Сватовство – проблема выбора.

Сватовство Исаака подошло к своей заключительной фазе. Ревекку спросили: «пойдёшь ли с человеком сим». С послом Авраама, чтобы стать женой Исааку.

О чём спрашивали Ревекку? О чём Ревекку спрашивать?

А не захочет женщина пойти со мною? Это обстоятельство посол оговорил как одно из условий своей миссии. Он обсуждал это с Авраамом. А не захочет женщина пойти со мной. Могла Ревекка отказаться? Предполагалось, что Ревекка отказаться могла. Но предполагалось, что Ревекка что-то понимает в жизни. А что именно понимает Ревекка в жизни?

Очень важное обстоятельство. Оно будет темой сегодняшней беседы: жена не выбирает мужа. Жена мужу дана. И муж не выбирает жену, муж жене дан.

Исаака, между прочим, вообще отец не спрашивал, хочет не хочет. Либо жена из родни либо никакой жены. Тема «выбор жены» исключена из сватовства Исаака. Можно сказать, эта тема вычищена. Авраам так поставил дело, чтобы и духу этого понимания: свободы как выбора не было в жизни его сына и сына Божьего Исаака. Однако, вот ведь, Ревекку спрашивают: пойдёт она или не пойдёт. Что это, ей на выбор дано? Зачем так спрашивать? Разберёмся.

Тема выбора – сегодняшняя наша тема. Тема выбора, когда человек выбирает (евр. глагол «бахар», выбирать). Тема выбора это нечто большее чем выбор вещи из обихода, скажем, «пять камней для пращи выбрал Давид». Или «воинов для дела выбрал Иисус Навин». Или Саул выбирал также воинов, или для жертвы выбирают тельца. Вот когда выбор человека касается не обиходных вопросов, а когда он касается жизненно важных вопросов, выбор в Священном Писании и во всём Библейском мировоззрении приобретает зловещий смысл.

Выбор приобретает зловещий смысл, если он касается жизненно важных вопросов. Вот мы сейчас, братья и сестры, перечислим в хронологическом порядке священной истории эти случаи, когда выбор или прямо был грехом или был следствием прельщения.

Первое и сразу самое страшное. Перед Потопом. Сыны Божии, потомки Сифа, уже находившиеся в состоянии прольщения увидели женщин Каинского рода, что они, как сказано «хороши». Сыны Сифа увидели Каинитянок, что они хороши и преступили к выборам. Как сказано в кн. Бытия 6 гл 2 ст «взяли себе жен ото всех, которых они избрали». И следствием этих первых выборов было совращение Сынов Божьих, размывание границ Церкви, растление человечества, Великий Потоп.

Второй пример. Это я иду по хронологии Св. Писания. Второй пример. Когда нужно было Аврааму и Лоту разделиться, Авраам предложил Лоту пойти куда тот хочет, чтобы самому пойти в другую сторону. Лот мог пойти куда глаза глядят, но Лот поднял очи, увидел окрестности Содома и Гоморры, что это страна орошаемая, цветущая как Рай Божий, как сказано «как Рай Божий». Лот прельстился и цитирую «выбрал себе». Вот так сказано. 13 гл 11 ст «Выбрал себе Лот пойти » именно вот в эту землю жить с грешниками. А Лот был праведник. Но ко времени истребления Содома, Лот с семьёй оказался в Содоме. И следствие выбора, который сделал Лот, это гибель жены, кровосмешение, жизнь в изоляции.

Третий пример. Другая ситуация выбора: когда тебе предлагают разные варианты, но ты понимаешь, что никакого выбора в действительности нет. Варианты предлагаются разные, но ты понимаешь, что не выбор тебе предлагают. Так говорил с народом Иисус Навин в своей последней речи. После завоевания Палестины Иисус говорит с теми, кто вошёл в Землю Обетованную. Эти люди всё видели, они во всём участвовали, они видели силу Божью. Главное чтобы они это понимали и помнили и не прельщались. Иисус предлагает народу на выбор не больше не меньше, а кому поклоняться. Он предлагает религию. Кому поклоняться. Первое: богам. Богам (во множественном числе Эллохим). Богам Элохим, которым служили отцы наши за рекою. Это отцы Авраама и в Египте перед Исходом. То есть, поклоняться каким-то богам во множественном числе. Второе: богам амореев, среди которых вы живёте на земле их. Третье: Я, говорит Иисус Навин,» и дом мой, послужим Господу. Изберите себе сами себе сегодня кому будете служить». И народ выбрал служить Господу. Господь Бог наш. Бог Эллохим. Это уже не множественное число (боги) а Бог Единый. Бог Эллохим. Господь Бог (Эллохим) наш.

