Определение единства: не унисон, а гармония
Кто-то хорошо сказал: "Если бы мир вдруг увидел, что мы любим безусловно и стоим друг за друга независимо ни от чего, нам пришлось бы построить тысячи новых церквей, чтоб вместить всех желающих быть вместе с нами". На беду мы делаем прямо противоположное и тем самым отвращаем от Спасителя великое множество людей. Иисус знал, о чем говорил. Без единства Церковь никогда не сможет ни возрасти, ни принести этому миру свет Истины. Знаменитый индуистский вождь Махатма Ганди однажды заметил: "Я охотно стал бы христианином, если бы не видел христиан". Слишком уж часто мы, христиане, проповедуем одно, а делаем другое.
Говоря о единстве в Церкви, я вовсе не имею в виду единообразия. Между тем и другим существует огромное различие. Единообразие - это когда все выглядят одинаково, одеты одинаково, ведут себя одинаково. Это уже не христианство - это секта, это культ. Мы не говорим о единообразии, мы говорим о единстве - единстве в разнообразии. Вы бывали когда-нибудь на симфоническом концерте? Помните, какая какофония царит в оркестре перед началом концерта? Сперва даже кажется, что каждый музыкант уже начал играть свою собственную, совершенно отдельную мелодию. Барабаны выстукивают марш, флейты нежно насвистывают вальс, а тромбоны вообще играют в разных тональностях - каждый в своей. Настоящий сумбур! Но вот за пультом появляется дирижер, и рука его в белой перчатке изящно подымает дирижерскую палочку. И что-то вдруг происходит! С этой самой секунды, с этого первого взмаха дирижерской палочки - начинает звучать мелодия!
Мы ходим на концерты, чтобы наслаждаться гармонией, а вовсе не унисоном. Если бы все инструменты одновременно брали одну и ту же ноту, слушатели быстро устали бы и мгновенно разбежались. Чудо симфонии - это и есть единство в разнообразии. Многоголосие и контрапункт - вот что нам нравится в звучании оркестра, в том, как по-разному звучат духовые, струнные и ударные инструменты. Все эти разные "голоса", сливающиеся в единую, цельную мелодию, нередко так прекрасны, что на глазах у слушателей выступают слезы. 27 мая 1989 г. зоолог Пол Харви обнаружил, что голубые киты поют. Крупнейшее в мире млекопитающее не умеет говорить, зато умеет петь. И это еще не все. Одновременно во всем мировом океане голубые киты берут одну и ту же ноту! Установлено, что мелодичный звук, издаваемый голубым китом, может достигать 188 децибел (что примерно равно "громкости" мотора истребителя). Причем эти удивительные животные не только одновременно поют одну и ту же песню, но могут время от времени так же дружно "менять пластинку".
Именно эта последняя деталь больше всего поразила меня в ученой статье мистера Харви. Его исследования показали, что когда тихоокеанские голубые киты "меняют пластинку", в тот же миг ее "меняют" и голубые киты в Атлантике - будто взмахивает своею палочкой невидимый дирижер! Слово Божье повелевает нам "говорить одно" (1 Кор. 1:10), "мыслить" - одно (см. Флп. 3:14 - 17), быть "единодушными и единомысленными" (там же 2:2), имея "те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (там же 2:5). Песнь Ноя не была похожа на песнь Моисея, но тем не менее то была Его песнь. Может быть, раньше и киты в различных океанах пели разные песни, пели их из поколенья в поколенье, и лишь теперь, в нынешнем поколении, поют одну.
И неважно, где вы живете: в США, Нидерландах или Египте. Вопрос в другом: поете ли вы песнь единства? Это песнь гармонии, песнь любви Божьей. Исполняете ли вы завет Павла, который писал об этом так: "…Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны" (Флп. 2:2)? Несколько лет тому назад кто-то показал мне картинку с изображением летящей стаи гусей. Доводилось ли вам когда-нибудь видеть такую стаю, летящую по небу правильным клином: осенью - на юг, весной - на север? А ведь из наблюдения за повадками этих птиц каждый христианин мог бы извлечь для себя ценный урок.
С точки зрения аэродинамической науки, полет клином ослабляет лобовое сопротивление ветра для всех гусей, кроме вожака, летящего впереди. Кроме того, вожак взмахами своих крыльев задает ритм всей стае. А в едином ритме стае гусей легче вместе преодолевать огромные расстояния. Мы, христиане, тоже видим, что мы достигаем намного большего, работая вместе, чем когда каждый из нас действует в одиночку. "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6:2). И когда мы исполняем этот закон, работая дружно, разделяя общие цели и ценности, тогда нашим возможностям нет предела. Когда гуси долго летят клином, вожак время от времени уступает место в острие клина другому гусю, а сам какое-то время отдыхает позади. Так что и гусю понятно, как это важно - носить бремена друг друга. Без этого вожак быстро истощил бы свой запас жизненных сил, а так - он черпает силы у стаи точно так же, как и стая у него.
