Часть 4. Значение и смысл слов Единобожия.
Поистине, слова Единобожия, которые являются наилучшим и наиполнейшим поминанием, не будут приняты Аллахом только посредством простого произношения языком, без установления рабом того, на что в действительности указывают эти слова, в соответствии с их основной целью - отрицанием ширка (многобожия) и утверждением единственности Аллаха вместе с твердой убежденностью в то, что они содержат в себе и определенные действия. И посредством этого человек станет истинным мусульманином, и посредством этого станет он из числа приверженцев "ля иляhа илляЛлаh".
И включает в себя это великое слово то, что все, помимо Аллаха, не является божеством, и что божественность кого-либо, помимо Него – самая несостоятельная ложь, а утверждение обратного является самой большой несправедливостью и глубоким заблуждением.
Сказал Всевышний Аллах: «Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! А когда люди будут собраны, они станут их врагами и будут отвергать их поклонение». (Аль-Ахкаф: 5-6).
И также сказал Всевышний: «Это - потому, что Аллах есть Истина, а то, чему они поклоняются помимо Него, есть ложь, а также потому, что Аллах - Возвышенный, Большой». (Ал-Хаджж: 62).
И сказал Всевышний: "Поистине многобожие - это великая несправедливость".(Лукман:13).
Также Всевышний Аллах сказал: "…а неверующие являются беззаконниками". (Аль-Бакара: 254).
И несправедливость - это ставить вещи не на свое место, и нет сомнения, что направить поклонение кому-то помимо Аллаха является несправедливостью, потому что оно направлено не в свое место. Более того, эта несправедливость – самая великая и серьезная.
Поистине, у этих великих слов Единобожия есть значение и смысл, в которых необходимы понимание и точность. И нет пользы по единогласному мнению обладателей знания в произнесении этих слов без понимания смысла и без дел, требуемых от них.
Сказал Всевышний Аллах: "Те, к кому вы взываете помимо Него, не владеют заступничеством. Заступаться будут только за тех или только те, которые осознанно засвидетельствовали истину". (Аз-зухруф: 86).
И смысл этого аята, как сказали толкователи Корана: "кроме того кто засвидетельствовал что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и они знали в своем сердце смысл того, что они произносят языком, так как свидетельство требует наличие знания о нем."
Если бы оно было без знания, то это не было бы свидетельством. Ведь свидетельство требует правдивости и деяний в соответствии с ним. Из этого становится ясным, что необходимо знание об этих словах наряду с деяниями в соответствии с ними и правдивостью. Со знанием раб спасается от пути христиан, которые совершают дела без знания. С делами раб спасается от пути иудеев, которые знают, но не совершают дела в соответствии со знаниями. С правдивостью спасается он от пути лицемеров, которые выявляют то, чего нет внутри. И будет он с этим из числа идущих по прямому пути Аллаха, из тех, кого облагодетельствовал Аллах; не тех, на ком гнев Аллаха, и не заблудших.
И из этого вытекает, что слова "ля иляhа илляЛлаh" принесут пользу лишь тому, кто познал их значение с отрицанием и утверждением, был убежден в этом и совершал дела в соответствии с ними.
Что касается того, кто сказал эти слова и явно совершал дела в соответствии с ними без убежденности, то он является лицемером, а тот, кто сказал их и совершал дела в противоположность им и противореча им с многобожием, тот является неверующим.
Также тот, кто сказал их и отошел от Ислама с непризнанием каких-либо из их необходимых и обязательных условий, то поистине они (слова Единобожия) не принесут ему пользы, даже если он сказал их тысячу раз. И так же с тем, кто произнес эти слова, а затем направил какой - либо вид поклонения кому-либо кроме Аллаха, как дуа (мольба), жертвоприношение, обет, просьба о помощи, упование, обращение, надежда, страх, любовь и т.д. А тот же, кто посвятил кому-либо кроме Аллаха что-либо из поклонения, которое нужно посвящать только лишь Аллаху, то такой человек является приобщающим сотоварища Великому Аллаху, даже если он сказал "ля иляhа илляЛлаh", потому что он не совершал дела в соответствии с единобожием и искренностью, что является смыслом и значением этого великого слова.
И поистине, смысл слов Единобожия - нет того, которому поклоняются по праву, кроме одного Аллаха, и Он – Единственный, у которого нет сотоварища. Слово "иляh (божество)" в языковом значении - это тот, кому поклоняются. И свидетельство "ля иляhа илляЛлаh" - т.е. нет того, которому поклоняются по праву, кроме Аллаха, как сказал Всевышний: "Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: "Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!". (Аль-анбия: 25 аят).