«И сказал Иисус к народу: свидетели вы на себя, что вы избрали Господа служить Ему». Народ участник и свидетель священной войны до тех пор, пока он не прельщался новой жизнью на завоёванной земле, делает правильный выбор. Точнее, пока он не прельщается, для него нет выбора вообще. Как только народ начинает прельщаться, начинается уже реальный выбор. Не тот, который предложил Иисус Навин, а реальный выбор. Израиль служил Господу при Иисусе Навине и после него пристарейшинах, которые познали все дела Господа, которые Он сделал Израилю. Но умерли и старейшины и вот началось прельщение, пошли и выборы каким богам служить. И в Писании сказано: «и стали почитать сыны Израиля остарту и остарофу и богов народов, что окрест их». Так будет повторяться и впредь. Теряется богопочетание и, это уже из книги пророка Исайи, и «народ выбирает для себя дубравы и сады для идолослужения».

Сделаем правильный вывод из этого отрывка из св. Писания. Основа для реального выбора – прельщение и грех. Свобода человека не есть свобода выбора. Основа для реального выбора это прельщение и грех. Те, кто предлагают нам выборы как свободу – прельщают.

Следующий пример: Самуил был судьёй и пророком в Израиле. До него, до Самуила, при нём Бог Сам, сказано в 1й Книге Царств «Бог Сам царствовал над народом Израиля». Когда Самуил состарился, а его сыновья, поставленные судьями, как сказано, не ходили путями Самуила. Старейшины Израиля стали просить, чтобы Самуил поставил над ними царя. Как у прочих народов. Это был грех богоотвержение. Ибо «Израиль отверг Яхве» это я цитирую «отверг Яхве, чтобы Он не царствовал над народом». Однако, Бог свой народ не оставляет, Он повелевает Самуилу послушать голоса народа в этом деле, но перед этим Самуил должен «свидетельством засвидетельствовать», как написано, это очень сильная форма. «Свидетельством засвидетельствовать», то есть, с неотразимой ясностью объявить каково будет право царя, (или суд царя «мешпат»). Народу Израиля предстоит выбор: кто будет править народом: Яхве или человек от Яхве. Самуил объявил народу суровый мешпат царя. Все всё поняли. Израилю предстоит пройти через реальный выбор, а предварительным условием его всегда является грех. Люди Израиля, написано, выбрали себе царя. «Выбрали себе царя». 1 кн царств 8 гл 18 ст. То есть, они выбрали сам принцип царской власти, что царём должен быть всё-таки человек. Когда Самуил слагал с себя звание судьи, он в последней речи напомнил народу: «вы избрали себе царя». И чтобы народ понял, какое это было, написано «великое зло», «Великое зло», что вы избрали себе царя, Господь явил с неба знамение. Народ, написано, устрашился весьма от Яхве и от Самуила и сознался «ко всем грехам нашим мы прибавили зло, когда просили себе царя». И в этом эпизоде священной истории мы видим, что когда является сам принцип выборов, это зло прибавленное к грехам.

Важный вывод: когда является сам принцип выборов, это зло, прибавленное к грехам.

Следующий пример, пятый. Это самый яркий пример того, что условием реального выбора является предшествующий грех. Это история о царе Давиде, когда он приказал пересчитать весь свой народ. Мы сейчас не будем говорить почему, но в то время и при тех обстоятельствах это был грех. И Давида отговаривали, чтобы он этого не дедал, отговаривали, даже никто иной, как смелый на грех военачальник Иовав. Царь не послушал. Израиля и Иуду пересчитали, а как только доложили Давиду о результатах, написано «вздрогнуло его сердце и он сказал: я согрешил весьма». Результатом и последствием этого тяжкого согрешения было то, что Господь через пророка предложил Давиду реальный выбор: голод – 7 лет, бегать от неприятеля 3 месяца, моровая язва 3 дня, и дальше написано во второй книге Царств в 24 главе: «выбери себе одно из них». Голод 7 лет, бегать от неприятеля 3 месяца, моровая язва 3 дня. Выбери. Выбор, который был дан царю Давиду в наказание за грех был особого рода: нет решения без зла. Нет выбора без каких-то тяжких последствий. Царь размышлял и во искупление греха он сделал выбор впасть в руки Господа, но не в руки человека, и выбрал язву и «уменьшилось число народа на семьдесят тысяч».

