Виды технических регламентов

В Российской Федерации действуют:

- общие технические регламенты;

- специальные технические регламенты.

Общие регламенты не обязательны для исполнения, а специальные действуют в пределах одного вида продукта

Общие технические регламенты принимаются по вопросам:

· безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;

· безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;

· пожарной безопасности;

· биологической безопасности;

· электромагнитной совместимости;

· экологической безопасности;

· ядерной и радиационной безопасности.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.

Содержание технических регламентов

Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:

· безопасность излучений;

· биологическую безопасность;

· взрывобезопасность;

· механическую безопасность;

· пожарную безопасность;

· промышленную безопасность;

· термическую безопасность;

· химическую безопасность;

· электрическую безопасность;

· ядерную и радиационную безопасность;

· электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;

· единство измерений.

61. Органы стандартизации. Контроль за соблюдением требований ГОСТов. Стандартизация за рубежом. Международные организации по ст-ции. Порядок разработки и основные разделы стандартов на продукцию. Сущность унификации.

Органы: Госстандарт (гос.комитет по стандартизации и метрологии), в обол.строительства Госстрой (гос.комитет по строительству, архитектуре и жилищной политики России)

Контроль: осуществляется организациями госнадзор, роспотребнадзор, экологический контроль возложен на комитет по охране окружающей среды и санэпидем станции. Госконтроль и надзор осущ.за соблюдением субъектами хоз.деятельности только обязател.требований госстандартов.

Стандартизация за рубежом:

В США очень малое внимание уделяют изготовлению стандартов на выпускаемую продукцию. В основном стандартизации подвергаются такие обл.как энергетика, производство топлива и медикаментов и безопасность пищ.продуков. На готовую продукцию при разработке стандартов действует принцип добровольности.

В Европе в основном действует отраслевой принцип стандартизации: в строительстве свои, в электр.пром.свои. наиболее передовые известные фирмы маркируют свою продукцию знаком высокого качества, а опасная продукция маркируется предупредительными знаками. Пристальное внимание уделяется качеству таких продуктов, как мясо, рыба, зерно, вкусовые, пищ.добавки. в европейских странах нац.стандарты разрабатываются в обл.аграрного сектора, экологии, а в др.отраслях действуют международ.стандарты.

Наиболее жесткие требования действуют к стандартам в Германии, но все они носят рекомендат.характер, ориентированный на выгоду потребителя. Кроме аграрного сектора и экологии в Германии стандартизацией охвачено здравоохранение, строительство. Товары маркируются DIN.

Азиатский рынок: большое количество фирменных стандартов, маркируют своими знаками качества. При этом импортная продукция должна проходить стандартизация на предмет соответствия в той фирме, которая выдала этот стандарт.

Международные организации по стандарт-ии: ИСО, МЭК в обл.электроники, приборостроении (междунар.электротехнич.комиссия), комитеты ООН, ВОЗ- стандартизация в обл.физич.и соц. благосостояния населения, профилактика болезней гигиены, комиссия по прод.товарам, европейский комитет по стандартизации занимающийся гармонизацией существующих нац.стандартов.

Порядок разработки: 1. подача заявки на разработку стандарта. 2. составляется технич.задание, в котором указываются сроки и структура будущего стандарта. 3. разрабатывается проект стандарта с учетом авторских прав, патентной чистоты, международных правил. 4. проверка метрологич.характеристик, терминов, производится регистрация, срок действия и публикуется в информационном указателе.

Основные разделы стандартов: 1. обще- технич.требования. 2. правила приемки 3. упаковка, маркировка, транспортирование, хранение, методы испытаний, правила сортировки, термины и определения.

Унификация. Явл.одной из целей стандартизации. Направлена на рац. сокращение числа типов, размеров и видов изделий (фурнитура, крепежные детали). Объекты унификации: изделия машиностроения, приборостроения.

62. Схемы сертификации услуг. Услуги, подлежащие обязательной сертификации. Социальные требования к объектам сертификации. Особенности сертификации услуг общест.пит.. сертификация персонала.

Схемы сертификации услуг

При проведении сертификации услуг в силу их специфики применяются схемы, указанные.

