Отец стал очень печальным и сказал: «Изя? Он все еще Изя. Он портной. Но, скажу я тебе, если бы не Изя, мы умерли бы от голода».

Отец печалился, что его Изя был обыкновенным портным. Но поэт и великий политик, великий лидер - все это сновидения. Реальностью является Изя - портной. «Если бы не Изя, - сказал он, - мы умерли бы от голода».

Вы не могли бы существовать без настоящего момента. Именно он и является реальным. Но вы никогда не бываете счастливы в нем. Вы счастливы в своих мечтах, в сновидениях, в будущем, вы мечтаете о нобелевских лауреатах и премьер-министрах. Непосредственно сейчас «Изя является обыкновен­ным портным». Ваша реальность там, где вы заземлены; ваши сновидения не являются вашей почвой. Они фальшивы. Приди­те в согласие со своей реальностью в настоящий момент. Встретьте ее, увидьте ее лицом к лицу, какой бы она ни была, и не позволяйте уму убегать в будущее. Будущее является желанием. Если вы можете быть здесь и сейчас, то вы будда. Если вы не можете быть здесь и сейчас, то все является просто чепухой из сновидений.

И вы должны будете вернуться, потому что сновидения никуда не могут вас привести. Они могут привести вас только к надежде и разочарованию, но благодаря ним ничего реального не случится. Но помните мое указание о том, что вы не можете подражать, имитировать. Вы должны будете пройти через страдание. Страдание является путем. Оно очищает вас, оно делает вас бдительным, оно делает вас осознающим. Чем в большей степени вы осознаете, тем меньше вы наполнены желаниями. Если вы все осознаете в совершенстве, то нет никаких желаний, и медитация не означает ничего иного, как совершенное осознание.

Второй вопрос:

Объясните, пожалуйста, как это возможно, что человек может быть духовно трансформирован, будучи тотальным, в таких состояниях как гнев, ненависть и насилие.

Да, вы можете быть тотально трансформированы благодаря гневу, благодаря ненависти, благодаря насилию. И не существу­ет никакого другого пути, - потому что вы существуете в насилии, в гневе, в алчности, в страсти. Путь начинается с той точки, где вы существуете, только с этой точки. Я не скажу вам создавать не-алчность против вашей алчности; я скажу вам быть тотально алчным, но с полностью бдительным умом; быть насильственным, гневаться, но быть тотальным таким образом, чтобы страдание было тотальным, чтобы вы могли почувство­вать весь его яд. Вы должны пройти через этот огонь. Никто другой не может пройти через него для вас; никакие доверенные лица здесь не допускаются. Вы должны будете пройти через это, а вы всегда думаете, что кто-то другой сделает это.

Христиане продолжают думать, что благодаря Иисусу они получат спасение. До сих пор этого не случилось. Мир остается тем же самым. Прошло две тысячи лет со времени распятия Иисуса, но мы продолжаем надеяться, что пострадает кто-то другой, а мы достигнем блаженства. Нет! Все должны нести свой собственный крест. Иисус был распят; он достиг цели. Вы не можете достичь. Вы должны будете пройти через это распятие на кресте сами. А все это является распятием - этот гнев, эта страсть, это насилие, эта алчность, эта ревность.

Что вы делаете с ними? Общество учит вас создавать антиподы. Вас смущает алчность, так подавите ее и создайте неалчный ум. Имеется гнев - подавите его. Не гневайтесь. Затолкайте энергию обратно и улыбайтесь. Что при этом проис­ходит? Гнев все время накапливается внутри, и вы все время все больше и больше наполняетесь гневом, потому что внутри скапливается все больше и больше энергии подавленного гнева. Это становится источником ваших бессознательных действий, но при наличии этого накопленного гнева вы продолжаете улыбаться. Эта улыбка является фальшивой, потому что как вы можете улыбаться, если гнев загнан внутрь? Вы можете улы­баться, но тогда все это становится фальшью.

Таким образом, вы разделены на две части - на фальшивую улыбку и на реальный гнев. Фальшивая улыбка становится вашей личностью, а реальный гнев остается вашей душой. Вы разделены на две противоборствующие части, в вас будет посто­янное сражение. А вы не можете быть счастливым с фальшивой улыбкой. Никого другого она не обманывает. Вы не можете быть счастливым с реальным гневом, скрытым внутри и всегда пытающимся выйти наружу. Фальшивая улыбка и реальный гнев - это ваша ситуация. Все, что является хорошим, фальши­во, а все, что является плохим, - реально. Реальное вы носите внутри, а фальшивое вы показываете снаружи. Это шизофре­нично, и каждый человек становится шизофреничным, разде­ленным - не только разделенным, но и постоянно сражающимся с самим собой. Вся жизнь и вся энергия напрасно расходуется и рассеивается в этом сражении. Это сражение нелепо, но оно имеет место.