А также Его слова: "Мы отправили к каждой общине посланника: "Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!". (Ан-Нахль: 36 аят).
И с этим Он разъяснил, что смысл слова "иляh" - это "ма’буд" т.е. тот, кому поклоняются. И смысл "ля иляhа илляЛлаh"- искреннее поклонение одному Аллаху и отдаление от таг'ута (всего, чему поклоняются помимо Аллаха).
И поэтому, когда пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал неверующим курайшитам: “Скажите: “ля иляhа илляЛлаh”, они ответили: "Неужели он обратил богов в Единственного бога? Воистину, это - нечто удивительное!". (Сод: 5).
И когда сказал пророк Худ своему народу:“Скажите "ля иляhа илляЛлаh", они ответили: "Неужели ты пришел к нам, чтобы мы поклонялись одному Аллаху и отреклись от того, чему поклонялись наши отцы?".(Аль-А’раф: 70).
Они сказали это в то время, как он призывал их лишь к тому, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, потому что они понимали, что под этим подразумевается отрицание божественности кого-либо, кроме Аллаха, и утверждение божественности только для Аллаха как единственного, кто достоин поклонения, у которого нет сотоварища. И слова Единобожия - "Ля иляhа илляЛлаh" содержат в себе отрицание и утверждение: отрицание божественности кого-либо, кроме Аллаха Всевышнего; ведь все, чему поклоняются помимо Аллаха, будь то ангелы или праведники, не говоря уже о тех, кто помимо них - не являются истинными божествами, и нет для них места в поклонении. Также и утверждение божественности одного Аллаха со смыслом, что раб не обожествляет кого-либо, кроме Него, а это означает связывание сердца, которое влечет за собой устремление какого-либо из видов поклонения, как мольба, жертвоприношение, обет и т.д.
В Благородном Коране пришло много текстов, которые разъясняют смысл слов Единобожия и объясняют то, что под ними подразумевается.
Из их числа слова Всевышнего Аллаха: "Ваш Бог- Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого Милосердного".(Аль-Бакара:163).
И слова Всевышнего: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как единобожники». (Аль-Баййина: 5).
И слова Всевышнего: «Вот Ибрахим (Авраам) сказал своему отцу и народу: "Воистину и не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь кроме того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем». Он (Ибрахим) сделал это (свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь». (Аз-Зухруф: 26-28).
И сказал Всевышний в рассказе о верующем в суре Йасин: «И почему бы мне не поклоняться Тому, Кто сотворил меня и к Кому вы будете возвращены? Неужели я стану поклоняться другим богам помимо Него? Ведь если Милостивый пожелает причинить мне зло, то их заступничество мне ничем не поможет, и они не спасут меня. Вот тогда я окажусь в очевидном заблуждении». (Йасин: 22-24).
И сказал Всевышний: «Скажи: «Мне велено поклоняться Аллаху, очищая перед Ним веру. Мне также велено быть первым из мусульман». Скажи: «Я боюсь, что если я ослушаюсь своего Господа, то меня постигнут мучения в Великий день». Скажи: «Я поклоняюсь одному Аллаху, очищая перед ним веру». (Аз-Зумар: 11-14).
И сказал Всевышний, поведав рассказ о верующем из рода Фараона: «О мой народ, почему я зову вас к спасению, а вы зовете меня в огонь? Вы призываете меня не веровать в Аллаха и приобщать к Нему в сотоварищи то, о чем у меня нет знаний. Я же призываю Вас к Могущественному, Всепрощающему. Нет сомнения в том, что то, к чему вы меня призываете не заслуживает молитв ни в этом мире, ни в Последней жизни и что нам предстоит вернуться к Аллаху, и что преступающие границы дозволенного окажутся обитателями Огня». (Гафир: 41-43).
