Не путайте Г-12 с другими аспектами деятельности МХМ

В МХМ имеется отличная программа подготовки лидеров, но то же можно сказать и о многих других ячеечных церквях по всему миру. Не путайте модель Г-12 с программой подго­товки лидеров. Модель Г-12 — это система заботы для тех, кто уже прошел программу подготовки, но сама она не явля­ется программой подготовки или обучения. Подготовка ли­деров ячеек отличается от системы Г-12. Алан Крич пишет об этом так:

«Я думаю, некоторая путаница в отношении принци­па двенадцати происходит потому, что мы смешиваем систему с богословием. Я имею в виду то, что, хотя Сезар Кастелланос и отправляет своих людей на «очиститель­ные» выездные семинары, это вовсе не значит, что все мы должны делать то же самое. Кроме того, сами эти се­минары не имеют ничего общего с моделью или прин­ципом двенадцати».

Каждая ячеечная церковь тренирует своих лидеров по опре­деленной программе, и важно понимать отличие процесса подготовки от модели Г-12. Программа обучения должна быть посвящена одному: подготовке лидеров. Не ожидайте, что сис­тема Г-12 сама по себе обеспечит вам подготовку лидеров для более высоких уровней. Вы будете разочарованы.

Примечания

Введение

1 Я имею в виду Христианский центр в г. Гуаякиле (две тысячи ячеек и семь тысяч прихожан), Всемирный молитвенный центр «Вифания» (более восьмисот ячеек и восемь тысяч прихожан), церковь «Живая вода» (девятьсот ячеек и девять тысяч прихожан) и саму церковь МХМ.

2 Что касается ответственности лидеров за заботу о своих подопечных, это действительно верно. Прежде чем начать применение структуры Г-12 в нашей церкви, я был районным пастором, ответственным за двадцать пять ячеечных групп. Я чувствовал себя обязанным заботиться о молодых лидерах. «В конце концов, я руководитель», — говорил я себе. После того как наша церковь приняла философию модели Г-12, я изменил свое отношение к этой проблеме. Я полагал, что теперь каждый лидер должен взять на себя полную ответственность за регулярные встречи с учениками, о которых он заботится. Модель Г-12 помогла мне передать эстафету отчетности и пастырской заботы своим ячеечным лидерам. Модель Г-12 поможет и вам сделать то же самое.

3 Мои исследования церкви МХМ включают в себя четыре поездки в Боготу, изучение всей литературы, опубликованной и/или используемой в МХМ, участие во многих богослужениях, проведение анкетирования ячеечных лидеров церкви по двадцати девяти вопросам и большое количе-ствб бесед со старшими лидерами церкви. Возможно, самой важной частью моей работы по изучению действия модели Г-12 стала моя пасторская деятельность в период перехода нашей церкви к этой модели, поскольку в то время я мог постигать секреты Г-12 на личностном уровне.

ГЛАВА 1

1 Может показаться удивительным, но к настоящему времени все члены его семьи приняли спасение, и многие из них исполняют служение в церкви МХМ. Сначала Сезару пришлось уйти из семьи, но затем и Сезар, и Клаудиа Кастелланос начали молиться за родных. Через их горячие молитвы вся семья приняла Христа.

2 Сезар Фахардо не только стал первым успешным организатором группы двенадцати в МХМ, но разработал, кроме того, систему заботы и воспитания новообращенных, а также программу выездных семинаров «Энкуэнтро». Всем известно, что самым успешным аспектом деятельности церкви МХМ является молодежное служение.

3 Когда я посетил их в апреле 1999 года, на субботнем молодежном служении присутствовали восемнадцать тысяч молодых людей, около семнадцати тысяч присутствовали на утренних служениях в воскресенье и около семи тысяч — во всех десяти дочерних церквях по всей Боготе. В сумме это составляет сорок две тысячи. Поскольку у меня нет статистических данных о посещаемости дочерних церквей и сосчитать точное количество присутствующих на крытом стадионе очень трудно, я округлил число посетителей богослужений в период моего посещения Боготы в апреле 1999 года до сорока пяти тысяч. В настоящее время МХМ рассматривает субботние вечерние богослужения как независимые собрания и не считает присутствие в воскресном поклонении обязательным для тех, кто был на богослужении в субботу.

