Крещение в Православной Церкви
В России крещение происходило чаще всего на восьмой, а иногда - и на сороковой день, т. к. эти числа напоминали о событиях в младенческой жизни Иисуса -обрезании и сретении.
Крещение происходило у всех сословий в церквах; таинство в домах допускалось лишь в случаях болезни или крайней слабости новорожденного и обязательно не в той комнате, в которой он рожден, т. к. эта комната долгое время считалась оскверненной.
Обряд крещения в веках не изменился. Как и много лет назад, священник в полном облачении совершает все его таинства, от огласительной молитвы и благословения воды до одевания младенца в "ризу правды - крестильную рубашку (распашонку), вручения нательного креста, который затем носится под одеждой и бережется всю жизнь, миропомазания и крещения.
На все вопросы, с которыми священник обращается к ребенку, отвечают его восприемники - крестные отец и мать. Крещение обычно совершается после обедни либо в самом храме, либо в специальном помещении (крестильне) в купели емкостью 3-4 ведра подогретой воды.
"Через три дня отпевали маленькую княгиню <...>
Еще через пять дней крестили молодого князя Николая Андреича. Матушка подбородком придерживала пеленки, в то время как гусиным перышком священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика.
Крестный отец-дед, боясь уронить, вздрагивая, носил младенца вокруг жестяной помятой купели и передавал его крестной матери, княжне Марье. Князь Андрей, замирая от страха, чтоб не утопили ребенка, сидел в другой комнате, ожидая окончания таинства. Он радостно взглянул на ребенка, когда ему вынесла его нянюшка, и одобрительно кивнул головой, когда нянюшка сообщила ему, что брошенный в купель вощечок с волосками не потонул, а поплыл по купели". (Л. Толстой. "Война и мир").
Вот они - основные традиции крещения: дата -на восьмой день после рождения, выбор в восприемники близких родственников, в данном случае - деда и тетки, и, наконец, поверье, что если воск с волосиками младенца не утонет, дитя останется живо.
Выбор крестных родителей был очень серьезен, поскольку в случае болезни или смерти родителей на них возлагалась ответственность за воспитание ребенка; поэтому и выбирали их из близких людей - родственников или друзей семьи.
Крестный отец - кум, крестная мать - кума. Крестнику своему, поясняет В. Даль, восприемники не кум и кума, а только между собою, и относительно родителей и родичей его. Крестные отец и мать - важные люди как в обряде, так и в жизни. Много красочных поговорок посвящены им.
Добрая кума прибавит ума. Кума и кум наставляй на ум. При куме не жить, а и без кума не быть. Не быть у кума, не пить и пива. И кума жаль, и пива жаль: кума жаль в изъян вводить, да и пива жаль упустить. Кум говорит наобум, а кума бери на ум. Спасибо куме, что до кума добра. Добрая кума живет и без ума. Пей, кума, да не пропей ума! С бранчивой кумой (сватьей) не попрощаешься. Кому до чего, а куме до всего. Что знает кум, знает и кумова жена, а по ней и вся деревня.
Кстати, оформление кумовства существовало и в дохристианской Руси и закреплялось омовением ребенка в речке, озере или деревянных корытах. Дитя несли к водоему, купали, пеленали и давали имя по выбору родителей или старшего в роде, часто в честь уважаемого предка или народного героя. При этом совершались и религиозные действа. Волхвы произносили магические заклинания против злых духов и предсказывали судьбу младенца. Кумовьев могло быть двое, трое или больше. Они совершали родовую опеку над ребенком и несли моральную ответственность за его воспитание, а в случае смерти родителей заменяли их ему.
После свершения всех языческих обрядов древние славяне устраивали семейный праздник, а в христианской Руси в тот же день накрывались крестинные столы; помимо гостей, кормили и нищих.
В допетровской Руси царь в день крещения утверждал торжественный стол для высшего духовенства и приближенных. По окончании обеда духовные лица благословляли младенца, а светские гости подносили ему дары. Это был единственный раз, когда царское дитя показывали посторонним до совершеннолетия; затем его скрывали в "спальных" покоях.
Но крещение не ограничивалось одним, пусть и пышным, крестинным столом. По городам и монастырям рассылались вестники с грамотами, возвещавшими об увеличении царского семейства, и все монастыри спешили поднести подарки новорожденному; тем же, кто мало давал, пенялось, что они мало-де желают добра царскому дитяти. Со своей стороны, царь по случаю рождения оказывал царские милости и прощал виновных.
Обычай устраивать крестинные столы бытовал у всех сословий и отличался лишь разнообразием и обилием подаваемых яств.
"Нате вам молитвенного, принесите мне крещенного" или "Пойди введи младенца в православную веру", - так обычно говорил отец крестным перед выходом в церковь.
Крестный отец покупал крест и приносил свой хлеб на крестины, а иногда сам расплачивался с священником, а кума представляла "ризки" - 3-4 аршина ткани и рубашку для ребенка и полотенце священнику - утереть руки после обряда. (Старинная загадка: Антипка низок, на нем сто ризок? /Кочан капусты/.)
После свершения обряда поздравляли отца и мать - с сыном или дочкой, кума и куму - с крестником, бабку-повитуху - с внуком или внучкой.
В крестные матери не звали беременную: считалось, что тогда крестник умрет.
