Не забывайте ценности ячеечной церкви
В МХМ постоянно говорят о духовной силе, духовных победах, духовной свободе и относительно мало — о «модели». Американские же церкви имеют склонность быть очарованными моделью. Однако никакая церковь никогда не достигла бы таких результатов, какие мы видим в Боготе, если бы просто скопировала эту модель, не пытаясь адаптировать соответствующую систему ценностей. Тим Шоер говорит о том же: «Многие церкви хотят получить новозаветные результаты, не принимая ценностей Нового Завета. Но ценности играют решающую роль. Мы работали с ячейками еще до того, как услышали о модели Г-12, а потому у нас уже был хороший задел в сфере ценностей ячеечной церкви. Я не думаю, что у нас что-нибудь получилось бы, если бы мы заранее не пересмотрели наши ценности и приоритеты».
Вам не нужно ехать в Боготу, чтобы начать перестройку вашей церкви с целью усиления процесса мобилизации новых лидеров. Начните с принципов Г-12 и применяйте их к вашим местным условиям. Учитесь у рассмотренных выше двенадцати церквей, которые уже проложили новые пути с использованием модели Г-12. Берите у них самое лучшее и используйте это. Когда вы начнете соединять эти принципы с проверенными ценностями ячеечной церкви, вы увидите замечательные результаты.
Приложение
Скрытые нюансы модели Г-12
Мой двоюродный брат Майк в течение нескольких дней безуспешно пытался настроить мой старенький переносной компьютер. «Система компьютерных кодов в Windows-95 слишком сложна», — сказал он и показал мне гигантскую книгу, которая содержала полный список кодов этой системы. Она содержит примерно тридцать тысяч строк, и потому в нее лучше и не заглядывать, если вы не знаете, что с этой системой делать. В МХМ есть множество деталей и аспектов, которые не заметны с первого взгляда. В этом приложении мы предлагаем вам взглянуть на внутреннюю работу МХМ.
Отделы служений МХМ
В МХМ существует много различных служений. Вот названия лишь некоторых из них: служение поклонения, служение духовной войны, консультационная служба, работа с новообращенными, служение благотворительности, служение пасторской заботы, бухгалтерское служение, видео- и аудиослужение, библиотечное и так далее.
Когда я впервые посетил МХМ в 1996 и 1997 годах, ячеечные группы и группы Г-12 были связаны с определенными служениями. Ячеечные группы назывались в соответствии с тем или иным служением — ячейки поклонения, ячейки консультантов, ячейки духовной войны и так далее. В зависимости от размера и специфики служения в нем могло быть либо большое число ячеек, либо совсем малое. Такие отделы, как аудио-, видеослужение, служение социальной работы или бухгалтерия, имели меньшее количество ячеек, чем крупные служения, например молодежное, служение поклонения, мужское или женское.
И хотя это был оригинальный метод организации ячеечных групп, такой широкий диапазон служений кажется обременительным и неестественным. Я знаю пасторов, которые возвращались из Боготы с новым видением — о добавлении к своей ячеечной церкви дополнительных программ (служений). Они покидали Боготу, думая: «Наконец-то мы сможем стать ячеечной церковью и в то же время иметь большое разнообразие служений. Я начну немедленно внедрять мужское служение, служение социальной заботы, а также телевизионное служение».
Что касается МХМ, то для них формирование отделов служений было просто способом объединить людей. В МХМ понимают, как все рассортировать по местам, но другие зачастую не имеют такого понимания.
Я советую людям не копировать МХМ, внедряя в своей церкви всевозможные служения. В первую очередь нужно задать себе такие вопросы:
1. Необходимо ли нам новое служение?
2. Смогут ли ячейки удовлетворить потребности этого нового служения?
3. Как мы планируем интегрировать новое служение в имеющуюся ячеечную структуру церкви?
Однородные категории
Когда я посетил МХМ в 1998 и 1999 годах, на этот раз ячеечные группы и группы Г-12 были организованы по однородным категориям (мужчины, женщины, семейные пары, молодые профессионалы, молодежь, подростки и дети), а не по отделам служений.
Если бы вы относились к мужскому служению, все ваши ученики были бы мужчинами. Если бы вы относились к женскому служению, все ваши ученицы были бы женщинами. Если бы вы являлись учеником в сети ячеек под руководством Сезара Кастелланоса, то ваша открытая ячеечная группа, скорее всего, состояла бы из мужчин (хотя в настоящее время это не является обязательным требованием). Это логически вытекает из принципа однородных категорий. Почему? Потому что каждый член вашей ячейки — это потенциальный лидер, и только лидеры ячеек могут быть учениками. Если вашу мужскую ячейку посещают женщины, то вы не сможете рассматривать их как потенциальных лидеров, потому что в качестве учеников вы можете воспитывать только лидеров-мужчин.
Только в рамках семейного служения вы можете брать в качестве учеников и мужа, и жену. В этом случае вы должны служить вместе со своей женой, и в составе вашей открытой ячеечной группы будут как мужчины, так и женщины. Единственным исключением из этого правила в МХМ является молодежное служение. Среди молодых людей девушка-лидер может иметь под своим руководством несколько молодых людей. Во время посещения МХМ в 1998 году мы встречались с Джоанной, старшей дочерью Сезара и Клаудии Кастелланос, вместе с ее группой Г-12. Большую часть ее учеников составляли юноши.
Ячеечная церковь по всему миру начинает осознавать, что строгие географические барьеры зачастую в большей степени затрудняют, чем способствуют развитию ячеечного служения. Но этот же аргумент равно применим и по отношению к излишне строгим рамкам однородных категорий, таким как деление служения на мужское или женское. Помните, однородные группы могут обеспечить вам прорыв в росте из-за возникновения естественных симпатий между людьми. Но не позволяйте однородным категориям превращаться в железный занавес, который задушит ваше служение.
Мне лично не нравится идея разделения на мужские и женские группы. Такое деление мне кажется слишком искусственным. Мужское служение в церкви — подобное тому, что осуществляют «Промис киперс» («Хранители обещаний»), — неплохое дело. Но почему бы не позволить людям свободно и естественным образом объединяться в такие группы, не оказывая на них давления?
Будьте особенно осторожны, когда ваша церковь еще только переходит к модели Г-12. Я бы посоветовал вам даже не упоминать о делении служений в церкви МХМ на мужское и женское. Я считаю это просто излишним.
«Но разве могут мужчины воспитывать женщин, а женщины воспитывать мужчин?» Это резонный вопрос. Во-первых, нам следует помнить, что ученичество в модели Г-12 не осуществляется в форме тесного общения один на один. Как правило, процесс ученичества происходит на уровне группы. Все члены группы Г-12 встречаются вместе. Во-вторых, система Г-12 в большей степени ориентирована на пастырскую заботу, чем на интенсивное обучение. Ваша программа подготовки должна взять на себя львиную долю обучения и подготовки будущего лидера. А структура Г-12 будет обеспечивать лидерам заботу и поддержку, как это делает и структура «по Иофору».
Луис Салас дал ясно понять, что разделение на однородные категории (мужчин, женщин и семейные пары) в большей степени является методологией, нежели чем-то другим. Он сказал, что это одна из уникальных особенностей МХМ, и потому нет необходимости пытаться копировать ее во всех других церквях.