Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем (2 Тим. 2:11,12).
Духовная власть обещана тем, - кто страдает подобно Христу. Чем большие трудности вы переживаете, тем большую власть Бог доверяет вам. И снова вы видите, что Бог готовит вас к благословению, когда вы сталкиваетесь с несправедливостью властей. Но ответите ли вы правильно и примете ли благословение или же наполнитесь обидой и горечью? Выбор за вами. Выберите путь победителя, то есть — жизнь!
Глава 14
Самосуд
Чтящие лидера приобретают великую власть, и уважение следует за ними.
Не каждый относится к лидерству так, как это делал Давид. Очень часто, увидев недостатки в наших лидерах, мы радуемся, а затем оправдываем себя, с легкостью откидывая наложенные ограничения. Но наша реакция на грехи других, особенно лидеров, — это один из важнейших индикаторов нашей духовной зрелости. И именно по этой причине Бог часто использует промахи и ошибки лидеров в нашей жизни, чтобы раскрыть истинное состояние наших сердец. Именно это случилось с одним из сыновей Ноя.
Правильно, но неправильно
После потопа Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Однажды, выпив слишком много вина, он возвратился в свой шатер и, скинув в опьянении всю одежду, заснул.
Хам, младший из сыновей, вошел в шатер Ноя и, увидев отца нагим, вышел и рассказал об этом братьям, Симу и Иафету. Он поведал об этом «только семье». Может быть, он сказал: «Парии, наш папочка пьян и валяется в чем мать родила!» или, хуже того, возможно, он пригласил своих братьев посмотреть на их духовного лидера, лежавшего голышом.
Услышав его слова, Сим и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи, пошли в шатер и покрыли наготу отца. Их лица были обращены в сторону, чтобы ничего не видеть. Когда Ной проспался от опьянения, он узнал, что сделал Хам. Послушайте, что он сказал:
Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему (Быт. 9:25-27).
Ранее в этой книге мы обсудили последствия неподчинения Божьей власти. Те, кто сознательно начинает бунтовать, попадают под проклятье. Хам узнал эту истину трудным путем. Он отнесся к Ною непочтительно и тем самым показал свое неуважение к власти отца, делегированной Богом. Это навлекло проклятие на потомство Хама. Интересно заметить, что проступок Хама имел для него тяжелейшие последствия, в то время как опьянение Ноя было забыто.
Аморальный поступок Ноя стал проверкой для трех его сыновей и раскрыл их внутреннюю суть. Один оказался глупым и непокорным, двое других — почтительными и милосердными. Ной, напившись, явил собой не лучший пример, однако с его поведением должен был разбираться Господь, а не те, кто был у него в подчинении. Двое сыновей поняли это и продолжали относиться к нему с почтением. Третий же взял и опорочил отца и тем самым навлек на свою голову проклятье, которое, как он полагал, должно было пасть на Ноя.
Сим и Иафет даже не стали смотреть на прегрешение отца, не хотели они и того, чтобы и другие (жены и дети) видели его в таком состоянии, поэтому накрыли отца одеждой. Благодаря тому, что они сохранили почтение к положению отца, они защитили и его позицию, и собственные сердца. Хам же насмеялся над Ноем, возможно пытаясь опорочить его способность быть лидером. Это позволило бы Хаму оправдывать себя в случае неподчинения отцу, когда тот использовал свою власть. Это относится к любому человеку, в чьем сердце кроется непослушание. Дискредитируя власть, он чувствует себя свободным от подчинения. В своем сердце он убирает всякие ограничения.
В Своей «галерее славы» (Евр. 11) Бог хвалится верой и послушанием Ноя, но Хама там мы не найдем. Был ли прав Хам? Разве не напился и не был наг Ной? Да, Хам был на сто процентов точен, но он был неправ в принципе. Человеческие доводы оправдали бы его действия; он лишь повторил то, что увидел; он лишь старался «быть честным». Но принципы послушания и уважения свидетельствуют об обратном. Сим и Иафет чтили своего отца и были благословлены.