Если в семьях бывали смерти новорожденных или малолетних детей, в кумовья брали первого встречного. Предпочтение отдавалось таким крестным, у которых в живых оставалось много крестников. Парень или девушка, в первый раз становившиеся крестными, выбирали ребенка: мужчина - девочку, девушка - мальчика; считалось, что в противном случае девушка рисковала остаться вековухой, а парень - холостяком. Среди крестьян и низших слоев городского населения бытовало также поверье, что если девушка или парень, которые приглашались в крестные к первому ребенку, старше родителей крестника, то девушка выйдет замуж за вдовца, а парень - за вдову или женщину старше его. Поэтому, соответственно, старались, чтобы кумовья были младше родителей.
По канонам православия, крестные не могли вступать в брак друг с другом.
"Что могла измыслить простая, неопытная девушка? Она слыхала, что нельзя жениться на куме, и ей сейчас же пришло в голову: зачем она не кума своему возлюбленному?
Тогда бы он не мог ко мне свататься и вышел бы в архиереи <...> И вот Ольга Федотовна, забрав это в голову, слетала в казенное село к знакомому мужику, у которого родился ребенок, дала там денег на крестины и назвалась в кумы, с тем чтобы кума не звали, т. к. она приведет своего кума. Во всем этом она, разумеется, никакого препятствия не встретила, но труднейшая часть дела оставалась впереди: надо было уговорить влюбленного жениха, чтоб он согласился продать свое счастье за чечевичное варево и, ради удовольствия постоять с любимой девушкой у купели чужого ребенка, лишить себя права стать с ней у брачного аналоя и молиться о собственных детях". (Н.Лесков. "Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых...").
Этим правилом также широко пользовались крестьяне, которые прознавали, что помещик хочет их поженить против воли. Кума и куму не имел права заставить вступить в брак даже самый суровый крепостник.
По воду ходили без коромысла, не то крестник горбат будет, а чтобы ему легче жилось на свете, в день крещения ставили на окно стакан с водой.
Чтобы братья и сестры были дружны и крепко любили друг друга, рубашечку, в которой крещено первое дитя, рекомендовали одевать на всех последующих детей. 21 января (8 янв. по с. ст.) на "Василисы зимние" и "Емельяны-перезимники" было принято угощать кума с кумою - по поверью, это приносило здоровье детям, а кум и кума, приходя в гости к крестнику, приносили с собой кусок мыла и полотенце, вручая которое, приговаривали: "Вот вам мыльце и белое белильце для крестника". В Петров день (12 июля) кума пекла крестникам тоболки - пресные пироги с творогом.
В прощеный день (последний день перед Великим Постом), по обычаю, кум шел к куме с мыльцем, а она - к нему с пряниками.
Крестинный обед
Главные гости - кум, кума и бабка-повитуха. Их сажали за стол и угощали приготовленной для них закуской и чаем, а хозяин дома тем временем шел приглашать родных и друзей "к младенцу на хлеб, на соль кашу есть".
Стол в крестины накрывался празднично. Вот его примерное меню: сперва подавалось холодное: в постный день - сельди и квас с кислой капустой, в скоромный - студень и квас с яйцами и мясом; затем следовали: в постный день - щи со снетками, приправленные конопляным маслом, картофельный суп с грибами и лапша; в скоромный: щи с каким-нибудь мясом, ушник (т. е. суп из потрохов), лапша с курятиной или свининой, лапша молочная и, наконец, обязательно и независимо от состава кушаний на крестильном обеде, подавалось главное блюдо - гречневая каша, перед которой угощали еще кашей пшенной. После того, как гости съедали обед, бабка клала на стол пирог, ставила горшок в шапке и штоф с водкой и говорила: "Это мое: купите, будете есть".
И еще:
Шапка малахай,
А ты, родильница,
В год еще натряхай!
или:
Бабушка подходит,
Кашку подносит
На корысть, на радость,
На божью милость,
На толстые одонья, *
На высокие скирды.
Кашку на ложки,
Мальчику на ножки!
или:
Гости мои любящие,
Гости мои дорогие!
К вам бабушка идет,
Вам кашку несет.
Бабушка молоденька,
Несет кашку сладеньку,
Нам не барыши получать,
А только народ приучать,
Чтобы бабушку знали,
Чаще в гости звали!
* Одонья, оденье, одоня - круглая кладь, кладушка хлеба в снопах.
Затем бабка начинает угощать присутствующих, но те шутливо отказываются и по обычаю предлагают ей испробовать водку первой: "Попробуй-ка сама, бабушка! Может, водка-то наговорная!". Первым после бабки пьет отец, а на закуску ему выдается так называемая родильная ложка с круто посоленной и наперченной кашей. Бабка говорит:
"Солоно и горько рожать". На такие слова иногда следовал ответ: "Солона кашка и солоно было жене родить, а еще солоней отцу с матерью достанутся детки после", и бросая вверх оставшуюся в ложке кашу, отец произносит: "Дай только Бог, чтобы деткам нашим весело жилось, и они также прыгали бы!".
За отцом угощаются кумовья. "С крестником (крестницей) вас, как вы видели его (ее) под крестом, так бы видеть вам его (ее) под венцом!" - говорит бабка. После кумовьев пьют подносимую водку остальные гости. При этом каждый, не исключая и отца, кладет сколько-нибудь денег на тарелку в пользу бабки и на пирог - родильнице.
Стоять ему и бодриться,
Как деньга торчмя стоит.
(деньги втыкались в пирог)
Чтобы мальчик вырос высоким, его поднимали на крестинах над головой к потолку или же выплескивали туда рюмку водки, а кума клала высоко на полку коврижку и приговаривала: "Чтобы крестник такой высокий вырос!".
