Таинства Православной церкви

Никео-Цареградский Символ веры говорит только об одном церковном таинстве - крещении, которое должно совершаться "во оставление грехов", что означает сознательное отречение от прежней жизни в рабстве греха.

Под таинством понимается священное действие, через которое, тайным образом, действует на человека благодать (П.К.стр.51).

В православной и католической церквах существует семь таинств - Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Елеосвящение, Брак и Священство,

Крещение

Десятый член Символа веры гласит: "Крещение есть таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с признанием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую" (П.К.стр.52).

Таким образом, в православии крещение является духовным рождением и, поэтому, неповторимо (П.К.стр.54).

Православные крестят детей, но не по их личной вере (они ее не имеют, чем нарушаются Соборные установления), а по вере родителей и восприемников, которые обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст (П.К.стр.52).

В православной церкви во время крещения принято погружение (греческое - baptismos, означает "погружение"), но в особых случаях допускается и обливание и окропление (на одре болезни или в пустыне).

Таинство крещения совершает иерей, который предварительно освящает воду для крещения.

Через водное крещение человек становится членом церкви.

Крещение младенцев принято совершать на восьмой день по примеру ветхозаветного обрезания, которое в понятии православия заменяется крещением - Кол.2:11,12.

Крестные родители приносят младенца в храм и совершают за младенца все, что положено исполнять крещаемому. С этого момента они должны стать духовными воспитателями и обязаны наставлять своих крестников в истинах православного вероисповедания.

Родители, плотские и крестные, таким образом вступают в духовное родство (именуются кумовьями).

ЕХБ не разделяют учения православной церкви о детокрещении, как не отвечающее Новозаветному учению о крещении.

Миропомазание

"Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возращаюшие и укрепляющие его в жизни духовной" (П.К.стр.54).

Миропомазание совершается сразу после крещения путем помазания крещаемого священным миром, с произнесением слов: "Печать Духа Святого".

Апостолы первоначально для сообщения крещаемым даров Святого Духа употребляли рукоположение. Позднее право возложения рук получили епископы, которые заменили рукоположение помазанием Святым миро.

Святое миро составляется в первые три дня Страстной недели из елея, вина, бальзама и других благовонных веществ. После освящения на Литургии Страстного четверга собором епископов поместной церкви, Святое миро рассылается по всем приходским храмам для употребления в течение всего года.

При Таинстве Миропомазания крестообразно помазуются лоб, очи, уши, уста, руки и ноги, что означает освящение ума и мыслей, сердца и желаний, чувств, дел и всего поведения христианина (П.К. стр.55).

Покаяние

"Покаяние есть таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом" (П.К.стр.60).

В таинстве участвуют трое: кающийся, священник, принимающий исповедь, и невидимо Сам Господь.

От кающегося требуется истинное покаяние, под которым понимается сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие (П.К.стр.61). Средствами для достижения истинного покаяния являются пост, молитва, а в особых случаях - эпитимия (запрещение), налагаемая при покаянии священником и заключающаяся в назначении особых благочестивых упражнений. В случаях особо тяжких грехов в эпитимию может входить временное отлучение от святого причащения.

Обычно сразу за таинством покаяния, когда исповедующийся освободился от грехов, полагается участвовать в таинстве евхаристии (причастие).

Священник, выслушав покаяние, произносит разрешительную молитву: "Господь и Бог наш Иисус Христос благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит тебе, чадо, все согрешения твои, и я, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь".

После этого исповедующийся целует крест и Евангелие, чем повторяет свой обет сочетания со Христом, данный им в таинстве крещения и возобновляемый в слезном крещении - таинстве Покаяния.

В послесинодальный период широко практикуется общая исповедь, во время которой священник перечисляет наиболее распространенные в мире грехи перед собравшимися исповедниками, на каждый из которых у виновных вырывается возглас: "Грешен".

Евангельские христиане-баптисты исповедуют свою вину перед Христом, уповая на Его милосердие и кровь, очищающую от всякого греха - 1 Ин.1,7.