4 Автор стихотворения неизвестен. Я нашел его в 1979 году во время посещения Библейского института провинции Альберта, Канада.

ГЛАВА 2

1 Например, в 1996 году ячейки были организованы вокруг различных служений (ячейки поклонения, ячейки по ведению духовной войны и т. д.). В 1997 году они были реорганизованы по признаку однородности (например, мужские ячейки, женские ячейки и т. д.).

2 За несколько дней до моего приезда в Колумбию повстанцы похитили семьдесят человек. Церковь ответила на это круглосуточной молитвой, транслировавшейся по национальному радио.

3 Чтобы стать помощником лидера молитвенной группы, человек должен иметь опыт пяти трехдневных постов, а позиция лидера молитвенной группы потребует опыта трех сорокадневных постов.

4 В течение таких длительных постов принято воздерживаться от пищи в течение дня, а ночью принимать пищу.

5 Очевидно, что эта характеристика не является естественным качеством лидеров в американских церквях. Более того, я хочу сказать, что латиноамериканские лидеры вообще намного более авторитарны и в условиях этой культуры подчинение вышестоящей власти происходит с большей готовностью. Однако, независимо от культуры, в любых условиях послушание, как масло, может существенно уменьшить трение в системе Г-12, и было бы хорошо, если бы люди признали и приняли этот принцип.

6 Лидеры ячеек, относящихся к молодежному отделу служения, имеющие учеников, должны посещать по крайней мере шесть собраний в неделю: собственную ячейку, встречу с учениками, встречу со своим лидером-наставником, занятия в лидерской школе, молодежное собрание и утреннее воскресное богослужение.

Лидеров групп, относившихся к отделу служения поклонения, побуждали вести собрания трех ячеечных групп в течение недели, а также посещать собрания поклонения по четвергам, воскресное богослужение и т. д. Я присутствовал на одном учебном занятии для ячеечных лидеров, где было объявлено, что на один особый выездной семинар будут приглашаться только те, кто ведет по три ячеечные группы.

7 Из статьи Майка Осборна «The Heart Behind Cells», опубликованной в журнале «Cell Church», vol. 8, no. 1, зима 1999 года.

8 Однако похоже, что некоторые уже начинают осознавать, что если лидеры не будут проявлять осмотрительность, то они рискуют «перегореть» на служении.

9 Я испытываю огромное уважение к Клаудии Кастелланос. Она очень доходчиво объясняет принципы модели Г-12 и свое видение ячеечного служения. Она отличный оратор и очень добрый человек. Я имел привилегию провести с ней поучительный период времени в 1996 году, когда она с готовностью разъяснила мне видение церкви МХМ.

10 Некоторые из членов семьи пастора Кастелланоса занимают в церкви штатные должности. В 1996 году перед тем, как встретиться с самим пастором Кастелланосом, я лично разговаривал с двумя его сестрами, двумя его братьями и его матерью. Несколько человек из семьи Клаудии Кастелланос также занимают ключевые позиции в церкви.

11 Кастелланос вспоминает одного лидера, который однажды выразился так: «Я — опечаленный пастор, потому что не могу оставить видения ячеечной церкви».

ГЛАВА 3

1 Вот как выглядят статистические данные 1998 года о количестве ячеечных групп в МХМ:

Молодежные ячейки в материнской церкви 6500 ячеечных групп
Дополнительные ячейки однородного состава в материнской церкви 11500 ячеечных групп
Ячейки в дочерних церквях 6000 ячеечных групп
Общее количество ячеек 24000 ячеечных групп

В марте 1999 года руководство МХМ призналось, что им пришлось закрыть шесть тысяч ячеечных групп, которые либо являлись слишком малочисленными, либо существовали только на бумаге. Теперь они стараются открывать более сильные ячейки с количеством членов не менее шести человек в каждой.

2 Клаудия Патриция Лорелли, главный лидер прославления в церкви МХМ, учит людей тому, что каждая ячейка — это маленькая церковь, и лидер должен заботиться обо всех членах этой церкви. Лидер готовится всю неделю к тому, чтобы удовлетворить нужды каждого члена ячейки. Он назидает людей и проявляет о них заботу. Лидер приглашает других людей вступить в его ячейку. Каждый лидер в МХМ по инструкции должен иметь сведения о материальном положении членов своей ячейки. В то же время лидерам ячеек строго запрещено одалживать членам группы деньги.

