IV. Методическое обеспечение программы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
СЕКЦИИ «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»
Учитель:Углицких Сергей Владимирович
Количество часов:
ü На учебный год: 70
ü В неделю: 2
Рассмотрено на заседании Методического совета
Протокол № ___________
от «____» ___________ 2015 г.
2015 – 2017 учебный год.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность дополнительной образовательной программы.В основу программы положены нормативные требования по физической итехнико-тактической подготовке, современные научные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов, применяемые в практике подготовки игроков. Программа является основным документом при организации и проведении занятий по настольному теннису в МАОУ СОШ №10 «НОЦ». Данная программа раскрывает нормативную и учебно-методическую части с учетом не только современных тенденций развития техники и тактики игры в настольный теннис, но и с учетом изменившихся с 2002 г. правил игры до 11 очков. В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы на разных этапах подготовки игроков в настольный теннис.Актуальность и педагогическая целесообразность занятий детей настольным теннисом неоспорима. Слова «настольный теннис» прочно вошли в наш лексикон, а сама игра – в быт. Из развлекательной она превратилась в спортивную. И сегодня настольный теннис – один из самых массовых видов спорта. В нашей стране им занимается около 3 млн. человек. Особенно популярна эта игра среди детей и подростков. Она хороша тем, что может быть как тренировочной, так и развлекательно-оздоровительной. Она воспитывает физические и психические качества, формирует черты характера. Настольный теннис совершенствует не только быстроту движений, но и быстроту реакции, способствует развитию оперативного мышления. Одним словом, играющий в настольный теннис становится ловким, быстрым, выносливым, обладающим прекрасной координацией движений.
Отличительной особенностью данной программы является непрерывный характер обучения учащихся настольному теннису и осуществление мониторинга достижений юных теннисистов.
Формы и режимы занятий: основными формами проведения занятий являются: практические занятия, турниры, соревнования, беседы, лекции, просмотр журналов и телепередач (соревнований).
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, по 2 часа (70 часов в год).
Ожидаемые результаты:
Результативность занятий учащихся в секции «Настольный теннис» отслеживается при помощи мониторинга личных достижений учащихся во межшкольных, зональных, районных и окружных соревнованиях.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы являются результаты теннисистов в личных, парных, смешанных и командных состязаниях.
Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей.
Теоретическое занятие занимает от 0,5 до 1,7 часа, чаще проводится в начале занятия. Учащиеся знакомятся с теоретическими сведениями, просматривают отрывки из телепередач, соревнований. Далее следует практическая часть, направленная на формирование специальных умений и навыков. Структура такого занятия выглядит примерно так:
1. Организационная часть. Мотивация к восприятию материала. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний. Проводится фронтально.
2. Изложение нового материала. Лекция учителя или сообщение заранее подготовленных учеников (просмотр фильма или фрагментов соревнований)
3. Закрепление материала. Организация индивидуальной и групповой работы. Отработка подач, ударов, комбинаций.
4. Подведение итогов. Рефлексия. Игра на счет, соревнования, турниры.
II. Учебно-тематический план.
№ | Тема | Теория | Практика | Итого |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | ||||
История развития настольного тенниса. | ||||
Игровое поле и сетка для настольного тенниса. | 0,5 | 1,5 | ||
Мяч и ракетка. | 0,5 | 0,5 | ||
Правила игры в настольный теннис. | 1,5 | 1,5 | ||
Подачи. | ||||
Толчок. | ||||
Накаты. | ||||
Подрезки. | ||||
Топ-спин | ||||
Комбинации. | ||||
Специальная и физическая подготовка. | ||||
Индивидуальная работа | 0,5 | 10,5 | ||
Групповая работа | 0,5 | 4,5 | ||
Соревнования | ||||
Итого | 15.5 | 124,5 |
III. Содержание программы.
Секция «настольный теннис» рассчитана на два года обучения. Освоение техники игры происходит последовательно, поэтому, при планировании содержания занятий, тренер придерживается принципов постепенности и последовательности обучения («от простого к сложному»). На начальном этапе обучения игре учащиеся знакомятся с историей развития настольного тенниса, причинами популяризации игры, известными теннисистами и проводимыми соревнованиями. Тренер знакомит учащихся с основными понятиями и терминологией, инвентарем, основными правилами игры. Учащимся даются упражнения для развития «чувства мяча», такие как набивание мяча ладонной и тыльной сторонами ракетки, набивание мяча поочередно ладонной и тыльной сторонами ракетки, после чего осуществляется переход к изучению основных ударных движений: подачи, наката, подрезка. На следующем этапе обучения учащиеся обучаются более сложным приемам и комбинациям: игра накатами справа по диагонали, выполнение подачи справа накатом в правую сторону, сочетание наката справа и слева в правый угол, выполнение наката справа в правый и левый углы, откидка слева со всей левой половины стола, сочетание откидок справа и слева по всему столу, игра накатами слева по диагонали и другие.
