Урок 12. Новозаветное откровение о Боге Троице и Воплощении Спасителя. Искупительное значение жизни и смерти Спасителя.

На предыдущих занятиях неоднократно говорилось о том, что Ветхий Завет был подготовкой израильтян к Новому Завету. В чем же состояла сущность самого Нового Завета? Она состояла в восстановлении тех отношений Бога и человека, которые были в Раю до грехопадения. Прежде чем переходить к освещению этого вопроса следует рассмотреть еще одно обстоятельство, выясняющееся при сравнении новозаветного и ветхозаветного учения о нравственности. Большинство ветхозаветных заповедей, имеющих этический характер, совпадают с новозаветными. Сам Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5:17). Из этого следует, что суть Нового Завета не ограничивается дарованием новых заповедей или их разъяснением. Все это уже имели ветхозаветные евреи. Пророческие проповеди о грядущей новозаветной эпохе неоднократно подчеркивали, что её суть будет состоять не в новых законах, а в том, что следование им будет внутренней потребностью тех, кто станет участником этого завета. Через пророка Иеремию Бог возвещал следующее: «вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер. 31:33). Эти слова сказаны о благочестивом остатке Израиля, о малом стаде Церкви. Сущность и новизна Нового Завета состоит как раз в том, благодаря чему произойдет эта перемена, а именно, люди внутренне примут нравственный закон, данный в Откровении, что поистине сделает их народом Божиим, как писал ап. Павел: «вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19).

Следование заповедям готовило ветхозаветных евреев ко встрече со Спасителем. Но они не имели ясного представления о Нем и ожидали, как и евангельская самарянка, что «когда Он придет, то возвестит нам все» (Ин. 4:25). Более того, даже учение о посмертной судьбе человеческой души, также было еще сокрыто от иудеев. Они верили в воскресение мертвых, поскольку откровение об этом было дано им через пророков, но не знали, что душа может существовать без тела. В их представлении смерть была прекращением существования человека, которое возобновлялось после воскресения. Лишь в Евангелии Христос открыл, что в момент смерти человек переходит из одного состояния в другое и душа начинает жить вне тела.

С одной стороны, в ветхозаветную эпоху нравственная жизнь была основана по преимуществу на вере и личная мотивация к исполнению заповедей была слаба, по сравнению с соблазнами этого мира. Эти условия мало способствовали внутреннему принятию заповедей, поэтому для многих израильтян они оставались лишь внешними предписаниями. С другой стороны, молитва и благочестие давали лишь надежду на жизнь с Богом, но не открывали возможности реального приобщения к Нему. «Ветхий Завет не знал внутреннего благодатного освящения, и все же он знал святость, потому что благодать, действуя извне, вызывала ее в душе как некий плод этого воздействия. Человек, по вере пребывающий в послушании Богу и живущий праведно, мог стать орудием Его воли». Человечество было отделено от Бога, возможность единения с Ним появилась лишь с Воплощением Сына Божия, когда Бог стал человеком.

Главным основанием Нового Завета стало именно событие Воплощения Спасителя. Для того чтобы понять, как Бог стал человеком, нужно уяснить то учение о Боге, которое открылось человечеству в евангельской проповеди Иисуса Христа: учение о Боге Троице. Ветхозаветное Откровение открывало израильтянам ту истину, что Бог является Личностью. То есть Бог это не высший разум, закон, совершенно безразличный человеку. Напротив, Бог есть Тот, Кто участвует в жизни человека, проявляя заботу о нем, Тот с Кем можно общаться, Тот Кто любит человека и ждет от него любви. В Ветхом Завете имели место пророчества о Сыне Божием, говорилось о Духе Святом, но они больше указывали на грядущее Откровение, чем раскрывали его в полноте.

В Новом Завете Христос открыл людям ту истину, что единый Бог это Отец, Сын и Святой Дух. В первые века христианства эта истина неоднократно искажалась, неправильно понималась, в результате чего, святым отцам много раз приходилось её защищать. Так появилось учение о Пресвятой Троице, которое представляет собой правильное объяснение Откровения Спасителя Иисуса Христа. Святые отцы утверждали, что Бог одновременно является и единым, и троичным. При этом неправильно считать, что Бог Троица – это три Бога. Бог един, а значит Он один. Также неправильно считать, что раз Бог один, значит Он всего-навсего трояким образом проявляет Себя, а троичность есть Его несущественное свойство. Святоотеческое учение о Пресвятой Троице сводится к двум положениям: в Боге одна Божественная природа (сущность) и Три Божественных Лица (Личности, Ипостаси): Отец, Сын и Святой Дух. Это учение не является исчерпывающим объяснением Бога. Бога невозможно объяснить и описать. Это тайна, которую человек не может познать своим конечным разумом, поскольку Бог бесконечен. Данное учение лишь правильно раскрывает то, что нам открыто Священным Писанием.

