Сватовство – проблема случайности.

Последние дела в жизни Авраама были погребение жены и сватовство сына, Исаака. Как женились праведные? Сколько было праведников, не было речи о том, какой должна быть жена.

Авраам родился в крепкой патриархальной семье, но ни о его предках, ни о нём самом мы не знаем, как заключались браки. И нас ожидает сейчас навый богословский сюжет «женитьба Исаака». История о том, как Авраам женил своего сына преемника, с благословления Божьего любимого от любимой.

Аврааму было сто сорок лет. Исаак женился в сорок лет. Сватовство и женитьба происходили так:

1 ст 24 гл «И Авраам был стар дней приклонных. И Господь благословил Авраама во всём. И сказал Авраам рабу своему, старейшему дома его, начальствующему надо всем, что у него: положи руку твою под стегно моё». Стегно по евр. «ярех» - бедро и чресло. Выражение «выйти из чресел отца» означало происходить родом. Златоуст справлялся даже с еврейским текстом, чтобы удостовериться, что именно такой необычной клятвы, такого знака клятвы требовал Авраам. Почему же так говорит праотец? Златоуст: Потому что здесь (положи руку твоё под стегно моё) потому что здесь начало рождения Исаака. Выражение это «выйти из чресел» встречается в Писании дважды, и оба раза применительно к Иакову. Он же – Израиль. Лишнее подтверждение того, что принадлежность к народу Израиля определялось по отцу, а не по матери, как сейчас в государстве Израиль.

Итак, слуга Авраама должен поклясться, полагая руку рядом со знаком обрезания. Речь пойдёт о сватовстве Исаака. И отправляя раба в свадебное посольство, Авраам прибегает к такому знаку клятвы, который более других должен был посла наполнить страхом. Посол должен был устрашиться, когда он коснулся интимных частей тела своего господина. О чём речь? Чего страшился сам Авраам.

3 ст гл 24. Авраам продолжает говорить послу «И закляну тебя Господом Богом Неба и Богом земли» Авраам обязывает посла клятвой именем Бога Творца всего. Так в последних речах Авраама звучит первое положение св. Писания «В начале, сотворил Бог Небо и Землю». Авраам заклинает раба. Если тот не исполнит поручение, то подвергнется проклятиям. Закляну тебя Богом неба и Богом земли. «да не возьмёшь жену сыну моему Исааку от дочерей Ханонеев, с ними я обитаю, в среде их. Но в землю мою в родство моё да пойдёшь и к племени моему и да возьмёшь жену сыну моему Исааку оттуда».

«В родство моё» сказано так, да? Пойдёшь в землю мою в родство моё.

Земля родства, это важное понятие в жизни Авраама. Это во-первых земля, где человек родился, это родина. Во-вторых, это территория, на которой действуют родственные отношения. Так вот, Авраам посылает раба не на родину свою. Это не правильный перевод, потому что родиной его был Ур Холдейский. Авраам посылает не на то место, где он родился, но он посылает раба к родне, к родственникам, в землю родства. Это северная месопотамия, это Хорран, это к семье брата своего Нахора, помните, Нахор, у него было много детей, и уже упоминалась некая Ревекка. Туда посылается посол.

Авраам жил среди чужих племён, Ханонеев. И соседи Авраама очень его почитали. При этом, Авраам посылает раба в далёкое по тем временам очень далёкое путешествие, рискованное путешествие в родство к родственникам, которые жили далеко на Сереве, в Хорране. Такова воля Авраама о жене для сына. Постараемся понять из предыдущих глав Книги Бытия, почему Авраам так решил. Вот почему нужно было посылать раба туда, в такую далёкую землю за женой?

В первых главах Книги Бытия рассказано, что в самый начальный период человеческой истории, до Великого Потопа на земле существовали и жили раздельно два рода: род праведных потомков Сифа, они именуются «Сыны Божии» и род, который шел от Каина, братоубийцы и богоборца. То есть, были два рода Сифа и Каина. И потомки Каина захотели проникнуть к Сынам Божьим, они сумели сделать это, подослав к ним своих женщин. И в Книге Бытия, это 6 глава, было рассказано как женились тогда к несчатью великому, Сыны Божии. Они увидели женщин, женщин чужого племени, Каина, увидели, что они хороши, начали брать жен не выбор «какую кто избрал», и брали ото всех тех женщин. Им не возражали, им предлагали. Нет повести печальнее в истории, чем брак Сынов Божьих с Каинитянками.