• Схема 1 предусматривает оценку мастерства исполнителя услуги, что включает проверку условий работы, знаний техно­логической, нормативной документации, опыта работы, сведе­ний о повышении квалификации и выборочную проверку ре­зультата услуги (отремонтированных, вычищенных и других изделий), а также последующий инспекционный контроль. Ее рекомендуется применять для сертификации услуг, оказывае­мых гражданами-предпринимателями и небольшими предприя­тиями.

• Схема 2 предусматривает оценку процесса оказания услу­г путем проверки технологий, условий обслуживания, полноты документации, работоспособности оборудования, проведение инспекционного контроля(автосервис, магазины, универсамы, площадью до 1000 кв.м).

• Схема 3 предусматривает сплошную проверку результата услуги и может применяться для сертификации материальных услуг (ремонта и изготовления изделий по индивидуальным за­казам). Инспекционный контроль осуществляется путем выбо­рочной проверки результата услуги.

• Схема 4 предусматривает аттестацию предприятия, что включает проверку: состояния его материально-технической базы; санитарно-гигиенических условий обслуживания потребителей; ассортимента и качества услуг, включая наряду с целевыми и дополнительные услуги; четкости и своевременности обслужива­ния; качества обслуживания (этика общения, комфортность, эс­тетичность, учет запросов потребителя и т.д.); профессионально­го мастерства обслуживающего персонала.

Эту схему рекомендуется применять при сертификации гости­ниц, ресторанов, парикмахерских, кинотеатров и др. Результа­том оценки предприятия в целом может быть присвоение разря­да (категории, класса, звезды).

Инспекционный контроль может осуществляться с использо­ванием социологических методов.

• Схема 5 предусматривает сертификацию системы качества и последующий инспекционный контроль за стабильностью ее функционирования. Сертификация системы качества осуществ­ляется органом по сертификации услуг с привлечением экспер­тов по системам качества в соответствии с документами системы сертификации ГОСТ Р. Может применяться при сертификации всех видов услуг.

Перечень услуг, подлежащих обязательной сертификации,приведен в ниже.

№ Наименование группы услуг 1 Ремонт быт.техники 2 Ремонт и техническое обслуживание автомото-транспортных средств 3 Ремонт и изготовление мебели 4 Химчистка и прачечные услуги 5 Ремонт и строительство жилья 6 Услуги бань, душевых 7 Услуги парикмахерских 8 Пошив одежды и ремонт обуви 9 Гузопассажирские перевозки 10 Экспедиторские услуги 11 Жилищно-коммунальные услуги 12 Услуги учреждений культуры 13 Туристские услуги и услуги гостиниц 14 Услуги физической культуры и спорта 15 Медицинские услуги 16 Санаторно-оздоровительские услуги 17 Услуги в системе образования 18 Услуги торговли 19 Услуги общественного питания

Социальные требования к сертифицируемым предприятиям

Основные критерии для оценки социальной лояльности организа­ции: детский труд, принудительный труд, гигиена и безопасность труда, свобода ассоциации и право заключе­ния коллективных договоров, дискриминация, дисциплинарные взыскания, рабочее время, вознаграждение, система управления.

Услуги общественного питания подлежат обязательной сертификацииСертификации подлежат следующие виды услуг общественного питания:
— услуги питания (ресторанов, кафе, столовых, баров, закусочных и других предприятий общественного питания, предприятий общедоступной сети);
— услуги по изготовлению кулинарной продукции и кондитерских изделий;
— услуги по реализации кулинарной продукции.

В орган по сертификации подается заявка на проведение работ, к которой прилагаются:
— уставные документы;
— документы, регламентирующие деятельность предприятий общественного питания;
— ассортиментный перечень продукции;
— заключения контролирующих организаций: Госпожнадзор, Энергонадзор.

Список документов уточняется в каждом конкретном случае.

При сертификации услуг общепит применяется схема 2. оценивается качество оказания услуги, сама продукция, состояние оборудования на котором изготовлена продукция и персонал.

При сертификации и аттестации вновь открываемого предприятия применяется схема 4. проверяется архитектурно- планировочное решение помещения, материально- тех.база, состояние мебели и т.д.

Предусмотрена добровольная сертификация по схеме 5: предусматривает периодический инспекц.контроль не реже 1 раза в год с обяз.участием представителей сан.эпид.надзора, комитета по экологии, роспотребнадзора, цсм.

