Евангелие 2-ое (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны)
От Иоанна 18:1–28.
Иисус вышел с учениками Своими на поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его. Знал же это место и Иуда, предатель Его; потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими. Итак, Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями, и светильниками, и оружием. Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: Кого ищите? Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: Это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: Это Я, — они отступили назад и пали на землю. Опять спросил их: Кого ищите? Они сказали: Иисуса Назорея. Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я. Итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут. Да сбудется слово, реченное Им: Из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого. Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус
сказал Петру: Вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Тогда воины, и тысяченачалник, и служители иудейские взяли Иисуса, и связали Его, и отвели Его сначала к Анне; ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником. Это был Каиафа, который подал совет иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ.
За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же этот был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященника. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, сказал привратнице и ввел Петра. Тут раба привратница говорит Петру: И ты не из учеников ли этого Человека? Он сказал: Нет. Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся. Первосвященник же спросил Иисуса о учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им. Они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: Так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: Если Я сказал плохо, покажи, что плохо; а если хорошо, то за что ты бьешь Меня? Анна послал его связанного к первосвященнику Каиафе. Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: Не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: Нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: Не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся, и тотчас запел петух. Иисуса повели от Каиафы в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.
Евангелие 3-е (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра)
От Матфея 26:57–75.
Воины, взявшие Иисуса отвели Его к первосвященнику Каиафе, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали до двора первосвященника; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. Первосвященники, и старейшины, и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили. И хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но, наконец, пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил: Могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. И, встав, первосвященник сказал Ему: Что же ничего не отвечаешь? Они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? Иисус говорит ему: Ты сказал. Даже сказываю вам: Отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует, на что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали богохульство Его. Как вам кажется? Они же сказали: Повинен смерти. Тогда плевали Ему в лицо и заушали Его; другие же ударяли Его по щекам и говорили: Прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
Петр же сидел снаружи на дворе, и подошла к нему одна служанка и сказала: И ты был с Иисусом Галилеянином? Но он отрекся перед всеми, сказав: Не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил из ворот, увидела его другая и говорит бывшим там: И этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвой, что не знает этого Человека. Немного
спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: Точно и ты из них, ибо речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает этого Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя оттуда, плакал Петр горько.
Евангелие 4-ое (Страдания Господа на суде у Пилата)
От Иоанна 18:28–19:16.
От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро, и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху. Пилат вышел к ним и сказал: В чем вы обвиняете человека сего? Они сказали ему в ответ: Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе. Пилат сказал им: Возьмите его вы и по закону вашему судите его. Иудеи сказали ему: Нам не позволено предавать смерти никого. Да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Тогда Пилат опять вошел в преторию, призвал Иисуса и сказал Ему: Ты Царь иудейский? Иисус отвечал ему: От себя ли ты говоришь это или другие сказали тебе обо Мне? Пилат отвечал: Разве я иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне. Что Ты сделал? Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего: Если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои защищали бы Меня, чтобы Я не был предан иудеям: Но ныне Царство Мое не отсюда. Пилат сказал ему: Итак, Ты Царь? Иисус отвечал: Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; и всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. Пилат сказал: Что есть истина?
И, сказав это, опять вышел к иудеям, и сказал им: Я никакой вины не нахожу в Нем. Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху. Хотите ли, отпущу вам Царя иудейского? Тогда опять закричали они все, говоря: Не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.
Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, и говорили: Радуйся, Царь иудейский! И били Его по щекам. Пилат опять вышел и сказал им: Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: Вот, человек! Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: Распни, распни Его! Пилат говорит им: Возьмите Его вы и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Иудеи отвечали ему: Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав это слово, больше убоялся. И опять вошел в преторию, и сказал Иисусу: Откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? Иисус отвечал: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе. С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: Если отпустишь Его, ты не друг Кесарю. Всякий, делающий себя царем, противник Кесарю.
Пилат услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестой. И сказал Пилат иудеям: Вот — Царь ваш! Но они закричали: Возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: Нет у нас царя, кроме Кесаря. Тогда, наконец, он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса, и повели.