Авраам последовательно исключает всякую позможность повторения этой истории. Только что нам было рассказано, как сыны Хетта оказали величайший почёт Аврааму. Думается, каждый из них был рад бы отдать свою дочь за Исаака. Можно было смотреть и выбирать ото всех. Ни Авраам ни Исаак даже смотреть никого не будут. Выбор жены исключается сразу. Авраам посылает слугу в далёкое и крайне опасное путешествие за женой для сына. Проблема сватовства поставлена в своём пределе: Что главное для жены? Нрав. А как определить нрав? Знать откуда берёшь. Это важное положение. Знаете, я его сейчас повторю. Что главное для жены? Нрав. А как определить нрав? Знать, откуда берёшь. На женщине печать рода. А если это проклятие? Как бы ни были радушны Хитияне или просто вежливы, с ними жить можно. Но дочери Хетта суть дочери Ханаанца, говорит Авраам. А «проклят Ханаан» сказал за тысячу лет до этого Ной.

Те, кто несёт родовое проклятие были Аврааму добрые люди, добрые соседи. Он не хочет вступать с ними в близкие отношения. Не то что жену взять для сына. Авраам от них в подарок гроб не принял. Деньги заплатил.

5 ст 24 гл «Сказал же к нему раб: а не захочет женщина пойти со мною обратно в землю сию. Возвращать возвращу ли сына твоего в землю из которой ты исшёл». То есть, возвращать ли Исаака в Хорран. Но ты умрёшь, и как жить Исааку? Может быть вернуть его к родственникам? И здесь оборот: «возвращать возвращу ли» это оборот внутреннего содержания. За ним что стоит? Буду ли я должен непременно, что бы ни случилось вернуть твоего сына туда? То есть, переселять ли Исаака к родственникам в Хорран.

«Сказал же ему Авраам: внемли себе» (в евр. тексте: блюди себя) по-нашему – блюдись, берегись. «Сказал же ему Авраам: внемли себе: да не возвратишь сына моего туда. Господь Бог неба и Бог земли, который взял меня от дома отца моего из земли родства моего, который сказал мне и поклялся мне, говоря: тебе дам землю сию и семени твоему.» «Он» обещает, Авраам своему послу: «Он – Бог, пошлёт ангела Своего пред тобою и возьмёшь жену сыну моему Исааку от туда. Если же не захочет жена пойти с тобою в землю эту – чист будешь от заклятия этого. Только сына моего да не возвратишь туда. И положил раб руку свою под стегна Авраама, господина своего и поклялся ему в слове том.».

Итак, Авраам запрещает возвращение Исаака в Хорран к родственникам, а это значит, что если не будет ему жены оттуда, то вообще не надо жениться. Здесь не на ком, туда нельзя. Это важное положение в брачной философии: если нет достойной жены – не нужно жениться. Я повторю, это важное положение: если нет достойной жены, не нужно жениться.

И последнее, что должен знать посол, приступая к сватовству: Бог устроит. А если нет, не надо и брака. Жестко. Но вот так поставил дело Авраам. Таковы были последние в жизни слова Авраама из тех, что приводит Писание. В них и забота о семье и вера, крайняя осмотрительность, которая уместна при последних делах жизни.

10 ст «И взял раб десять верблюдов от верблюдов господина своего и от всех благ господина своего с собою и встав поошёл в арамейское двуречье в град Нахора». Арамейское двуречье это северная месопотамия. Город Нахора это Хорран. Это примерно от Хеврона 720 км. Вот такое далёкое путешествие. Слуга Авраама пошёл в этот долгий опасный путь, он пришёл в Хорран. Об этом Писание не говорит, ну вот, он пришёл в Хорран, и что ему теперь делать? Авраам полностью полагался на разум посла. Он никаких инструкций ему не давал. Хотя бы как найти родственницу, девицу он ему не сказал. Что нужно делать в такой ситуации? Авраам знал своего слугу. Он знал, что тот поступит правильно, что тот умеет наблюдать, а самому не объявляться. И посол, прежде всего что сделал? Он выбрал место для наблюдения. А это место это колодец, куда неизбежно под вечер сходились девушки и женщины чтобы черпать воду. Почерпать воду, это была кстати тяжелая работа, но это была женская работа. И что делает раб

11 ст «И опустил на колени верблюдов вне града у колодца водного под вечер, когда выходят черпальщицы воды и сказал: Господи Боже господина моего Авраама, дай мне случай сегодня и сотвори милость с господином моим Авраамом». Вот такие серьезные слова и очень необычные, и они нуждаются в нашем внимании: «дай мне случай». Глагол «кара» имеет значение «встречать», «случаться», «выпадать», «совпадать». И того же корня существительнос микре, которое обозначает «случай». Случай это такое событие, которое по мнению говорящего не имеет связи с другим событием, случайное по отношению к нему. Например: когда Ковчего Господень оказался у Филистимлян, Филистимлян поразила болезнь, и они не знали, связано одно с другим, что ковчег у них, а у них болезнь или не связано. И они задумываются. Случай это был с нами? (это 1 кн. Царств). Другой пример: Саул замыслил убить Давида. Давдида предупредили и он не явился на пир. И Саул подумал: связанные ли эти два события или нет. И Саул подумал: «случай это, что Давид не явился?».