Очень внимательно следили за тем, чтобы каша была доедена до конца, иначе ребенку грозила опасность быть рябым.
Перед уходом гости благодарили хозяев и желали всего хорошего, а новорожденному - доброго здоровья и многие лета.
Последними уходили кум с кумою. Вечером того же дня или утром им предлагались закуски, "чтоб опохмелиться". За закуской происходит обмен подарками. Кум получает от кумы платок "на память", за что он, предварительно утерев подарком рот, целует куму в губы и одаривает деньгами. При прощании родильница вручает им по пирогу, за который получает деньги или платок, чай, сахар, мыло и т. п. Праздник заканчивается.
Возрождается ныне и семейный праздник крестин. А поскольку дети появляются на свет в больнице, то роль бабки-повитухи, столь важную в обрядовой части праздника, должна взять на себя какая-нибудь родственница или наиболее уважаемая гостья. Выбор - на усмотрение родителей. Как говорили в старину, были бы родины, а крестины будут.
К. Бальмонт(1880-1934)
ГРОМОВЫМ СВЕТОМ
Меня крестить несли весной,
Весной, нет - ранним летом,
И дождь пролился надо мной,
И гром гремел при этом.
Пред самой церковкой моей,
Святыней деревенской,
Цвели цветы, бежал ручей
И смех струился женский.
И прежде чем меня внесли
В притихший мрак церковный,
Крутилась молния вдали
И град плясал неровный.
И прежде чем меня в купель
С молитвой опустили,
Пастушья пела мне свирель
Над снегом водных лилий.
Я раньше был крещен дождем
Посвящен грозою,
Уже священником потом -
Свечою и слезою.
Я в детстве дважды был крещен
Крестом и громным летом,
Я буду вечно видеть сон
Навек с громовым светом.
ИМЯНАРЕЧЕНИЕ
Народная мудрость гласит: С именем - Иван, а без имени - болван. Или: Без вымени овца - баран, корова без клички - мясо. Это в просторечьи. А если торжественно, то:
Нет меж живущих людей, да и не может
и быть, безымянных:
В первый же миг порождении каждый,
убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых
своих получает...
Так сказал Гомер. А вот откуда пришли в Россию имена, и всегда ли они были "сладостным даром"?
До принятия христианства у славян имена выбирались родителями. Они имели определенное смысловое значение: Светлана, Людмила, Красава, Любава, Милонега, Добронрава, Забава, Милуша, Всеволод, Владимир, Добромысл, Добрыня, Ярослав, Мстислав, Святослав, Ярополк, Святополк и т. д. Кроме выбора, существовал и обычай выходить за ворота и спрашивать имя первого встречного или встречной. Каковое называлось, такое и давали новорожденному. Считалось, что это принесет ребенку счастье. Иногда имя скрывали или заменяли ложным, чтобы не испортил или не превратил в оборотня колдун. Предки наши были людьми крайне суеверными, и поэтому не стоит удивляться, что многие имена напоминали прозвища: Волчий Хвост, Нелюб, Ждан, Упырь Лихой, Гнилозуб, Кручина, Болван, Угрюм, Любим и т. д. Если такие имена, как Малинка или Любим, вполне объяснимы, то, например, Болван - совсем неподходящее имя для младенца. Но объяснялись такие оскорбительные имена боязнью "глаза", т. е. привлечения недоброго завистливого внимания злых сил, которые захотят завладеть красивым и здоровым малышом, а на какого-нибудь Гнилозуба не польстятся. Этот обычай очень древен, бытовал у многих народов и сохранился после принятия христианства. Чтобы запутать бесов, советовали называть ребенка при крещении одним именем, а в жизни другим, и воистину остроумной находкой было окрестить ребенка Хоздазатом (перс. - дар божий), а звать благозвучным Федором (тоже "божий дар" на греч.) или привычным Иваном (от Йоханаана - божий дар - на евр.), или славянским Богданом, который в переводе не нуждается.
Называли детей и по времени и обстоятельствам появления их на свет. В старинных рукописях можно встретить имена: Зима, Дорога, Полетко, Суббота, Мороз, Подосен; называли и по профессиям: Кожемяка, Быкодер; по именам разных животных, птиц, рыб: Заяц, Линь, Сом, Гусь, Соловей, Баран, Кот (а вот Карп, оказывается, вовсе не рыба, а означает по-гречески - плод); по народностям, жившим возле места рождения: Татарин, Мордвин.
Для полного исчезновения этих имен понадобилось почти 6 столетий, и дольше всего сопротивлялась введению нового имянаречения северо-западная часть Руси, которая еще ряд столетий после принятия христианства оставалась языческой. Свободолюбивые новгородцы и поморы вплоть до XIVв совершали волхование и сами выбирали имена своим детям, за что выговаривали гневно в своих посланиях новгородские владыки духовенству: "А те арбуи (волхвы) младенцам их имена нарекают свойски, а вас, игуменов и священников, они к тем своим младенцам призывают после". Итак, после крещения Руси на первом этапе (X- XIII в.) Церковь установила систему двойного имянаречения - церковного и славянского (языческого) имени, первое - от Церкви, второе - от родителей. Это произошло, потому что при крещении дается имя прославленного своими деяниями в христианстве святого. Своих же святых на Руси еще существовать не могло, поскольку святые не могли быть язычниками. Значит, и не было таких русских имен, которые бы принимала Христианская Церковь. Приходилось давать чуждые, непривычно звучащие имена - греческие или еврейские. По свидетельству летописей, все русские люди, в том числе и князья, в XI-XII вв. имели по два имени: княгиня Ольга - Елена, Владимир Красное Солнышко - Василий, Ярослав Мудрый - Георгий, Владимир Мономах - Федор.