И подобных аятов очень много, и они разъясняют, что смысл слов Единобожия - это непричастность к поклонению кому-либо помимо Аллаха из заступников и тех, кого ставят равным с Ним, и уединение одного Аллаха в поклонении. Это и есть прямой путь и истинная религия, с которой Аллах отправил посланника, и ниспослал свои книги. А что касается слов людей: “ля иляhа илляЛлаh” без понимания смысла и без деяний в соответствии с ним, то наоборот; может быть, он уделяет долю и часть поклонения кому-либо помимо Аллаха из таких видов, как: мольба, страх, жертвоприношение, обет и т.д., и, поистине, этого не достаточно для раба, чтобы он был из людей “ля иляhа илляЛлаh”, и не спасет его в Судный День от наказания Аллаха. И не являются слова Единобожия простым выражением, у которого нет смысла, или словом, у которого нет сущности, или произношением, у которого нет содержания, подобно тому, как полагают некоторые люди, которые убеждены, что вся суть воплощения этих слов - простое произнесение их без убеждения в сердце с чем-то из смыслов, или произнесение их без выполнения чего-либо из основ. И это, безусловно, не имеет отношения к этим великим словам. Наоборот, это слова, у которых есть великий и наипочетнейший из всех смыслов. И следствием этих слов, как предшествовало ранее, является отречение от поклонения кому-либо, помимо Аллаха и устремление лишь к одному Аллаху, с покорностью и унижением, сильным желанием, возвращением к нему, с упованием на него, взывая к Нему. Приверженец “ля иляhа илляЛлаh” не просит никого, кроме Аллаха, не взывает о помощи ни к кому, кроме Аллаха, не уповает ни на кого, кроме Аллаха, не надеется ни на кого, кроме Аллаха, не приносит жертвоприношение ни к кому, кроме Аллаха, не направляет что-либо из поклонения кому-либо, кроме Аллаха и проявляет неверие во все, чему поклоняются, помимо Аллаха и проявляет непричастность ко всему этому по отношению к Аллаху. И как же почетна эта тема! И насколько она явная и понятная! Однако, помощь в Руках Одного Аллаха и Он - Один, у Которого просят о помощи.
Часть 5. Пункты, нарушающие слова свидетельства «Ля иляhа илляЛлаh».
Мы прошли условия слов Единобожия "ля иляhа илляЛлаh", наличие которых должно быть у каждого раба Аллаха, чтобы это свидетельство было принято Аллахом. Эти условия великого дела, почтенного по степени. И каждый мусульманин обязан проявить им большое внимание. Из того, на что следует обратить внимание мусульманину в этой главе - познание того, что нарушает слова свидетельства, для предостережения от этого. Всевышний Аллах подробно разъяснил в Своей Книге путь верующих, осуществляющих эти слова и подробно разъяснил путь грешников, противоречащих этим словам. И разъяснил Он конец и деяния обеих групп. Разъяснил Он причины, по которым оказал поддержку одним, и причины, по которым оставил без помощи других. Он выявил эти два обстоятельства, раскрыл и подробно разъяснил их, как Он сказал: "Таким образом Мы разъясняем знамения, чтобы стал ясен путь грешников". (аль-Анам: 55).
Также Всевышний Аллах сказал: "А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия!". (ан-Ниса: 115).
Тот, кто не познал путь грешников и не разъяснилась ему их дорога, близок к тому, чтобы попасть в то, на чем находятся они. Поэтому сказал Умар ибн Хаттаб (Радъия Аллаху ‘анху): "Устои Ислама будут рушиться один за другим, если в Исламе вырастут люди, которые не знают о джахилии". См. "Фаваид" ибн Каййима (стр. 201 и далее).
И поэтому пришло большое количество текстов в Коране и Сунне, которые предостерегают от причин, приводящих к вероотступничеству и остальным видам многобожия и неверия, и аннулирующих слова единобожия "ля иляhа илляЛлаh". Ученые упомянули в книгах по фикху в разделе о постановлении относительно вероотступника, что если мусульманин попадает в определенные пункты, аннулирующие религию, то тем самым он выходит из Ислама. Он становится вероотступником, и не принесет ему пользы простое произношение "ля иляhа илляЛлаh". Таким образом, эти великие слова, которые являются лучшим поминанием, не принесут пользы тому, кто сказал их, если он не выполнит все их условия и не будет сторониться вещей, которые их нарушают. И нет сомнений в том, что в познании мусульманином того, что нарушает слова Единобожия, есть великая польза в религии. Если он познает то, что нарушает эти слова, то за этим следует безопасность от этого зла и от этих бедствий. И поэтому, тот, кто познал многобожие, неверие, ложь и их пути, проявил ненависть к этому, и предостерег от этого себя и других, оттолкнул это от себя и не призвал к тому, что уменьшает его веру, то его вера усилилась, утверждаясь в истине и в любви к ней. В его неприязни к этим вещам и в бегстве от них есть польза для него самого, о которой знает лишь Аллах. Всевышний Аллах любит, чтобы путь истины был познан, чтобы его любили и шли по нему. И Он любит, чтобы путь лжи был познан, для того, чтобы его сторонились. Поэтому, от мусульманина требуется познать путь блага, чтобы идти по нему, а также с него требуется познать путь зла, чтобы предостерегаться от него. Поэтому, передается в двух сборниках "Сахих" от Хузайфы ибн Ямана (Радъия Аллаху ‘анху) что он сказал: “Сподвижники Посланника Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) спрашивали его о благе. А я спрашивал его о зле, боясь того, что оно постигнет меня”. "Сахих" Бухари (3606), "Сахих" Муслима (1847).