3 Пример Рикардо вполне типичен для МХМ. Мне было трудно поверить своим ушам, когда один из перспективных молодежных лидеров сказал, что планирует лично повести двенадцать групп с постепенной передачей руководства этими группами своим ученикам. Хотя многие из ячеек являются небольшими и слабыми, акцент на умножении помогает лидеру развить важные навыки, проповедовать Евангелие друзьям и семье, а также заботиться о церкви в целом.

ГЛАВА 4

1 Как показывает опыт, система Г-12 может быть адаптирована для применения в условиях американской культуры, и многие варианты адаптации не требуют от лидеров ячеек участия в трех отдельных собраниях. Например, во Всемирном молитвенном центре «Вифания» время общения лидера с учениками проходит в рамках собрания родительской ячейки. В «Вифании» каждый новый лидер ячейки ведет свою собственную группу и, кроме того, каждую неделю посещает собрания родительской ячейки. Таким образом, умножение групп происходит без деления родительской ячейки. Церковь ВМЦВ смогла сократить количество собраний с трех до двух, однако сомнительно, чтобы серьезный и глубокий процесс ученичества мог осуществляться во время собраний обычных домашних ячеечных групп. Обычные ячеечные собрания концентрируются в большей степени на назидании, а не на ученичестве. В некоторых случаях новые лидеры встречаются с лидерами своей родительской группы за полчаса до начала обычного собрания, но это не является обязательным требованием (более подробно о Всемирном молитвенном центре «Вифания» см. в главе 10).

2 До недавнего времени ячеечные лидеры в рамках однородного мужского служения могли вести только мужские ячейки. В марте 1999 года МХМ смягчила это жесткое требование, и теперь открытые ячейки в рамках мужского служения могут иметь смешанный состав. Однако если мужчина-ученик находится в системе групп 12 Сезара Кастелланоса, в свою группу Г-12 он может включать только мужчин. Что же касается женщин, которые стали потенциальными лидерами в таких открытых ячейках, то их может начать воспитывать жена лидера ячейки или же их могут перевести в группу к другому лидеру — женщине.

3 Иногда может показаться, что МХМ учит тому, что каждый человек «выбирает» себе учеников субъективно, в соответствии с определенными характеристиками потенциального ученика. Я разговаривал с одним лидером, который сказал, что у него имеется семь учеников, но только трое из них на тот момент реально руководили ячеечными группами. Остальные четверо находились в процессе подготовки и становления ячеечными лидерами. Следует признать, что это один из спорных вопросов, когда разные пасторы МХМ выражают различные мнения. Я пытался дать описание реального ученика в МХМ. Практически же все ученики должны вести хотя бы одну ячейку. Ради ясности лучше проводить различие между «учеником в процессе становления» (это человек, который на данный момент еще не является лидером ячейки) и «одним из двенадцати» (реальным руководителем собственной ячейки).

4 Луис Салас не позволит ни одному из своих потенциальных учеников закончить первый семестр лидерской школы до тех пор, пока тот не начнет руководить ячеечной группой. Если к тому времени потенциальные лидеры не начинают «приносить плоды», Салас часто просто обрывает свои взаимоотношения с ними.

5 Пастор Кастелланос служит своим ученикам каждый понедельник (даже если на собраниях, как часто случается, присутствует более двенадцати человек). Следуя примеру своего пастора, двенадцать учеников Сезара заботятся о своих учениках, и эта модель заботы распространяется по всей структуре церкви.

6 Мне еще предстоит найти «материал по ученичеству», который используют группы Г-12 в МХМ. Там считается нормальным, если каждый лидер Г-12 использует для работы с группой собственный материал в соответствии с нуждами группы. Я присутствовал на одном собрании группы двенадцати во главе с Сезаром Фахардо, которое проходило после утреннего богослужения. Я ощутил дух послушания и взаимодействия, но не увидел ничего похожего на глубокое систематическое изучение Библии. Однако я думаю, что вполне возможно превратить систему Г-12 в мощную структуру ученичества. На практике же систему Г-12 намного лучше характеризуют слова пастырская забота.

