В круге жизни: обряды и обычаи

РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА

"Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, чем меньше людей знают о страданиях родильницы, тем меньше она страдает, все старались притворяться незнающими, никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в данную минуту". (Л. Толстой. "Война и мир".)

Рождение человека - огромное событие для семьи, ожидаемое с радостью, надеждой и страхом. Еще задолго от разрешения родительницы от бремени молились за благополучный исход родов и желали заранее узнать пол и хотя бы отчасти будущую судьбу младенца. Древние гречанки взывали к богине родов Илифии, к Гере и Артемиде, римлянки - к богине-покровительнице брака Луцине и Юноне. В России покровительницами рожениц считались святая Анастасия Узоразрешительница и святая Анна, в день памяти которой (22 декабря) беременным полагалось поститься и запрещалось заниматься какой-либо работой.

Люди верили, что облегчение родильнице могла принести такая молитва: "Господь со мною, Господь оберегает меня, рабу твою (имярек), во дни и в нощи и на всякий час! Прошу и молю тя, Господи, через муку Твою святую, которую претерпел нас ради грешных, и кровь святую праведную юже излиял! Святой Пророче Предтече Господень Иоанн и все святые! Молите о мне, грешной, милостивого Бога дати ми дитя породить".

По внешнему виду беременной старались определить пол младенца. Такие бытовали приметы-наблюдения: если первые три месяца беременности легки - родится мальчик, тяжелы - девочка; плод - на правой стороне, если мать, сидя, протягивает ногу; коли хорошо ест всякую пищу - родится мальчик; если же охотно слушает песни, выставляет левую ногу, плод в левом боку и причуд много - девочка. Мать левой ногой выступает - мальчик родится, правой - девочка.

В старину считали также, что беременной следует избегать всего неприятного и безобразного. Не рекомендовалось глядеть на животных или уродов, которых она часто видела или пугалась. Это убеждение существовало и во времена Плиния (24-79 г.н.э.; погиб во время извержения Везувия, рим. госуд. деятель, историк, писатель) и Галена (129-199 гг.н.э.; греч. врач). Вот, что рассказывает Гален:

"Я знал одного некрасивого мужчину, горбатого и довольно похожего на Эзопа. Боясь быть родоначальником такого же уродливого потомства, он приказал написать красивого, хорошо сложенного мальчика, и такую картину повесил в углублении кровати так, чтобы жена в известных случаях могла иметь ее перед глазами. Ожидание супруга увенчалось полным успехом: жена родила красивого мальчика, совершенно похожего на портрет, на который она смотрела в известных случаях".

В гельветических хрониках Семпта рассказывается, как одна римлянка, находившаяся в связи с папой Мартином IV, родила сына мохнатого, как волчонок, с длинными, как у хищного зверя, когтями. Объясняла она это тем, что у папы было много картин, изображавших различных животных. Во Франции существовала своя версия воздействия на плод: беременным женщинам рекомендовалось посещать Французский институт и смотреть на того ученого, чье поприще она желает избрать будущему дитя. Если она хочет, чтобы ребенок был геометром - пусть смотрит на бюст Паскаля (1623-62 гг., фр. философ, математик, физик), историком - на Сен-Реаля и т. д.

У русских рекомендовалось смотреть на месяц, а не на звезды, и уж как-нибудь постараться, чтобы ребенок не родился в день архангела Гавриила (8 апреля по н.с.), иначе будет уродлив. А уж зачатие в Пост... Можно смеяться над всеми суевериями, но смотреть на цветы, произведения искусства, слушать классику и читать книги, создающие хорошее настроение, будущим мамам явно не помешает.

Женщинам "в положении" не рекомендовалось также глядеть на огонь - у ребенка будет родимое пятно; находиться на кладбище и перекрестке; выходить из дома после захода солнца; подходить к строящемуся дому; расчесывать волосы по пятницам; сидеть на пороге дома, на полене и переступать через полено. Нельзя есть тайком - ребенок будет вором, есть на ходу - вырастет плаксивым, угощаться заячьим мясом - быть чаду пугливым. А чтобы не родилась двойня - нельзя вкушать сдвоенные плоды.

Для защиты от нечистой силы носили обереги - красные шерстные нитки, лоскутки и пучки разноцветной пряжи, которые завязывали вокруг пальца, руки, шеи, пояса.

