Крестовые походы XI-XIII вв

1. Исторические предпосылки и причины крестоносного движения.

2. Христианские государства на Ближнем Востоке и отношения крестоносцев с мусульманским населением.

3. Византия и крестоносцы.

4. Последствия и значение крестовых походов.

Источники:

1. Альберт Аахенский. Иерусалимская история / Пер. М.А. Заборова // История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. С. 58-59, 87-90. (НБ ЯрГУ)

2. Анна Комнина. Алексиада / Пер. Я.Н. Любарского. СПб., 1996 (2010). (ЯОНБ им. Некрасова)

3. Аноним из Суассона. О земле Иерусалимской и ее обитателях / Пер. Н.С. Горелова // Царство Небесное: Легенды крестоносцев XII-XIV вв. СПб., 2006. С. 142-154.

4. Виллардуэн Ж. де. Завоевание Константинополя. М., 1993. (ЯОНБ им. Некрасова, НБ ЯрГУ)

5. Георгий Акрополит. История / Пер. П.И. Жаворонкова. СПб., 2005.

6. Деяния франков и прочих иерусалимцев / Пер. Т.Г. Мякина, В.Л. Портных. Новосибирск, 2010.

7. Жуанвиль Ж. де. Книга благочестивых речений и добрых деяний нашего святого короля Людовика. СПб., 2007 (2012).

8. Клари Р. де. Завоевание Константинополя. М., 1986. (ЯОНБ им. Некрасова, НБ ЯрГУ)

9. Никита Хониат. История / Пер. М.А. Заборова // История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. С. 202-203, 244-246, 269-270. (НБ ЯрГУ)

10. Одон Дейльский. О странствиях Людовика VII, франкского короля, на Восток / Пер. Т.И. Кузнецовой // Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков. М., 1972. С. 372-376.

11. Раймунд Ажильский. История франков, которые взяли Иерусалим / Пер. М.А. Заборова // История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. С. 135-138. (НБ ЯрГУ)

12. Ригорд. О деяниях Филиппа Августа / Пер. М.М. Стасюлевича // История средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Т. III. СПб., 1887. С. 485-486.

13. Роберт Реймский. Иерусалимская история / Пер. М.А. Заборова // История крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. С. 51-54. (НБ ЯрГУ)

14. Усама ибн Мункыз. Книга назидания / Пер. М.А. Салье. М., 1958. (ЯОНБ им. Некрасова)

Согласно традиционному определению, под крестовыми походами понимаются военно-религиозные экспедиции христиан, предпринимавшиеся с конца XI в. с целью освобождения Гроба Господня и других христианских святынь Палестины в соответствии с папской буллой и под эгидой церковной власти, персонифицированной в лице сопровождавшего крестоносцев папского легата. Однако многие историки, преимущественно английские и американские, считают, что все войны, которые велись против неверных, еретиков и схизматиков с целью защиты христианской церкви и по инициативе или при содействии папства, могут рассматриваться в качестве крестовых походов. В этом случае хронологические рамки крестовых походов расширяются вплоть до битвы при Лепанто в 1571 г.

Термин «крестовый поход» позднего происхождения и появляется лишь на рубеже Нового времени на Западе, а в арабском мире около 1850 г. Средневековые тексты чаще всего говорят о «путешествии в Иерусалим» (iter hierosolymitanum) или о паломничестве (peregrinatio). Позже употребляются также термины auxilium terre sancte (помощь Святой земле), expeditio (поход), transitio (переход). События, которые мы называем крестовыми походами, на самом деле не воспринимались таковыми современниками. Христиане рассматривали их как продолжение войны византийского императора Ираклия против персов, в результате которой христианской церкви была возвращена драгоценная реликвия – Честной крест (Животворящее древо), на котором распяли Христа (629 г.). Тем не менее очевидно, что современники сознавали: крестовый поход – не просто вооруженное паломничество или военная операция, а новое явление, в котором черты паломничества сочетаются с элементами военной экспедиции.

Литература:

  1. Близнюк С.В. Мир торговли и политики в королевстве крестоносцев на Кипре. 1192-1373. М., 1994.
  2. Васильев А.А. История Византийской империи. От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб., 2000. (НБ ЯрГУ)
  3. Виймар П. Крестовые походы. Миф и реальность священной войны. СПб., 2003.
  4. Добиаш-Рождественская О.А. Эпоха крестовых походов (Запад в крестоносном движении). Общий очерк. М., 1918 (2011). (НБ ЯрГУ)
  5. Заборов М. А. Крестовые походы. М., 1956. (НБ ЯрГУ)
  6. Заборов М. А. Крестоносцы и их походы на Восток в XI-XIII вв. М., 1962. (ЯОНБ им. Некрасова, НБ ЯрГУ)
  7. Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. (НБ ЯрГУ)
  8. Заборов М. А. Папство и крестовые походы. М., 1960. (ЯОНБ им. Некрасова)
  9. Кардини Ф. Европа и ислам. История непонимания. М., 2007.
  10. Карпов С.П. Латинская Романия. СПб., 2000.
  11. Карпов С.П. История Трапезундской империи. СПб., 2007.
  12. Лучицкая С.И. Образ Другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2011.
  13. Мишо Г. История крестовых походов. М., 1995. (ЯОНБ им. Некрасова, СПб., 1822 – НБ ЯрГУ)
  14. Перну Р. Крестоносцы. СПб., 2001. (ЯОНБ им. Некрасова)
  15. Ришар Ж. Латино-Иерусалимское королевство. СПб., 2002.
  16. Степаненко В.П. Византия в международных отношениях на Ближнем Востоке (1071-1176). Свердловск, 1988. (НБ ЯрГУ)
  17. Успенский Ф.И. История крестовых походов. СПб., 2000. (НБ ЯрГУ)
  18. Успенский Ф.И. Очерки истории Трапезундской империи. СПб., 2003.
  19. Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока: мусульманская перспектива. СПб., 2008.
  20. Шукуров Р.М. Великие Комнины и Восток. СПб., 2001.

Причины крестовых походов западноевропейского рыцарства на Восток в XI-XIII вв. Политические амбиции католической церкви. Цели организаторов и участников походов.

Общая хронология крестовых походов. Деятельность духовно-рыцарских орденов. Государства крестоносцев на Востоке (Эдесское графство, Антиохийское княжество, Иерусалимское королевство, Триполитанское графство, Кипрское королевство). Контакты и неприятие христиан и мусульман.

Династия Комнинов и крестоносцы. Четвёртый крестовый поход. Свержение Ангелов и завоевание Константинополя. Венеция и Византия. Латинская империя.

Итоги и результаты крестовых походов. Знакомство европейцев с культурой Востока.

Наши рекомендации