ГЛАВА 5

1 В церкви звучит довольно общее приглашение, вплоть до того, что вновь пришедших людей просто просят выйти вперед, независимо от того, принял человек Христа или нет. Почему? Потому что в другой комнате опытные служители подробно объяснят людям весь план спасения. Другими словами, предполагается, что на большом собрании человек может не понимать, что он делает. На общем богослужении через приглашение просто забрасывается сеть, а настоящий «улов» собирается позднее.

2 Если бы Мэри была молодым профессионалом, она бы проходила те же уроки в рамках служения работающей молодежи.

3 Год назад в МХМ предлагалось четыре урока: о том, как справляться с искушениями, как вести духовную войну, как жить святой жизнью (особое внимание уделялось отношениям с неверующими друзьями) и как распоряжаться финансами.

4 Пастор Кастелланос говорит, что перед введением постсеминарских уроков до 70% участников семинаров уходили из церкви в течение двух или трех месяцев после посещения «Энкуэнтро». Теперь же, как он утверждает, со времени организации этапа пост-«Энкуэнтро» они сохраняют весь урожай на 100%. Этот процентный показатель чрезвычайно высок, и я не могу быть уверен в его статистической надежности. Однако это слова самого Сезара Кастелланоса.

5 В октябре 1996 года посещение второго «Энкуэнтро» было выдвинуто в качестве требования только для будущих лидеров молодежных ячеечных групп. К марту 1997 года вся церковь потребовала возможности участвовать во втором семинаре. В МХМ всем хорошо известно, что молодежное служение является самым эффективным в церкви и что любую идею следует сначала опробовать среди молодых людей, прежде чем внедрять во всей церкви.

6 Эти курсы были разработаны консервативными епископальными верующими в Аргентине и используются по всей Латинской Америке.

7 В данное время эти курсы отменены, поскольку выяснилось, что лидеры, занимавшиеся на этих курсах, прекращали умножение ячеечных групп и не следовали видению церкви.

ГЛАВА 6

1 Во время нашей беседы в феврале 1997 года Сезар Кастелланос сказал Ральфу Нейбору и мне, что желает изменить репутацию Колумбии через служение своей церкви. Во время одного из своих выступлений во Всемирном молитвенном центре «Вифания» в июне 1996 года он просил всех присутствующих простить его и Колумбию за ужасные зверства и насилие, совершенные в этой стране. Сезар Фахардо однажды рассказал, что испанские завоеватели планировали использовать Колумбию в качестве стратегического плацдарма для завоевания остальной части Латинской Америки. «Точно так же, — сказал Фахардо, — мы верим, что Бог хочет использовать МХМ, чтобы завоевать остальной мир через ячеечную стратегию».

2 В МХМ не существует строго определенного периода времени для умножения групп, но, в соответствии с проведенным мной анкетированием, в среднем на это уходит от четырех до пяти месяцев.

3 Как рассказал Луис Салас, теперь они используют специальную анкету для лидеров ячеек, чтобы определить, существует ли данная ячейка на самом деле. Оказалось, что некоторые лидеры произвели на свет много ячеек, которые реально не функционировали. В марте 1999 года в МХМ существовало только восемнадцать тысяч малых групп, в каждой из которых было более шести человек.

4 Многие взрослые, как и Карлос, посещают субботние вечерние молодежные собрания.

5 В этом интервью я использую вымышленное имя Хавьер, поскольку он просил не называть его настоящего имени.

6 На данный момент Луис Салас решил не оставлять своей работы в качестве специалиста по компьютерам. Впрочем, в марте 1999 года, когда я приезжал в МХМ, Луис рассказал мне, что незадолго до этого он советовался с Сезаром Кастелланосом по поводу своего перехода на штатную должность в церкви. Луис также является музыкантом и руководит собственной группой современной христианской музыки, которая уже выпустила несколько собственных кассет с записями. Не удивительно, что Луис спит всего по пять часов в сутки.

ГЛАВА 7

1 Луис Салас, один из двенадцати Сезара Кастелланоса, всего за несколько лет через умножение довел количество своих ячеек до шестисот.