"Если беременная полнеет или на вопрос, кого она ждет, конфузится, и ее живот во время беременности не изменяет своей округлой формы, то родится девочка. Наоборот, если она не смущается, когда ее спрашивают, кого она родит, и живот ее принимает острую форму "тычком", то ожидали мальчика".

По наступлении родов женщина прощалась с домочадцами и оставалась только с бабкой-повитухой. Для облегчения страданий развязывали все узлы на одежде и расплетали косу, отпирали в доме все замки и ящики. Если женщина сильно и долго мучилась, зажигали венчальные свечи перед образами (у Л. Толстого - во время родов маленькой княгини няня зажигает их перед иконой угодника), трижды водили вокруг стола, а мужа заставляли песок боронить. Иногда, чтобы ускорить разрешение от бремени, домашние неожиданно пугали роженицу, крича под окном "Горим! Пожар!". Если женщина мучилась родами двое-трое суток, просили священника отслужить молебен. После благополучного окончания родов повивальная бабка обрезала и завязывала пуповину у ребенка и обмывала его. Когда новорожденного купали в первый раз, в воду клали серебряные деньги для обеспечения богатства в будущем.

При рождении девочки воду после первого купанья часто выливали в малинник, т. к. малина у славян символизировала красоту. До сих пор сохранилось в языке выражение: "Не девка - малина!". После купания мальчика вода выливалась на перекресток дорог - на счастье. Существовал обычай принимать новорожденного в отцовскую рубаху, чтобы отец любил, и класть на косматый тулуп, чтобы был богат. Ребенка первому передавали отцу, который сам клал его в люльку и как бы прилюдно признавал своим детищем. В зажиточных семьях устраивались родильные столы, а крестьяне приготовляли особое пиво. Родильнице преподносили гости подарки, обычно деньгами, при этом приговаривали: "Калач на сосок, да мыла кусок". Почетное место на празднестве по праву принадлежало бабке-повитухе. Бабка походит, всему делу пособит. Бог - с милостью, а бабка - с руками.

У повивальных бабок был даже свой особый праздник "Бабьи каши", отмечаемый 8 января (в православном календаре это праздник "Собора Пресвятой Богородицы";

Пресвятая Богородица стала Матерью Бога, и тем самым получила право быть заступницей рода человеческого). В этот день благодарные отцы и матери приходили к повивальной бабке, неся пироги, водку и всяческую снедь, угощали ее и угощались сами.

Закончим рассказ о родах в старину пословицами: Деток родить - не веток ломить. Горьки родины, да забывчивы.

В наше время сложились новые традиции приветствовать появление на свет человечка. Узнав о рождении малыша, новоиспеченный отец посылает в больницу записку с благодарностью, фрукты, а разрешат - и цветы. Кстати, в старые годы, когда свято соблюдались все обычаи, детское приданое готовили заранее и обстоятельно; как свидетельствует литературное прошлое, будущие мамы старательно обшивали кружевами крошечные чепчики. Тем непонятнее суета и хлопоты, которые создают себе нынешние бабушки и молодые папы, покупая все необходимое за несколько дней перед выпиской мамы с ребенком. В день выписки отец в назначенный час непременно ждет - вот сейчас он получит из рук медсестры туго перевязанный розовой (девочка) или голубой (мальчик) лентой сверточек. Маме дарят ее любимые цветы. Следует помнить, что в комнату, где находятся мама и ребенок, цветы с резким запахом лучше не ставить. При рождении девочки принято дарить розовые и красные цветы (например, душистый горошек, полураскрытые сортовые и полиантовые розы, фрезии и др.). При рождении мальчика - синие или фиолетовые цветы (фиалки, анемоны), а при рождении близнецов - два одинаковых букета. Букетики должны быть круглые, коротко подрезанные, перевязанные белыми лентами с ниспадающими концами.

На смотрины гостей обычно приглашают через месяц, дав маме и новорожденному некоторое время окрепнуть. Гости несут с собой подарки малышу. Это может быть коляска (к примеру, купленная в складчину), одежка, игрушки. Прекрасный подарок - хорошая справочная книга, советы которой помогут вырастить и воспитать ребенка. На смотрины дарят цветы изящной формы и нежной расцветки. Здесь подойдут все мелкие цветы пастельных тонов, а также мелкоцветные пестрые, цветущие ветки яблони и вишни. Можно последовать примеру французов, которые преподносят в таких случаях цветочные горшочки с цикламенами, обернутые в серебряную бумагу, и букетики гвоздик.