Особое внимание при сертификации общепита уделяется меню и прейскуранту, ассортименту и рецептуре. Кулинарная продукция д.б. пригодная к употреблению.

Персонал.Особенностью сертификации персонала явл.проведение сертификац.экзамена, состоящего из теоретич. и практич. Частей. При этом проводится и обучение персонала. Сертификация касается работников страх.компаний, банковских служащих, оценщиков недвижимости и т.д. В отличии от аттестации сертификацию проводит третья независимая сторона, а не предприятие. При этом проверяется компетентность, умение эксплуатации соврем.техники, знание свойств товара, оригинальность мышления, наличие перспективы.

63.Схемы и этапы проведения сертификации продукции. Области применения схем сертификации. Сущность процедуры подтверждения соответствия, её отличие от сертификации.

Сертификация проводится по установленным в системе сертификации схемам. Схема сертификации – это состав и последовательность действий третей стороны при оценке соответствия продукции.

Схема 1 предусматривает проведение испытаний типового образца продукции в аккредитованной испытательной лаборатории с последующей выдачей сертификата (при схеме 1а с дополнительной аттестацией производства).

Схема 2 предусматривает дополнение к схеме 1 (после выдачи сертификата на продукцию) – последующий инспекционный контроль за сертифицированной продукцией путем испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории образца, взятого у продавца.

Схема 2а заключается в испытании образцов продукции, анализе состояния производства, а также контроле образцов, взятых в магазине или на рынке.

Схема 3 предусматривает испытание образца продукции, выдачу сертификата с последующим его подтверждением путем периодического испытания образцов, взятых со склада готовой продукции изготовителя перед отправкой его потребителю.

Схема 3а предусматривает дополнение к схеме 3 (до выдачи сертификата на продукцию) – анализ состояния производства сертифицируемой продукции.

Схема 4 и 4а основывается на проведении параллельных испытаний образцов продукции, взятых одновременно как у продавца, так и у изготовителя.

Схема 5 и 6 касаются сертификации стабильности функционирования систем качества серийного производства.

Схема 7 предусматривает испытания не одного изделия, а целой партии в лаборатории, размер партии зависит от сложности изделия.

Схема 8 предусматривает испытания каждого образца продукции выпущенной предприятием в аккредитованной лаборатории.

Схемы 9, 9а, 10 и 10а основаны на рассмотрении декларации о соответствии с прилагаемыми документами со стороны производителя.

Обобщенная схема процесса сертификации состоит из 5 основных этапов:

1. Заявка на сертификацию (выбор органа по сертификации, подача заявки, её рассмотрение, решение по заявке).

2. Оценка соответствия объекта сертификации установленным требованиям (отбор и идентификация образцов, испытания образцов, оформления протокола испытаний).

3. Анализ результатов оценки соответствия, отраженных в протоколе.

4. Решение по сертификации (оформление сертификата соответствия или отказ в выдаче сертификата соответствия).

5. Инспекционный контроль (периодические проверки правильности использования сертификата и знака соответствия).

Области применения схем:

Схема 1 применяется при сертификации импортной продукции поставляемой в страну по краткосрочному контракту.

Схема 2 рекомендуется для импортируемой продукции, поставляемой регулярно в течении длительного времени

Схема 3 предназначена для продукции со стабильным качеством.

Схема 4 применяется тогда, когда инспекционный контроль проводить нецелесообразно.

Схема 5 и 6 применяются для продукции с малым сроком годности.

Схема 7 и 8 используется для разовых поставок внутри страны.

Схема 9, 9а, 10 и 10а предназначены индивид. предпринимателей, для малых предприятий и при поставке единичных изделий.

Схемы 1а, 2а, 3а, 4а, 9а, 10а рекомендуется использовать в случае отсутствия данных о стабильности характеристик продукции, а также для неизвестных ранее марок товаров.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях

- удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

- содействия приобретателям в компетентном выборе продукции

- повышения конкурентоспособности продукции

- создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также для осуществления международной торговли.

Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме принятия декларации о соответствии или в форме обязательной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Обязательное подтверждение соответствия проводится в тех случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Декларирование соответствия осуществляется по схеме принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств или по схеме принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательные материалы в целях подтверждения соответствия продукции технических регламентов. Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым органом по сертификации.

64. Объекты и субъекты (участники) сертификации систем качества. Мо­дель системы менеджмента качества (СМК). Дать подробную характеристику схемы модели

Субъекты –участники проведения сертификации систем качества. Участниками являются:

· Госстандарт России

· Технический центр при Госстандарте РФ

· Органы по сертификации: местные отделения Госстандарта, отдельные предприятия, аккредитованные Госстандартом

· предприятия, где проводится сертификация.

Объектамисертификации систем качества являются соответствующие системы качества предприятий:

· при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании;

· при производстве, монтаже и обслуживании;

· при контроле и испытании готовой продукции.

Модель СМК.

Модель – это строение, структура СМК, охватывающая все требования ГОСТ Р ИСО 9001. Недостатком этой модели является то, что она не показывает все процессы в деталях, но указывается, что каждому процессу модели обязательно должен применяться цикл PDCA. Упрощенно модель выглядит следующим образом:

Учет требований заказчика:заказчик-это основа деятельности любого предприятия, он определяет свои потребности по виду, качеству, количеству и необходимую продукцию, поэтому в условиях рынка заказчика нужно знать в лицо. Сейчас работает рынок потребителя, поэтому предприятия вынуждены изготовлять не вообще продукцию на среднего покупателя, а должен учитывать особенности каждой категории потребителя.

Удовлетворенность потребителя – это восприятие или степень удовлетворения требований.

Ответственность руководства – определяет эффективность работы СМК. Для ее реализации руководство должно вести постоянную работу по получению информации, ее анализу и корректирующим действиям.

Ресурсы - подчеркивается, что для эффективной работы руководство должно обеспечить снабжение всеми видами ресурсов. Виды ресурсов:

· сырьевые

· энергетические

· технические

· персонал

· транспорт

· финансовые ресурсы

Персонал – обучение, мотивация, социальная защита и т.д.

Инфраструктура – это недвижимое имущество, все то, что можно назвать техническим обеспечением процесса: сырье, оборудование и т.д.

Производственная среда включает:

· условия труда

· соблюдение законодательства

· межличностные отношения в коллективе

· экономические и социальные аспекты.

Измерение, анализ и улучшение -зависят от выбранной предприятием структуры службы качества, кол-ва работников, их квалификации, метрологического обеспечения и т.д. Измерение проводят различными методами: органолептическим, инструментальным, экспертным. Анализ проводится статистическими методами, а улучшение – это постоянная задача.

Жизненный цикл продукции –цикл Деминга-Джуана насчитывает 11 этапов:

1. маркетинговые исследования

2. проектирование и разработка

3. материально-техническое снабжение

4. подготовка и разработка производственных процессов

5. производство продукции

6. контроль, проведение испытаний

7. упаковка и хранение

8. реализация и распределение товаров

9. монтаж продукции и эксплуатация

10. техническая помощь в обслуживании

11. утилизация продукции после использования.

65. Метрология: понятие и определение. Основные, производные и дополнительные единицы измере­ния. Внесистемные, кратные и дольные единицы измерения. Погрешности измерений. Помехи, возникающие при измерениях.

Метрология- наука об измерениях, методах и средствах обеспече­ния их единства и требуемой точности.

Рассмотрим содержание основных понятийметрологии.

Физической величиной (ФВ)называют одно из свойств физического объекта, которое является общим в качественном отношении для многих физических объектов, отличаясь при этом количественным значением. Измерение -процесснахождения значения физич. величины опытным путем с помощью спец.технич.средств. Погрешностьюназывают отклонение результата измерений от действительного (истин­ного) значения измеряемой величины.

Объектом измерений являются физические величины, которые принято делить на основные и производные.Основные величины не зависимы друг от друга, но они могут служить основой для установления связей с другими физическими величинами, которые называют производными от них. Основным величинам соответствуют основные единицы измерений, а производным - производные единицы измерений.

Основные единицы:длины (м), масса (кг), времени (с), силы тока (А), температура (К), количество вещества (моль), сила света (Кандела). Также в системе СИ есть дополнительные для измерения плоского и телесного углов- радиан, стерадиан, а также большое количество производных единиц, пространства и времени, механических единиц, электрических, тепловых и т.д.