2 Это конкретное заявление снова и снова повторяют все высшие руководители МХМ, а не только Сезар Кастелланос. Я все больше убеждаюсь, что именно в этом и заключается ключевой принцип служения МХМ.

3 Более подробно я разбираю эту тему в другой моей книге — «Секреты успеха церквей домашних ячеечных групп» (СПб.: Библейский взгляд, 1998). Излагая вкратце суть сказанного там, замечу, что, по моим наблюдениям, плодовитые лидеры ячеек, эффективно умножающие свои группы, больше времени проводят в поисках лица Божьего и зависят от Него в определении направления для своих ячеечных групп. Они в первую очередь подготавливают себя и только после этого готовят урок и про-

грамму собрания. Они усердно молятся за членов группы, а также за неверующих, с которыми поддерживают общение. Но успешные лидеры ячеек не останавливаются на молитве. Они «спускаются с вершины горы», чтобы взаимодействовать с реальными людьми, у которых есть реальные проблемы и которые страдают от конкретной боли. Они осуществляют пастырскую заботу о членах своей ячейки и регулярно навещают их. Они не позволяют никаким препятствиям — с которыми сталкиваются все лидеры ячеек — одерживать над собой верх. Они сосредоточили свой взгляд на главной цели — через умножение ячеек охватить этот погибающий мир Евангелием Иисуса Христа.

4 В ячеечной модели, разработанной Давидом Йонги Чо, при формировании пяти новых ячеек для надзора за ними назначался специальный служитель. Назначенный таким образом «наставник», или «наблюдатель», прекращал руководить собственной ячейкой, чтобы иметь возможность следить за работой лидеров пяти подотчетных ему ячеек. Когда количество таких «наставников» («наблюдателей») достигало пяти человек, тогда для заботы о них назначался районный пастор. Этот процесс назначения продолжался далее до позиции территориального пастора, который брал на себя заботу о районных пасторах. Никто не поднимался на более высокую ступень лидерства до тех пор, пока не получал соответствующего официального приглашения.

5 Такая средняя цифра получается следующим образом: в Республиканской церкви ячейки проводят свои собрания еженедельно, а группы Г-12 должны встречаться раз в месяц. Это значит, что члены групп Г-12 участвуют в двух собраниях Г-12 в месяц — лидер Г-12 встречается со своими учениками раз в месяц, и ученики лидера группы Г-12 раз в месяц встречаются со своими учениками.

6 Кастелланос говорит об однородных группах как об одном из ключевых принципов модели Г-12.

ГЛАВА 8

1 Не каждая церковь основывает уроки в ячейках на воскресной проповеди. Карен Херстон указывает, что первоначально в Полноевангельской церкви «Йоидо» для этой цели использовались материалы проповедей, которые пастор Давид Чо произносил на вечерних собраниях церкви но средам. Позднее ключевые лидеры стали готовить для ячеечных собраний собственные материалы, основанные на общем учении Давида Чо.

Однако большинство ячеечных церквей во всем мире в качестве основания для еженедельных ячеечных собраний использует темы воскресных проповедей.

2 Следует понимать, что это лишь идеальное теоретическое представление модели. Я заметил, что на практике соотношение 5x5 соблюдается не всегда. В церкви «Елим» (г. Сан-Сальвадор, Сальвадор), например, каждый территориальный пастор отвечает не за пять, а за восемь районных пасторов.