В Ипатьевской летописи 1178г. есть запись: "Родится у великого князя Всеволода четвертая дочь и нарекоша ей имя в святом крещении Пелагея, а в княжее Сбыслава". В Остромировом евангелии записано имя заказчика: " В крещении Иосиф а мирскы Остромир". Славянские имена в быту считались основными.
В XIII в. Церковь попыталась отменить право родителей на выбор имени новорожденному и установить монопольное право духовенства на присвоение имен христианских. Однако это не дало желаемых результатов и привело к тому, что в народе стал использоваться старый обычай наречения имени при первом постриге, совершаемом у славян, по народному обычаю, в пяти-семилетнем возрасте. Таким образом, по церковной записи после рождения человек именовался Василием, а по домашнему обычаю с пяти лет именовался Соботой. С XVI в. употребление языческих имен запрещалось и преследовалось духовенством. Впрочем, в повести А. К. Толстого "Князь Серебряный", действие которой происходит в XVI в., одного из героев зовут Дружиной Андреевичем Морозовым, а "антигероя" - Малютой Скуратовым (увы, слишком хорошо известное историческое лицо). А Богдана Хмельницкого мы знаем по его славянскому, а не церковному (в крещении он - Зиновий) имени.
Обычай присвоения двух имен продержался до Петра I, который усмотрел его неудобство, когда была создана регулярная армия, при ведении судопроизводства и оформлении гражданских актов.
Таким образом окончательно утвердилось иудейское, греческое и римское именословие, и многие народные имена оказались преданными забвению. Следует отметить, что у других славянских народов они сохранились, и дети носят имена Снежан, Румян, Милиц, Драгомиров, Радованов и Вуков (от Волка - когда-то популярного в России имени; известен, в частности, дьяк Волк Курицын, живший в XVI в.).
Жемчудница! Моя Нежняна!
Краснолюбица -жена,
Цветана и Краса-Прельстяна,
И Любмила и Весна!
Пофантазируем, станут ли когда-то женщины на Руси носить такие имена? У нас же встречаются еще и отдельные имена арабского, индийского, персидского и германского происхождения. Все они внесены в святцы Русской Православной Церкви (церковная книга, содержащая месяцеслов /календарь/, составленный в порядке месяцев и дней года, к которым Церковью приурочено религиозное чествование каждого святого). Каждое имя обозначало что-либо на том языке, из которого оно было взято, главным образом, нечто положительное и достойное. Были, правда, имена, несущие неприятную смысловую нагрузку, например, Ардалион - замаранный, Клавдия - хромоногая, Варвара - грубая, Васса - пустыня, Фока - тюлень, а некоторые звучали весьма неблагозвучно и даже комично: Псой, Дул, Проскудня, Павсикакий, Агафонус. Представьте сейчас девушку, которую зовут, например, Епихария Мардарьевна, или молодого человека - Евпсихия Кастрикиевича, произведите от их полных имен сокращенные и ласкательные, и вообразите, каково этим несчастным приходилось бы, к примеру, в школе!
Каждое имя имеет своего покровителя, т. е. святого, чья память ежегодно отмечается Церковью в один и тот же день, который в быту называется именины. Некоторые наиболее распространенные имена имеют нескольких святых; случается, что и один и тот же святой чествовался несколько раз в году. Наиболее часто встречаются в святцах имена: Иоанн, Петр, Павел, Александр, Андрей, Михаил, Мария, Анна и Елена. Зато Ольга, Татьяна, Алла, Вера, Надежда, Любовь, Людмила и Екатерина имеют только один именинный день.
Итак, к середине XIX в. на каждые двенадцать носимых чисто русских имен приходилось не менее тысячи "импортных" - чужестранного происхождения. Сперва имя давалось по святому, чья память выпадала на день крещения. Постепенно это правило перестало соблюдаться, и имена стали выбираться по вкусу родителей. В некоторых семьях из поколения в поколение передаются одно-два имени предков, как по женской, так и мужской линии (чаще по последней). Например, дед - Сергей Михайлович, отец - Михаил Сергеевич, сын - Сергей Михайлович и т. д. В других семьях принято давать детям имена бабушек и дедушек, что всегда и было честью как для старшего члена семьи, так и для только что родившегося. Очень доброе дело объяснить ребенку, когда он подрастет, историю выбора его имени: кто в роду носил его прежде и что это был за человек.
С именами связывалось множество суеверий. Нельзя давать новорожденному имя умершего ребенка, чтобы он не унаследовал его судьбы; можно назвать именем умершего деда или бабки, если они были счастливы и удачливы, т. к. судьба передается через поколение, или просто удачливого предка.
"Узнав, что младенец назван Александром, дядя всплеснул руками.
- Великолепное имя, - сказал он - Два величайших полководца, государыня сестрица, в мире: великолепный Аннибал и Александр. И еще Александр Васильевич - Суворов. Поздравляю, сударыня сестрица! Это великолепное имя вы выбрали.
- Имя дано более по фамильной памяти, - сказал неохотно Сергей Львович, - по прадеду его, по Александру Петровичу, ибо он - прямой основатель семейного благополучия, а не по Суворову, - добавил он тонко и покосился на Карамзина". (Ю. Тынянов. "Пушкин").