Я советую не создавать вокруг себя фальши. Фальшь никогда не приведет вас к реальному; фальшь приведет вас к еще большей фальши. Не создавайте фальши, позвольте реальному тотально выразиться. Когда я так говорю, вы можете испугать­ся, потому что в вас сидит насилие, вы можете убить кого-то. Имею ли я в виду, что надо идти и убивать? Нет! Медитируйте на этом. Закройтесь в комнате и отпустите свое насилие. Вы можете выразить его на подушке, на картине, на чем угодно. Нет никакой необходимости идти и убивать кого-то, потому что это не поможет. Это породит еще больше проблем и последствий.

Напишите на подушке имя своего врага или своего друга - помните, мы больше гневаемся на своих друзей, чем на врагов. Просто положите изображение своего мужа или своей жены на подушку и выпустите свое насилие. Избейте подушку, убейте подушку, сделайте с нею все, что вам захочется. И не думайте, что вы делаете нечто очень глупое. Это то, что вы сделали бы с реальным объектом, а это было бы гораздо глупее. Не думайте, что это глупо. Вы такие, какие есть: вы глупы, и вы не можете подавить это простым подавлением. Смотрите на эту глупость, смотрите, каким вы являетесь. Позвольте себе полностью выразить себя; выбросьте все это наружу. И если вы сможете быть реальным, вы в первый раз осознаете, что внутри вас скрыт гнев, скрыто насилие. Вы являетесь вулканом, все это может быть извергнуто из вас в любой момент.

Извержение вулкана может начаться в любой ситуации. Он извергается каждый день. Кто-то кого-то убивает, а днем раньше он был таким же нормальным, как и вы. Никто никогда и не думал, что он может стать убийцей. Никто не имеет никаких подозрений и по поводу вас, а у вас в голове так много мыслей об убийстве. Вы думаете о нем, вы планировали его много раз. Идея убить кого-нибудь или самого себя приходила к вам. Если вы не абсолютный идиот, то это случалось с вами. Психологи утверждают, что интеллигентный человек должен думать о самоубийстве как минимум десять раз за жизнь - как минимум десять раз! - и, кроме того, десять тысяч раз думать об убийстве кого-то другого. Вы никогда не делаете этого, это совершенно другое. Но вы можете сделать это; возможность всегда существу­ет.

Переведите свой гнев в тотальное действие в медитации, и тогда вы увидите, что получится. Вы будете чувствовать, что это идет из всего вашего тела. Если вы допустите это, то в нем будет каждая клеточка вашего тела. Каждая пора, каждая частица вашего тела станет насильственной. Все ваше тело станет безумным. Оно будет сходить с ума, но вы должны допустить это, вы не должны вмешиваться. Двигайтесь вместе с рекой, и когда буря окончится, вы впервые ощутите внутри себя глубо­кий центр. Установится неуловимое спокойствие. Когда гнев выйдет, не будет никакого раскаяния, потому что вы ни на ком его не выместили. Не будет никакого чувства вины. Вы не будете ощущать никакого бремени. Когда гнев будет выброшен и придет покой, этот покой будет реальным, а не принужденным. Вы можете сидеть подобно будде в падмасане, в одной из поз йоги. Вы можете заставить себя, но обезьяна внутри вас все время прыгает. Теперь только тело является неподвижным. Ум является еще более безумным, чем был до этого. Всякий раз, когда вы сидите в позе для медитации, вы ощущаете это. Когда вы не медитируете, внутри вас никогда не ощущается так много шумов. Почему же в вас так много шумов, когда вы медитируете? Почему ум является таким неустойчивым? Почему появля­ется так много мыслей в виде облаков? Это потому, что ваше тело неподвижно, и благодаря этой неподвижности вы можете ощу­тить обезьяноподобие вашего ума. Все дело в контрасте.

Но в вынужденном молчании нет никакой пользы. Или оно у вас не получится, или, если и получится, то вы войдете в сон. Успешное вынужденное молчание превращается в сон. Если речь идет о сне, то это хорошо; в противном случае это беспол­езно. Реальное безмолвие случается только тогда, когда сдержи­ваемая энергия полностью освобождается. Беспокойство было из-за этой сдерживаемой энергии. Эта сдерживаемая энергия пыталась вырваться, и это было проблемой, это создавало возмущение внутри. Когда она высвобождается, вы испытыва­ете облегчение.