Шестой пример. Чтобы закончить тему выбора, вспомним, что в Раю человек был свободен, но не выбирал между добром и злом. В Раю человек был свободен? Был. Он выбирал между добром и злом? Нет. Человеку даже запрещено было это делать. Для того, чтобы выбирать между добром и злом, нужно было покуситься на то, чтобы их различать. До грехопадения возможно было следовать доброму не познавая различия между добром и злом, неприбегая к древу познания хорошего и лукавого. Следовательно, не низводя добро на один уровень со злом. Когда мы выбираем между добром и злом, они как бы на одном уровне. Человеку этого не нужно делать. Не нужно низводить добро на один уровень со злом. Нужно следовать доброму.

В пророчестве о Мессии говорится (это у пророка Исайи 7 гл) «Даст Господь Сам вам знамение. Се дева во чреве приимет и родит сына и назовёшь имя ему Эммануил. Прежде чем познает дитя благое или злое..». Смотрите, «прежде чем познает дитя благое или злое, он (дитя) отринет лукавое чтобы избрать благое.». Что говорит Исайя: если возможен выбор добра, то лишь когда на ряду с добром нет зла.

Прежде чем познает дитя благое или злое, он (дитя) отринет лукавое чтобы избрать благое. Это выбор из одного единственного варианта, следовательно, уже не выбор в собственном смысле слова. Это одобрение добра как такового.

Современный греческий богослов очень хорошо об этом пишет. В христианской церкви, пишет он, по новому явилась идея свободы, которая определяется не возможностью выбирать, а динамикой постоянного утверждения непрерывного «Аминь», когда народ Божий, собранный вместе на Евхаристии видит свою свободу только в утвердительной форме. Потому, что Бог во Христе подаёт не «да» вместе с «нет», а только «да» равносильное евхаристическому «Аминь».

Вот мы привели примеры из св. Писания, из которых явствует, что да, выбор не без свободы совершается, но свободный выбор это очень не большая и сильно повреждённая предшествующим грехом сфера свободы. Когда нам предлагают выборы как проявление свободы, это противоречит самим основам Библейского мировоззрения. Когда нам предлагают выбор и мы должны выбирать, нужно знать, что к этим выборам мы пришли путём греха. В нашей истории это был отказ от монархии, убийство царя, гонения на Церковь, истребление священства. Когда мы всё это сотворили, явилась идея демократических выборов. К идее демократических выборов нужно правильно отнестись. Это наказание за общенародный грех. Вот так.

То есть, демократические выборы это наказание за общенародный грех. А поскольку это наказание, то его надо принимать. Поэтому выборы нельзя игнорировать православным христианам, если они хотят засвидетельствовать, что они понимают каким путём они пришли в это состояние нынешней общественности. Выборы нельзя игнорировать православным христианам. На выборы нужно, даже если не хочется. На выборы нужно ходить.

Вот шесть примеров мы привели из св. Писания по теме «выбор». И наконец подошли к теме сватовства.

Ревекку вот спрашивают6 пойдёшь или не пойдёшь. Далеко мы зашли в обсуждении этой богословской темы выбора, однако впервые эта тема достаточно подробно, она была разработана именно в истории о том как сватали Ревекку и женили Исаака. Эта житейская история имеет такой глубокий богословский смысл, что именно на него-то и нужно в первую очередь обратить внимание.

Оказывается, возможно было для этих двух душ, для этих двух душ, Исаака и Ревекки.. возможно было для этих двух душ обойтись без выбора. Исаак и Ревекка были достаточно хороши, чтобы не подвергаться процедуре выбора. Исаак прошёл через жертвоприношение, когда сам лежал на жертвеннике. Невеста была хороша видом, добрый знак. Но красота здесь ничего не значила, а потому что жених её вообще не видит. Главное у Ревекки был достойный нрав. Ещё раз повторим. Что главное, когда ищешь себе жену, на что нужно смотреть? Главное для жены это нрав.

И прибавьте к этому, почему не было выбора жены, не было выбора мужа? За всем этим стоит мудрость Авраама. Посол Авраама догадался, какого знамения просить от Бога и тем самым испытать нрав невесты. И здесь промысел Божий действует. Мужу дана жена, жене дан муж. Выбирать здесь.. не то что лишнее. Это вообще из другой жизни, выбирать. Это из другой жизни. Это например из жизни Иакова. Иаков согрешил перед отцом и он будет выбирать жену. И он выберет жену, будет обманут и будет бороться за свой выбор.