То есть, в библейском мировоззрении случай выражает пересечение многих внешне независимых обстоятельств в некоторое событие, отмеченное высшим смыслом. То есть, внешние события, они кажное идёт само по себе, но когда они вдруг встречаются, оказывается, что в них есть смысл. Но поскольку они друг от друга независимы, они есть случайны. И категория случайности присутствует в св. Писании. Проблема внешних обстоятельств, которые потом внезапно складываются в некую осмысленную картину, а каждое из обстоятельств друг от друга не зависит, вот эта проблематика была тщательно исследована в древнегреческой трагении, которая этот смысл, высший смысл случайных обстоятельств называла под разными именами. Греческая трагедия называла это «рок». То есть, рок конечно в мировоззрении древних греков и древних трагиков это не был слепой фатум, это было вот именно это совпадение многих внешних независимых друг от друга событий в некое событие, которое и являет свой смысл.

Вот та же проблематика, когда в случайных событиях является воля Божья, была исследована в 3х Библейских сюжета. Самый знаменитый конечно это история Иосифа. Тема трудная. Случайности. Ей, этой теме посвящены последние главы Книги Бытия. История Иосифа пространно изложена, она досконально проработана и учит благочестию. Всё происшедшее с Иосифом называется совпадения, случившееся (евр. «Корот», греч «та сюмбанта»). То есть, случившиеся обстоятельства, ствпавшие обстоятельства. Но высший смысл истории Иосифа это спасение его самого и его семьи. Это путь Церкви в мире предательства, клеветы и злоключений.

Два других Библейских сюжета о промыслительном совпадении случаев связаны, это понятно, с брачной философией. Это замужество Руфи и женитьба Исаака. И понятно, почему вступление в брак даёт повод для философских, поэтических и религиозных раздумий, потому что два отдельных существа, мужчина и женщина, ходят по разным дорогам, потом они как-то встречаются и если нечто совпало, они оказываются «два - одна плоть» - образ Церкви.

Вот Руфь, будущая жена Вооза. Руфь приходит на какое-то поле, чтобы подбирать колосья ради пропитания. И что же? Говорит Писание: «и случился случай, что это была часть поля Вооза». На языке св. Писания случай, который случается это совсем не случайность. Когда все случаи сходятся на одно это уже участь. Случился случай, то есть, случаи, случаи случились, значит всё совпало, это уже участь, это уже не случайность, это уже хорошее начало, далее по сюжету, спутница Руфи, наставляет её как Вооза нужно привлечь и Вооз женится на добродетельной Руфи. Перед нами совпадение высшей воли и человеческих произволений. Так не просто выйти замуж. Нельзя сказать, что жена выбирает мужа или муж выбирает жену. О том, что женитьба отнюдь не ситуация выбора узнаём далее из истории о сватовстве Исаака. И в этом смысле она очень яркая, потому что Исаак не видил свою будущую жену, и, судя по всему, вообще не собирался жениться. Это Авраам всё сделал.

Раб, который должен сосватать ему невесту, пришёл в далёкий и совершенно незнакомый город. Вот, пришёл раб. Он занял позицию для наблюдения и молится, чтобы Бог дал ему случай повстречать нужную женщину. И это признаёт раб, если Бог даст ему такой вот случай, который среди многих случайностей совпадёт на что-то осмысленное и конечное, нужное - раб понимает, это была бы настоящая Божья милость. Посол Авраама просит Бога, чтобы многое разное, далёкое сошлось в одно, а ему найти невесту Исаака. При этом раб знает, что Господь Вселенной Он Бог Авраама. Он надеется на милость Божью, но нечто ещё он и про себя замыслил, так сказать, сам не плошает. Ему надо наверняка знать, что он исполнил порученное Авраамом. Он от себя, человек, предлагает вышним силам некий план действий.

Посол говорит про себя, он молится Богу так: «вот я стою у источника воды. Дочери же живущих в ограде выходят почерпать воды и будет девица, которой я скажу: преклони водонос твой, чтобы мне пить и она скажет мне пей ты и верблюдов твоих напою, пока не прекратят пить, сию Ты уготовал рабу Твоему Исааку и по сему узнаю, что Ты сотворил милость господину моему Аврааму. И было прежде, чем он окончил говорить в помышлении своём и вот: выходила Ревекка, которая родилась у Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраама, держа водонос на плечах своих». Искомую девицу звали Ревекка. Она была внучкой Нахора, брата Авраама, то есть Исааку – племянница она была, а отца Ревекки звали Вафуил.

