Признак - Люди джахилийи верили в часть того, что было ниспослано им и не верили в другую часть.
Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Это качество проявлялось у иудеев и христиан. Всевышний Аллах запретил иудеям убивать друг друга и изгонять друг друга из своих жилищ. Он приказал им выкупать друг друга из плена. Они выполнили только часть этого, а остальную часть оставили. Всевышний Аллах сказал об этом:
﴿وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَاقَ بَنِي إِسْرَائِيلَ لاَ تَعْبُدُونَ إِلاَّ اللّهَ وَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَاناً وَذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَى وَالْمَسَاكِينِ وَقُولُواْ لِلنَّاسِ حُسْناً وَأَقِيمُواْ الصَّلاَةَ وَآتُواْ الزَّكَاةَ ثُمَّ تَوَلَّيْتُمْ إِلاَّ قَلِيلاً مِّنكُمْ وَأَنتُم مِّعْرِضُونَ (83) وَإِذْ أَخَذْنَا مِيثَاقَكُمْ لاَ تَسْفِكُونَ دِمَاءكُمْ وَلاَ تُخْرِجُونَ أَنفُسَكُم مِّن دِيَارِكُمْ ثُمَّ أَقْرَرْتُمْ وَأَنتُمْ تَشْهَدُونَ (84) ثُمَّ أَنتُمْ هَؤُلاء تَقْتُلُونَ أَنفُسَكُمْ وَتُخْرِجُونَ فَرِيقاً مِّنكُم مِّن دِيَارِهِمْ تَظَاهَرُونَ عَلَيْهِم بِالإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَإِن يَأتُوكُمْ أُسَارَى تُفَادُوهُمْ وَهُوَ مُحَرَّمٌ عَلَيْكُمْ إِخْرَاجُهُمْ أَفَتُؤْمِنُونَ بِبَعْضِ الْكِتَابِ وَتَكْفُرُونَ بِبَعْضٍ ﴾
«Вот Мы заключили с сынами Исраила завет о том, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха; будете делать добро родителям, а также родственникам, сиротам и беднякам; будете говорить людям прекрасное, совершать намаз и выплачивать закят. Но впоследствии вы отвернулись с отвращением, за исключением немногих. Вот Я заключил с вами завет о том, что вы не будете проливать вашей крови и изгонять друг друга из ваших жилищ. Потом вы признали это, свидетельствуя об этом. Но впоследствии именно вы стали убивать друг друга и изгонять некоторых из вас из жилищ, помогая одним против других в грехе и посягательстве. А если они приходят к вам пленными, то вы выкупаете их. А ведь вам было запрещено изгонять их. Неужели вы станете веровать в одну часть Писания и отвергать другую часть?» (Сура аль-Бакара, аяты 83-85)
А затем Аллах говорит:
﴿ فَمَا جَزَاء مَن يَفْعَلُ ذَلِكَ مِنكُمْ إِلاَّ خِزْيٌ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يُرَدُّونَ إِلَى أَشَدِّ الْعَذَابِ وَمَا اللّهُ بِغَافِلٍ عَمَّا تَعْمَلُونَ (85) أُولَئِكَ الَّذِينَ اشْتَرَوُاْ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا بِالآَخِرَةِ فَلاَ يُخَفَّفُ عَنْهُمُ الْعَذَابُ وَلاَ هُمْ يُنصَرُونَ ﴾
«Воздаянием тому, кто совершает подобное, будет позор в мирской жизни, а в День воскресения они будут подвергнуты еще более ужасным мучениям. Аллах не находится в неведении о том, что вы совершаете. Они купили мирскую жизнь за Последнюю жизнь. Их мучения не будут облегчены, и им не будет оказана помощь». (Сура аль-Бакара, аяты 85-86)
Таково воздаяние тем, кто верит в часть Писания, отвергая другую часть, потому что обязательно нужно верить во все Писание, ничего из него не исключая. Недозволено отвергать какую-то часть Писания, следуя за своими страстями.
Всевышний Аллах также говорит:
﴿ أَفَكُلَّمَا جَاءكُمْ رَسُولٌ بِمَا لاَ تَهْوَى أَنفُسُكُمُ اسْتَكْبَرْتُمْ فَفَرِيقاً كَذَّبْتُمْ وَفَرِيقاً تَقْتُلُونَ ﴾
«Неужели каждый раз, когда посланник приносил вам то, что было вам не по душе, вы проявляли высокомерие, нарекали лжецами одних и убивали других?» (Сура аль-Бакара, аят 87)
Признак - Люди джахилийи верили в некоторых посланников и не верили в других посланников
Разъясняет шейх Салих ибн Фаузан ибн ’АбдиЛлях аль-Фаузан: Это качество людей Писания. Что касается идолопоклонников, то они в основе вообще не верили в посланников. Иудеи не уверовали в Ису (мир ему) и Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Христиане также не уверовали в Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Но надо знать, что неверие в одного посланника считается неверием во всех посланников. Потому что путь всех посланников - один, и религия у них - одна. Они - братья. Кто не верит хотя бы в одного из них, тот не верит во всех. Всевышний Аллах говорит:
﴿قُولُواْ آمَنَّا بِاللّهِ وَمَآ أُنزِلَ إِلَيْنَا وَمَا أُنزِلَ إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَقَ وَيَعْقُوبَ وَالأسْبَاطِ وَمَا أُوتِيَ مُوسَى وَعِيسَى وَمَا أُوتِيَ النَّبِيُّونَ مِن رَّبِّهِمْ لاَ نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِّنْهُمْ وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُونَ ﴾
«Скажите: "Мы уверовали в Аллаха, а также в то, что было ниспослано нам и что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилю, Исхаку, Йа’кубу и коленам (двенадцати сыновьям Йакуба), что было даровано Мусе и Исе и что было даровано пророкам их Господом. Мы не делаем различий между ними, и Ему одному мы покоряемся"». (Сура аль-Бакара, аят 136)
А также:
﴿آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مِن رَّبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ كُلٌّ آمَنَ بِاللّهِ وَمَلآئِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ لاَ نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِّن رُّسُلِهِ ﴾
«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все они уверовали в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они говорят: "Мы не делаем различий между Его посланниками"». (Сура аль-Бакара, аят 285)
Вера в посланников относится к шести столпам веры (имана). Когда Джибриль спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха) о вере, пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: “Суть веры в том, чтобы верил ты в Аллаха, в Его ангелов, во встречу с Ним и в Его посланников, а также в том, чтобы верил ты в воскресение”. Бухари, 50; Муслим, 10. В другом хадисе помимо вышеперечисленного пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указывает также и на необходимость веры в ниспосланные свыше Писания и в предопределённость всего дурного и всего благого.
Поэтому недостаточно веры лишь в часть из них, необходимо верить во всех посланников без исключения. Если человек не верит в одного посланника, значит он не уверовал во всех посланников. Поэтому Аллах говорит:
﴿كَذَّبَتْ قَوْمُ نُوحٍ الْمُرْسَلِينَ ﴾
«Народ Нуха счел лжецами посланников». (Сура аш-Шу’ара, аят 105)
А также:
﴿كَذَّبَتْ عَادٌ الْمُرْسَلِينَ ﴾
«Адиты сочли лжецами посланников». (Сура аш-Шу’ара, аят 123)
А также:
﴿كَذَّبَتْ ثَمُودُ الْمُرْسَلِينَ ﴾
«Самудяне сочли лжецами посланников». (Сура аш-Шу’ара, аят 141)
Сказано, что он отвергли всех посланников, хотя они не уверовали всего лишь одного.