Тема: Гармония. Что такое гармония в музыке.

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира» (слушание).

Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса) (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Гармония. Что такое гармония в музыке.

III. Работа по теме урока.

Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем

Сила гармонии? Хотелось бы видеть здесь

Проявление некоей божественной любви,

Узнать её происхождение и установить связь

С другими силами, которыми держится Вселенная.

Птолемей

В размеры стройные стекались

Мои послушные слова

И звонкой рифмой замыкались.

В гармониисоперник мой

Был шум лесов, иль вихорь буйный,

Иль иволги напев живой,

Иль ночью моря гул глухой,

Иль шепот речки тихоструйный.

Все в ней гармония, все диво,

Все выше мира и страстей…

…Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Проверил

Я алгеброй гармонию.

- Я прочитала вам строки из разных стихотворений одного и того же поэта, не догадались какого? (А.С. Пушкина)

- Какое слово присутствовало во всех отрывках? (слово «гармония»)

- Что, на ваш взгляд, оно означает? (ответы детей)

- Давайте поразмышляем, в каком значении употребляется это слово в каждом из отрывков. Для этого вы поработаете «в парах».

1. Работа «в парах»:

2. Прочитайте внимательно фрагменты стихотворений, обратите внимание на слово «гармония», в каких значениях оно употребляется в каждом из фрагментов.

3. Соедините «стрелками» стихи и значения слова «гармония», в котором оно употребляется в этих стихах.

Значения слова «гармония»: 1. Гармония – наука об аккордах и музыкальных созвучиях.     2. Под гармонией подразумевается поэзия.   3. Гармония – стройность, соразмерность, красота.  
 SHAPE \* MERGEFORMAT 
Фрагменты стихотворений:   1. В размеры стройные стекались Мои послушные слова И звонкой рифмой замыкались. В гармониисоперник мой Был шум лесов, иль вихорь буйный, Иль иволги напев живой, Иль ночью моря гул глухой, Иль шепот речки тихоструйный.   2. Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей…   3. …Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Проверил Я алгеброй гармонию.  
 Тема: Гармония. Что такое гармония в музыке. - student2.ru Тема: Гармония. Что такое гармония в музыке. - student2.ru Тема: Гармония. Что такое гармония в музыке. - student2.ru

Проверка:

- И так, в смысле стройности, соразмерности, красоты, в каком отрывке употребил слово «гармония» поэт? (во втором, это стихотворение «Красавица»)

- А где под гармонией подразумевается поэзия? (в первом, стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом»)

- Близко к этому значение и третьего отрывка (это слова Сальери из «Маленькой трагедии»). Недаром поэт далее произносит тост:

…за искренний союз,

Связующий Моцарта и Сальери,

Двух сыновей гармонии.

– Только речь тут идет уже не о поэзии, а о музыке.

Сообщение темы урока:

- И сегодня на нашем уроке мы будем говорить о гармонии не только в музыке, но и в искусстве, и в окружающей нас жизни.

Тема урока: «Гармония в мире и музыке».

– Эпиграфом к уроку будут слова известного древнего мыслителя Птолемея: «Есть ли что-нибудь более прекрасное, чем сила гармонии?»

– Слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя не проявляла – в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческого тела. Древние греки словом «гармония» даже определяли периоды мирной жизни, свободной от войн и потрясения. И это же слово было избрано для выражения глубинного смысла музыки. Итак, гармония – это искусство музыкальной красоты.

Гармонию в музыке можно определить словами: светлая, темная, напряженная, резкая, изысканная, красочная и т.д.

«Гармония» – одно из самых главных понятий музыкального искусства. Что же оно означает? Очевидно, слово «гармония» возникло далеко за пределами музыки: ведь люди издавна называли гармонией красоту и соразмерность, где бы она себя не проявляла – в архитектурном ли сооружении, состоянии души или человеческой фигуре. Древние греки словом «гармония» определяли даже периоды мирной жизни, свободные от войн и потрясений. И это же слово – такое богатое смыслами, такое многозначное – из множества других было избрано для выражения глубинного смысла музыки, того главнейшего, что отличает её от других видов искусства.