Внесистемная единица — это единица ФВ, не входящая ни в одну из принятых систем единиц. Внесистемные единицы по отношению к единицам СИ разделяют на четыре вида:

· допускаемые наравне с единицами СИ, например: единицы мас­сы — тонна; плоского угла — градус, минута, секунда; объема — литр и др.

· допускаемые к применению в специальных областях, напри­мер: астрономическая единица, парсек, световой год — единицы длины в астрономии; диоптрия — единица оптической силы в оп­тике; электрон-вольт — единица энергии в физике и т.д.;

· временно допускаемые к применению наравне с единицами СИ, например: морская миля — в морской навигации; карат — единица массы в ювелирном деле и др. Эти единицы должны изы­маться из употребления в соответствии с международными согла­шениями;

· изъятые из употребления, например: миллиметр ртутного стол­ба — единица давления; лошадиная сила — единица мощности и некоторые другие.

Различают кратные и дольные единицы ФВ. Кратная единица — это единица ФВ, получаемая умножением на круглое число. Например, единица длины километр равна 103 м, т.е. кратна метру. Дольная единица — единица ФВ, получаемая делением на круглое число. Например, единица длины миллиметр равна 10-3 м, т.е. явля­ется дольной.

Погрешность результата из­мерения — это разница между результатом измерения X и истин­ным (или действительным) значением Q измеряемой величины: = X — Q

Погрешности подразделяются: случайные, систематические, прогрессирующие и грубые.

Случайные – неизбежны и неустранимы, всегда присутствуют в результатах измерения.

Систематические – остается постоянной при повторных измерениях одной и той же величины или в переменной (увеличивается или уменьшается) пример- часы.

Грубые – возникают из-за неправильных действий операторов, сбоев измерительных приборов, помех. При повторных измерениях они на проявляются.

По способу выражения:

Абсолютные- разность м/д результатом измерения и истинным значением.

Относительные – отношение абсолютной погрешности к истинному значению, выраженное в %.

Приведенные – отношение абс.погрешности к измеренному макс.значению величины.

66. Методы измерения путем сравнения, замещения, совпадения. Шкалы наименований, порядка, ин­тервалов и отношений. Измерительные инструменты и приборы, основные элементы. Поверка средств измерений. Виды измерений, сущность градуировки и калибровки.

Методы сравнения: дифференциаль­ный, нулевой, совпадений, замещения. К ним относятся все те ме­тоды, при которых измеряемая величина сравнивается с величи­ной, воспроизводимой мерой. Следовательно, отличительной осо­бенностью этих методов сравнения является непосредственное уча­стие мер в процессе измерения.

При дифференциальномметоде измеряемая величина X срав­нивается непосредственно или косвенно с величиной Xm , воспро­изводимой мерой. О значении величины X судят по измеряемой прибором разности ΔX = X – Хm и по известной величине Хm, вос­производимой мерой. Следовательно, Х = Хm +ΔХ.

Нулевой метод является разновидностью дифференциального метода. Его отличие состоит в том, что результирующий эффект сравнения двух величин доводится до нуля.

Метод замещения заключается в поочередном измерении при­бором искомой величины и выходного сигнала меры, однородного с измеряемой величиной. По результатам этих измерений вычисля­ется искомая величина. Поскольку оба измерения производятся одним и тем же прибором в одинаковых внешних условиях, а иско­мая величина определяется по отношению показаний прибора, по­грешность результата измерения уменьшается в значительной мере.

При методе совпадений разность между измеряемой величиной и величиной, воспроизводимой мерой, определяют, используя сов­падение отметок шкал или периодических сигналов. Этот метод широко используется в практике неэлектрических измерений.

Измерения различают по способу получения информации, по характеру изменений измеряемой величины в процессе измерений, по количеству измерительной информации, по отношению к основным единицам.

По способу получения информацииизмерения разделяют на прямые, косвенные, совокупные и совместные.

Прямые измерения - это непосредственное сравнение физической величины с ее мерой.

Косвенные измерения отличаются от прямых тем, что искомое значение величины устанавливают по результа­там прямых измерений таких величин, которые связаны с искомой определенной зависимостью.