Вот еще какие особенности употребления имен на Руси отмечает В. Даль: "Имена умалительные были в большом ходу и в разном значении, например, как ласка (Сеня, Сенюшка, Сенюша, Сенютка), зывали так и князей своих, особо Галицких (Владимирко, Василько), или в знак преданности, покорности, подлый перед боярином, а этот перед князем, царем (Петрушка, Федька, Митька), а попы в сем значении писались на - "чище" (Иванчище, Степанчище); особое умалительное окончание водилось для детей незаконных: "Святослав ушел во Владимир, и с ним два сына его от наложницы: Мстиславец и Ярославец".
Если у женщины рождаются одни девочки, она дает последней свое имя, дабы следующим родился мальчик.
Чтобы до поры обмануть болезнь, приставшую к ребенку, надо временно назвать мальчика именем девочки, и наоборот. До крещения дитя можно назвать покуда каким-нибудь именем, например, Богдан. Наречь ребенка именем праведника - к добру, а именем мученика - к худу. Раскрыть имя ребенка до крещения - тяжкий грех, который может повлечь за собой смерть новорожденного.
С именем связано множество пословиц и поговорок:
Без имени ребенок - чертенок. Кабы она не выла, так и не была бы выпь. В лицо человек себя не знает, а имя свое знает. Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном. Слывет Нижним, да стоит на горе. Фоку приставляй сбоку, а Демид прямо глядит. Катя-Катерина - ножка голубина. Петька-Петух на яйцах протух. Сашки-канашки (от канальи), Машки - букашки, Маринушки -разинюшки. Фофан - с толокном, а Федор - с волокном.
Говорят, что имя может повлиять на судьбу человека. Для тех, кто верит в это, а также и для тех, кто хочет дать своему ребенку ангела-хранителя и возродить семейный праздник - день именин, приводим ниже список наиболее употребительных православных имен с указанием дней именин и объяснением значения каждого имени. Ближайший к вашему дню рождения день памяти святого, с чьим именем совпадает ваше, - и есть день вашего Ангела.
А что творилось в дореволюционном Санкт-Петербурге 30 сентября, когда именинницами становились все Любочки, Верочки, Наденьки и Сонечки (имена в ту пору весьма распространенные) одновременно! Весь город словно сходил с ума - ни цветов, ни тортов не достать, извозчики дерут втридорога, в магазинах - толкотня, ювелиры, парфюмеры и кондитеры ликуют! А именины Машенек и Шурочек превращались в государственные праздники, т. к. эти дни совпадали с именинами главных "Шурочки" и "Машеньки": императрицы Александры Федоровны - и вдовствующей императрицы Марии Федоровны "тезоименитствами".
На именины родственники приходили без приглашения, непременными участниками торжества были крестный отец и крестная мать, пекся знаменитый "именинник" - так назывался именинный каравай, который в допетровские времена рассылался по утрам знакомым и служил напоминанием о празднике, а к началу нынешнего столетия превратился в торт (свечи на него не ставились).
Именослов (Новый стиль)
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.
ап. - апостол; блж. - блаженный (ая);
блгв. кн. - благоверный князь (княгиня);
блгв. ц. - благоверный царь. вмц. - великомученица;
вмч. - великомученик;
мц. - мученица;
мч. - мученик;
прав. - праведный (ая);
первомч. - первомученик;
прмч. - преподобномученик;
прмц. - преподобномученица;
прп. - преподобный (ая);
прор.- пророк,пророчица;
равноап. - равноапостольный (ая);
свт. - святитель; сщмч. - священномученик.
МУЖСКИЕ ИМЕНА
Аввакум - прор.: 15 дек.; мч.: 19 июля - любовь божия (евр.).
Авраамий (Авраам, Аврам, Абрам) - свт.: 27 февр.; мч.: 14 апр.; прп.: 17 февр., 5 июня - великий отец народов, (евр.).
Августин - блж.: 28 июня.
Август (рус.) - величавый, священный (в русских святцах имени Август нет. Слово "августейший" означает "Царственный").
Авдий - прор.: 2 дек.; мч.: 18 сент. - слуга Господень (евр.).
Авенир - прп.: 2 дек. (значение и происхождение неясны).
Аверкии - свт.: 4 ноября; мч.: 8 июня - удерживающий, удаляющий (лат.).
Авксентий - мч.: 26 дек.; прп.: 27 февр., 1 июня, 25 июня - приумножение (греч.).
Автоном - сщмч.: 25 сент. - самостоятельный (греч.).
Агапий - мч.: б февр., 28 марта, 1 сент., 3 сент., 3 окт., 16 ноября -любовь (греч.).
Агафон - свт.: 5 марта; прп.: 5 и 15 марта, 10 сент. - добрый, благой, благородный (греч.).
Аггей - прор.: 29 дек. - праздничный (евр.).
Адам - прп.: 27 янв. - человек, вылепленный из земли. Первоначально и буквально - красная земля, краснозем (евр.).
Адриан - прмч.: 19 марта, 5 июня, 2декабря; мч.: 16февр., 30 апр., 8 сент.; прп.: 8 сент. - житель Адрии (ант.).
Азарий - прор.: 16 февр.; прав.: 30 дек. - Божья помощь (евр.).