Ничего этого нет в жизни Исаака и Ревекки. Как всё чисто и тихо было у Исаака и Ревекки. Так зачем было Ревекку спрашивать, пойдёт она к будущему мужу или не пойдёт?

Выбор её предложили. Но для неё нет выбора, потому что нет для выбора предшествующей порчи - прельщения или греха. Выбора нет, однако движение навстречу друг-другу со стороны жениха и со стороны невесты должно быть.

Понимаете, выбора нет, а взаимное движение должно быть, иначе встречи не будет. В истории Исаака объясняется, что движение с мужской стороны является первым. От мужчины должно оно начаться, это движение. Это посольство и предложение вступить в брак. Вот, это в истории Исаака и Ревекки. А в истории Руфи объясняется обстоятельно, что…, зафиксируйтесь пожалуйста, это важное обстоятельство.. в истории Руфи объясняется, что действительным инициатором брачных отношений является женщина. Когда Руфь пришла на незнакомое поле, написано в Писании «случился случай». Ну, если написано, случился случай, то это уже не случайность. «случился случай, что это была часть поля Вооза». Начало было счастливым, а затем Руфь начинает действовать. И это было движение со стороны невесты, потому что Руфь слушает совет старой женщины. Она выбирает момент, когда после трудового дня, когда труд был приятен, это сбор урожая, Руфи умывается, помазывается, одевается, не показывается Воозу, пока он не закончит есть и пить и прочее и прочее, что описано в отдельной главе книги Руфь. И после только этого она определённым образом к нему подходит. И мы видим, что действительная инициатива брачных отношений приходит с женской стороны. Об этом было сказано жене после грехопадения. «к мужу твоему влечение твоё» - это в еврейском тексте, по гречески: «к мужу твоему обращение твоё».

Поэтому написано в Книге Бытия, когда мы разбираем историю сватовства. Поэтому «вопрошают уста Ревекки. Пусть сама ясно скажет, пойдёт она к будущему мужу или не пойдёт.». Кажется, что всё деятельное участие женской стороны заключения брака сводится здесь к одному слову. Это не так. Нет, её спрашивают, она что-то скажет. Одним словом. И кажется, что всё это деятельное участие женщины во всей этой брачной, предбрачной процедуре это сказать одно слово. Это не так.

Пусть встанет перед глазами картина, как юная девушка в ответ на просьбу дать глоток воды берётся напоить десять верблюдов. Здесь конечно действует родовая добродетель, это гостпериимство, но не только. Здесь налицо готовность к замужеству.

5 8ст 24 гл «И призвали Ревекку и сказали ей: пойдёшь с человеком сим?» Вот момент наступил. Наперёд скажем, что Ревекка – образ жены волевой. Она будет разрешать в конечном счёте самые важные и критические семейные вопросы. Что скажет Ревекка сейчас?

«И призвали Ревекку и сказали ей..». Златоуст здесь отмечает: не было у них ни записей ни договоров ни прочего, что бывает ныне. У древних была запись гораздо важнее и надёжнее – нрав невесты.

«И призвали Ревекку и сказали ей: пойдёшь с человеком сим?. Она же сказала: пойду. И отпустили Ревекку, сестру свою и кормилицу её и раба Авраама и тех, кто с ним». Кормилицу, возможно Девору, о смерти которой сообщает Писание в 35 гл кн. Бытия.

«И отпустили Ревекку, сестру свою и кормилицу её и раба Авраама и тех, кто с ним и благословили Ревекку, сестру свою и сказали ей: сестра наша еси. Будь тысячами мириад и да наследует семя твоё грады супостатов.». А мы читали в 22 гл Книги Бытия в 17 стихе, что наследовать грады супостатов будет семя Авраама через Исаака. То есть, родня Ревекки пророчествует о том же. Златоуст это немедленно отметил: посмотри, как эти люди без собственного ведома предсказывают девице. Бог даже через неверных предзнаменует будущие события.