Тогда расслабляется каждая частица вашего существа. В этой расслабленности вы можете сказать, что вы находитесь в состоянии не-гнева. Это не состояние, противоположное гневу, это просто отсутствие гнева. Запомните, реальное всегда явля­ется отсутствием, а не противоположностью - не противополож­ностью! Это всегда отсутствие - отсутствие алчности, отсутствие секса, отсутствие ревности, - но в этом отсутствии расцветает ваша реальность, потому что болезни уходят. Теперь может расцвести ваше внутреннее здоровье. И раз оно начало расцве­тать, вы больше не будете накапливать гнев. Вы накапливали гнев только потому, что упускали самого себя.

Вы, на самом деле, не гневаетесь на кого-то другого, вы гневаетесь внутри самого себя. Но вы все время проецируете свой гнев на других; в противном случае вы сойдете с ума, поэтому вы все время ищете оправдания этому. Вы сердиты, в действи­тельности, оттого, что упускаете самого себя, вы упускаете свое предназначение. То, что возможно для вас, не случается; вот почему вы сердиты. С вами ничего не случается, а время уходит. Приближается смерть, а вы остаетесь неудовлетворенным, как и раньше, и, как вам кажется, возможностей для удовлетворе­ния нет. Вследствие этого, вследствие того, что вы не реализуете свои потенциальные возможности, вследствие того, что вы не становитесь тем, чем могли бы стать - вследствие всего этого вы гневаетесь, вы склонны к насилию. И тогда - вы все время ищете оправданий.

Вы бросаете свой гнев то на то, то на это. Это, в действительности, не вопрос гнева, а если вы делаете это вопросом гнева, то ваш диагноз неверен. Это вопрос самореализации. Почему человек насильственен? Почему он является разрушителем? Потому что он сердит на самого себя, на само свое существова­ние; потому что он существует. И тогда он чувствует, что он против всего мира.

Будда является безмолвным и ненасильственным не пото­му, что он практикует это, но потому, что он реализовал себя. Теперь цветок вступил в стадию своего полного расцвета, так что нет ничего, что нужно было бы высвобождать. Он удовлетворен. Осталась просто благодарность существованию. Теперь нет ни­каких жалоб; теперь все в порядке. Когда вы на самом деле расцветаете, все в порядке, все хорошо. Вследствие этого Будда не видит никаких проблем. Все хорошо! Вот почему Будда не является революционером. Чтобы быть революционером, вы должны уметь видеть все это страдание, вы должны уметь чувствовать весь этот беспорядок вокруг, весь этот ад. Чтобы быть революционером, вы должны иметь ощущение, что все является неправильным. Только тогда вы будете революционе­ром. Будда был на этой земле, Махавира был на этой земле, но они не были революционерами. Почему? Возникает такой во­прос: почему?

Когда человек чувствует себя легко с самим собой, то все хорошо. Он не может быть разрушителем, он может быть только созидателем. Его революция может быть только созидательной, творческой, а вы не замечаете ничего созидательного. Если кто-то разрушает что-либо, то только тогда это становится новостью; только тогда вы замечаете это.

Ленин воспринимается как революционер, а не как будда. Во всем мире теперь одни революционеры, число их все время растет. В чем причина этого? Это потому, что все меньше и меньше людей осознают свои потенциальные возможности. Они насильственны и желают разрушать, - потому что, если их жизнь не имеет смысла, то как они могут думать, что жизни других людей могут иметь какой-либо смысл? Махавира считал, что нельзя убить насекомое, нельзя убить даже комара, потому что он осознал самого себя. Теперь он знает, что возможно даже для комара. Комар есть не просто комар; это потенциальная возможность. Для него имеется бесконечно много возможнос­тей; этот комар может стать чем-то божественным. Махавира не может убить его, для него это невозможно. Он может только помочь ему. Он думает только о том, как помочь так, чтобы потенциальные возможности превратились в реальность.