Акакий - свт.: 30 апр., 28 сент.; сщмч.: 1 июня; мч.: 22 марта, 20 мая, 10 авг.; прмч.: 14 мая; прп.: 12 дек., 20 июля - невинный, беззлобный (греч.).
Александр - свт.: 29 мая, 12 сент.; сщмч.: 28 и 29 марта, 25 авг., 25 дек.; мч.: 7 февр., 22, 26 и 28 марта, 23 апр., 26 мая, 2 и 23 июня, 22 и 23 июля, 14 и 24 авг., 11 окт., 4 и 22 ноября; прп.: 7 марта, 30 апреля, 3 мая, 22 июня, 16 июля, 12 сент.; блгв.кн.: 5 июня, 6 июля, 12 сент., 6 дек. - защитник людей (греч.).
Аким - русская форма от имени Иоаким.
Алексий, Алексей - свт.: 25 февр., 2 июня, 6 июля, 18 окт.; мч.: 22 авг.; прп.: 30 марта, 7 мая, 11 окт.; блгв. кн.: 6 дек. - защитник (греч.).
Акиндин, Акундин - мч.: 1 мая, 5 сент., 15 ноября - безопасный (греч.) Алим - мч.: 14 авг. (знач. неустан.).
Амвросий - свт.: 20 дек.; прп.: 23 окт. - бессмертный, божественный (греч.).
Амос - прор.: 28 июня - крепость (евр.).
Ананий, Анания - ап.: 17 янв., 14 окт.; мч.: 11 февр., 30 апр., 14 дек.; прав.: 30 дек. - благодать Божия, дарованный Богом (евр.).
Анатолий - свт.: 16 июля; мч.: 6 мая, 3 дек.; прп.: 16 июля, 10 сент., 11 окт. - восточный (греч.).
Андрей - ап.: 13 июля, 13 дек.; свт.: 17 июля; сщмч.: 4 окт.;мч.:28апр., 31 мая, 1 сент., 6 окт.; прмч.: 30 окт.; прп.: 25 июня, 17 июля, 23 сент., 15 дек.; блгв. кн.: 5 июня, 6 и 17 июля, 9 нояб.; блж.: 15 и 23 окт. - мужественный, мужчина, храбрец (греч.).
Андроник-ап.: 17 янв., 30 мая, 12 авг.; мч.: 25 окт.; прп.: 26 июня, 22 окт. - победитель мужей (греч.).
Антоний - свт.: 25 февр.; мч.: 21 янв., 14 марта, 27 апр, 19 и 23 июля, 22 авг.,22 нояб.; прп.: 30 янв., 2 февр., 20 мая, 7 и 23 июля, 16 авг., 15 сент., 11 и 30 окт., 15 дек. - приобретающий взамен (греч.). Русс. форма - Антон.
Анфим - сщмч.: 16 сент.; бессребр.: 30 окт. - цветущий (греч.).
Аполлинарий - сщмч.: 5 авг. - посвященный Аполлону (греч.).
Аполлон - мч.: 18 июня - погубитель. Имя бога солнца Аполло у греков означало: солнце палящее, сжигающее (греч.).
Ардалион - мч.: 27 апр. - сосуд для окропления (греч.) Арий - мч.: 18 июня - лев (евр.).
Аристарх - ап.: 17 янв., 28 апр., 10 окт. - лучший начальник, глава лучших (греч.).
Аркадий - прп.: 8 февр., 19 марта, 6 июля, 27 авг., 26 дек. - житель Аркадии, центральной области древней Греции (греч.).
Арсений - свт.: 1 февр., 15 марта, 6 июля, 12 сент., 10 нояб., первое воскр. после 12 июля; прп.: 21 мая, 25 июня, 25 июля, 6 и 10 сент., 26 дек. - мужественный, мужской, мужчина (греч.).
Артемий - вмч.: 2 нояб.; прав.: 6 дек., 2 нояб. - здоровый (греч.).
Архип(п) - ап.: 17 янв., 3 марта, 5 дек.; прп.: 19 сент. - начальник конницы, хозяин лошадей (греч.).
Афанасий - свт.: 31 янв., 15 мая, 6 нояб.; сщмч.: 4 сент.;
прмч.: 19 июня, 2 авг., 18 сент.; мч.: 17 янв., 22 марта, 3 июля, 20 нояб.; прп.: 31 янв., 6 и 21 марта, 18 июля, 10 сент., 11 окт., 8 нояб., 15 дек.; прав.: 1 дек. - бессмертие, бессмертный (греч.).
Афиноген - сщмч.: 29 июля - рожденный богиней Афиной (греч.) Африкан - мч.: 26 марта, 23 апр., 10 ноября - африканский.
Богдан - см. Феодот.
Борис - равноап.: 15 мая; блгв. кн.: 15 мая, 6 авг. - боец, борец; возможно, сокр. из Борислав, как древнее Борим из Боримир(слав.).
Вавила - сщмч.: 17 сент.; мч.: б февр., 17 сент. - смешение (сир., евр.).
Вадим - прмч.: 22 апр. - смутьян, спорщик. Отдр.русского глагола "вадити" - сеять смуту, споры. В святцах значение не указывается.
Валентин - сщмч.: 12 авг.; мч.: 7 мая, 19 июля - здоровый, сильный (лат.).
Валериан - мч.: 3 февр., 14 июня, 26 сент., 5 декабря - от той же основы, что и Валентин. По др. версии - из г. Валерии (лат.)
Валерий - мч.: 22 марта, 20 ноября - бодрый, крепкий, здоровый (см. Валериан).
