Определение ценностно-ориентационного единства класса

Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-организационные умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35). Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы.

Качества личности:

1. Дисциплинированность.

2. Эрудированность.

3. Сознание общественного долга.

4. Сообразительность.

5. Начитанность.

6. Трудолюбие.

7. Убежденность.

8. Умение контролировать работу.

9. Моральная воспитанность.

10.Самокритичность

11. Отзывчивость.

12. Активность.

13. Умение планировать работу.

14. Любознательность.

15. Умение работать с книгой.

16. Целеустремленность.

17. Коллективизм.

18. Прилежание.

19. Требовательность к себе.

21. Критичность.

22.

21. Духовное богатство.

22. Умение объяснять задачу.

23. Честность.

24. Инициативность.

25. Внимательность.

26. Ответственность.

27. Принципиальность.

28. Самостоятельность.

29. Обшительность.

30. Рассудительность

31. Скромность.

32. Осведомленность.

3З. Справедливость.

34. Оригинальность.

35. Уверенность в себе.

Обработка результатов. Студент-практикант составляет матрицу. В ней в каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества (табл. 2). Коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся класса (С), вычисляют по следующей формуле:

С = (1,4п-№)/6№,

где п – сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов, № – число учащихся, принявших участие в эксперименте.

Таблица 2

№ п/п Фамилии учащихся Качества личности
Антонова +   +     + +   +      
Буланова     +     + +   +      
Васильев +   +   +   +   +      
Дятлова +     +   + +     +    
Иглов   + +       +   +     +
Климов +         + +   +     +
Леонов +   + + + + +          
Ниткина           + +   +     +
Орехов +   +     + +   +      
Орфеева +               +      
Павлов     +     + +          
Родных + + +     + +          
Семенчук     +     + +          
Тимофеева +               + +   +
Устюгова +   +     + +     +    
Сумма выборов  

Для данных, приведенных в матрице, коэффициент ценностно-ориентационного единства класса будет равен:

С = (1,4(10+10+11+13+9)-15)/(6·15)=0,66

С ≥ 0,5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс можно считать коллективом. Если С от 0,3 до 0,5, то класс промежуточный по уровню развития ЦОЕ. Наконец С ≤ 0,3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класса как коллектива. В приведенном примере С = 0,66, что свидетельствует о высоком ценностно-ориентационном единстве школьников класса.

Если наиболее весомые качества принадлежат одной группе свойств, значит, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют. Например, для проведенного примера наиболее ценными качествами оказались сознание общественного долга (3), убежденность (7), моральная воспитанность (9), которые характеризуют стиль поведения и деятельности, а также дисциплинированность (1), трудолюбие (6), характеризующие отношение к учебе. Следовательно, школьники этого класса связывают успех своей совместной деятельности прежде всего с собственным стилем поведения и деятельности, а также с положительным отношением к учебе.

Изучение отношений учащихся

Анкета для учащихся –старшеклассников, лицеистов, студентов педагогических вузов, учащихся педагогического колледжа.

1. Самое запомнившееся дело, мероприятие этого или прошедшего года?

2. С кем из учащихся группы Вы согласились бы попасть на необитаемый остров?

3. В каких кружках, секциях Вы занимаетесь?

4. Ваше общественное поручение?

5. Чем Ваша группа отличается от других?

6. Назовите передачи, которые Вы чаше всего смотрите по телевизору?

7. Чей портрет или фотографию Вы хотели бы повесить в своей комнате?

8. Есть у вас любимые предметы? Какие?

САМООЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИЧНОСТИ

СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА.

Наши рекомендации