В чём замысел благоразумного раба? Девицу надо на чём-то испытать. На чём? Всех невест испытывают на терпении. А эту девицу, если она родственница Авраама, нужно испытать на родовую добродетель. Посол Авраама полагает, что родовая добродетель его господина… какая? Помните, какое великое благодеяние в те древние времена мог оказать один человек другому? Это гостпериимство. Помните, как Авраам и Лот принимали странников? Ревностно милостиво. Златоуст это ясно прослеживает: «раб знал страннолюбие Авраама и то, что девица, которую он должен привести к нему надобно иметь одинаковый с праведником нрав. Потому раб не ищет никакого другого знака, а хочет узнать характер девицы по её гостпериимству». Отметим, как бытовую деталь, что хотя черпание воды из колодца считалось женской работой, непоить десять верблюдов это больший труд, чем напоить десять быков. Если кто-нибудь видел как быки пьют, это зрелище. Десять верблюдов напоить! Итак, перед нами традиционный мотив: испытание терпения невесты, которой своеобразно окрашен поиск родовой добродетели. Так вот, встреча-то произошла. Случился случай. Златоуст всё это видит: «молитва ещё не кончилась, а уже исполнилась, и слово стало делом».

То есть, девица появилась, «девица же была хороша видом весьма. Девица была, муж не познал её. Сошедши же к источнику она наполнила водонос свой и взошла». Проанализируем этот текст. Когда мужчина видит, что женщина хороша, это может быть крайне тревожным знаком. Такое было с сынами Божьими «увидели, что хороши дочери человеческие», дочери Каина. Вот, и всё кончилось Потопом. Однако, перед нами не тот случай. Прежде всего, встреча у колодца произошла по молитве, затем на девушку смотрит старый человек, и так сказать, не заинтересованным взглядом. Он не соотносит её с собой, он ищет невесту для сына своего господина. У него взляд ясный. Далее, красота в полном своём рассвете передаётся выражением «красив станом», «красив видом». Такова была красота Рахили и Иосифа и оба, как мы знаем по Писанию, могли внушать пылкие чувства.

Юнная Ревекка хороша видом, хороша. Нет крастоы стана, и вид юной девицы не возбуждает страсть. Если так взглянуть на Ревекку старческим взглядом и независимо от красоты стана, то пожалуй можно без опаски сказать, что девица была хороша видом весьма. Итак, Ревекка явилась и произвела впечатление. Молитва исполнилась, случай случился, и посол Авраама продолжает свой план осуществлять.

17 ст «Подбежал же раб навстречу ей и сказал: дай глотнуть немного воды из водоноса твоего». Смотрите, что такое смиренная просьба жаждущего у колодца «дай глоток». Настал решительны момент. Посольство, сватовство, жизнь… всё решается в один момент. Она же сказала: «пей, господине. И поспешила. И опустила водонос на мышцу свою и напоила его пока он не перестал пить». Глоток просил, она его напоила и сама сказала. «и сказала: и верблюдам (вот!) твоим налью пока все напьются. И поспешила и испорожнила водонос, поила и побежала ещё к колодцу почерпнуть и влила верблюдам всем». Так. Всё совершилось в чём просил посол. Случай случился. Златоуст замечательный делает комментарий: «девица не побежала прочь от чужеземца и не отказала в просьбе под видом целомудрия, но сделала даже сверх просьбы. Вот самое лучшее приданое.». Что мы видим? Молитва посла Авраама исполнилась в точности. Он просил дать случай и Бог дал случай. И мы видим, что благоразумный раб Авраама умел и правильно выбрать место для наблюдений и правильно назначить испытание для невесты и правильно Бога просить о помощи. Пока что всё идёт хорошо. Но наступает следующий этап. Нужно вступить в переговоры. Между прочим, раб ещё не знает кто это напоил его и его верблюдов. И девицу нужно спросить, кто она такая. А когда обнаружится, что это Ревекка, и та самая, которую он ищет, ещё нужно будет её сватать. Ведь это же отдельная история. И мы увидим, что раб Авраама чрезвычайно искусен в переговорах. Его поведение и речь обнаруживают основные приёмы дипломатии, которые мало изменились за последнее тысячелетие. Их рассмотрением займёмся отдельно. Братья и сестры, не пропускайте наших чтений по Книге Бытия.


Наши рекомендации