А вот еще один закон гусиной стаи, который сформулировали ученые, долгое время наблюдавшие за этими птицами. Когда больной или раненый гусь не может больше лететь вместе со всей стаей и опускается на землю или на воду, вместе с ним опускаются и два здоровых гуся. Они остаются с ним и выхаживают его до тех пор, покуда он не окрепнет настолько, чтобы пристать к другой стае. Изрыгая проклятия падшим вместо того, чтобы посвятить им свою любовь, внимание и заботу, выходить и вернуть "в стаю", мы подтачиваем единство Тела Христова. Сказать по правде, я рад, что вы непохожи на меня, а я на вас. А ведь нередко мы настолько жаждем единства, что начинаем по ошибке принимать его за единообразие. Вы обязаны предоставить людям право не соглашаться с вашей точкой зрения - однако никому не дано права вносить несогласие и раздоры в Тело Христово. Но дайте людям право думать и действовать иначе, чем думаете и действуете вы.
Придется вам, мой друг, выбирать. Можно дружить с человеком на основании 90-процентного согласия или враждовать из-за 10-процентного несогласия. Лично я уверен, что никто из нас не прав абсолютно всегда и абсолютно во всем. Поймите же наконец, что это нормально, когда мы в чем-то не согласны друг с другом. Однако существует нечто, в чем мы с вами обязаны согласиться. Назовем это правилами игры. Например, если все играют в футбол, вы не должны (если, конечно, вы не вратарь) хватать мяч руками и бросать в ворота, заявляя при этом, что вы-то дескать, играете в баскетбол…
Иногда одна и та же команда может выступать в разных "цветах": например, дома в одних, а в гостях в других. Но это, тем не менее, та же самая команда. Так и в Теле Христовом: одни его члены всю жизнь "играют на своем поле", созидая и пестуя царственное священство в своих поместных церквах, - другие же всю жизнь проводят "в гостях", достигая мирян. Их "форма", т.е. внешний вид, может радикально отличаться от того, как выглядят их братья в церкви (как правило, в строгом костюме и при галстуке вам будет трудновато достучаться до "людей на улице" или не воцерковленной молодежи). Но и те, и другие играют в одной команде. Все мы в Теле Христовом действительно одинаково веруем в непорочное зачатие и пролитую за нас кровь Христову, в Его искупительную жертву и Его воскресение. Но мы вовсе не обязаны цеплять вывески на дома своих собраний: "Церковь верующих в маленький палец левой ноги на иконе святого Даниила".
Можно высосать себе доктрину из любого пальца (что мы частенько и делаем). Если вы согласны дружить лишь при условии 100-процентного доктринального согласия - дружите с самим собой, ибо больше вам дружить будет не с кем. Да еще советую вам хорошенько подумать, всегда ли вы согласны и с самим собой - или только до обеда? Да будет в нашем с вами единстве здоровое разнообразие! Давайте дружить на основе 90-процентного согласия, а не враждовать из-за 10-процентного несогласия. Ваша зрелость часто может быть измерена вашей способностью двигаться в согласии. Некоторые из нас разыгрывают из себя этаких "бедных, но честных" богословов: мы, дескать, не так уж много знаем, зато твердо держимся того, в чем мы уверены. Прекрасно! Одно нехорошо: что на основе и этого немногого христиане умудряются осуждать или сторониться других христиан. Они преисполнены духа гордости и фарисейства. Они не "праведны", а "самоправедны".
Однако следует опасаться и другой крайности - суррогатного единства. Мы живем в мире суррогатов. В Нью-Йорке вы можете по дешевке купить у уличного торговца "фирменную" вещь, но будьте уверены: это подделка. Лишь опытный глаз может отличить поддельные бриллианты от настоящих. Даже еда в наше время стала поддельной: обезжиренные "сливки" по вкусу не отличаются от настоящих - только по калорийности! Так и в Церкви. Враг часто подсовывает нам идеи "единства", которые, по здравом размышлении, оказываются подделками. Он предлагает нам выстроить Храм не из Божьего камня, а из кирпича, изготовленного людьми, построить единство на единообразии и человеческом контроле, при полном безразличии к истине.