Объяснить, что такое Божественная природа невозможно, поскольку она абсолютно запредельна тварному миру, а потому и непознаваема. О ней можно сказать лишь то, чем она не является и то, что она есть источник Божественных действий (энергий). Столь же мало можно сказать и о Божественных Лицах. С одной стороны, человек, будучи создан по образу и подобию Божию, тоже является личностью, только не абсолютной, а сотворённой. Но с другой стороны личность характеризуется уникальностью, особенностью, а этого не описать общими понятиями. Личность познается через общение с ней и знание о другом человеке всегда остается в нас не в форме словесного описания, а в виде живого личного отношения к нему. В силу этих причин Божественные Личности также оказываются неопределимы. Но все же некоторый ответ на вопрос каково соотношение одной Божественной природы и Трех Божественных лиц церковное учение нам дает. Удобнее всего излагать этот вопрос по аналогии с человеком.

Отношения личности и природы состоят в том, что личность живет и действует через природу. «Личность живет через тело, через душу, через дух, но сама ими не исчерпывается и к ним не сводится». Согласно святым отцам личность – это способ бытия природы, т.е. она от природы неотделима. Природа, наделенная личностным способом существования, отличается от просто природы (живой и неживой) такой характеристикой как свобода. Последняя состоит в том, что личностная природа (человек) может функционировать не только по законам, которые даны ей извне, но и по тем законам, которые выбирает сама. Однако человеческая личность, не будучи абсолютной, не обладает абсолютной свободой по отношению к своей природе. Человек может устанавливать для себя законы в ограниченных сферах своего существования, в первую очередь в нравственной области отношений с другими людьми. Он не может обходиться без воздуха, пищи, отдыха. Существует ряд других ограничений физического порядка, которые для человека безусловны. Божественные Личности абсолютны и обладают полной свободой в отношении Божественной природы. Единство природы Трех Божественных Лиц – следствие их абсолютной свободы. Отец, Сын и Святой Дух свободно разделяют одну Божественную природу. «Три Божественные ипостаси (Личности) обладают одна другой естественно, целиком, вечно и неисходно, но также и без смешения и неслиянно, и взаимопроникают одна в другую, так что и обладают одной энергией (действием). Тайна Троицы состоит в соединении трех ипостасей, реальным образом сохраняющих каждая свое личностное тождество, но не являющихся “частями” Бога, ибо Божество живет в каждой из них во всей Своей полноте». По учению святых отцов Лица Пресвятой Троицы объединяет взаимная любовь. Если вспомнить, что человек создан по образу и подобию Божию, то становится ясно, что человек уподобляется Богу в немалой степени через любовь.

Каким же образом Бог стал человеком? Воплощение состояло в том, что Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, воспринял человеческую природу (тело, душу, разум). С этого момента Он начал жить и действовать не только посредством Божественной природы, которую он разделял с Отцом и Духом Святым, но и посредством природы человеческой, которая была у него такой же, как у всех людей. Личность Христа – Личность Сына Божия. В Этой Личности объединились Божественная и человеческая природы. В Нем от рождения осуществилось то, к чему был призван Адам и все человечество. Во Христе Бог явил себя людям. Через Него нам дана полнота Откровения. Бог стал человеком, чтобы войти в сотворенный им мир. С момента Воплощения он стал доступным для своего творения (не только видимого, но и невидимого, т.е. для мира ангельского). В Евангелии от Иоанна говорится: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).

С Воплощения Сына Божия началось Искупление, то есть создание тех условий, в которых человечество вновь обрело утраченную возможность единения с Богом. Под Искуплением понимаются объективные условия, необходимые для спасения. Если человек употребит духовные усилия и воспользуется ими, то обретет жизнь вечную через единение с Богом. Образцы такой жизни являют нам жития святых. Ответив, в общих чертах, на вопрос «в чем состояло Искупление?», мы сможем осознать, что для нас сделал Христос и как мы должны воспользоваться плодами Его искупительного подвига, чтобы стать Его настоящими учениками (христианами) и войти в жизнь вечную.