Многие, подобно Хаму, дают достоверную информацию о своих лидерах, и все же они неправы в Божьих очах: они бесчестят своего ближнего и теряют благословение. Они поступают глупо, поскольку руководствуются своим собственным пониманием и рассуждениями. Им не хватает сердца Давида, Сима и Иафета. Когда наступило полное падение Саула, Давид восскорбел и провозгласил:
Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных... Саул и Ионафан, любезные и согласные в жизни своей, не разлучились и в смерти своей; быстрее орлов, сильнее львов они были. Дочери Израильские! плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды ваши золотые уборы (2 Цар. 1:20, 23-24, выделено автором).
Со стороны этого правителя Давид перенес суровые гонения. Сложившиеся в его пользу обстоятельства и плотское мышление могли бы заставить его порадоваться и провозгласить победу, но Давид в очередной раз доказал, что он живет согласно принципам почитания власти. Его жизнь стала примером для людей, вставших под его власть. В результате он стал великим царем. Чтящие лидера приобретают великую власть, и уважение следует за ними. Они привлекают к себе благословение от Господа. Те, кто злословит власть или легкомысленно к ней относится, сеют неуважение вокруг себя и навлекают на себя суд.
Самосуд
Еще раз обратимся к нашему главному стиху, посвященному делегированной власти:
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение (Рим. 13:1, 2).
Осуждение приходит на тех, кто противостоит власти. Коснись власти — и ты коснешься Бога. Прежде чем начать свое служение, я участвовал в двух международных миссиях. Я был свидетелем того, как люди в результате противостояния лидерству были преданы высшему суду. Он приходил в разных формах, но избежать его не удавалось никому. Это было особенно заметно, когда работники покидали свое место. Не важно, насколько был неправ лидер или какими были обстоятельства, если они критиковали или порочили его, если они пили из горького источника, они в конце концов накликали на себя большие неприятности. Для некоторых это были финансы; для других — работа; для третьих — проблемы со здоровьем; для четвертых — проблемы с детьми; у пятых возникали семейные проблемы. Этот список можно продолжить до бесконечности, но наличие внезапных неприятностей было очевидным в жизни тех, кто не уважал своих духовных наставников.
Я был свидетелем тому, как многие уходили из-за неправильного отношения к ним, но сохраняли дух смирения. Они отказывались говорить против своих прежних работодателей или слушать других, кто это делал; вместо этого они благословляли их и уважительно о них отзывались всякий раз, когда о них заходила речь. Эти люди знали, что Бог — их источник. Он позаботится о них и, когда Ему это угодно, возвысит их. Я видел, как в других местах они занимали лучшие позиции, чем у нас. С некоторыми из них мой путь снова пересекся даже через двенадцать лет, и я убедился, что их жизнь была благословлена.
Как сохранить в себе смиренный дух? Иисус раскрыл нам этот секрет: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мат. 5:44). Он говорил, что мы должны молиться за тех, кто обижает или притесняет нас. Поступая так, мы позволяем нашему сердцу получить исцеление и не допускаем в него критику и горечь.
Дар против власти
Через Писание и жизненный опыт я получил подтверждение, что люди, говорящие против власти, навлекают на себя осуждение. Вспомним Мариамь и Аарона: «И упрекали Мариамь и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял» (Чис. 12:1).
Сначала посмотрим, кем были Мариамь и Аарон. Мариамь была сестрой Моисея. Отметим, что она была его старшей сестрой. Бог звал ее пророчицей (см. Исх. 15:20). Аарон был старшим братом Моисея, а также первосвященником. Итак, мы говорим о двух личностях, занимавших определенные позиции власти и пользовавшихся популярностью.
Они критиковали Моисея за то, что он женился на эфиопской женщине, которая не происходила из потомства Авраама; она не была участницей его завета.
Мариамь и Аарон верили, что Моисей согрешил или в лучшем случае принял неверное решение, женившись на африканке. Это беспокоило их больше всего потому, что он был лидером. Были ли они правы в своем мнении? Если судить по букве закона, то кажется, что да. Бог ясно изъявил Свою волю для сынов Израиля, чтобы те брали в жены только девушек своего племени. Он предупреждал, что чужеземные жены обратят их сердца к чужим богам. Эта заповедь была дана во Второзаконии. Поэтому женитьба Моисея на -чужестранке вносила некоторое противоречие. Возможно, они считали, что он имел сильное влияние на людей и не имел права вести себя подобным образом. (Заметьте, сегодня у нас остается только одна заповедь: не сочетаться с неверующими. Это уже не вопрос чистоты крови, но духовной принадлежности. (См. Гал. 3:28). Согласно Новому Завету двое людей разных национальностей могут жениться беспрепятственно.)