Существует также добрый обычай приглашать гостей еще раз - "на зубок" - и дарить малышу серебряную ложку.

Советуем сразу же выделить "летописца", который станет отражать в семейной хронике все события жизни новорожденного. Чаще всего им становится дедушка, с удовольствием манипулирующий фотоаппаратом или видеокамерой, если таковые имеются. Начать лучше всего с фотоальбома "Наш ребенок". В него заносятся все сведения о ребенке: вес, рост при рождении, и фиксируются сперва крошечные этапы жизни маленького человека. Первая улыбка... первые шаги... первый праздник в детском саду... и первая партнерша (кавалер) по танцу, сосредоточенная, серьезная от ответственности пятилетняя девчушка... Школа, первый класс... Как приятно позже смотреть эти фотографии!

Дети, по словам народной мудрости, - "благодать Божья". Какое без них семейное счастье! "У кого детей много, тот не забыт от Бога!" - так говорили на Руси. Старые люди подавали молодоженам, лишенным детей, добрый совет: взять чужого ребенка-сироту "в дети", чтобы Бог простил, своих деток зародил. Счастлив отец в сыновьях, а мать - в дочерях. Но тут же и такое: Детки - деткам рознь.

Добрый сын - на старость печальник, на покой души поминщик. Но вот: Детки хороши - отцу-матери венец, худы - отцу-матери конец. От опечаленных детьми отцов-матерей пошли ходить по Руси такие поговорки, как: У кого детки-у того и бедки. Маленькие детки - маленькие бедки, а вырастут велики - большие беды будут. Но откуда они - плохие-то? Тут народная мудрость дает четкий ответ: Каковы батьки-матки - таковы и дитятки. Яблочко от яблони недалеко падает. Отец - рыбак, и дети в воду смотрят. Каков уродился, таков и пригодился. От одной матки, да не одни ребятки. Знать ворону по полету, скажется птица посвистом. Пуд мыла изведешь, а родинки не смоешь. Волком родился, лисой (овцой) не бывать. Не устанешь детей рожаючи, устанешь, на место сажаючи. Детушек воспитать - не курочек пересчитать. Дитятко, что тесто - как замесил, так и выросло. Или вот вещее: Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да добру научил. Однако:

Глупому сыну и умный отец разума не пришьет. Или: В худом сыне и отец не волен: его крести, а он- пусти!

Родятся дети, по образному меткому народному слову - как грибы ("от сырости"), растут - как "пшеничное тесто на опаре". Хоть и беден-беден иной отец, а все на тесноту от ребят редкий станет жаловаться, - словно памятуя заветное словцо дедов-прадедов, сказавших, что много детей бывает, а лишних никому Бог не пошлет. Худы ли, хороши ли - все свои дети. "Который палец не укуси - все больно!" - применяется к этому понятию наш детолюбивый народ. "И змея своих змеят не ест!", "Огонь - горячо, дитя - болячо!", "У княгини - княжата, у кошки - котята!", "Свое дитя - и горбато, да мило", - так писал писатель-этнограф А. Коринфский чуть ли не век назад. ("Народная Русь").

РОДНЯ

"Послушай, Зин, не трогай шурина. Какой ни есть, а он - родня", - поется в популярной песне В. Высоцкого. А вот, что за родня - шурин, знает не каждый. К сожалению, теперь, когда семьи далеко не так велики и патриархально прочны, как прежде, категории семейного родства частично утратили свое значение, и определение его зачастую затруднительно. Мы порой не знаем, как назвать нашего родственника, и вынуждены в разговоре прибегать к словесным нагромождениям. К примеру: она - жена брата моего мужа, т. е. просто-напросто невестка - краткое, живое обозначение степени родства. Не владея должным образом "словарем родства", мы порою лишаем красок нашу речь и затрудняем себе восприятие литературы, фольклора, мудрости прошлого, его бытовых традиций. Для облегчения запоминания приводимого ниже "словаря родства", мы иллюстрируем его меткими народными пословицами. Иногда по смыслу они противоречат друг другу. Впрочем, разве не сложна, не противоречива порой сама наша жизнь в семье? А уж с родней чего не бывает! Но советуем помнить: Ссора в своей семье - до первого взгляда.

