Крестовые походы. Кровавый навет и гонения. «Черная смерть»
Положение иудеев в Европе резко ухудшается в связи с началом Крестовых походов — весьма сложным историческим явлением, вызванным многими причинами, как чисто религиозными, так и социально-экономическими и политическими. Формально речь шла об освобождении святынь христианства от мусульман, владевших тогда Святой землей — Палестиной и Иерусалимом, где находился гроб Господень. Первый Крестовый поход был объявлен на соборе во французском городе Клермонте в 1095 г., когда папа Урбан II призвал христиан отправиться на войну с неверными. Призыв был подхвачен, и многие тысячи людей отправились в поход, нашив только красные кресты на верхнюю одежду (отсюда название «крестоносцы»). Безусловно, среди них были люди искренне верующие. Очевидно также, что часть феодалов рассчитывала на богатую добычу, что в конце концов привело к разграблению в 1204 г. участниками четвертого похода столицы восточного православного христианства — Константинополя. Кроме того, значительную массу ополчения составляли низы тогдашнего феодального общества — закрепощенные крестьяне, рассчитывавшие получить свободу от хозяев, а также привлеченные призывами церкви получить отпущение грехов всевозможные маргинальные элементы, часто с преступными наклонностями. Если рыцарское войско, основательно подготовившись, двинулось в поход организованно, то простонародье немедленно отправилось огромными толпами, зачастую, не имея ни малейшего представления, где находится Иерусалим. Не покидая пределов Франции и Германии, они начали нападать на еврейские общины, требуя от иудеев под страхом смерти принять христианство. Многие из иудеев предпочли насильственную смерть вероотступничеству. Особенно тяжелый удар обрушился на лотарингские иудейские общины и иудеев городов Вормс, Майнц, Кельн и других. Такое развитие событий было настолько неожиданным, что даже многие местные владетели противодействовали погромщикам. В частности, многих евреев спас и защитил епископ Кельна Герман. По его приказу погромщиков казнили или карали отрубанием рук. Но, конечно, общего бедствия, обрушившегося на некогда процветавшие иудейские общины, эти отдельные случаи великодушия в полной мере смягчить не могли. После погрома, учиненного в Рейнской области, толпы крестоносцев-простолюдинов двинулись дальше на юго-восток, грабя и истребляя еврейское население. По дороге они сами подвергались нападениям местных народов и массами гибли от голода и болезней.
Только организованному рыцарскому ополчению удалось через три года, претерпев многие трудности, добраться до Иерусалима. Город был взят в июле 1099 г., мусульмане и иудеи были беспощадно истреблены. Основанное крестоносцами Иерусалимское королевство просуществовало до 1187 г., когда город был взят египетским султаном Саладином, у которого, напомним, личным врачом был сам Маймонид.
Что касается Германии, то император Генрих IV, несмотря на возражения папы, разрешил насильственно обращенным вернуться к вере отцов и даже наказал некоторых светских и духовных властителей за допущенные беспорядки. Сохранились поименные списки иудейских мучеников за веру, в память о которых читается особая молитва. Потомки их иногда носят имя Зак (аббревиатура еврейских слов зера кодеш —семя святых).
На помощь пришедшему в упадок Иерусалимскому королевству через 50 лет после первого в 1147 г. был организован второй Крестовый поход во главе с французским королем Людовиком VII и германским императором Конрадом. Хотя проповедник похода французский монах Бернард Клервосский призывал крестоносцев идти прямо в Палестину на помощь Иерусалимскому королевству, против евреев снова поднялась погромная волна. Однако на этот раз феодальные владетели приняли меры, а император Конрад даже дал убежище евреям в своих замках и крепостях. Кроме того, иудеям было предоставлено право защищаться от погромщиков с оружием в руках, так что бедствия иудейских общин на этот раз были не такими масштабными. Вместе с тем необходимость постоянно прибегать к покровительству владетельных особ привела к тому, что иудеи стали юридически рассматриваться как крепостные императора или короля, как часть его личного имущества (от нем. — каммеркнехты).Чтобы допустить проживание иудеев в своих владениях, духовные и светские владыки должны были иметь разрешение императора. Он же имел право отобрать у опекаемых иудеев собственность или дарить их своим вассалам в знак милости.
Крестовые походы вообще открывают полосу бедствий иудеев, а также их изгнаний из государств Западной Европы. Одной из причин этого была возросшая роль средневековых городов, где возникли и усилились христианские купеческие и банкирские объединения и закрытые ремесленные цеха. Необходимость в иудейских общинах как городском торгово-промышленном сословии резко упала, а стремление вытеснить конкурентов все время усиливалось. Это создало благоприятную почву для распространения в западных странах нелепых религиозных обвинений против евреев.
Надо сказать, что на Западе главной причиной предубеждения против иудеев было то, что они, точнее их предки, будучи современниками Иисуса, стали свидетелями его деяний и пророчеств, но тем не менее отказывались признать его Мессией. Более того, иудеи в своем упрямстве якобы исказили все факты о нем и постарались скрыть все, что свидетельствует о Троице, и даже в Талмуд об Иисусе ввели сведения в скрытом зашифрованном виде. Тем самым в массовом сознании создавались мифы о том, что иудеи сильно отличаются от обычных людей. Считалось, что у них есть скрытые хвосты, они обладают особым запахом, страдают особыми болезнями, в частности геморроем, и общаются непосредственно с дьяволом на тайных мистериях. Однако при этом существовала твердая уверенность, что все это немедленно исчезнет после их крещения.