«Восстав же Ревекка и девушки свиты её взобрались на верблюдов и пошли с человеком, и раб взяв Ревекку отошёл. Исаак же ходил по пустыне у колодца видения» (беер лахай рои). «Сам же он обитал в земле Негеф». Вот теперь мы что-то узнаём об Исааке, где он собственно находится, и чем он занимается. Значит, обитает он в земле Негеф. Это область на юге Палестины. Обитает он там. Но Исаак как-то оказался у колодца, которая назвала Агарь «беер лахай рои» - «колодец живого, увидевшего меня». Важно, что Исаак жил в стране Негеф, а в этой точке пустыне он оказался проходом. То есть, ни Исаак не чаял кого-нибудь встретить, ни караван, который вёз его невесту. Встреча в пустыне близится.

Однажды вечером Исаак вышел за стан один.

63 ст 24 гл «И вышел Исаак поразмыслить в долину к вечеру. И воззрев очами увидел верблюдов идущих. И воззрев Ревекка очами увидела Исаака и упала с верблюда.» Так написано в еврейском тексте «упала». Мы конечно можем это так понимать, что она соскочила, проворно спешилась… но вот такое стремительное было её движение. Она упала с верблюдов. Что-то с ней такое произошло. А ведь она ещё не знает, что это будущий муж. Что-то ей подсказало, что она упала.

Вот, встреча в пустыне. Муж и жена не выбирают друг друга.Симпатия, влечение, предпочтение, любовь – это для жениха и невесты воспоследует. Муж и жена друг другу даны, как Исаак и Ревекка в пустыне.

Да, не может быть более выразительного образа, чем эта встреча жениха и невесты в пустыне, чтобы направить мысли всех небрачных, всех грядущих поколений не к самовольству и не к выбору другого, но чтобы направить их мысли к осознанному ожиданию того, кто тебе будет дан, или осознанию, что тебе дано, может быть, безбрачие.

Итак, Ревекка упала с верблюда.

«И она сказала рабу: кто человек этот, идущий в долине навстречу нам? Сказал же раб: сей есть господин мой. Она же взяв покрывало поблачилась.». То есть, Ревекка покрылась. Это был знак чего? Что Ревекка взяв покрывало обрачилась? Это был знак чего? Это был знак права Исаака снять покрывало и обладать ею. Покрывало на голове жены – власть от мужа.

Ап. Павел пишет в 1м послании к Коринфянам: «Ибо не муж создан для жены, но жена для мужа. По сему должна жена власть от мужа иметь на голове». Понятно: жене глава муж, а жена покрывает голову. Один жест сделала Ревекка и объяснилась через этот жест: я твоя жена.

Тут может быть Исаак только и узнал, что его просватали. То есть, никакой психологии. Шёл себе человек, шёл, даже гулял, вышел к вечеру поразмыслить спокойно… И вот тебе Ревекка, и вот она облачилась и вот, я твоя жена. И что?

«И поведал раб Исааку все слова, которые он сотворил. И ввёл её Исаак в шатёр Сарры, матери своей».

После жертвоприношения на горе Мориа, Исаак жил с матерью в Хевроне, а после его смерти мы застаём его в стране Негеф возле колодца «беер лахай рои». После смерти Сарры Исаак вероятно не входил в Хеврон. Оказывается, Исаак не мог утешиться по матери своей. И вот, пришла жена, и Писание говорит короткими и разительными словами.

67 ст 24 гл последний стих этого богословского эпизода «И ввёл её Исаак в шатёр Сарры, матери своей и взял Ревекку и она бысть ему жена и он полюбил её и утешился Исаак по Сарре, матери своей».

Взял Ревекку и полюбил её. Когда муж и жена друг-другу даны, то после того, как они стали мужем и женой, после того, как Исаак взял Ревекку, а она стала ему женой, возникает любовь. Не до, а после.

То, что Писание называет в отношении мужа и жены «полюбить» (греч «агапауо» евр «ахэв»). Вот то, что Писание называет в отношениях мужа и жены «полюбить» возникает не до, а после супружества. Любовь не руководит вступающими в брак. Любовь брак венчает.

И утешился Исаак по Сарре. Сарра оставила этот мир, но Исаак не мог оставить умершую мать. Он был безутешен по ней. Когда же Исаак женился, исполнилось Писание «оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей и будут плоть одна».

Последнее дело в жизни Авраама закончено. Он женил сына. Больше он ничего не должен. Когда дела жизни закончены, не закончена жизнь. После всех дел Авраам пожил ещё 35 лет.

Как Авраам пожил последние дни, их же было 35 лет, как он умер. Братья и сестры, не пропускайте наших чтений по Книге Бытия. Следующая беседа будет последней в разделе сотериология.