3 Различия между моделями 5x5 и Г-12:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРА 5X5 СТРУКТУРА Г-12
ПОДГОТОВКА ЛИДЕРОВ Потенциальные лидеры, прежде чем начать самостоятельное руковод­ство ячейкой, проходят подготовку внутри ячейки и на семинарах. Дальнейшее (как правило, ежене­дельное) обучение организуется в рамках отдельных районов и территориальных объединений. Потенциальные лидеры проходят подготовку на выездных семинарах и в школе лидерства (см. главу пятую).
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ДЕЛЕНИЕ Ячеечные группы организованы по географическому принципу, нахо­дясь под наблюдением и руковод­ством территориальных пасторов, районных пасторов и районных служителей (лидеров секторов). Ячеечные группы разделены на однородные категории: мужские, женские, семейные, профессио­нальные, молодежные, подрост­ковые и детские. Система (сеть) групп Г-12 формируется в рамках каждой из однородных категорий.
СИСТЕМА «ПО ИОФОРУ» Лидеры более высоких уровней воспитываются для пастырской за­боты о лидерах более низких уров­ней. Вот список лидерских позиций (от высшей к низшей): территори­альный пастор, районный пастор, районный служитель (лидер секто­ра) и ячеечный лидер. Существует только два титула: лидер Г-12 и лидер ячейки. Очень успешные лидеры Г-12 (что оценивается по результатам умножения ячеек) приглашаются на штатное служение в качестве пасторов.
УМНОЖЕНИЕ Некоторые одаренные члены ячейки назначаются в качестве будущих лидеров и принимают на себя руководство вновь образованными дочерними ячейками. Материнско-дочерний принцип умножения ячеек является нормой. Ячейка дает рож­дение новой группе, когда дости­гает определенного размера (численности). Предполагается, что каждый член ячейки в конце концов начнет сам вести ячеечную группу. Когда чело­век завершает процесс подготовки, он открывает собственную ячеечную группу. Размер родительской ячейки значения не имеет.
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Планирование ячеечных групп происходит в централизованном порядке на территориальном уровне. Планирование ячеечных групп, как правило, происходит через группы двенадцати в рамках соответству­ющих однородных служений.
ЗАБОТА О ЛИДЕРАХ ЯЧЕЕК Забота о ячеечных лидерах осуществляется через территориальных пасторов, районных пасторов и районных служителей (лидеров секторов). О лидерах заботятся лидеры соответствующих групп двенадцати, начиная с самых нижних уровней и выше вплоть до двенадцати учеников пастора Кастелланоса.

В модели 5x5 главное внимание уделяется размеру группы и рождению дочерней ячейки — точной копии родительской ячейки. В модели 5x5 родительская ячейка заранее готовится к тому, чтобы произвести на свет дочернюю группу. Лидер ячейки выбирает себе помощников (стажеров), которые проходят необходимую подготовку, чтобы взять на себя руко­водство дочерней группой. В следующей таблице представлены сильные и слабые стороны обеих моделей.

Модель 5x5 Модель Г-12
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
2. Больше шансов на выживание ячейки 3. Более качественный контроль и легче управление 4. Проще понять структуру 5. Хорошая структура пастырской заботы и лидерского взаимодействия 6. Не требует чрезмерных затрат времени 7. Ясные перспективы в продвижении лидеров 8. Четкое, целенаправленное и конкретное планирование роста лидеров на территориальном уровне • Акцент на евангелизации • Еженедельные лидерские собрания (больше личностных контактов) • Акцент на подготовке новых лидеров • Концепция насаждения новых ячеек • Потенциал для более быстрого роста • Акцент на однородном составе ячеек • Отсутствие географических рамок для умножения ячеек
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
• Слабые личности всегда могут спрятаться «за спины других» • При делении ячейки наносится ущерб действующим взаимоотношениям • Акцент на географических границах • Многочисленные уровни иерархии создают дистанцию между пасторами, ячеечными лидерами и членами ячеек • Нужда в большем количестве штатных пасторов • Более медленное развитие лидеров • Некоторые однородные группы упускаются из виду • Качество лидерского руководства может ухудшаться • Качество собраний может ухудшаться • Ослабляется процесс наблюдения и заботы • Навязанные взаимоотношения (не всегда желаемые, но уже установившиеся взаимоотношения) • Нехватка времени • Чувство потери контроля • Потенциально слабые ячейки
ВОЗМОЖНОСТИ
• Стабильная структура церкви • Ясные возможности для служения • Евангелизация (целевые группы) • Быстрый рост церкви • Насаждение ячеек (однородных) • Развитие лидеров • Евангелизация (целевые группы)

4 В структуре 5x5 на высшем уровне обычно имеется штат оплачиваемых служителей, по мере роста системы возрастает потребность во все большем количестве штатных работников. Однако так происходит не везде. Например, в церкви «Живая любовь» («Amor Viviente») в г. Тегусигальпа, Гондурас, не платят даже территориальным пасторам. Все позиции в церкви заняты добровольцами, за исключением должности «ячеечного директора» (данные 1996-1997 годов).