Евхаристия (причащение)

"Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает Самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни" (П.К.стр.55).

"Таинство причащения составляет главную и существенную часть христианского богослужения и называется литургия, что значит общее служение".

"Порядок литургии состоит из 3-х частей: приготовление вещества для таинства (проскомидия - принесение; хлеб для употребления называется просфора), приготовление верующих к таинству и совершение самого таинства" (П.К.стр.56).

"Хлеб для таинства употребляется квасной, чистый, пшеничный. Хлеб приготовленный для причащения, называется Агнцем, так как представляет собой образ страдающего Христа".

"Та часть литургии, в которой верующие приготовляются к таинству, называется литургией оглашенных, потому что к слушанию ее, кроме крещенных, допускаются и оглашенные, то есть готовящиеся к крещению, а также кающиеся.

Эта часть литургии состоит из молитв, песнопения, чтения книг Апостольских и Евангелия. Она оканчивается повелением оглашенным выйти из церкви" (П.К.стр.57-58).

"Та часть литургии, в которой совершается само таинство причащения, называется литургией верных, то есть принявших крещение, имеющих право быть при сем Богослужении. Важнейшим действием Литургии является произнесение слов, сказанных Христом при установлении таинства: "Примите, ядите: сие есть Тело Мое..." Мф.26,26-28. Слова Христа по разумению православия изъясняются буквально: "Хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову" (П.К.стр.58).

Учение "Катехизиса" о буквальном пресуществлении хлеба и вина в Тело и Кровь Христа в своей экзегезе расходится с пониманием ЕХБ, которые слова Христа воспринимают в их духовном значении.

В крестной жертве Христа было совершено искупление всего человечества. В жертве бескровной совершается умилостивление Бога за грехи тех людей, за которых она совершается на литургии, чтобы вменилось им спасение, совершенное на Голгофском кресте, в том числе за умерших, о которых просят молить церковь (за здравие или за упокой).

Елеосвящение (соборование)

"Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные" (П.К.стр.62).

Своим основанием таинство имеет слова Христа - Мф.6,13 и апостола Иакова - Иак.5,14-15 (П.К.стр.63).

По древнему православному чину, совершать таинство полагалось собору священнослужителей, состоящему из семи иереев. Отсюда сохранилось его наименование - "соборование".

Производить елеосвящение имеет право и один священник в домашних условиях у одра болящего.

Во время великого поста практикуется совершать это таинство в храме над всеми, с верою его воспринимающими, для исцеления души и тела от повседневных грехов.

Таинство начинается с освящения елея, в который добавляется вино - Лк.10,34.

В само таинство входит седмикратное помазание елеем, во время которого священник возносит соответствующие молитвы.

Помазанию подлежат лоб, ноздри, щеки, уста, грудь и руки.

Бракосочетание

"Брак есть таинство, в котором при свободном перед священником и церковью обещании женихом и невестою дается обет взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз в образ духовного союза Христа с Церковью и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей" (П.К.стр.62).

Таинство брака основано на Священном Писании: Мф. 19,4-6; Ин.2,1; Еф.5,31-32; Быт. 1,28 и 2,24; Лев.20,19; Вт.7,14.

Православная церковь не разрешает вступление в брак лицам, состоящим в родстве духовном или телесном ( под духовным родством в православии понимаются семья крещаемого и семья крестных родителей).

Церковь не считает обязательным для каждого человека вступать в брак, так как девственное состояние почитается выше супружеского, если оно соблюдается в чистоте ради служения Богу.

Вдовцам и вдовицам разрешается вступать во второй брак, а в особых случаях - и в третий. Это разрешение не распространяется на духовенство.

Священство

"Священство есть таинство, в котором Дух Святой правильно избранного, через рукоположение святительское, поставляет совершать таинство и пасти стадо Христово, что означает наставлять людей в "вере, благочестии и добрых делах" (П.К. стр.61).

Таинство священства неповторимо, как и крещение и миропомазание.

В православной церкви имеется три степени священства: епископ, пресвитер, диакон. Их служение различно.

Наши рекомендации