Свекор - отец мужа.

Свекровь - мать мужа.

Тесть - отец жены.

Теща - мать жены.

Этим минимумом владеют все.

Сват - отец или родственник одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга.

Сватья - мать или родственница одного из супругов по отношению к родителям или родственникам другого супруга (сват, сваха /сватья/) в родственных отношениях. (Не путать со сватом, свахой /сватьей/ в свадебном обряде).

Зять - муж дочери, муж сестры, муж золовки.

Невестка (сноха) - замужняя женщина по отношению к родным ее мужа: отцу, матери, братьям, сестрам, женам братьев и мужьям сестер.

Деверь - брат мужа.

Золовка - сестра мужа.

Шурин - брат жены.

Свояченица - сестра жены.

Свояк - муж свояченицы.

Брат - каждый из сыновей, имеющих общих родителей.

Двоюродный брат - находящийся в родстве по деду или бабушке с детьми их сыновей и дочерей. Сын родного дяди и родной тетки.

Кузен - двоюродный брат, а также дальний кровный родственник в одном колене с кем-либо (употреблялось в буржуазно-дворянском быту; фр. cousin).

Кузина - двоюродная сестра (фр. cousine).

Троюродный брат - сын двоюродного дяди или двоюродной тети.

Сестра - дочь одних и тех же родителей по отношению к их другим детям.

Двоюродная сестра - дочь родного дяди или тети.

Троюродная сестра - дочь двоюродного дяди или двоюродной тети.

Единоутробные (брат, сестра) - имеющие общую мать, но разных отцов.

Единокровные (брат, сестра) - имеющие общего отца, но разных матерей.

Сводные (брат, сестра) - являющиеся братом (сестрой) по отчиму или мачехе.

Племянник (племянница) - сын (дочь) брата или сестры (родных, двоюродных, троюродных), соответственно ребенок двоюродной сестры (брата) -двоюродный племянник и т.д.

Внучатый племянник (племянница) - внук (внучка) брата или сестры.

Дядя - брат отца или матери по отношению к племянникам; муж тетки. Соответственно - двоюродный дядя, двоюродный брат отца или матери и т. д.

Внук (внучка) - сын (дочь) дочери или сына по отношению к деду или бабушке. Соответственно двоюродный внук (внучка) - сын, дочь племянника или племянницы.

Дед (дедушка) - отец отца или матери.

Двоюродный дед - дядя отца или матери.

Бабка (бабушка) - мать отца или матери.

Двоюродная бабушка - тетя отца или матери.

Мачеха - жена отца по отношению к его детям от другого брака, неродная мать.

Отчим - муж матери по отношению к ее детям от другого брака, неродной отец.

Пасынок - неродной сын одного из супругов, приходящийся родным другому.

Падчерица - неродная дочь одного из супругов, приходящаяся родной другому.

Приемный отец (мать) - усыновившие, удочерившие кого-либо.

Приемный сын (дочь) - усыновленные, удочеренные кем-либо.

Приемный зять (примак) - зять, принятый в семью жены, живущий в доме жены.

Свекор кропотлив, свекровь журлива, деверь пересмешник, золовка смутлива, ладушка (муж) ревнив.

Первая зазнобушка - свекор да свекровушка; другая зазнобушка - деверь да золовушка.

У лихой свекрови и сзади глаза. Невесте на отместку.

Свекор-батюшка - застоюшка, свекровь-матушка - заборонушка. (Это говорит невестка, "подлизываясь").

Помнит свекровь свою молодость, и снохе не верит.

Свекор - гроза, а свекровь выест глаза.

Деверь невестке - обычный друг. Золовки-колотовки, побей головки.

Золовка хитра на уловки.

Мы не в лиху сноху: что бог подаст, то и людям. (Слова золовок.)

Сношенька у свекра - госпоженка.

Первого сына женит отец-мать, а второго - сноха. (Т. е. отзыв ее о свекрах).

Все в семье спят, а невестке молоть велят. Чай, устала моловши, невестушка, поди-ка, потолки! (Говорит свекровь.)

Пусть бы невестка и дура, только бы огонь пораньше дула.

Два свояка, а промеж их - собака.

Свояки до дележа братья.

Тесть любит честь, зятъ любит взять, а шурин глаза щурит.

