Тема № 3/4 (практическое занятие)
«Религиозная ситуация в современной России»
Время: 2 часа.
Вопросы:
1. Особенности развития религиозного синкретизма в современной духовной жизни России
a. понятие синкретизма;
b. синкретические явления во взаимодействиях:
· православие – ислам;
· православие – буддизм;
· православие никонианское и православие старообрядческое;
· взаимодействие православия с национальными религиями;
2. Религиозная ситуация в современной России
· церковь и государство в современной России.
· динамика и соотношение верующих и атеистов;
· материальная база религиозных конфессий в России;
· церковь и светские учебные заведения;
· церковь и силовые ведомства;
· сектантство и российское общество.
Тема № 3/5 (семинар)
«Сущность национальных религий, нетрадиционных религиозных верований и культов»
Время: 2 часа.
Вопросы:
1. Основные черты и особенности национальных религий
2. Понятие, характеристика и специфика религиозного сектантства
По первому вопросу:
Индуизм и его национальные особенности: возникновение индуизма и его эволюция; вишнуизм и шиваизм - основные направления индуизма; политеизм индуизма; содержание доктрины индуизма о сансаре и карме; место и роль индуизма в жизни современной Индии.
Джайнизм и его особенности: кшатрий Вардхамана - создатель джайнизма; содержание джайнского канона; содержание вероучения, ритуалов и предписаний джайнизма.
Сикхизм и его отличительные черты: Гуру Нанак - основатель сикхизма; сикхизм как монотеистическая религия; особенности сикхического учения о Боге; идея сикхизма о постижении Бога и равенстве перед ним всех людей, независимо от касты и социального статуса; особенности развития сикхизма и его роль в общественно-политической жизни Индии.
Парсизм (зороастризм) в Индии и Иране: возникновение и развитие зороастризма; особенности пареизма; превращение парсов в касту индийского общества; семь древних праздников - стержень религиозной жизни парсов; пятикратная молитва, инициация; представления зороастризма о чистоте и похоронном обряде.
Сущность и содержание конфуцианства: конфуцианство как этико-философское учение Конфуция (кун-цзы); взаимосвязь конфуцианства с первобытными верованиями, пять постоянств в конфуцианстве (ритуал, гуманность, долг - справедливость, знание, доверие) как основа вероучения; эволюция конфуцианства и его возрождение в современном Китае.
Даосизм как китайская национальная религия; истоки даосизма; Дао -как главная категория «даосизма», закон спонтанного бытия Космоса; даосистские философские воззрения; развитие даосистских верований и институтов; влияние даосизма на современную китайскую культуру.
Особенности иудаизма как национальной религии: иудаизм как комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений евреев. Возникновение и формирование иудаизма. Семь столпов иудаизма: а) учение о Боге, сущности вселенной и человека; б) Священное писание; в) свод религиозных законов; г) порядок отправления религиозного ритуала; д) система религиозных институтов; е) кодекс морально-нравственных отношений: ж) концепция богоизбранности народа Израиля; вера в единого Бога - центральная доктрина иудаизма: два направления в иудаизме - традиционалистское и модернистское. Иудаизм в современном Израиле.
По второму вопросу:
Сектантство как специфический тип религиозной организации: характерные черты сектантства: отсутствие строгой системы вероучения; иерархичность структуры, жесткий авторитаризм, оппозиционность к официальным ценностям; уставная регламентация внутренней жизни; социальная опасность деструктивных сект.
Секты восточной ориентации: «Общество сознания Кришны», «Тихоокеанский дзен-буддийский центр», «Миссия Божественного света», «Трансцендентальная медитация», сектантская модернизация индуизма и буддизма: проповедание мистического пути освобождения, отход от вероучения, первенство личного опыта и конкретных авторитетов гуру и свами.
Неохристианские секты: «Церковь объединения», «Свидетели Иеговы», «Адвентисты», «Пятидесятники», «Квакеры» (трясуны), «Церковь Христа»; характеристика религиозного культа, отличительные черты, деструктивный характер религиозной деятельности.
Сатанинстские секты: «Церковь Сатаны», «Международная ассоциация люциферистов, кельтовосточного обряда», «Зеленый орден», «Черный ангел», «Южный крест», «Восточные тамплиеры», «Серебряная звезда», «Золотой рассвет», «Синий лотос». Социальная опасность сатанистских догматов: вседозволенность, животное существование: ничем не замутненная мудрость; доброта только к тем, кто ее заслуживает; мстительность: ответственность только по отношению к ответственным; совершение всех грехов; жизнь - это насилие: подчинение своим жизненным
Критерии оценки тоталитарности и деструктивности сект:
1) по характеру лидерства:
а) есть ли притязания на божественность или исключительную
мудрость;
б) есть ли строгая обязанность во всем подражать лидеру;
в) наличие прошлых криминальных историй;
2) по характеру и структуре доктрины:
а) наличие внутренних доктрин (только для внутреннего культа) и для
внешнего окружения с целью рекламы;
б) формирование убеждения, что цели оправдывают средства;
в) деление всех людей на 2 категории : «мы» и «они»;
г) утверждение о том, что верование секты - абсолютная истина;
д) внушение, что членство в секте дает доступ к особым силам и
привилегиям.
3) по характеру создания и поддержания членства в секте:
а) вербовка на основе обмана, рекламы;
б) атмосфера секретности и элитарности проведения ритуалов посвящения;
в) контроль за сознанием;
г) отчуждение от семьи;
д) разрыв связи с прошлым;
е) лишение свободы выхода из секты;
ж) эксплуатация членов секты лидерами.
Влияние синкретизма общечеловеческих ценностей в буддизме,
христианстве и исламе; синкретизм язычества и мировых религий:
синкретизм в гражданских и религиозных праздниках, традициях и
ритуалах современной России.