Однако в человеке – творце языка – всегда присутствовало стремление опоэтизировать мир вещей, особенно вещей прекрасных и возвышенных. В некоторых понятиях заключена целая сказка, огромный мир образов, связующих между собой самые разные явления: стройность, порядок, небосвод, космос…

Поэтому не случайно слово «гармония», включающее в себя все эти значения, в музыке относятся к выражению её коренного и основного свойства – благополучия. Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований – это и есть музыкальная гармония: не универсальная «гармония мира», а гармония как искусство музыкальной красоты.

Подобно всякому искусству, музыка имеет свой собственный «материал»: то, из чего состоит и на чём строится её звучание. Как цвет в живописи, слово в литературе, мрамор в скульптуре – так звук в музыке есть её ядро, «первоэлемент», из которого рождается музыкальное произведение.

Однако наличие первоэлементов ещё не есть красота, точно так же как не является красотой любой произвольный порядок звуков. Музыка начинается лишь тогда, когда её звуки организуются по законам гармонии – естественным природным законам, которым неизбежно подчиняется музыкальное произведение. Эти законы обязательны не только для музыки: ведь и в других искусствах художник непременно учитывает природные свойства каждого материала. «Лишь то ваятель создавать способен, что мрамор сам в себе таил» – эти слова великого скульптора Микеланджело в равной степени относятся к музыке, сила воздействия которой в немалой степени зависит от её подчинения законам природы и особенностям человеческого восприятия.

Когда мы говорим о мелодии, мы неоднократно сравниваем её с интонацией человеческого голоса. Красота голоса, выразительность голоса – эти свойства, воспринятые и многократно усиленные мелодией, во многом составляют секрет её очарования. Но ведь мелодия – часть гармонии! В том как она рождается и из чего состоит, можно увидеть не только воздействие речи или пения, но и подчинение её тем же законам благозвучия, которые идут из глубин самой музыки проистекают из свойств звуков и только благодаря этому воздействуют на человеческую душу.

Присутствие гармонии ощутимо в любом произведении. В самых высших, в самых гармоничных своих проявлениях она воздействует как непрерывно струящийся свет, в котором, несомненно, присутствует отблеск неземной, божественной гармонии. Произведения, отмеченные знаком такой «высшей» гармонии. Есть у многих композиторов – и у Баха и у Моцарта, Шуберта и Брамса. В таких произведениях течение музыки несёт печать возвышенного покоя и равновесия. Это не означает, конечно, что в них отсутствует драматическое развитие, не ощущается горячий пульс жизни. В музыке вообще редко возникают абсолютно безмятежные состояния. Выдающийся пианист В. Сафроницкий верно заметил: «Настоящее великое искусство – это раскалённая, кипящая лава, а сверху – семь броней». В его словах заключена мысль о том, что в подлинном искусстве покой и равновесие свидетельствуют скорее о присутствии духа, о могучей сдерживающей воле, чем о неомрачённой безмятежности. И всё же музыке известны гармоничные просветлённые состояния, далёкие от конфликтности, пронизанные светом и покоем. Одно из таких произведений – Прелюдия до мажор И.С. Баха, открывающая его фортепианный цикл «Хорошо темперированный клавир».

Вслушайтесь в звучание Прелюдии до мажор.

Вопросы:

- Отчего музыка прелюдии кажется такой светлой, такой умиротворённой, отрешённой от всего мелкого, суетного?

- Каков характер произведения?

- Каков ритм?

- Какова фактура произведения?

- Какова гармония? Только ли мажорные созвучия слышны?