Совокупные измерения сопряжены с решением системы уравнений, составляемых по результатам одновремен­ных измерений нескольких однородных величин.

Совместные измерения - это измерения двух или более неоднородных физических величин для определения зависимости между ними.

По характеру изменения измеряемой величиныв процессе измерений бывают статистические, динамиче­ские и статические измерения.

Статистические измерения связаны с определением характеристик случайных процессов, звуковых сигналов, уровня шумов и т.д.

Статические измерения имеют место тогда, когда измеряемая величина практически постоянна.

Динамические измерения связаны с такими величинами, которые в процессе измерений претерпевают те или иные изменения.

Статические и динамические измерения в идеальном виде на практике редки.

По количеству измерительной информацииразличают однократные и многократные измерения.

По отношению к основным единицам измеренияделят на абсолютные и относительные.

Абсолютными измерениями называют такие, при которых используются прямое измерение одной (иногда не­скольких) основной величины и физическая константа. Так, в известной формуле Эйнштейна Е=mс2 масса (т) - ос­новная физическая величина, которая может быть измерена прямым путем (взвешиванием), а скорость света (с) - фи­зическая константа.

Относительные измерения базируются на установлении отношения измеряемой величины к однородной, при­меняемой в качестве единицы.

С измерениями связаны такие понятия, как "шкала измерений", "принцип измерений", "метод измерений".

Шкала измерений- это упорядоченная совокупность значений физической величины, которая служит осно­вой для ее измерения.

В метрологической практике известны несколько разновидностей шкал: шкала наименований, шкала порядка, шкала интервалов, шкала отношений и др.

Шкала наименований- это своего рода качественная, а не количественная шкала, она не содержит нуля и единиц измерений. Примером может служить атлас цветов (шкала цветов). Процесс измерения заключается в визу­альном сравнении окрашенного предмета с образцами цветов (эталонными образцами атласа цветов). Поскольку каж­дый цвет имеет немало вариантов, такое сравнение под силу опытному эксперту, который обладает не только практи­ческим опытом, но и соответствующими особыми характеристиками зрительных возможностей.

Шкала порядкахарактеризует значение измеряемой величины в баллах (шкала землетрясений, силы ветра, твердости физических тел и т.п.).

Шкала интервалов(разностей) имеет условные нулевые значения, а интервалы устанавливаются по согласо­ванию. Такими шкалами являются шкала времени, шкала длины.

Шкала отношенийимеет естественное нулевое значение, а единица измерений устанавливается по согласова­нию. Например, шкала массы (обычно мы говорим "веса"), начинаясь от нуля, может быть градуирована по-разному в зависимости от требуемой точности взвешивания (сравните бытовые и аналитические весы).

Для практического измерения единицы величины применяются технические средства, которые имеют норми­рованные погрешности и называются средствами измерений.

Измерительные приборы- это средства измерений, которые позволяют получать измерительную информа­цию в форме, удобной для восприятия пользователем. Различаются измерительные приборы прямого действия и при­боры сравнения.

Приборы прямого действия отображают измеряемую величину на показывающем устройстве, имеющем соот­ветствующую градуировку в единицах этой величины.

Приборы сравнения предназначаются для сравнения измеряемых величин с величинами, значения которых из­вестны. Такие приборы широко используются в научных целях, а также и на практике для измерения таких величин, как яркость источников излучения, давление сжатого воздуха и др.

Измерительные принадлежности- это вспомогательные средства измерений величин. Они необходимы для вычисления поправок к результатам измерений, если требуется высокая степень точности. Например, термометр мо­жет быть вспомогательным средством, если показания прибора достоверны при строго регламентированный темпера­туре; психрометр - если строго оговаривается влажность окружающей среды.

Следует учитывать, что измерительные принадлежности вносят определенные погрешности в результат изме­рений, связанные с погрешностью самого вспомогательного средства.

Основные элементыпредставлены на рисунке:

Измеряемая величина воздействует на устройство преобразования, состоящее из пер­вичного измерительного преобразователя и совокупности элементар­ных средств измерений. Первичный преобразователь преобразует из­меряемую величину в другую величину, однородную или неоднородную с ней. Сигнал с выхода преобразователя проходит через совокупность элементарных средств измерений. В простейших измерительных приборах такая со­вокупность может отсутствовать.