5 Например, МХМ заявила о невероятном росте количества ячеек за 1998 год (двадцать четыре тысячи), но позже, в начале 1999 года, руководству пришлось изменить свое заявление, приведя статистику в соответствие с реальным положением вещей (двадцать тысяч ячеек).

6 «Движение пастырей», распространившееся в 1970-х годах, стремилось приучить людей к повиновению лидерам. В этом движении «ученик» должен был слушаться лидера и подчиняться его указаниям. Индивидуальная свобода и инициатива в значительной степени игнорировались, и многие лидеры контролировали своих учеников.

ГЛАВА 9

1 Эти слова Ральф Нейбор написал мне в письме от 27 ноября 1998 года. Я согласен с Нейбором. Некоторые ошибочно полагают, что система групп двенадцати функционирует отдельно от ячеечной системы. Если ваша система Г-12 будет функционировать независимо от системы пасторской заботы, то вы, по сути, создаете в вашей церкви две отдельные системы и таким образом открываете дверь для всякого рода путаницы. Некоторые люди думают, что в рамках модели Г-12 можно воспитывать учеников, чем-то отличающихся от ячеечных лидеров. Но кем же тогда станут эти ученики? Очень скоро у вас начнутся конфликты.

2 Фактически в МХМ учат, что вы создаете лидеров, которые будут отражать ваш образ. Возможно, МХМ поясняет эту мысль словами Павла: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16), что вполне соответствует библейским принципам. И все же здесь следует соблюдать особую осторожность.

3 Один пастор церкви, построенной по системе Г-12, подверг сомнению право лидера называть кого-либо своим учеником, если не он лично привел этого человека к Господу. Ему показалось странным, что кто-то из лидеров может набрать себе двенадцать человек и назвать их учениками, в то время как они были воспитаны совсем другими людьми. Этот пастор считает, что учеником может быть только тот, кого вы лично привели ко Христу и воспитали до уровня ячеечного лидера. Он полагает, что церковь должна поставить перед каждым своим членом цель — воспитать как минимум одного такого ученика в год.

4 Сезар Кастелланос и пасторы МХМ скажут вам, что видение о числе «двенадцать» пришло прямо от Бога, а потому вы должны следовать ему. Они часто обосновывают использование этого конкретного числа, ссылаясь на прямое откровение от Бога.

ГЛАВА 10

1 Я думаю, вы сможете применить принципы модели Г-12, даже не прибегая к серьезным переменам в структуре вашей ячеечной церкви. Если ваша церковь сейчас использует структуру 5x5, вы можете просто адаптировать ее в соответствии с принципами Г-12. Можете назвать это, например, моделью Г-5.

2 Статистические данные о церквях, представленные в главах десятой и одиннадцатой, за исключением Берлинской международной церкви, отражают их состояние на первый квартал 1999 года.

3 В книге пастора Лэрри Стокстилла «Ячеечная церковь» целая глава посвящена модели Г-12 (Larry Stockstill. The Cell Church. Ventura, CA: Regal Books, 1998). В моей книге «Секреты успеха церквей домашних ячеечных групп» также рассказывается о модели Г-12, воплощенной в ВМЦВ.

4 Мы должны помнить, что первый этап роста и восторги в «Вифании» произошли не столько из-за модели Г-12, сколько из-за нового акцента на однородности групп. Подавляющее большинство из тех пятисот новых ячеек, которые возникли в ВМЦВ с момента перехода к модели Г-12, составили однородные группы. В этих группах люди объединялись на основании общности интересов, например в спорте, по работе или учебе. Однородные группы — это эффективный способ евангелизации и обучения новообращенных. Многие американцы гораздо лучше знают своих коллег по работе, чем соседей. В ВМЦВ по-прежнему сохраняется географическое разделение групп, однако лидеры имеют право организовать свои группы по признаку однородности.

ГЛАВА 11

1 Статистические данные о Берлинской международной церкви отражают ее состояние на середину 2000 года.

2 По моему мнению, программа подготовки лидеров в Христианском центре Литл-Фолз является одной из лучших подобных программ, существующих в ячеечных церквях на сегодняшний день. Каждый потенциальный лидер может пройти курс подготовки, состоящий из четырех семинарских занятий, проходящих в выходные дни в течение четырехмесячного периода. Эти семинарские занятия постоянно повторяются на протяжении всего года, что позволяет каждому члену выбирать наиболее подходящие для него недели (в зависимости от его образа жизни и текущих обстоятельств).