Поэтому также было сказано: «Познал я зло не ради зла, однако, для защиты от него. Тот, кто не познал зло из людей, тот попадет в него».
Учитывая важность данной темы, то является обязательным для каждого мусульманина, чтобы он познал и предостерегался от того, что нарушает слова единобожия "ля иляhа илляЛлаh". И эти слова, как было упомянуто, нарушаются многими путями. Самые опасные и часто встречающиеся из них - десять вещей, которые упомянули многие ученые. См. "Дурару ссаниййа фи ль аджвибати надждиййа" (2/232 и далее).
Далее, упомянем вкратце о том, что нарушает слова Единобожия, чтобы мусульманин предостерегал от них себя и других, желая этим безопасности и благополучия.
Что касается первого пункта, то это придание сотоварища в поклонении Аллаху. Сказал Всевышний Аллах: "Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает". (ан-Ниса:116).
Также сказал Аллах:“Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников”.(аль-Маида:72).
И из видов многобожия - взывание мертвым и просьба у них о помощи в тяжелой ситуации, обет и жертвоприношение им и т.д.
Второй пункт: кто сделал посредника между собой и Аллахом, обращается к ним с мольбами, просит у них заступничества и уповает на них - тот стал неверующим по единогласному мнению ученых.
Сказал Аллах: "Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им вреда и не приносит им пользы. Они говорят: "Они - наши заступники перед Аллахом". Скажи: "Разве вы можете поведать Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?" Пречист Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи". (Йунус:18).
Третий пункт: тот, кто не считает многобожников неверующими или сомневается в их неверии, или посчитал их вероубеждение правильным - стал неверующим.
Четвертый пункт: тот, кто убежден, что руководство кого - то лучше, чем руководство пророка, , или решение кого - то другого, лучше чем его решение - стал неверующим, подобно тому, кто считает решение тагута лучше решения Аллаха.
Пятый пункт: тот, кто проявил ненависть к чему - либо из того, с чем пришел Посланник (саля Ллаху `алейхи ва салам) даже если совершает это - стал неверующим по причине Его слов: "Это - потому, что они возненавидели ниспосланное Аллахом, и Он сделал тщетными их деяния!".(Мухаммад: 9).
Шестой пункт: тот, кто издевается над чем - либо из религии Посланника (саля Ллаху `алейхи ва салам) или над вознаграждением и наказанием Аллаха - стал неверующим. Довод – Его слова: "Скажи: "Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали". (Ат-Тауба: 65-66).
Седьмой пункт: колдовство. Приворот также входит в него. И тот, кто совершил это или доволен этим - стал неверующим. Доводом являются слова Всевышнего Аллаха: "Но они никого не обучали (колдовству), не сказав: "Воистину, мы являемся искушением, так не становитесь же неверующими".(Аль-Бакъара: 102).
Восьмой пункт: поддержка многобожников и помощь им против мусульман. Довод тому являются слова Всевышнего Аллаха: "Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей".(Аль-Маида: 51).
Девятый пункт: тот, кто считает, что кому-либо дозволено выходить за рамки шариата Мухаммада (саля Ллаху `алейхи ва салам) то он - неверующий по причине слов Всевышнего Аллаха: "От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон". (Али Имран: 85).
Десятый пункт: отказ от религии Всевышнего Аллаха, не изучая ее и не практикуя. Доводом тому являются слова Аллаха:"Кто может быть несправедливее того, кому напомнили об аятах его Господа, после чего он отвернулся от них? Воистину, Мы отомстим грешникам".(Ас-Саджда: 22).
Это - десять вещей, нарушающие слова Единобожия "ля иляhа илляЛлаh". Кто впал в какое-либо из этих вещей - прибегаем от этого к Аллаху – то нарушилось его единобожие и разрушилась его вера, и не извлечет он пользы из слов "ля иляhа илляЛлаh".
Приводят ученые, что в этих вещах нет разницы между тем, кто шутит или серьезен, или боящимся, кроме того, кто был принужден. Все эти вещи очень опасны и в них очень часто попадают. Поэтому мусульманин должен остерегаться этого и бояться за себя. Да обережет нас Аллах от того, что приводит к Его гневу и мучительному наказанию. И просим Его, чтобы Он помог нам в том, в чем Он доволен, и чтобы Он вел всех мусульман по Его прямому пути, поистине, Он - Слышащий, Отвечающий, Близкий.