На выходе устройства преобразования формируется сигнал, па­раметры которого соответствую входным характеристикам отсчетного устройства.

Отпсчетное устройство — это элемент средства измерений, преобразующий из­мерительный сигнал в форму, доступную восприятию органами чувств человека. По форме представления показаний отсчетные устройства делятся на аналоговые и цифровые.

Шкала — это часть отсчетного средства, представляющая собой ряд отметок, соответствующих последовательному ряду значе­ний величины вместе со связанной с ними нумерацией.

Указатель — часть отсчетного устройства, положение которого от­носительно отметок шкалы определяет показания измерительного прибора. Указатель выполняется в виде подвижных стрелок разной формы (клиновидной, ножевидной и др.), луча света, пера самописца и т.п.

С помощью весоизмерительного прибора масса тела определяется путем ее сопоставления и уравно­вешивания с массой условных единиц. Наиболее про­стым и распространенным уравновешивающим уст­ройством является рычаг.

В весоизмерительном оборудовании используются три типа рычагов: I рода, II рода и квадрант.

В рычаге I рода точка опоры расположена между точками приложения сил, а в рычаге II рода точки приложения сил расположены по одну сторону от точки опоры.

Квадрантом называется рычаг I рода с противовесом на одном из плеч. Основное свойство этого рычага — способность при достижении равновесия оставаться в наклонном положении.

Поверка средств измерений. Система метрологического надзора за мерами и изме­рительными приборами определена ГОСТ 8002—71. В торговле и общественном питании обязатель­ной государственной поверке подвергаются все весо­измерительные приборы. Метрологическая ревизия осуществляется органами государственной метрологической службы в определен­ные сроки. Регулярная поверка весов осуществляется один раз в год с нанесением клейма на весы и гири. Поверка и клеймение осуществляются также после выпуска весов и гирь с завода-изготовителя и ремонта независимо от срока предыдущего клеймения. Вагон­ные весы для взвешивания продовольствия, а также весы для взвешивания мяса и мясопродуктов про­веряются 1 раз в 6 месяцев.

При поверке весоизмерительное оборудование под­вергается техническому осмотру и контрольным испы­таниям на точность, чувствительность, устойчивость и постоянство показаний взвешивания.

Клеймо наносится на металлическую мастичную пробку или металлическую пломбу. Поверительное клеймо имеет круглую форму и содержит следующие элементы: Государственный герб РФ; шифр госконт­рольной лаборатории, индивидуальный шифр госпо­верителя и дату клеймения.

67. Основные положения закона РФ «Об обеспечении единства измерений». Метрологический надзор за средствами измерений. Санкции за нарушение метрологических норм.

Закон "Об обеспечении единства измерений "

В 1993 г. принят Закон РФ "Об обеспечении единства измерений". Установлено четкое разделение функций го­сударственного метрологического контроля и государственного метрологического надзора; пересмотрены правила калибровки, введена добровольная сертификация средств измерений и др.

Основные требования к качеству испытаний в этом законе следующие:

· точность испытаний – она зависит как от объективных факторов (аппаратура), так и от субъективных факторов (квалификации, ответственности персонала);

· воспроизводимость результатов – они должны быть идентичными при повторных испытаниях;

· единство измерений – ставиться задача гармонизации методик, единиц измерения в международном масштабе;

· быстрота измерений – когда разрабатываются методики экспресс-анализов.

Сущностью, методами, организацией метрологии занимается Госстандарт, основными задачами которого являются разработка требований к средствам измерения, создание методических разработок по измерениям, поверка государственных эталонов (проверка точности прибора), надзор за соблюдением процессов измерений на предприятиях. Кроме государственных эталонов (приборы на крупных предприятиях, эталоны в лабораториях мер и весов) есть отраслевые эталоны (гири в торговле), за правильность работы которых не отвечают Госстандарт, а отвечает Госторгинспекция (в торговле).

На основе проверок органами Госстандарта могут составляться протоколы об административных правонарушениях или же постановления о наложении штрафа на виновников.

Рассмотрим основные положе

Наши рекомендации