Технические регламенты: структура, порядок разработки и принятия, применение программы разработки технических регламентов

Роль стандартизации, метрологии и сертификации как инструментов обеспечения безопасности, качества и конкурентоспособности товаров и услуг.

Стандартизация, метрология и сертификация являются инструментами обеспечения качества продукции, работ и услуг — важного аспекта многогранной коммерческой деятельности. Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Стандарты на процессы и документы (управленческие, товаросопроводительные, технические) содержат те “правила игры”, которые должны знать и выполнять специалисты промышленности и торговли для заключения взаимовыгодных сделок. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления. Сегодня поставщику недостаточно строго следовать требованиям прогрессивных стандартов — надо подкреплять выпуск товара и оказание услуги сертификатом безопасности или качества. Наибольшее доверие у заказчиков и потребителей вызывает сертификат на систему качества. Он создает уверенность в стабильности качества, в достоверности и точности измеренных показателей качества, свидетельствует о высокой культуре процессов производства продукции и предоставления услуг. В перспективе по ряду товаров и услуг подтверждение соответствия установленным требованиям будет производиться не только посредством сертификации, но и самим изготовителем продукции или исполнителем услуги, т. е. первой стороной. В этих условиях возрастают роль и ответственность руководителей организаций в грамотном применении персоналом правил стандартизации, метрологии и сертификации. Соблюдение правил метрологии в различных сферах коммерческой деятельности (торговле, банковской деятельности и пр.) позволяет свести к минимуму материальные потери от недостоверных результатов измерений. В условиях рыночной экономики система оценки качества продукции должна наиболее полно соответствовать особенностям рыночных отношений между производителями и потребителями. Для этого предполагается решение следующих задач: 1. Объективной оценки качества продукции на различных этапах взаимодействия разработчиков, изготовителей и потребителей с учетом взаимосвязи качества, количества и цены потребления. 2. Достаточно полного выявления свойств и показателей, характеризующих качество продукции, а так же объективного отражения их в нормативно – технических документах на продукцию. 3. Оперативного получения всех необходимых объективных данных о качестве продукции, ее техническом уровне и конкурентоспособности на любом этапе жизненного цикла продукции. Таким образом, анализируя триаду можно сделать следующие выводы: 1. Стандартустанавливает основные потребительские свойства товара. На создание стандарта работают все предприятия госсобственности, коллективы НИИ по направлениям, Госстандарт. 2. Метрологиягарантирует методами различного контроля, что изготовленная продукция соответствует стандарту, техническим условиям (ТУ) чертежей и др. технической документации (мало эффективна, когда качество товара гарантирует машина).

3. Сертификация- это процедура, посредством которой независимая третья сторона документально удостоверяет, что продукция или услуга соответствует установленным нормам. Сертификация (лат. - сделано верно) продукции - это деятельность, направленная на подтверждение соответствия продукта требования всех нормативных документов.

Технические регламенты: структура, порядок разработки и принятия, применение программы разработки технических регламентов

Технический регламент новый для России документ, введенный законом «О техническом регулировании»

В законе определены цели принятия технических регламентов:

§ Защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

§ Охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

§ Предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Ввести в заблуждение приобретателей здесь означает продать заведомо некачественную продукцию как качественную. Когда будут действовать регламенты, то продукция должна будет маркироваться ссылкой на регламент. Если продукция не соответствует требованиям регламента, ссылка на который дана, то продукция должна быть изъята, а действия производителя пресечены. Предполагается разработать механизм надзора и предупреждающих действий, в основе которых лежат регламенты.

Технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность. В ФЗ «О техническом регулировании» перечислено, какие виды безопасности они должны обеспечивать:

· безопасность излучений;

· биологическую безопасность;

· взрывобезопасность;

· пожарную безопасность;

· промышленную безопасность;

· химическую безопасность; и др.

Кроме того, требования регламентов должны обеспечивать единство измерений.

Технические регламенты должны содержать перечень продукции, процессов производства, и т.д., в отношении которых устанавливаются его требования, и правила идентификации объекта технического регулирования. В техническом регламенте могут содержаться правила и формы, а также предельные сроки оценки соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия). В техническом регламенте могут содержаться требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования к продукции, … имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации. Они могут быть изменены только путем внесения изменений в соответствующий технический регламент. Прямое действие означает, что не требуется никакого другого разъясняющего, поясняющего, уточняющего документа, для того чтобы этим требованиям следовать. Требования регламента являются исчерпывающими.

Не включенные в технические регламенты требования к продукции, … не могут носить обязательный характер.

Технический регламент должен содержать требования к характеристикам продукции, … но не должен содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, когда не обеспечивается безопасность.

Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны происхождения продукции, видов или особенностей сделок физических или юридических лиц.

Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред, накапливаемый при длительном использовании и зависящий от других факторов. В этих случаях технический регламент может содержать информацию о возможном вреде.

Технический регламент может содержать специальные требования к продукции, применяемые в отдельных местах происхождения продукции, если их отсутствие не обеспечит безопасность.

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран для обеспечения биологической безопасности. Это в основном, карантинные меры, предотвращающие распространение опасных заболеваний.

Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также отбора образцов для исследований, необходимые для применения технических регламентов, разрабатываются федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и утверждаются Правительством РФ.

Технические регламенты вступают в силу не ранее, чем через 6 месяцев со дня опубликования.

Правительством утверждается программа разработки технических регламентов, которая ежегодно публикуется.

Правительством РФ организуется постоянные учет, анализ и информирование всех случаев причинения вреда вследствие нарушения технических регламентов.

 
 
СОДЕРЖАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ ü ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ ü ПРАВИЛА ИДЕНТИФИКАЦИИ ü ТРЕБОВАНИЯ o К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ОБЪЕКТОВ o К ТЕРМИНОЛОГИИ o К УПАКОВКЕ o К МАРКИРОВКЕ o К ЭТИКЕТКАМ ü ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНЫЕ И ФИТОСАНИТАРНЫЕ МЕРЫ ü ПРАВИЛА. ФОРМЫ И СХЕМЫ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ü ПРЕДЕЛЬНЫЕ СРОКИ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ  

Рис.2

Наши рекомендации