Приложение жизни

Исааку было 40 лет, Аврааму было 140 лет, когда совершилось последнее из дел жизни Авраама. Он это дело подвигнул, и оно осуществилось. Его сыну была дана жена, и сын её полюбил. Дела жизни Авраама закончены и что? Дела закончены. А дальше что?

И праведникам умирать тяжело. Об Аврааме мы знаем, что вера его исполнилась. Такие как Авраам, по слову Христа, на суд не приходят, имеют жизнь вечную. (Ев. от Иоанна 5 гл 24 ст). Однако, Жизнь Вечная, Рай праведным откроется со Христом. Аврааму Бог сказал (15 гл Быт) «ты отойдёшь к отцам твоим с миром напитан в старости хорошей». Хорошо для правдника Ветхого Завета, когда он ещё поживёт в старости так, что утомится и будет напитан жизнью, напитан в старости хорошей. Читаем о последнем периоде в жизни Авраама.

25 гл 1 ст «И в приложение..» (сказано так) «И в приложение Авраам взял жену, имя её Хетура. Она же родила ему Зимрана и Иокшана и Медана и Мадиана и Ижбака и Шуаха». Вот что мы сейчас с вами прочитали? Прежде всего сказано «в приложение». В евр. языке есть такая грамматическая форма, когда одно действие выражается через два глагола, как например здесь: «и прибавил Авраам и взял жену». Глагола два, действие одно. Поэтому переводить нужно так: и ещё взял жену. Так и переводят по правилу. «и ещё взял жену». Хотя написано буквально: «и прибавил Авраам и взял жену» а переводить нужно «и ещё взял жену». Вот так переводят по правилу. Однако, применительно к жизнеописанию Авраама в этом месте исключение из правила. Переводить нужно не так. Жизнеописание Авраама это развёрнутая сотериология, учение о спасении. Последний этап в жизни праведника можно назвать «приложение», «прибавление» к дням жизни некоторого срока, в который уже ничего не происходит для спасения души. Человек уже всё сделал.

Смысл этого этапа – приложение жизни. Поэтому переводит нужно «и в приложение Авраам взял жену имя её Хетура». Вот, и смысл этого этапа «приложение» - жить и жить, пока переход в иной мир не станет в ряд естественных событий, как например засыпание, успение, или бодрствующее сознание, когда нет мыслей. Такова ясность души старческого возраста.

То есть, приложение жизни это от Бога данная жизнь дальше её естественных границ. Поскольку речь идёт о ветхозаветных праведниках, а души всех умерших до воскресения Христа шли в одно место – шеол, приложение жизни это пророчество Жизни Будущего Века.

Жизнь немножко дальше границ жизни. Такое приложение к жизни имели Авраам, Исаак, Иов. Исаак умер 180 лет в возрасте более приклонном чем отец. О последнем этапе его жизни мы не знаем ничего. Иов жил всего 248 лет. Из них приложение к жизни, то есть, срок жизни после освобождения от страданий, приложение к жизни он имел 170 лет. О том, что приложение жизни не старческая немощь, а совершенно полноценная жизнь, засвидетельствована по-библейски – деторождением. За годы, которые Иов получил приложение жизни, он родил десять детей – семь сыновей и три дочери. Авраам за 35 лет приложения своей жизни родил шестерых сынов от Хетуры и ещё сколько-то детей от наложниц. Когда Аврааму было под 100 лет, он не мог зачать ребёнка, а после 140 лет от второй жены Аврааму родилось шесть сыновей, а всего упомянуто 19 потомков Авраама. Имена этих потомков Авраама – наилучшая картина того, что такое приложение жизни. Вот были перечислены шесть сыновей от Хетуры, а теперь дальше говорится так.

Иокшан (это сын Хетуры и Авраама). Иокшан же родил Шеву, Ифимана и Дидана. Сыны же Дидана были Рагуил и Навдиил и Ашурим и Летушим и Леюмим. Сыны же Мадиана (это тоже сын Авраама и Хетуры). Сыны же Мадиана – Ефа, Иефер и Енох и Авида и Елдага. Все сии были сыны Хетуры.

Вот такая картина. Из детей Хетуры по Писанию названы вот столько имён, но известен более других это Мадиан. Он – родоначальник народа Мадианитян. Это племя обитало на Аравийском полуострове, юг современной Иордании. Жена Моисея, Сепфора, была уже речь о ней, она была Мадианитянкой, и отец Сепфоры, он был священником и советником Моисея.

