Крестовые походы и инквизиция

В конце XI века положение Византии резко ухудшилось. Ослаблен­ная усобицами Русь перестала сдерживать половцев, которые нача­ли разорять северные земли Византии. Турки, захватившие власть в Багдадском халифате, присоединили к себе большую часть террито­рии Византии — Малую Азию, Сирию и Палестину. В этих услови­ях, несмотря на конфликт с римско-католической церковью, импера­тор Византии Алексей I обратился за помощью к папе римскому Урбану И. В 1095 г. папа, в свою очередь, призвал христиан Европы освободить Святую землю (Иерусалим) от язычников. Всем участ­никам похода, в том числе ворам и убийцам, которые омоются в во­дах Иордана, где крестился Христос, папа обещал отпущение грехов.

Первыми в крестовый поход в 1096 г. двинулись толпы бед­нейших крестьян, горожан, безземельных рыцарей. По дороге в Константинополь крестоносцы, надеясь на последующее ис­купление грехов, грабили и разоряли земли Венгрии, Болга­рии, Византии. Их плохо вооруженные, неорганизованные тол­пы легко разгромили турецкие войска.

Основные силы крестоносцев, возглавлявшиеся высшей знатью Франции и Фландрии, достигли Малой Азии в 1097 г. Турки не смог­ли противостоять фанатично настроенным тяжеловооруженным ры­царям. Им удалось отвоевать значительную часть Малой Азии, за­хватить Иерусалим и большую часть городов Средиземноморья. Далеко не все земли были переданы Византии: на них были основа­ны государства крестоносцев — Иерусалимское королевство, граф­ство Эдесское, княжество Антиохия, графство Триполи.

Крестоносцы стремились расширить свои владения, в частности завоевать Египет. Их ударной силой стали рыцарские ордена (госпи­тальеров, или иоаннитов; тамплиеров, или храмовников; святой де­вы Марии, или Тевтонский орден).

Члены орденов приносили обет целомудрия (безбрачия), нестя­жательства (отказа от обогащения) и послушания. Создание орденов обеспечило римско-католическую церковь собственной, хорошо ор­ганизованной вооруженной силой и позволило найти сферу деятель­ности для младших сыновей феодалов (безземельных рыцарей).

Всего за 1096—1270 гг. состоялось восемь крестовых походов в Малую Азию, однако крестоносцам не удалось добиться новых успе­хов. Напротив, к концу XIII века турки и Египетский халифат отво­евали Святую землю. Причиной этого стали раздоры между евро­пейскими феодалами, а также конфликт между крестоносцами и Византией. Во время четвертого крестового похода (1202—1204) крестоносцы вмешались в борьбу за власть в Византии, захватили и разграбили Константинополь. На его руинах была создана католиче­ская Латинская империя. Православные византийские земли, избе­жавшие завоевания, объединились. После длительной войны в 1261 г. их войска выбили крестоносцев из Константинополя. Одна­ко, чтобы избежать продолжения заведомо неравного противоборст­ва, император Византии Михаил VIII Палеолог (правил в 1259—1282) согласился в 1274 г. на заключение унии православной церкви с като­лической и признал верховенство папы в церковных делах.

Крестовые походы организовывались папством не только на Вос­ток. Их объектом стали сами европейские страны, где широко рас­пространились так называемые ереси. В первой трети XIII века со­стоялось несколько крестовых походов на юг Франции. Число убитых исчислялось десятками тысяч. Города, признанные рассадни­ками ереси, сравнивались с землей.

Важнейшим орудием борьбы с оппозицией стала инквизиция. Она была учреждена после принятия в 1233 г. папской буллы, предписы­вающей монахам ордена Св. Доминика преследовать еретиков. Инк­визиторы имели право выявлять, пытать и судить их. Приговоренных обычно сжигали на костре. За время существования инквизиции число казненных жертв, по самой скромной оценке, со­ставило несколько сот тысяч человек.

Суду инквизиции подлежали люди, обвиненные в высказы­вании еретических взглядов, противоречащих церковным дог­матам, принадлежности к осужденным церковью сектам, запо­дозренные в колдовстве, ведовстве. Основанием для допроса чаще всего были доносы, как правилоложные. Однако с помо­щью пыток инквизиторы вырывали «признания» у своих жертв, которые затем давали повод вынесения смертного приговора.

С особой подозрительностью инквизиция относилась к людям иных вероисповеданий (иудеям, мусульманам), даже если официально они не были запрещены.

Инквизиция, признающая лишь власть Рима, не подчинялась местным епископам, которые сами оказывались под ее надзором. Это ознаменовало усиление контроля папской власти над церковной жизнью. Одновременно была введена практика продажи индульген­ций (грамот об отпущении грехов), она стала важным источником доходов церкви.

Теоретическим основанием новой политики были труды теолога доминиканского ордена Фомы Аквинского (1224— 1274), взгляды которого получили официальное одобрение ру­ководства римско-католической церкви.

Фома Аквинский считал высшей божественную волю, уп­равляющую миром. Ее проявления он видел в законах, которые воспринимаются человеком как естественные (нормы морали, представления о справедливости). Законы, установленные светской властью, по мнению Фомы, могут расходиться с ес­тественными. Хотя любая власть определялась им как имею­щая божественное происхождение, он не исключал того, что светские правители могут пользоваться ею во зло. В этом слу­чае, считал Фома Аквинский, народ не только имеет право на восстание против недостойного властителя, но и обязан про­тивостоять ему во имя восстановления божественных законов. Хранителем их, в первую очередь, выступает церковь.

Возможность проявления злонамеренности средневеко­вый теолог связывал с происками дьявола, веру в существова­ние которого считал обязательной для христиан. Атеисты, ере­тики, дурные правители рассматривались как слуги владыки тьмы. В борьбе с ними Фома видел важнейшую задачу церкви. Это означало, что свобода выбора религиозных убеждений от­вергалась. Приобщение человека к вере, в том числе и против его воли, становилось делом церкви. Она отпускала грехи тем, кто раскаялся в них, и карала с помощью инквизиции грешни­ков, упорствующих в своих заблуждениях.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Проследите процесс становления средневековых городов в Европе. Почему в городах складывалась система само­управления?

2. Укажите причины обострения конфликтов между церковной и светской властями. Объясните, почему церковь в противосто­янии со светской властью одерживала верх.

3. Назовите причины и цели крестовых походов. Укажите их направления. Какие государства были образованы кресто­носцами на Востоке?

4. Объясните суть взглядов теолога Фомы Аквинского. Почему его теория стала официальной доктриной католической церкви?

Наши рекомендации