Определение ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ)

Процедура обследования

Респондентам предлагается тот же список из 21 качества личности (см. табл. 4), включающий поровну деловые (Д), моральные (М) и эмоциональные (Э) качества, расположенные в случайном порядке. Из предложенного списка необходимо выбрать 5 качеств, наиболее важных для характеристики индивида как члена группы.

Обработка результатов

1) подсчитать:

а) общее число выборов, сделанных испытуемым (N);

б) количество выборов, приходящихся на каждое качество;

в) количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (n);

г) количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (n1).

2) Вычислить коэффициент ценностно-ориентационного единства (C) по формуле:

С = n – n1 * 100%
N

Интерпретация результатов:

а) С ≥ 50%, ЦОЕ высокое (оценка 3 балла);

б) 30% < С < 50%, среднее (2 балла);

в) в остальных случаях – ЦОЕ низкое (1 балл).

Приложение 6

Бланк методики

Шифр группы ___________

Дата заполнения __________________

Фамилия _____________ Имя _____________ Отчество ______________

Инструкция

Выберите из предложенного списка 5 качеств, которые Вы считаете наиболее важными для человека как члена группы, отметив их галочкой в соответствующей строке.

ТРУДОЛЮБИЕ   ДЕЛОВИТОСТЬ  
ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ   СКРОМНОСТЬ  
ВЕСЕЛОСТЬ   ДРУЖЕЛЮБИЕ  
АККУРАТНОСТЬ   СДЕРЖАННОСТЬ  
ЧЕСТНОСТЬ   СПРАВЕДЛИВОСТЬ  
ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ   ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ  
ПОРЯДОЧНОСТЬ   АКТИВНОСТЬ  
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ   ИСКРЕННОСТЬ  
ОТЗЫВЧИВОСТЬ   НАСТОЙЧИВОСТЬ  
ПРИВЕТЛИВОСТЬ   ОБАЯТЕЛЬНОСТЬ  
    ПРАВДИВОСТЬ  

БЛАГОДАРИМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!

Изучение психологического климата группы

Данная методика позволяет определить психологический климат группы посредством изучения отношения членов группы к учебной деятельности, их кооперативную зависимость.

Процедура обследования

Участникам опроса предлагаются три вопроса, направленные на описание отношения членов группы к учебе. Ответы на вопросы дифференцированы в соответствии с 5-балльной шкалой.

Обработка результатов

Для подсчета показателя психологического климата ответы оцениваются следующим образом:

всегда волнует – 5 баллов;

чаще волнует – 4 балла;

волнует в половине случаев – 3 балла;

чаще не волнует – 2 балла;

совсем не волнует – 1 балл.

Затем вычисляется средний балл по группе:

X = (а + б + в) / 3N

где а, б, в – балльные оценки по вопросам;

N – число испытуемых.

Интерпретация результатов

Если X ≥ 4,5 баллов – показатель психологического климата высокий (оценка 3 балла); если 3,5 < Х < 4,5 – средний (2 балла);

в остальных случаях низкий (1 балл).

Приложение 7

Бланк методики

Шифр группы ___________

Дата заполнения __________________

Фамилия _____________ Имя _____________ Отчество ______________

Инструкция

Вам предложены три вопроса, характеризующие отношение членов Вашей группы к учебе. По каждому вопросу оцените свою группу, выбрав один из предложенных ответов.

    Вопросы Ответы
Всегда волнует Чаще волнует Волнует в половине случаев Чаще не волнует Совсем не волнует
Всегда ли членов Вашей группы волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?          
Всегда ли вы оказываете помощь друг другу в учебе?          
Все ли ответственно относятся к учебе?          

БЛАГОДАРИМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!

Интегральная оценка групповой сплоченности и уровня развития коллектива

Вычислить сумму баллов по всем трем параметрам:

И = К + С + Х, где К – количество баллов, характеризующих сплоченность группы,

С – количество баллов, характеризующих ценностно-ориентационное единство группы,

Х – количество баллов, характеризующих психологический климат группы.

Интерпретация результатов: если И ≥ 8 – уровень групповой сплоченности и развития коллектива высокие; если И = 6, 7 – средние; в остальных случаях – низкие.

Задание 4. Изучение мотивации обучения в вузе

Для выполнения этого задания студенту необходимо провести обследование группы с помощью двух методик – методики Т.И.Ильиной и методики Т.Д.Дубовицкой.

Мотивация – совокупность разнородных побуждений (мотивы, потребности, интересы и т.д.), детерминирующих поведение и деятельность человека. Исследование мотивации означает поиск ответов на вопрос, какие движущие силы, тенденции, потребности и замыслы стимулируют деятельность индивида.



Наши рекомендации