Зять да шурин - черт их судит!

Шел муж с женой, брат с сестрой да шурин с зятем: много ль всех? (трое). Шуринов племянник как зятю родня ? (сын).

Горько живется от мачехи пасынку, а не сладко и мачехе от пасынка. Родных много, а пообедать не у кого (или: а голова одинока). Дочерины дети милее своих. Где бабка ни бери, а внука корми! Была б моя бабуся - никого не боюся; бабушка - щиток, кулак - молоток (т. е. заступница). Кто бабке не внук (кто безгрешен). Шли теща с зятем, муж с женой, бабка со внучкой, мать с дочкой, да дочь с отцом, а всего четверо. Корми деда на печи - и сам будешь там. Братская любовь пуще (лучше) каменных стен. Сын отца умнее - радость, а брат брата - зависть. Не смейся, брат, чужим сестрицам: своя в девицах. Два брата на медведя, а два свата (свояка) - на кисель. Чуж-чуженин, а стал семьянин (зять). Одно дитя - роженое (дочь), другое - суженое (зять). Зять да сват у тещи - первые гости Зять на двор - пирог на стол. Нет черта в доме - прими зятя. Шуринов племянник как зятю родня? (сын). У наших зятей много затей. Вся семья вместе, так и душа на месте. Русский человек без родни не живет. На что и клад, коли в семье лад. Совестно жить - время коротать. Вместе тошно, а розно скушно.

ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ

Таинствами в христианстве именуются обрядовые или культовые действия (церковные молитвы и священные действия), с помощью которых, поучению Церкви, "под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божия". (Благодать - по религиозным представлениям - особая божественная сила, ниспосылаемая человеку свыше с целью преодоления внутренне присущей ему греховности и достижения спасения в загробном мире). Православная и Католическая Церкви признают семь таинств: крещение, причащение (или евхаристия; при совершении его верующие, отведывая вино и хлеб во время богослужения, вкушают тем самым воплощенные в них "тело и кровь Христа"), покаяние (исповедь), миропомазание (ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей и др. частей лица и тела верующего ароматическим маслом - миром), брак, елеосвящение (или соборование, совершается над больными. Обряд состоит в смазывании лба, щек, губ, рук и груди освященным маслом - елеем, сопровождается чтением молитв), священство (наделение божественной благодатью возводимого в духовный сан лица через епископское рукоположение).

Официально семь таинств были признаны католической церковью на соборе в Лионе в 1279 г., а некоторое время спустя они были установлены в православном культе. В наше время старинные обычаи возрождаются - вновь все больше родителей, желающих крестить детей, и молодых людей, венчающихся в церкви. Это важнейшие события в человеческой жизни, к ним надлежит относиться осознанно.

Крещение

Одно из главных таинств, означающее принятие человека в лоно Христианской Церкви, и первое таинство в жизни христианина, когда "верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Отца, Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую".

Ритуальные омовения в воде характерны для многих религий и существовали задолго до христианства, т. к. культ воды - источника жизни - существовал у многих народов мира. Считалось, что, окунаясь в воду, человек очищается от своих грехов и возвращается к чистой, новой жизни.

В иудаизме ритуал водного омовения совершается накануне субботы и других религиозных праздников. В исламе также имеется ряд водных ритуальных омовений, установленных для различных ситуаций и состояний верующего. Однако эти ритуалы не играют главенствующей роли в системе обрядов вышеназванных религий. В них первостепенное значение имеет обряд обрезания.

В различных христианских направлениях обряд крещения толкуется по-разному. В Православной и Католической Церквах крещение относится к разряду таинств.

Протестантская Церковь рассматривает крещение не как таинство, с помощью которого человек приобщается к божеств у, а как один из обрядов. Протестантской Церковью отрицается, что посредством крещения люди освобождаются от первородного греха. Баптисты, адвентисты седьмого дня, последователи некоторых других религиозных течений совершают крещение над взрослыми людьми, которые прошли испытательный срок. После крещения человек становится полноправным членом общины. Есть различия и в самой церемонии крещения при совершении этого обряда в разных церквах. Так, в православной церкви младенца трижды погружают в воду, в католической - обливают водой.

В ряде протестантских церквей при крещении обрызгивают водой. У баптистов и адвентистов седьмого дня крещение совершается, как правило, в естественных водоемах.

Наши рекомендации