Виды технических регламентов. Применение технических регламентов.
Знак обращения на рынке.
Виды технических регламентов: общие технические регламенты и специальные технические регламенты.
Требования общих технических регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции и процессов жизненного цикла продукции.
Общие технические регламенты принимаются по вопросам:
- безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;
- пожарной безопасности;
- биологической безопасности;
- электромагнитной безопасности;
- экологической безопасности;
- ядерной и радиационной безопасности. .
Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции и процессам жизненного цикла продукции, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общими техническими регламентами.
В разделе «Область применения» устанавливается взаимосвязь разрабатываемого технического регламента с другими регламентами, область распространения которых может пересекаться с областью применения данного регламента.
Рис. 1. Знак обращения на рынке (знак соответствия техническому регламенту)
24. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов (ГКиН). Основные задачи ГКиН. Субъекты, осуществляющие ГКиН. Порядок проведения ГКиН. Права государственного инспектора по проведению ГКиН.
Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов осуществляется на основании Федеральных законов «О техническом регулировании», «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
Государственный контроль и надзор (ГКиН) за соблюдением обязательных требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции и процессов ЖДЧ исключительно на стадии обращения
Основными задачами ГКиН являются;
- обеспечение безопасности потребителя;
- выявление фальсифицированной продукции;
- выявление товаров с неправильной маркировкой с целью предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Государственный контроль и надзор осуществляется следующими субъектами:
- федеральными органами исполнительной власти;
- органами исполнительной власти субъектов РФ;
- государственными учреждениями, уполномоченными на проведение ГКиН (в соответствии с законодательством).
Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований технических регламентов организуют и осуществляют должностные лица, имеющие статус государственного инспектора. При проведении государственного контроля и надзора проверке подлежат:
- продукция или товары (далее - продукция), выполняемые работы и оказываемые услуги;
- техническая документация на продукцию;
- работы по подтверждению соответствия (сертификации) продукции;
- системы управления качеством.
При проведении государственного контроля и надзора проводится:
- отбор образцов (проб) продукции и (или) документов. Отбор образцов из партии продукции осуществляет государственный инспектор в присутствии представителей лица-изготовителя продукции и участников проверки. При этом оформляется акт отбора образцов;
- технический осмотр продукции. Проводится непосредственно государственным инспектором с привлечением специалистов изготовителя продукции. Результаты технического осмотра оформляют протоколом установленной формы;
- исследование (испытание), экспертиза и другие виды контроля продукции, работ и услуг, обеспечивающие достоверность и объективность результатов проверки.
- проверка наличия системы качества и данные о сертификации этой системы;
- оценка соответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям. Осуществляется на основании результатов технического осмотра, исследований (испытаний), экспертизы;
- проверка наличия каталожных листов на продукцию, прошедших учетную регистрацию.
По результатам проверки государственный инспектор в пределах предоставленной ему законодательством компетенции выдает обязательные для исполнения предписания. Для контроля за устранением выявленных нарушений и своевременньм выполнением предписаний проводятся повторные проверки.
Права государственного инспектора
Государственный инспектор имеет право:
- требовать от изготовителя предъявления декларации соответствия или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если это предусмотрено соответствующим техническим регламентом;
- осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов;
- выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов;
- принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
- направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия сертификата соответствия в выдавший его орган по сертификации, выдавать предписание о приостановлении или прекращении действия декларации о соответствии изготовителю и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра деклараций о соответствии;
- привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной законодательством РФ;
- направлять необходимые материалы в суд, в прокуратуру,
В ходе надзорных и контрольных мероприятий органы государственного контроля и надзора обязаны:
- соблюдать порядок осуществления мероприятий по государственному контролю и надзору;
- проводить разъяснительную работу по применению законодательства РФ о техническом регулировании, информировать о существующих регламентах;
- соблюдать коммерческую тайну;
- принимать меры по устранению последствий нарушений требований технических регламентов.
25. Меры ответственности за нарушение обязательных требований к продукции.
Эффективная процедура надзора после поставки на рынок характеризуется двумя важными элементами:
- значительными штрафами за несоответствие;
- высокой вероятностью для поставщиков, что несоответствующая продукция будет выявлена.
Без этих элементов велик риск того, что поставщики могут поставить на рынок продукцию, не соответствующую установленным требованиям. В результате жизнь людей и безопасность общества могут подвергаться опасности.
Процедуры надзора после поставки продукции на рынок должны быть достаточными, чтобы проинформировать поставщиков о вероятности того, что несоответствия будут выявлены, необходимые меры приняты и наказания исполнены.
Для повышения эффективности процедуры надзора предусмотрена ответственность всех участников системы поставки (изготовителя - импортера, оптовой - розничной фирм). Ожидается, что розничные фирмы будут оказывать воздействие на оптовые фирмы или изготовителей.
Меры ответственности за нарушение обязательных требований к продукции определены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и в Уголовном кодексе (УК) Российской Федерации, а также в Федеральном законе «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение». Предусматривается наложение высоких штрафов на должностных лиц, на юридическое лицо, на индивидуальных предпринимателей. За некоторые нарушения возможно лишение свободы на срок до двух лет.