Вы являетесь просто семенем. В вас скрыто великое пред­назначение, но ничто не реализуется. Потенциальные воз­можности растрачиваются; семя остается семенем. Вы серди­тесь. Современное поколение является более сердитым, чем прежние поколения, потому что оно в большей степени осознает свои возможности и имеет меньше удовлетворения. Новое поко­ление гораздо лучше знает о своих потенциальных возможнос­тях, чем более старые поколения. Это поколение живет с тем фактом, что многое возможно. Но ничто не происходит, ничто не становится реальностью, отсюда и больше разочарования. Если вы не можете быть созидателем, то вы, по крайней мере, можете быть разрушителем; вы ощущаете свою силу в разруше­нии. Гнев и насилие являются разрушительными силами. Они присутствуют из-за отсутствия созидательности.

Не выступайте против них. Лучше помогите им высвобо­диться. Не подавляйте их; позвольте им испариться из вас. Тогда будет присутствовать то, что вы считаете противоположным. Когда они испарятся, вы внезапно осознаете, что имеет место безмолвие, имеет место любовь, имеет место сострадание. Они не должны культивироваться специально. Они как ручей, скры­тый в камнях. Удалите камни, и ручей обнаружит себя. Ручей не против камней, он не противоположен им. Достаточно отсутствия камней, и происходит открытие, ручей начинает течь.

Любовь существует в вас как ручей, гнев существует в вас как камень. Удалите его. Но вы все время загоняете его внутрь, еще больше внутрь. Тогда вы еще больше загоняете внутрь и ручей. Выбросьте этот камень. Нет никакой необходимости ударять этим камнем кого-либо. Вы хотите ударить им кого-то, потому что не знаете, как в противном случае избавиться от него. Это то, чему я учу: выбросить его, никого не ударяя. Нет никакой необходимости ударять кого-либо. И если вы сможете выбросить этот камень, не ударяя никого, то от этого всем будет выгода. Вы не можете перебросить его в другие головы; он всегда здесь, и другие чувствуют это.

Когда вы сердитесь, то, как бы вы ни подавляли свой гнев, он ощущается. Вы вибрируете им; вокруг вас случается неуло­вимая печаль. Все начинают ощущать, что в вас сидит какая-то болезнь. У всех появляется желание покинуть вас; вы станови­тесь отталкивающим. Само ваше отношение ко всему создает вокруг вас дурной запах.

Вы можете и не осознавать это, но биохимики утверждают, что если человек любит, или гневается, или занимается сексом, то из его тела выделяются различные запахи - физически, а не метафорично. Когда вы гневаетесь, ваше тело выделяет дурной запах. Когда вы любите, качество запаха меняется. При сексу­альной страсти выделяется другой запах.

Животные привлекаются друг к другу запахом, - когда самка готова, из ее половых желез выделяется определенный запах, привлекающий самца. При отсутствии этого запаха самка еще не готова. Вот почему собаки обнюхивают друг друга: они определяют пол партнера. Если вы сексуальны, вы тоже выде­ляете тонкий запах. Если вы гневаетесь - тоже, потому что в кровь выделяются различные химические вещества. Сознатель­но этого никто не может заметить, но бессознательно замечают все. Вы являетесь бременем - вы являетесь отталкивающим, разрушительным. Выбросьте этот яд из себя.

Запомните следующее: хорошо освобождаться в вакуум. Небо достаточно велико, оно не вернет вам все это обратно. Оно просто поглотит все это, и вы будете освобождены. Так что делайте что-нибудь медитативно и тотально, подойдет даже гнев, даже насилие, даже секс. Легко представить себе, как быть сердитым в одиночку, но вы можете медитативно сотворить в одиночку и сексуальную оргию. И после этого вы будете иметь совершенно другое качество.

Когда вы один, закройте свою комнату и двигайтесь так, как если бы вы участвовали в половом акте. Позвольте двигаться всему своему телу. Прыгайте и вопите; делайте все, что вам нравится. Делайте это тотально. Забудьте все - все обществен­ные запреты и тому подобное. Медитативно войдите в половой акт, но привнесите в него всю свою сексуальность.

При контакте с другим человеком всегда присутствует общество, потому что присутствует этот другой. Очень трудно любить в такой степени, чтобы чувствовать себя так, как если бы другой отсутствовал. Это возможно только при очень глубокой любви, при очень глубокой интимности.

Вот что означает интимность: когда вы ощущаете себя с любимой или с супругой, как будто вы один, когда нет страха перед другим, когда вы можете тотально войти в половой акт; в противном случае присутствие другого всегда накладывает ка­кие-то ограничения. Другой смотрит на вас: «Что она подумает? Что он подумает? Что ты делаешь? Ты ведешь себя как живот­ное».

Наши рекомендации