Наверное, прежде всего этому способствует характер музыкального течения: негромкий, неторопливый, не содержащий никаких срывов и неожиданностей. Ничто в прелюдии не меняет первоначально избранного движения – ни ритм, равномерно пульсирующий от начала до конца произведения, ни фактура, столь же неуклонно «распевающая» каждый аккорд по звукам… И лишь гармония бесконечно колеблется, мерцает, оборачиваясь то мажорными, то минорными созвучиями, то чуть омрачаясь неустойчивыми аккордами, вновь умиротворяясь. В этих чуть уловимых мерцаниях, в этой игре созвучий со всей очевидностью обнаруживает себя движущая сила гармонии, построенная на противоположности светлого и затемнённого, зыбкого и твёрдого, печального и радостного.

Гармония как единство противоположных начал заложено ещё в мифологии. В одном древнегреческом мифе рассказывается, что Гармония была дочерью Ареса – бога войны и раздора и Афродиты – богини любви и красоты. Соединение коварной и разрушительной силы и всеобъемлющей силы вечно юности, жизни и любви – такова основа равновесия и покоя, олицетворяемых Гармонией. Поэтому гармония в музыке – искусстве временном, движущемся – почти никогда не предстаёт в своём законченном виде, а, наоборот, достигается в развитии, борьбе становлении.

Наверное, противоречивая природа гармонии и стала причиной того, что гармония музыкальная почти целиком строится на противоположностях. Противоположны светлый мажор и печальный минор; консонанс своим согласованным звучанием противостоит диссонансу с его угловатой напряжённостью; неустойчивое созвучие к разрешению в устойчивое – таков вечно напряжённый, динамичный и изменчивый мир музыкальной гармонии.

Произведений, подобных Прелюдии до мажор Баха, в музыке не так много. Гораздо чаще встречаются сочинения, в которых гармония выражает стремления и страдания, мечты и надежды, тревоги и раздумья – всё, чем полна человеческая жизнь. И так же как, например, в живописи, где самую простую картину невозможно написать одной краской и одной линией, так и в музыке никакой замысел не может быть воплощён только каким-нибудь одним гармоническим средством.

Гармония во все времена опиралась на лады, различные по своему выразительному значению. Существование двух огромных эмоционально-образных сфер музыки порождено её разделением на мажор и минор, основные аккорды которые отличаются друг от друга одним-единственным звуком!

Вокально-хоровая работа

¾ Разучивание песни Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка.

– исполнение партии хора на два голоса.

Разучивание песни по партиям.

IV. Итог урока.

Гармония – слово греческого происхождения, которое означает «стройность», «соразмерность», «пропорциональность», «созвучность». В русском языке для соответствующих понятий существует слово «лад». Сегодня на уроке мы рассмотрели это понятие, имеющее несколько значений.

V. Домашнее задание:Выучить текст песни Г. Струве «Музыка».

Урок 21

Тема: Два начала гармонии

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть (слушание).

Ø Г. Струве, стихи И. Исаковой. Музыка (исполнение партии хора на два голоса) (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Два начала гармонии

III. Работа по теме урока.

«Моё убеждение таково, – писал великий немецкий писатель и мыслитель И. В. Гёте, – мажорный лад пробуждает к деятельности, отправляет в широкий мир… Минорный выражает всё невыразимое и томительное».

В этой противоположности выражения, заложен секрет не только естественности и искренности музыкальных звучаний, но и их способности быть всегда динамичными, непредсказуемыми, волнующими.

Выразительное противопоставление мажора и минора непременно присутствовало в крупных классических композициях – симфониях, сонатах, концертах. Ведь произведение значительной протяжённости должно быть особенно динамичным. Увлекательным, многообразным. Поэтому ладовый контраст использовался при чередовании крупных частей и их внутренних разделов, при сопоставлении главной и побочной партий.

Противоположность мажора и минора важна не только для организации крупной музыкальной формы. С наименьшей яркостью обнаруживает она себя и в миниатюрах – прелюдиях, ноктюрнах, вокальных сочинениях.

Вспомните симфонии Моцарта – одного из самых гармоничных композиторов: как естественно в них гармоническое дыхание, соотношение «света» и «тени», как органично переплетение мажора и минора в их сопоставлении, чередовании, изящной игре!

Наши рекомендации