Варлаам - мч.: 2 дек.; прп.: 2 июля, 11 окт., 19 нояб., 2 дек., в 1-ю пятницу Петрова поста. - сын Божий (халд.)
Варнава-ап.: 17 янв.,24 июня; прп.: 24 июня-сын утешения (евр.).
Варфоломей (Нафаиаил) - ап.: 5 мая, 24 июня, 13 июля, 7 сент. - сын вспаханной земли, сын полей; сын Толомея (евр.).
Василий-свт.: 14янв., 12 февр., 25 апр., 12мая,23июня,6 и 16 июля; сщмч.: 20 марта, 4 апр., 9 и 13 мая; мч.: 14янв., 19 июля, 11 дек.; прмч.: 24авг., 11 окт.; прп.: 13 марта, 8 апр., в 1-е воскр. после 12 июля; блгв. кн.: 17 марта, 5 апр., 21 июня, 16 и28 июля; блж.: 15 авг.; прав.: 5 апр. - царский (греч.). (Ср. со словами "базилика" - царская усыпальница, "василиск" - "царек", мифический дракон. Царь в др. Греции именовался "базилеус", но древнегреч. "бета" в византийскую эпоху стала произноситься как "в". Имена из Византии перешли на Запад с "бетой", к нам - с "витой": Василий и Базиль; Вакх и Бахус. Василиск - мч.: 16 марта, 4 апр. - царек, царский (греч.) Василько (Василий) - блгв. кн.: 17 марта, 5 июня, 6 июля. Уменьшит, от Василий. В святцах числится особым именем, которое носили ряд древнерусских князей.
Венедикт - прп.: 27 марта - благословенный (лат.) То же, что Бенедикт.
Вениамин - сщмч.: 13 авг.; мч.: 13 апр., 26 окт.; прп.: 27 янв., 10 сент., 26 окт.- (Бенямин) - сын десницы, сын правой руки, т. е. сын любимейшей из жен (евр.).
Вивиан - мч.: 22 марта - живущий (лат.).
Викентий - мч.: 24 нояб. - побеждающий (лат.).
Виктор - мч.: 13 февр., 23 марта, 2 и 28 апр., 1 мая, 29 сент., 24 нояб. - победитель (лат).
Викторин - мч.: 13 февр., 23 марта, 31 дек. - победительный (лат.).
Виссарион - прп.: 19 июня - лесной (греч).
Виталий - мч.: 7 февр., 11 мая; прп.: 5 мая - жизненный (лат.).
Владимир - сщмч.: 7 февр.; равноап.: 28 июля; блгв. кн.: 4 июня, 6 июля, 17 окт. - владеющий миром (слав.).
Владислав - св.: 7 окт. - славный, владеющий славой (слав.).
Власий (Влас) - сщмч.: 24 февр.; мч.: 16 февр. - простой, грубоватый (слав.).
Вонифатий - свт.: 1 янв.; мч.: 1 янв. - благотворец (лат.).
Всеволод - блгв. кн.: 24 февр., 5 мая, 6 июля, 10 дек. - всем владеющий, властелин всего (слав.). Русское имя Всеволод крайне неохотно признано Церковью. В святцах дни, посвященные памяти этого святого, обозначены как дни Всеволода (Гавриила).
Вукол - свт.: 21 февр. - пастух (греч.).
Вячеслав - блгв. кн.: 17 марта, 11 окт. - более славный, всеславный (слав.).
Гавриил-архангел: 8 апр., 26 июля, 21 нояб.; свт.: 12 сент.; мч.: 4 февр., 3 мая, 19 июня; прп.: 28 янв., 25 июля; блгв кн.: 24 февр., 5 мая, 10 дек.- муж Божий, крепость Божия, божественный воин (евр.).
Галактион - мч.: 5 июлч, 18 нояб.; прмч.: 7 окт. - молочный (греч.).
Гелий (см. Еллий)
Георгий - прав.: 6 июля; свт.: 6 марта, 20 апр., 2 и 29 мая, 31 авг.; мч.: Егорий 4февр., 6 мая, 8 июня, 16 и 23 нояб., 9 дек.; прп.: 21 янв., Юрий - 17 апр., 10 июля, 6 сент.; исп.: 26 мая; блгв. кн.: 17 февр., 27 июня; прав.: 6 июля - земледелец (греч.).
Геннадий - свт.: 13 сент.; прп.: 5 и 22 февр., 5 июня - благородный, родовитый (греч.).
Герасим - свт.: 6 и 11 февр.; прп.: 17 марта - почтеный (греч.).
Герман - свт.: 25 мая, 6 июля, 8 окт., 19 нояб.; мч.: 20 июля, 26 нояб.; прп.: 11 июля, 9 и 12 авг., 24 сент. - родной, единоутробный (лат.).
Глеб - блгв. кн.: 15 мая, 3 и 6 июля, 6 авг., 12 сент. (слав.). Знач. не устан. Срав. слово "глыба" и народа, "глоба" - жердь. В лат. яз. gleba - глыба.
Гордиан - мч.: 26 сент. - из г. Гордия.
Гордий - мч.: 16 янв. - из г. Гордия.
Григорий - свт.: 23 янв., 7 и 12 февр., 17 и 25 марта, 3 мая, 12 сент., 18,27 и 30 нояб., 6 дек., 1янв.;сщмч.: 13окт.;мч.: 11 окт., 11 дек.; прп.: 18 и 21 янв., 28 июня, 21 авг., Юсент., 11, 13 и 18 окт., 3 дек. - бодрствущий, пробужденный (греч.).