Итак, Мариамь и Аарон были правы в своей оценке, но вместе с тем они были неправы, подобно Хаму! Моисей был их лидером, и любая критика в его адрес была нарушением правил. Как старшие брат и сестра они могли обсудить это в кругу семьи, но распространять сплетни в народе или обсуждать его поведение в собрании безусловно было грехом.
Что дало им повод выступить против своего лидера? Ответ мы найдем в следующем стихе: «И сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь» (Чис. 12:2).
Не говорил ли Бог через них? Несомненно. Бог говорил об Аароне как об ораторе и пророке. Аарон передавал Божьи послания фараону. Бог использовал и Мариамь, чтобы она пропела пророческий псалом, который сохранился в Писании до наших дней. У них определенно были духовные дары. И все же их ошибка заключалась в том, что они поднимали духовные дары выше принципов власти. Они решили, что поскольку Моисей согрешил, а они нет — и всех их использовал Бог почти в одинаковой степени — Моисей больше не являлся для них духовным лидером. Они позволили своим духовным дарам вознести себя над властью, которую поставил над ними Господь.
В контексте Нового Завета Павел писал: «Дары различны, но Дух один и тот же» (1 Кор. 12:4). Этот и другие стихи в качестве смотрителя даров определяют Святой Дух. Некоторые из даров дают способность руководить, способность учить, благодать быть даятелем, пророком. Есть дары исцелений, различения духов, чудотворения (1 Кор. 12:7-10; Рим. 12:6-8).
Павел продолжал: «И служения различны, а Господь один и тот же» (1 Кор. 12:5). В греческом оригинале слово «служения» определяется словом диакония. Согласно словарю Тайера это слово используется для обозначения «управляющего учреждения апостолов и его администрации, а также пророков, евангелистов, старейшин и так далее». Говоря простым языком, этим, словом описывается пять учреждений духовной власти внутри Церкви. Из этого же стиха мы узнаем, что Господь Иисус стоит над всеми этими учреждениями. Это подтверждает и другой стих. После воскресения Христа Павел писал: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11, 12).
Власть Царства распространяется через эти служения, а не через дары, так как вся власть была дана Иисусу Отцом после Его воскресения (Мат. 28:18). Иисус, в свою очередь, передал эти пять служений нам, как написано в вышеприведенном стихе из Послания к Ефесянам. Поэтому Его власть осуществляется через назначенные учреждения. Мы должны помнить о том, что любой человек может быть более одаренным духовно, чем пастор, однако пастор, занимающий лидерскую позицию над этими служениями, стоит и над этим человеком.
Один помощник пастора имел дары проповеди и пророчества. Дар Божий на его жизни был настолько очевиден, что, где бы он ни проповедовал, залы всегда были переполнены. Раз в неделю он вел молитвенное собрание, и туда также приходило много людей.
Чем популярнее он становился, тем более свободно он критиковал политику церкви и самого старшего пастора. Он говорил, что политика пастора ограничивает движение Святого Духа, и делился этими соображениями с окружающими. Его критический настрой передался другому помощнику пастора. Спустя какое-то время они вместе начали вести молитвенное служение. Однажды во время одного такого служения пастор незаметно проскользнул на задние ряды аудитории и увидел, что двое его помощников вели собрание именно так, как он просил их не делать. Вместо ходатайства за церковь, город, неспасенных они вели людей в другие формы молитвы, и если люди начинали выражать неуверенность в правильности их действий, эти помощники осуждали их. Люди попали в смущение.
Оба этих человека были одаренными служителями, но они не подчинились лидеру церкви. Серьезность их проступка была скрыта тем, что Господь использовал их в пророчествах и служении людям. Если это будет нашим стандартом в оценке чьей-либо правоты, то мы с легкостью впадем в бунт подобно Мариами и Аарону. Божье помазание дается для народа Божьего, но оно никогда не дается для оценки слов и образа жизни служителей.