Дальше, 5 ст 25 гл «Дал же Авраам все имения свои Исааку, сыну своему, и сынам наложниц…» Значит были ещё и наложницы. И сынам наложниц своих дал Авраам даяния. Сказать «дал даяния» это как бы полностью обеспечить. «И сынам наложниц своих дал Авраам даяния и отпустил их от Исаака, сына своего, ещё когда сам был жив.». «Отпустил к востоку в землю восточную». Отпустил к Востоку. В Писании упоминаются некие сыны Востока, преимущественно жители Авравии. С сынами Востока сопоставляли мудрость мудрых – Соломона, Иова.

Следующий стих: сии же годы дней жизни Авраама, которые он пожил – 175 лет. И иссяк и умер Авраам.

Вот это важный глагол, который нам нужно понять. Иссяк. Что за ним стоит? Иссяк и умер Авраам. Это еврейский глагол «гава». Он означает иссякнуть, исчезнуть и умереть. И вопрос возникает, какое умирание обозначает глагол «гава». Это конченый итог жизни человека. Только человека, никогда животного.

Конечный итог жизни человека и только в отношении к Богу или Духу Божьему. И сейчас мы остановимся на этом вопросе, потому что это для антропологии Ветхого завета важно знать, что во-первых, участь всех людей была до Воскресения Христова, участь всех людей была одна, это во-первых. А во- вторых, итог жизни кажого человека это либо-либо, либо с праведными либо с грешными.

Как совмещается одно с другим, что участь всех людей одна, и что итог жизни это либо-либо?

Будем разбираться.

От грехопадения до воскресения участь всех людей это успение в шеоле, царстве мертвых. Все люди одинаково умирают (от глагола «гава»). Все умирают.

Жизнь в библейском мировоззрении это присутствие Духа Божьего в человеке. А когда Господь забирает на Себя Свой дух, живое исчезает, иссякает (от этого глагола «гава»). Так происходит у всех людей. В Книге Иова об этом говорится: «когда Бог уставит к Себе сердце Своё, дух Свой и дыхание Своё на Себя соберёт, исчезнет вкупе всякая плоть и человек обратится в прах». В псалме 103 м «для чего Господи отвергаешь душу мою, смрываешь лицо Твоё от меня? Нищ я и исчезаю. Ты забираешь дух человеков и они исчезают.». Вот что такое жизнь. Когда Дух Божий отходит от человека, человек исчезает. Когда Иерусалим был Богом оставлен, пророк Иеремия поднимает плач: «священники мои и старцы мои во граде исчезают». Вот этот глагол «гава». Когда грешный человек приближается к святыне, он может погибнуть, исчезнуть. Во время Исхода был такой эпизод – бунт против священства, и в результате умерло около 15 тысяч народа и народ устрашился скинии Господней. «И сказали сыны Израилевы Моисею говоря: вот, исчезаем, погибаем все. Погибаем. Всякий приближающийся, только приближающийся к обиталищу Яхве умирает. Разве мы не совершенно исчезнем?» Это их Книги Чисел.

Итак, все люди умирают, исчезают. Участь их всех была до пришествия Спасителя одна. Все люди умирают, исчезают – это с одной строны. А с другой стороны, вот, очень важный момент, сейчас мы должны зафиксироваться: жизнь это присутствие духа Божьего в человеке, поэтому вся жизнь человека имеет конечный счёт. Человек в итоге с Богом прожил либо нет. Верх – низ. Правое – левое. Оправдан – осуждён. Спасён – погиб. Это итог всякой жизни всякого человека на земле, и нет середины. Нет промежуточного состояния. В священной истории подведение итога человеческой жизни передаётся тем же глаголом «гава».

Об одном говорится, что он «гава» и это грешник, а о другом точто также говорится, что он «гава» и это праведник. В первом случае имеет смысл переводить «исчез». Грешник исчез. А во втором – иссяк. Праведник иссяк.

В Священном Писании есть три примера как и почему исчезали грешники. Человечество перед Потопом стало «плоть», и о нём сказано: плоть исчезла. (Быт. 6 гл 17 ст). Это не просто смерть, все умрут. Это итог жизни допотопных Нифелимоа и Гибаримов – вечная погибель.

В эпоху завоевания Палестины некто Ахан нарушил Завет, войско Израиля потерпело поражение, весь дом Ахана со скотом и имуществом был истреблён. Об Ахане сказано, что он «исчёз».(книга Иисуса Навина 22 гл 20 ст).