Поэтому человек может закончить курс подготовки либо за четыре месяца, либо за более продолжительный период.

Перед каждым из семинаров будущие его участники получают специ­альную брошюру с вопросами, на которые им нужно ответить. После за­полнения буклета лидер ячейки проверяет его и подписывает, тем самым разрешая члену ячейки принять участие в семинаре. Таким образом, бро­шюра становится «входным билетом» на соответствующие занятия и подтверждает право человека на получение учебных материалов данного семинара.

Программа этих четырех семинаров охватывает следующие темы: ос­новные концепции христианства, духовная свобода и победа во Христе, евангелизация и подготовка ячеечных лидеров. Занятия семинаров про­водятся в церкви, начинаясь в пятницу и заканчиваясь в субботу. Каждый участник должен обязательно посещать собрания своей ячейки, чтобы выполнить задания, полученные на семинаре. После того как человек за­канчивает курс подготовки, он в качестве нового лидера должен начать посещение общих лидерских занятий, которые проводятся по выходным раз в квартал.

Когда человек становится лидером ячейки, начинается следующий этап его подготовки — он готовится к роли районного служителя. Для тех же, кто достиг ступеньки районного служителя и чувствует себя потенциаль­ным пастором, в этой церкви открыты двухлетние курсы в Колледже уг­лубленного христианского образования ХЦЛФ. Подготовленные таким об­разом лидеры могут начать вести собственные ячейки в рамках существу­ющей структуры «по Иофору» или же (к чему их активно побуждает руководство церкви) создавать совершенно новые ячейки на своем рабо­чем месте, в местах занятий спортом, учебы и т. д. Многие становятся ста­жерами ячеечных лидеров и могут брать на себя руководство новыми ячейками сразу после завершения курса подготовки. Такая программа обу­чения способна за год подготовить сотни новых ячеечных лидеров.

В настоящее время крупнейшая миссионерская и евангелизационная организация Южной Африки, служение «Иисус жив» (Jesus Alive Ministries) под руководством евангелиста Питера Преториуса, осуществ­ляет перевод всего учебного материала курса лидерской подготовки ХЦЛФ на несколько африканских языков. Эти материалы записываются в формате DVD и затем будут размещены (вместе со всем необходимым оборудованием) в двух тысячах учебных центров для лидеров по всей Африке. В дальнейшем количество учебных центров будет увеличено до семи тысяч. Этот проект усилит процесс образования и развития в Африке церквей, использующих принципы Г-12. Служение «Иисус жив» уже завоевало для Христа более четырех миллионов африканцев и теперь работает над тем, чтобы передать тысячи новообращенных в заботливые руки лидеров, подготовленных в соответствии с принципами Г-12 по всему континенту.

3 По словам Эдди Лео, прежняя вертикальная структура приводила к застою и упадку церкви, как правило, после пяти-семи лет работы. Например, если какой-нибудь лидер внизу цепочки принимает решение отделиться от церкви, он может увлечь за собой всех, кто находится под его руководством. Вот почему эта модель всегда требует наличия очень сильного лидера на самом верхнем уровне, чтобы обеспечить контроль и порядок по всей нисходящей. Оказалось также, что если кто-либо из лидеров этой церкви уезжал в другой город, то освободившуюся позицию было очень трудно заполнить. Более того, в прежней модели, похожей на Г-.12, человек на протяжении всей своей жизни мог учиться только у одного человека (своего непосредственного лидера), что никак нельзя назвать здоровой и сбалансированной моделью.

4 Другие штатные служители считали, что им следует отказаться от географического деления и сконцентрироваться исключительно на однородных служениях, чтобы позволить модели Г-12 естественно развиваться из этих новых подразделений.

5 В ХЦГ проходит приблизительно полгода (два триместра), прежде чем новый лидер начинает вести собственную ячеечную группу.

ГЛАВА 12

1 Большинство церквей, использующих выездные семинары типа «Энкуэнтро», не обязательно следуют трехдневному формату проведения семинара, как это делается в МХМ.

Наши рекомендации