Гурий - свт.: 3 июля, 17 окт., 18 дек.; мч.: 14 авг., 28 нояб. - львенок (евр.).
Давид - мч.: 31 мая, 15 окт.; прмч.: 25 апр.; прп.: 20 мая, 9 июля, 19 сент.; блгв. ц.: 8 февр.; блгв. кн.: 18 марта, 15 мая, 5 июня, 8 июля, 6 авг., 18 сент., 2 окт. - возлюбленный (евр.).
Далмат - прп.: 16 авг. - из г. Далматии.
Дамиан-бесср.: 14 июля, 30 окт., 14 нояб.; прп.: 8 марта, 11 и 18окт.
Даниил-прор.: 30 дек.; свт.: 12 сент., 2 янв.; мч.: 1 марта, 23 июля; прп.: 20 апр., 5 июня, 6 июля, 4 окт., 24 и 30 дек.; блгв. кн.: 17 марта, 12 сент.- судья Божий (евр.).
Димитрий (Димитрий) - свят.: 5 июня, 4 окт., 10 и 28 нояб.; прп.: 24 февр., 8 нояб.; блгв. ц.: 28 мая, 5 и 16 июня; блгв. кн.: 1 июня, 6 июля - принадлежащий Деметре, богине земли (греч.).
Диодор - мч.: 13 и 16 февр., 23 марта, 1 апр., 12 мая, 19 июля, 24 сент.; прп.: 3 дек. - Божий дар (греч.).
Диомид - мч.: 16 июля, 29 авг. - Совет Божий. По воле Диона (т. е. главы греч. богов, Зевса) властвующий. Русск. форма - Демид.
Дионисий (Дионис) - свт.: 6 и 9 июля; сщмч.: 17 янв., 31 авг., 16 и 18 окт.; мч.: (Дионис) 23 и 28 марта, 4, 19 и 31 мая, 16июня, 17 авг., 4 нояб.; прп.: 25 мая, 14июня,6июля,
Юсент., 16 окт. - посвященный Дионису, Вакху, богу вина и виноделия (греч.). Русск. форма - Денис.
Донат - свт.: 13 мая - подаренный (лат.).
Дорофеи - сщмч.: 18 июня; мч.: 16 сент., 20 нояб., 10 янв.; прп.: 18 июня, 29 сент. -дар Божий (греч.).
Евгений - сщмч.: 20 марта; мч.: 3 февр., 20 нояб., 26дек.; прп.: 25 февр., 4 марта - благородный, благодатный (греч.).
Евграф - мч.: 23 дек. - благописанный, хорошо нарисованный, "писанный красавец" (греч.).
Евдоким - прав.: 13 авг. - славный, хорошо прославленный (греч.).
Евлампий - мч.: 18 марта, 16 июля, 23 окт. - благосветлый, прекрасно светящийся (греч.).
Евсевий - сщмч.: 5 июля; мч.: 2 февр., 7 и 8 мая, 4 и 17 окт.; прп.: Евсей 27 янв., 28 февр. - благочестивый (греч.).
Евсигний (Евстигней) - мч.: 18 авг. - благознаменный, благой (греч.).
Евстафий - свт.: 17 янв., 6 марта, 11 апр., 12 сент.; мч.: 27 апр., 10 и 11 авг., 3 окт., 3 дек. - твердостоящий, постоянный (греч.). Простонар. русск. формы - Остафий, Стахей. На Украине - Остап.
Евстратий - мч.: 26 дек; прп.: 22 янв.; прмч.: 10 апр., 11 окт. - добрый воин (греч.).
Евтихий - свт.: 19 апр.; сщмч. 10 июня, б сент.; мч.: 2 февр., 22 марта, 4 мая, 20 нояб; прп.: 5 сент. - счастливый (греч.).
Евфимий - свт.: 24 марта; сщмч.: 8 янв.; мч.: 16 сент., 10 янв.; прмч.: Ефим 14 мая; прп.: 2 февр., 14 апр.,26 мая, 6 и 17 июля, 10 сент., 28 окт. - благодушный (греч.).
Елеазар (Елизар) - мч.: 14 авг.; прп.: 26 янв. - Божия помощь (евр.).
Елисей - прор.: 27 июня; прп.: 19 и 27 июня, 6 нояб. - коего спасение Бог, Бог спас, спасение (евр.).
Емилиан (Емельян) - свт.: 21 авг.; сщмч.: 31 авг.; мч.: 21 июля; прп.: 21 янв., 20 марта - принадлежащий Емилию (приятному в слове), красноречивый (греч.).
Епифаний (Епифан) - свт.: 25 мая; мч.: 20 нояб. - явление (греч.).
Ераст (Эраст) - ап.:17 янв., 23 нояб. - любящий (греч.).
Ермий - ап.: 17 янв.; мч.: 13 мая, 19 июля - Гермес, вестник (греч.).
Ермил - мч.: 26 янв. - обитающий в Гермесовой роще (при храме) (греч.).
Ермолай - сщмч.: 8 авг. - вестник народу. Народ Гермеса, Меркурия (греч.).
Ефрем - свт.: 10 февр., 21 и 28 июня, 12 сент., 11 окт.; сщмч.: 20 марта; прп.: 10 февр., 29 мая, 24 июня, 9 окт. - плодовитый (евр.)
Захария (Захар) - прор.: 21 фе