары, так как вся власть была дана Иисусу Отцом после Его воскресения (Мат. 28:18). Иисус, в свою очередь, передал эти пять служений нам, как написано в вышепри­веденном стихе из Послания к Ефесянам. Поэтому Его власть осуществляется через назначенные учреждения. Мы должны помнить о том, что любой человек может быть бо­лее одаренным духовно, чем пастор, однако пастор, зани­мающий лидерскую позицию над этими служениями, сто­ит и над этим человеком.

Один помощник пастора имел дары проповеди и про­рочества. Дар Божий на его жизни был настолько очеви­ден, что, где бы он ни проповедовал, залы всегда были пе­реполнены. Раз в неделю он вел молитвенное собрание, и туда также приходило много людей.

Чем популярнее он становился, тем более свободно он критиковал политику церкви и самого старшего пастора. Он говорил, что политика пастора ограничивает движение Святого Духа, и делился этими соображениями с окружаю­щими. Его критический настрой передался другому по­мощнику пастора. Спустя какое-то время они вместе нача­ли вести молитвенное служение. Однажды во время одно­го такого служения пастор незаметно проскользнул на задние ряды аудитории и увидел, что двое его помощни­ков вели собрание именно так, как он просил их не делать. Вместо ходатайства за церковь, город, неспасенных они вели людей в другие формы молитвы, и если люди начина­ли выражать неуверенность в правильности их действий, эти помощники осуждали их. Люди попали в смущение.

Оба этих человека были одаренными служителями, но они не подчинились лидеру церкви. Серьезность их про­ступка была скрыта тем, что Господь использовал их в пророчествах и служении людям. Если это будет нашим стандартом в оценке чьей-либо правоты, то мы с легкос­тью впадем в бунт подобно Мариами и Аарону. Божье по­мазание дается для народа Божьего, но оно никогда не да­ется для оценки слов и образа жизни служителей.

Наши рекомендации