Еще одно обвинение состояло в том, что иудеи совершают ритуальные убийства христианских детей, — обвинение, именуемое у евреев «кровавый навет». Тут надо отметить, что западные христиане употребляют при богослужении гостии —небольшие облатки из неквашенного теста, приготовляемые на вине и по виду напоминающие еврейские опресноки — мацу. Христиане западного толка причащаются ими и вином, полагая, что при этом они вкушают тело и кровь Христа. Во времена преследования первых христиан языческие императоры обвиняли их в том, что для причастил они употребляют кровь младенцев. Впоследствии церковные писатели стали обвинять в этом христианских сектантов. Несмотря на то что у иудеев нет обряда причащения, а опресноки (мацу) едят как обычную пищу, их стали обвинять в убийстве младенцев с целью употребления их крови в маце якобы для причащения. Первый случай такого «кровавого навета» произошел в 1144 г. в Восточной Англии в г. Норидже, где нашли убитого ребенка. Другой подобный случай был зафиксирован во Франции в Блуа в 1171 г., а затем обвинения в ритуальных убийствах стали преследовать иудейские общины везде, где находили мертвых детей. Все такие находки сопровождались жестокими погромами местных иудейских общин, пытками и убийствами невинных людей. Жертвами стали тысячи иудеев, несмотря на буллы пап Григория IX в 1236 г. и Иннокентия IV г. в 1247 г., а позднее эдикты, изданные германскими императорами и польскими королями, а также христианскими властями, в которых иудеи защищались от подобных наветов.
В XIII в. к обвинению в ритуальных убийствах прибавились еще обвинения в осквернении гостии. Будто бы евреи из ненависти к Христу тайно приникают в церкви, прокалывают гостии, воплощенное тело Христово. При этом Христова кровь в гостии превращается в ангелов или голубей, которые причитают голосом Христа: «Почему вы меня мучаете?» Поводом для таких обвинений было то, что в старых гостиях обнаруживались какие-то пятна красноватого цвета. Позднее было доказано, что они возникают естественным путем, ввиду развития колоний определенного вида грибков красноватого цвета. Тем не менее такие обвинения также имели самые тяжелые последствия для многих общин, особенно в Баварии и Богемии. Буйствующие толпы во главе с рыцарем Риндфлейшем бесчинствовали, грабили и убивали во многих иудейских общинах. Дело приняло такой оборот, что даже папа Бенедикт II и австрийский герцог полагали, что обвинения в осквернении гостии являются лишь предлогом для грабежей и разбоев.
Все это происходило в период становления всевластия римских пап, стремящихся к укреплению единства католического мира, которому угрожали появляющиеся ереси. При папе Иннокентии III в начале XIII в. был организован Крестовый поход против еретиков-альбигойцев на последнем островке еврейско-арабского просвещения — Провансе. Альбигойцы придерживались традиций первых христиан и враждебно относились к католичеству и римскому папе. Ворвавшись в Прованс в 1209 г., крестоносцы руководствовались призывом монаха Арнольда: «Убивайте всех, а там на небе Господь сам отличит своих от чужих». Наряду с альбигойцами было убито много евреев, которых считали виновниками возникновения ереси.
Созванный по инициативе Иннокентия III церковный собор принял суровые постановления против еретиков и иудеев. Однако присутствие последних надо было терпеть ввиду того, что в Послании апостола Павла к римлянам было сказано, что в конце концов «Израиль, спасется», то есть примет веру в Христа. Поэтому на иудеев было предложено наложить строгие ограничения с тем, чтобы они скорее раскаялись в своих «заблуждениях». Согласно решениям собора, христианским правителям предписывалось не принимать евреев на государственные и общественные должности, не позволять им выходить на улицу в дни Страстной недели накануне праздника католической Пасхи, и, самое главное, иудеи должны носить на платье или на головном уборе особый позорный знак. Обычно для мужчин это был кружок (кольцо) из желтой или голубой материи и особой формы колпак, а для женщин — две голубые полосы на платке. Некоторые местные власти добавляли и свои новации, например в некоторых немецких городах от евреев-мужчин требовалось носить длинные бороды, а в других, наоборот, стричь их через каждые четыре недели. Присягу требовалось приносить, стоя на свиной коже, то есть коже запрещенного для евреев животного, и сам ее текст был полон проклятий и унижений.
Но самым страшным бедствием для иудейских общин, как, впрочем, и для всего населения средневековой Европы, стала эпидемия чумы, разразившаяся в 1348-1349 гг. «Черная смерть» косила людей миллионами, вымирали целые города. Считается, что в это время население Европы сократилось на треть. Люди обезумели от обрушившегося на них бедствия, не понимая его причин. В это время был пущен зловещий слух, будто эпидемия случилась из-за того, что евреи отравили колодцы, чтобы истребить христиан. Одной из причин этого навета было то, что более умеренный, замкнутый образ жизни, лучшая забота о больных, соблюдение завета регулярных омовений снизили смертность иудеев по сравнению с окружающим населением, хотя и у них она была достаточно велика. Первое время действовала булла папы Климента VI, запрещавшая убивать евреев на основании непроверенных слухов. Однако затем население Европы охватил массовый психоз, особенно после того, как, не выдержав жестоких пыток в Швейцарии, один иудей «сознался», что составил яд, которым они отравляли колодцы. С этого момента эпидемия погромов захватила Испанию, Францию, Германию, где уцелела только община в Регенсбурге. Имущество убитых иудеев делилось между феодальными владетелями и городскими магистратами. Примерно в эту эпоху происходил процесс полного изгнания иудеев из стран Европы: из Англии — в 1290 г., из Франции — в 1394, наконец, из Испании — в 1492.