Пророк Захария говорит, что будет после того как поразят Пастыря, Мессию: «и будет на всей земле, говорит Яхве. Две части на ней будут отсечены, исчезнут. И третья останется на ней.». Две части это доля, которая принадлежит первородному сыну, то есть Захария говорит что будет после того, как поразят пастыря Мессию. Две части, полагающиеся Иуде будут отсечены, то есть права первородства, духовного преемства навсегда отойдут от Иуды, они исчезнут.

Ещё раз прочитаем из Захарии этот стих: и будет на всей земле, говорит Яхве, две части, то есть права первородства, на ней будут отсечены, исчезнут, и третья останется на ней.

Итак, грешные - исчезают, праведные – иссякают.

Итог жизни Авраама, Исаака, Иакова передаётся этим глаголом «гава». Авраам, Исаак и Иаков, успение этих праведников было в Жизнь Будущего Века, так сказано в Евангелии: «Бог Авраама, Исаака, Иакова – Бог не мёртвых, но живых».

Авраам как бы изнемог, устал, написано, иссяк и умер. Об Исааке: и иссяк Исаак и умер. И об Иакове так сказано и об Аароне «иссяк». Это добрый итог жизни. Всё это народ Божий.

Но и об Измаиле сказано: «и иссяк и умер» – добрый итог жизни Измаила.

«И иссяк и умер Авраам в старости хорошей». Старец, исполнен дней.

В еврейском тексте «стар и насыщен», то есть, Авраам насыщен днями. Как насыщен днями был Исаак, так же Иов. Авраам, Исаак, Иов имели приложение жизни, о чём мы сегодня и говорим.

Кажется о кончине Авраама мы узнали достаточно. Нет. Писание доводит тему до конца.

8 ст 25 гл «И иссяк (праведники иссякают, устают, изнемогают жить) И иссяк и умер Авраам в старости хорошей. Старец и исполнен дней и приложился к народу своему». Что это значит? Приложиться. Если постараться быть ближе к древнееврейскому тексту, то Авраам собрался с народом своим. Это собирание передаётся глаголом «асаф», еврейским глаголом «асаф». Человек, который прожил жизнь во спасение, собирается, приобщается к народу своему. То есть, душа собирается с другими праведными в церкви тех, кто удостоен спасения. После Христа это собрание душ праведных именуется «Церковь Небесная». Авраам собрался с народом своим.

О последнем деянии Иакова мы знаем, что он, написано так «собрал ноги свои на постели». Зачем нужно было это упоминать «собрал ноги свои на постели»? Это простое действие было значительным, потому что Иаков был хром. Одна нога была у него повреждена, после того, как он боролся с Богом. Перед смертью Иаков собрался, как бы присоединил одну часть своей жизни к другой. Иаков собрался перед смертью. Написано так: «Иаков собрал ноги свои на постели и иссяк. И собрался с народом своим». Смотрите, какой значительный текст. Последнее дело, которое он сделал, он собрал свои ноги, и, уже после того как иссяк, он собрался с народом своим, или приложился к народу своему. (49 гл Быт 33 ст).

И на еврейском и на греческом языке об Аврааме, об Измаиле, Исааке, Иакове, об их лёгком переходе в мир иной и в Церковь родственных душ сказано: «иссякну, умер, приложился к народу своему». И что было по смерти Авраама?

9 ст 25 гл «И погребли его Исаак и Измаил, сыновья его в пещере двойной Махпела на поле Ефрона, сына Цохара Хеттиянина, что против Мамре». «На поле и в пещере, что приобрёл Авраам у сынов Хетта, там погребли Авраама и Сарру, жену его.». Имеется в виду, что Авраама погребли вместе с Саррой.

И последний стих это 11 ст 25 гл «И было после как умер Авраам, благословил Бог Исаака, сына его и поселился Исаак у колодца видения (беер лахай рои)». О жизни Исаака после смерти отца мы узнаём, что он был благословен, и жил у колодца знаменитого по имени «беер лахай рои» «колодец живого, увидевшего меня». Однако, жизнь Исаака, Иакова, Иуды и братьев его это история, которая имеет свой богословский смысл. А учение о спасении, как отдельный раздел Книги Бытия завершено. Следующий богословский раздел Книги Бытия – истериософия. Библейская историософия это учение о спасении в жизни народов. Историософии посвящена вся вторая половина Книги Бытия.

Наши рекомендации