Не забывайте ценности ячеечной церкви

В МХМ постоянно говорят о духовной силе, духовных по­бедах, духовной свободе и относительно мало — о «модели». Американские же церкви имеют склонность быть очарованны­ми моделью. Однако никакая церковь никогда не достигла бы таких результатов, какие мы видим в Боготе, если бы просто скопировала эту модель, не пытаясь адаптировать соответству­ющую систему ценностей. Тим Шоер говорит о том же: «Мно­гие церкви хотят получить новозаветные результаты, не при­нимая ценностей Нового Завета. Но ценности играют решаю­щую роль. Мы работали с ячейками еще до того, как услышали о модели Г-12, а потому у нас уже был хороший за­дел в сфере ценностей ячеечной церкви. Я не думаю, что у нас что-нибудь получилось бы, если бы мы заранее не пересмотре­ли наши ценности и приоритеты».

Вам не нужно ехать в Боготу, чтобы начать перестройку ва­шей церкви с целью усиления процесса мобилизации новых лидеров. Начните с принципов Г-12 и применяйте их к вашим местным условиям. Учитесь у рассмотренных выше двенадца­ти церквей, которые уже проложили новые пути с использова­нием модели Г-12. Берите у них самое лучшее и используйте это. Когда вы начнете соединять эти принципы с проверенны­ми ценностями ячеечной церкви, вы увидите замечательные результаты.

Приложение

Скрытые нюансы модели Г-12

Мой двоюродный брат Майк в течение нескольких дней безус­пешно пытался настроить мой старенький переносной компь­ютер. «Система компьютерных кодов в Windows-95 слишком сложна», — сказал он и показал мне гигантскую книгу, которая содержала полный список кодов этой системы. Она содержит примерно тридцать тысяч строк, и потому в нее лучше и не заглядывать, если вы не знаете, что с этой системой делать. В МХМ есть множество деталей и аспектов, которые не замет­ны с первого взгляда. В этом приложении мы предлагаем вам взглянуть на внутреннюю работу МХМ.

Отделы служений МХМ

В МХМ существует много различных служений. Вот назва­ния лишь некоторых из них: служение поклонения, служение духовной войны, консультационная служба, работа с новооб­ращенными, служение благотворительности, служение пас­торской заботы, бухгалтерское служение, видео- и аудиослужение, библиотечное и так далее.

Когда я впервые посетил МХМ в 1996 и 1997 годах, ячееч­ные группы и группы Г-12 были связаны с определенными служениями. Ячеечные группы назывались в соответствии с тем или иным служением — ячейки поклонения, ячейки кон­сультантов, ячейки духовной войны и так далее. В зависимости от размера и специфики служения в нем могло быть либо большое число ячеек, либо совсем малое. Такие отделы, как аудио-, видеослужение, служение социальной работы или бух­галтерия, имели меньшее количество ячеек, чем крупные слу­жения, например молодежное, служение поклонения, мужское или женское.

И хотя это был оригинальный метод организации ячеечных групп, такой широкий диапазон служений кажется обремени­тельным и неестественным. Я знаю пасторов, которые возвра­щались из Боготы с новым видением — о добавлении к своей ячеечной церкви дополнительных программ (служений). Они покидали Боготу, думая: «Наконец-то мы сможем стать ячееч­ной церковью и в то же время иметь большое разнообразие служений. Я начну немедленно внедрять мужское служение, служение социальной заботы, а также телевизионное слу­жение».

Что касается МХМ, то для них формирование отделов слу­жений было просто способом объединить людей. В МХМ по­нимают, как все рассортировать по местам, но другие зачастую не имеют такого понимания.

Я советую людям не копировать МХМ, внедряя в своей цер­кви всевозможные служения. В первую очередь нужно задать себе такие вопросы:

1. Необходимо ли нам новое служение?

2. Смогут ли ячейки удовлетворить потребности этого нового служения?

3. Как мы планируем интегрировать новое служение в имеющуюся ячеечную структуру церкви?

Однородные категории

Когда я посетил МХМ в 1998 и 1999 годах, на этот раз ячееч­ные группы и группы Г-12 были организованы по однород­ным категориям (мужчины, женщины, семейные пары, моло­дые профессионалы, молодежь, подростки и дети), а не по от­делам служений.

Если бы вы относились к мужскому служению, все ваши ученики были бы мужчинами. Если бы вы относились к жен­скому служению, все ваши ученицы были бы женщинами. Если бы вы являлись учеником в сети ячеек под руководством Сезара Кастелланоса, то ваша открытая ячеечная группа, ско­рее всего, состояла бы из мужчин (хотя в настоящее время это не является обязательным требованием). Это логически выте­кает из принципа однородных категорий. Почему? Потому что каждый член вашей ячейки — это потенциальный лидер, и только лидеры ячеек могут быть учениками. Если вашу муж­скую ячейку посещают женщины, то вы не сможете рассмат­ривать их как потенциальных лидеров, потому что в качестве учеников вы можете воспитывать только лидеров-мужчин.

Только в рамках семейного служения вы можете брать в ка­честве учеников и мужа, и жену. В этом случае вы должны слу­жить вместе со своей женой, и в составе вашей открытой яче­ечной группы будут как мужчины, так и женщины. Единст­венным исключением из этого правила в МХМ является молодежное служение. Среди молодых людей девушка-лидер может иметь под своим руководством несколько молодых лю­дей. Во время посещения МХМ в 1998 году мы встречались с Джоанной, старшей дочерью Сезара и Клаудии Кастелланос, вместе с ее группой Г-12. Большую часть ее учеников составля­ли юноши.

Ячеечная церковь по всему миру начинает осознавать, что строгие географические барьеры зачастую в большей степени затрудняют, чем способствуют развитию ячеечного служения. Но этот же аргумент равно применим и по отношению к из­лишне строгим рамкам однородных категорий, таким как де­ление служения на мужское или женское. Помните, однород­ные группы могут обеспечить вам прорыв в росте из-за воз­никновения естественных симпатий между людьми. Но не позволяйте однородным категориям превращаться в желез­ный занавес, который задушит ваше служение.

Мне лично не нравится идея разделения на мужские и жен­ские группы. Такое деление мне кажется слишком искусствен­ным. Мужское служение в церкви — подобное тому, что осу­ществляют «Промис киперс» («Хранители обещаний»), — не­плохое дело. Но почему бы не позволить людям свободно и естественным образом объединяться в такие группы, не оказы­вая на них давления?

Будьте особенно осторожны, когда ваша церковь еще толь­ко переходит к модели Г-12. Я бы посоветовал вам даже не упо­минать о делении служений в церкви МХМ на мужское и жен­ское. Я считаю это просто излишним.

«Но разве могут мужчины воспитывать женщин, а жен­щины воспитывать мужчин?» Это резонный вопрос. Во-первых, нам следует помнить, что ученичество в модели Г-12 не осуществляется в форме тесного общения один на один. Как правило, процесс ученичества происходит на уровне группы. Все члены группы Г-12 встречаются вместе. Во-вторых, систе­ма Г-12 в большей степени ориентирована на пастырскую за­боту, чем на интенсивное обучение. Ваша программа подго­товки должна взять на себя львиную долю обучения и подго­товки будущего лидера. А структура Г-12 будет обеспечивать лидерам заботу и поддержку, как это делает и структура «по Иофору».

Луис Салас дал ясно понять, что разделение на однородные категории (мужчин, женщин и семейные пары) в большей сте­пени является методологией, нежели чем-то другим. Он ска­зал, что это одна из уникальных особенностей МХМ, и потому нет необходимости пытаться копировать ее во всех других церквях.

Наши рекомендации