Во-первых, Искупление состояло в том, что Спаситель сохранил в Себе единство человеческой и Божественной природы. Конечно, оно было дано Ему от рождения, но это не значит, что возможность расторжения этого единства отсутствовала. Во Христе было две природы, а значит и две воли. На протяжении всей Его земной жизни человеческая воля находилась в послушании воле Божественной, несмотря на все испытания, которые Он пережил. Победив грех, Спаситель победил в Себе смерть, поскольку, несмотря на все усилия диавола, единство Божественной и человеческой природ во Христе осталось нерушимым. Это единство и стало основанием Воскресения Христа, т.е. его победы над смертью.

Во-вторых, во Христе нам открылся Бог и потому Откровение, которое Он дал людям, является полным и завершенным. В Евангелии содержатся необходимые для спасения учения о Боге, о человеке и о том, как он должен жить. Открыты истина и путь, ведущие к жизни. Спаситель не только дал эти учения, но научил апостолов жить в соответствии с ними. Господь наставлял и воспитывал Своих учеников в течении трех с половиной лет пребывания с ними. После Его Вознесения на небо, апостолы, распространяя христианство, передавали тот опыт жизни, который они получили от Спасителя. Именно для этих целей они писали Евангелия и послания – те книги, которые вошли в Священное Писание Нового Завета.

В-третьих, одним из следствий Искупления было создание Церкви. В новозаветную эпоху человечеству открылась возможность единства с Богом и это единство может осуществиться только во Христе. Единство со Христом и есть единство с Богом, открывшееся после пришествия на землю Спасителя. Христос стал главой Церкви, а церковь Его телом. Апостол Павел пишет, что Бог «поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его» (Еф. 1:22-23). В день Пятидесятницы на верующих сошел Дух Святой, Который и по сей день своими благодатными действиями соединяет верующих со Христом, делает их частями Его Тела, т.е. частями Церкви. В богословии Церковь иногда называют богочеловеческим организмом. В Ней происходит единение Бога с человеком, поскольку такое единение уже совершилось в Её Главе – Христе. Еще говорят, что Церковь оживотворяется Духом Святым, благодаря чему верные члены Церкви (Тела Христова) приобщаются Божественной жизни.

Со Христом верующие соединяются прежде всего через Таинства, которые Им же Самим и установлены. Крещение, Миропомазание и Евхаристия делают человека частью Тела Христова, частью Церкви. Здесь возникает два вопроса. Почему мы, после крещения и причастия не чувствуем своего единства с Богом? И для чего существуют другие таинства (исповедь, елеопомазывание, брак и священство)? Отвечая на вопрос «почему мы не чувствуем Бога?» следует сказать, что любое Таинство вызывает перемену (а ощущаем в себе мы именно некоторые изменения) в человеке только в том случае, если он сам к ней стремится. Бог приобщает к Себе тех, кто не только покрестился или причастился, но тех, кто искренне стремится к Нему, по любви исполняя Его заповеди. Если человек является непослушным членом Тела Христова, то в нем не будет жизни Божией, которая сообщается Духом Святым. Одних внешних условий для спасения недостаточно. Наоборот, чтобы ими воспользоваться нужно понести немалый труд. Святые отцы учили, что кроме крещения водного, нужно креститься слезами покаяния. Иными словами, требуется исправить свою жизнь, стать послушным членом Тела Христова и только тогда человек станет един со Христом. Для всего этого и даны нам другие Таинства, которые помогают в этом. Как видим, свобода человека не отменяется и в новозаветное время. Если в ветхозаветные времена исполнение заповедей давало лишь надежду, то теперь это реально приобщает верных христиан к Богу.

Вопросы для самостоятельного повторения материала.

1. Чем по своей сути отличались эпохи Ветхого и Нового Заветов?

2. Объясните, почему Бог одновременно является и единым и троичным?

3. Объясните, почему Иисус Христос есть одновременно Бог и человек?

4. В чем состояло Искупление?

5. Почему некоторые люди принимая участие в крещении, миропомазании и причастии не чувствуют в себе перемены? Для чего нужны другие таинства?

Наши рекомендации