Евангелие Годескалька, Евангелие Сен-Медард из Суассона, Аахенское Евангелие, Венское коронационное Евангелие, Евангелие Эббо, Утрехтская Псалтирь, Евангелие Лотаря, Турские библии.

· Искусство книги – на большой высоте. Книги в то время были в подавляющем большинстве религиозного содержания и обычно предназначались для церковной службы

· Замена трудночитаемых шрифтов меровингских рукописей единообразным упрощенным шрифтом – Каролингский Минускул.

· Украшенные миниатюрами рукописи изготовлялись обычно для правившей династии, а иногда подносились от имени императора или одного из его наследников монастырям, с которыми Каролинги поддерживали тесную связь

· Техника: преобладает гуашь с обильным применением золота. Пергамент нередко окрашивался пурпуром + тяготение к яркости красок и декоративной пышности

· Сочетание декоративного принципа с иллюстративным! Завитки + плетения на полях, орнаментированные инициалы – меровингская+англо-саксонская миниатюра НО орнаментальный декор – больше не единственное украшение! – возрождение Иллюстрации

· Образцы для иллюстраций: раннехристианские и византийские рукописи

· Главное отличие от миниатюры 7-8вв: в изображении человеческой фигуры!

· Распространенными декоративными мотивами были архитектурные формы, главным образом колонны с арками, портики, обрамлявшие обычно фигуры сидящих евангелистов или королей. Особенно характерны в этом отношении были таблицы канонов, украшенные аркадами (Евангелие Сен-Медард из Суассона)

· Инициалы: есть много общего с англо-ирландским искусством, но для этих памятников характерно выделение из орнамента повествовательных мотивов, которые постепенно начинали играть значительную роль, а также изображение человека без геометрической деформации, в более или менее естественных пропорциях и положениях

· Композиция: характерно развитие чувства равновесия и гармонического единства архитектурной рамки с центральным человеческим образом или сценой

· Школы: характерные приемы орнаментации и другие особенности позволяют различить в каролингской миниатюре многочисленные школы, существование которых показывает, что это искусство было далеко от неподвижности – несколько крупных центров изготовления рукописей!

1. Придворная школа Карла Великого

· Тяжеловесная роскошь

· Любовь к золоту, пурпурная окраска страниц, широкое использование орнаментов

· Иллюстрации практически ограничиваются изображениями евангелистов

· Господство декоративно украшенной ПЛОСКОСТИ

· 3 произведения: Между этими произведениями существуют значительные различия, но их можно объяснить хронологической последовательностью в развитии одного и того же художественного типа. Стиль Годескалька, работавшего в конце 8 в., еще несет на себе отпечаток геометрически плоской трактовки форм, а в его орнаменте играет большую роль сложное ленточное плетение, известное нам по другим памятникам «варварского» искусства + присутствие античных орнаментальных мотивов.

· Античное влияние в изображении человеческих фигур и лиц, очерченных мягкими округлыми линиями (Евангелисты Годескалька величественны и благообразны)

· В Сен-Медардском Евангелии - ясно наметились характерные черты этой школы - стремление к монументальной значительности образов (насколько возможно в миниатюре), к избытку и великолепию декоративных мотивов, широкому применению пурпура и золота

v Евангелие Годескалька (закончен в 783 г) Париж, Национальная библиотека

- богато украшенная рукопись, золотой и серебряный шрифт на пурпурном пергаменте

- доминирует изобразительная традиция в противовес декоративной

- сдержанная цветовая гамма – нет умения пользоваться цветом

- парадный, придворный оттенок

v Евангелие Сен-Медард из Суассона

= миниатюрные картины с пространственной глубиной и пластической округлостью форм

- богатые архитектурные фоны

- Евангелисты спокойно задумчивы и вдохновенны; их позы отличаются естественностью, и только в резких складках одежды преобладает условная стилизация = гибкая передача эмоционального звучания каждого образа

2. Позднеантичные прототипы. Школа «Евангелия Карла Великого»

· Образы римского искусства

· Наиболее близки к античным прототипам

· 1. Дворцовая школа 2. Ранняя реймская школа

v Аахенское евангелие (ок.810) Сокровищница собора в Аахене

- более беспокойная атмосфера

- вершина – в Реймской школе

v Венское коронационное Евангелие (конец 8в) Вена, Музей ИИ

- свободная живописная манера

- благородная представительность и объемность фигур, пейзажные фоны, отсутствие символов евангелистов – опора на очень ранние образцы

- сочетание пластической выпуклости форм с мягкой живописью фона, строгое чувство композиции, глубина пространства, заключенного в прямоугольную рамку миниатюры

- широкая обобщенная лепка форм; преобладание пятна над контуром; простота декоративного оформления листа

3. Реймская школа

· Важно: наглядность + внешняя бьющая экспрессия

· Особая взволнованная атмосфера

· Свобода интерпретации в рамках сложившегося канона

· Главные выразительные средства: линия, быстрый короткий штрих, внезапно возникающее красочное пятно

· Восприятие мира обострено, драматическое переживание

· Графичная манера

v Евангелие епископа Эбо (810-815) Эперне, Муниципальная библиотека

- евангелисты – состояние экстатического вдохновения

- фигуры стремительно развертываются в пространстве, беспокойные складки одежд

- манера: выплескивающая всю позднеантичную традицию на поверхность с легкой экспрессией

- наивная+упорная стилистика

v Утрехтская псалтирь (ок.830) Университетская библиотека Утрехта

- каждому псалму и нескольким включенным в рукопись молитвам соответствует рисунок, образное пояснение к тексту. Общее число рисунков, расположенных в виде полос – 165. Они состоят из многих самостоятельных сцен, объединенных холмистым пейзажем;

- острое, вибрирующее движение; эскизная манера; экспрессивный очерковый стиль!

- динамично сменяющие друг друга эпизоды; необычайная динамика!

- ранее не встречавшийся чисто графический тип миниатюры, где все выполнено пером и чернилами. Это как бы живые наброски, сделанные рукой переписчика под непосредственным впечатлением текста. Поток мелких фигур, вышедших из-под пера художника, завивается в хитрый. узор, своего рода каллиграфический орнамент

= искусство полное одухотворенности и динамики!

= каролингская рецензия позднеантичного художественного мира!

- полное копирование: Псалтирь Эодвина, Псалтирь Харли

4. Турская школа

· 30-40 е гг 9 века

· обильно иллюстрированные книги, возникновение Больших библей

· повествовательные иллюстрации+изображения каролингских монархов (величественные и торжественные – символы королевской власти)

· изящество орнаментации

· специальность школы: иллюстрирование библей. Иллюстрации часто являются миниатюрными произведениями живописи с подробно разработанным сюжетом, продуманной композицией и попыткой передать портретное сходство, если речь идет об изображении монархов

· Стиль: степенный и торжественный; композиции – ясность построения; каждая сцена полна значительности; фигуры – движение с достоинством, величавое спокойствие

v Библии Карла Лысого (около 850 г.) Париж, Национальная библиотека

- заказчик: аббат Вивиан

- иерархическое понимание пространства

- одна из се страниц (высотой 44 см) целиком занята миниатюрой, изображающей торжественный акт поднесения книги императору Карлу Лысому аббатом Вивьеном во главе процессии монахов

- разномасштабность фигур – идея иерархии!

- своеобразие пространственного решения – фигуры и пространство представлены с разного уровня зрения

- изображения распластаны на плоскости; пространственные планы – не друг за другом, а друг над другом.

v Евангелие Лотаря

- не очерковой пафосности реймское школы

- обилие золота

- нет античного

- более устойчивая традиция на будущее!

Наши рекомендации