Экуменизм, выхолащивая суть христианства, создает фальшивое единство. Экуменическое движение - это движение, основанное на поиске нашего наименьшего общего знаменателя, которым пытаются подменить нашу наибольшую цель и наше наивысшее призвание. Вместо того, чтобы попытаться найти истину и достичь согласия в учении, экуменизм просто заявляет: "Верь во что хочешь и как хочешь. Мы с тобой заранее согласны!" В нем нет разногласий, ибо не о чем и спорить. А зрелость - это способность сказать: "Я с тобою не согласен; у меня другое мнение. Но мне нравится ясность и определенность твоих взглядов. И я отказываюсь от всяких распрей, проистекающих из несходства во мнениях". Ни в одном месте Писания, относящемся к Церкви, вы не найдете слова "независимость" или производных от него слов. Скорее Писание подсказывает нам, что одной из составляющих Божьего замысла о Церкви является взаимозависимость. Когда мы читаем в Евангелии от Матфея: "…Если двое из вас согласятся…", "…где двое или трое собраны во имя Мое…" (Матф. 18:19, 20), то слышим призыв вовсе не к одиночеству и развитию своей независимой личности. Если вся Церковь и должна принять какой-то документ, то это, по-видимому, должна быть "Декларация зависимости": мы полностью зависим друг от друга и абсолютно - от Него! То, что некоторые люди называют "независимостью", на деле означает упоенное самолюбование какой-то группы недисциплинированных индивидов.
А вот информация к размышлению для тех, кто привык измерять важность и ценность библейских понятий количеством их упоминаний в Писании. Такие важные понятия, как "пост" и "молитва" упоминаются более 100 раз каждое. А вот слово "вместе" употреблено 484 раза, словосочетание "собраны вместе" - 97 раз. Поразмышляйте над следующими примерами из Святого Писания - по слову Павла: "Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте" (Флп. 4:8).
· Собраны вместе · Страдали вместе
· Ходили вместе в дом Божий · Ходили вместе на войну
· Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! · Все они были единодушно вместе
· И они постоянно пребывали в учении - вместе! · В общении - вместе!
· И преломлении хлеба - вместе! · И в молитвах - вместе!
· Все же верующие были вместе и имели все общее · И они могли приближаться вместе
· Двигаться вместе · Возрастать вместе
· Быть соединенными вместе · Восседать вместе
· Соглашаться вместе · Говорить вместе
· Быть в общении все вместе · И они двигались вместе
· Связанные вместе · Возростали вместе
· Славили вместе · Будучи совершены воедино вместе
· Соработники, проходящие поприще вместе · Соединенные вместе
· Избранные вместе · Чтобы вместе и умереть, и жить
· И вместе воссесть на небесах Божий замысел состоит в том, чтобы мы все делали ВМЕСТЕ!
Если мы не можем вместе воссесть на земле - как вместе воссядем на небе? Разрушение Тела Христова в Новом Завете - это то же самое, что человеческие жертвоприношения в Ветхом. Сказать: "Ну что ж, ничего не поделаешь, кажется, придется испортить отношения с братьями", - это равносильно тому, что сказать: "Ну что ж, ничего не поделаешь, кажется, придется заново распять Иисуса Христа на алтаре нашего особого мнения". Ибо это Его Тело и Его Сердце мы всякий раз, учиняя новую распрю, разрываем на части. Мы должны преодолеть в себе это желание во имя достижения единства в Теле. Вот что, мне кажется, означает "уничиженное тело наше" преобразить так, чтобы оно было "сообразно славному Телу Его" (Флп. 3:21).
Единство не означает полного отсутствия конфликтов. Это было бы уже не единство, а единообразие. А вот что такое единство: "Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу…" (Мф. 5:25). Примирение - это не компромисс. Нам необходим дух примирения, который приведет нас к единству. Этот дух должен прийти в наши се6рдца и в наши дома, в круг наших друзей и наших сотрудников. Он нужен нам повсюду и всегда. Сатана в каждую щель пытается посеять зерна раздора. Нам не нужны мастера раздора: нам нужны мастера и наладчики нормальных взаимоотношений. При распятии на кресте смерть, как правило, наступала от удушья. Когда тело человека прибивали к кресту, несчастный инстинктивно пытался перенести тяжесть тела на ноги, чтобы распрямить грудь и освободить проходы воздуху. Поэтому часто - из милосердия - распятому ломали ноги, чтобы сократить агонию и приблизить смерть. В Писании сказано, что ни одна кость в Его теле не была сломана: "…Пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним; но, пришедши к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней" (Ин. 19:32 - 33). Иисус умер от разрыва сердца, о чем свидетельствует тот факт, что когда "один из воинов пронзил Ему ребра…тотчас истекла вода и кровь" (Ин. 19:34). Разорванное сердце - вот плата за то, чтобы не было сломано тело.
О Христос с пронзенными ребрами и разорванным сердцем, дай нам слезы Твои о Иерусалиме, и пусть наши сердца будут разорваны подобно Твоему, дабы не было раздоров между нами, и пусть наши личности будут сломаны во имя единства Целого.
Глава 4
Рецепт единства