По мере занятий происходит постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей учащихся; – планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры ишироты взаимодействия с партнерами; – переход от обще подготовительных средств к наиболее специализированным для теннисистов; – увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки; – постепенное, планомерное увеличение объема тренировочных нагрузок; – повышение интенсивности занятий и, следовательно, использованиевосстановительных мероприятий для поддержания необходимой работоспособности и сохранения здоровья юных теннисистов. Распределение времени в учебном плане на основные разделы подготовки по годам обучения осуществляется в соответствии с конкретными задачами трехлетней тренировки.В игре на счет и в соревнованиях закрепляется и совершенствуется техника и тактика игры.
Тематическое планирование (140 часа)
(теория – 15.5 часов, практика – 124,5 часов)
Тема: Спортивно-оздоровительный и начальный этапы подготовки.
Задачи:
1.Отбор способных к занятиям настольным теннисом детей. 2.Формирование стойкого интереса к тренировочным занятиям настольного тенниса. 3.Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма. 4.Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры. 5.Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям. 6.Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами настольного тенниса.1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу.
Теория: Введение теоретических понятий. Знакомство с правилами техники безопасности на занятиях секции. Тренер знакомит учащихся с основными понятиями и терминологией, инвентарем, основными правилами игры.
2. .История развития настольного тенниса.
Теория: Ученики знакомятся с историей возникновения и развития настольного тенниса, с развитием тенниса в России, с его местом в Олимпийском движении, а также с современным состоянием и тенденциями развития тенниса.
3. .Игровое поле и сетка для настольного тенниса.
Теория: Знакомство с игровым столом, его размерами. Разновидности мячей, ракеток. Установка сетки.
Практика: Разборка и сборка теннисного стола, Натягивание сетки на необходимую высоту.
4. .Мяч и ракетка.
Теория: Ознакомление с размерами и разновидностями теннисных мячей. Разновидности ракеток, накладок. Способы хваток.
Практика: Обучение наклеиванию накладок на ракетки.
5. .Правила игры в настольный теннис.
Теория: Знакомство с основными правилами игры: введение мяча в игру с подачи, продолжительность партии, пере подачи и т.д.
6. .Подачи.
Теория: Наглядная демонстрация подач: маятник, челнок, веер, бумеранг.
Практика: Развитие умения выполнения подач, парная и индивидуальная работа над подачей. Тренер осуществляет корригирующую функцию.
7. Толчок
Теория: Обучение одному из простейших технических приемов – толчку. Демонстрация. Объяснение правильного выполнения удара.
Практика: Отработка выполнения удара в индивидуальном и парном режимах.
8. Накаты.
Теория: Демонстрация открытого наката, короткого и длинного накатов, наката закрытой ракеткой, накатов справа и слева. Просмотр фрагмента тренировки спортсменов.
Практика: Обучение выполнению технического приема «Накат». Техника стойки теннисиста.
9. Подрезки.
Теория:Виды подрезок: открытой и закрытой ракеткой. Демонстрация. Показ. Объяснение способов выполнения техники подрезок.
Практика: Индивидуальная и групповая отработка техники выполнения подрезок. Соблюдение правильной стойки игрока. Игра на счет с элементами подрезок.
10. Топ-спин.
Теория: Показ и объяснение приемов топ-спина слева и топ-спина справа.
Практика:Имитация выполнения приема. Отработка элемента во время игры.
11. Комбинации.
Теория: Разновидности комбинаций, используемых защитниками и нападающими.
Практика: Выполнение комбинации, используемые нападающим против защитника; комбинации, используемые нападающим против нападающего; комбинации, используемые защитником против нападающего; комбинации, используемые защитником против защитника.
12. Специальная и физическая подготовка.
Практика: Выполнение подвижных игр, развивающих ловкость и координационные способности игроков. Выполнение различных упражнение, совершенствующих технику владения приемов передач.
13. Индивидуальная работа.
Теория: Повторение выполнения подач и приемов - передач. Оказание помощи, объяснение.
Практика: Игра в режиме тренер-ученик. Индивидуальная подготовка к соревнованиям.
14. Групповая работа.
Теория: Обучение правилам игры пара на пару, смешанные пары.
Практика: Игра пара на пару, смешанные пары на тренировках и соревнованиях.
15. Соревнования.
Практика: Участие в соревнованиях различного уровня.
IV. Методическое обеспечение программы
Инвентарь: 4 теннисных стола, 10 ракеток, теннисные шарики.
Дидактические материалы:
§ Для наглядности обучения учащихся, учитель разработал наглядные схемы (плакаты), отображающие основные технические приемы.
§ Учащимся секции под руководством тренера был написан реферат «Из истории настольного тенниса», материалы которого используются на теоретических занятиях.
§ Начата работа по подбору видеоматериала и созданию видеотеки.
§ Имеются в наличии методические учебные пособия.
Список используемой литературы.
1. Амелин, А. Н., В.А.Пашин. Настольный теннис / А. Н. Амелин. – М. :ФиС, 1980.2. Амелин, А. Н. Настольный теннис (Азбука спорта) / А. Н. Амелин, В. А. Пашинин. – М. :ФиС, 1999.3. Барчукова, Г. В. Учись играть в настольный теннис / Г. В. Барчукова. – М. : Советский спорт, 1989.4. Г.В.Барчукова.Теория и методика настольного тенниса:учебник для студентов высш. учеб. завед.- М.:Академия, 2006.5. Барчукова, Г. В. Игра, доступная всем / Г. В. Барчукова, С. Д. Шпрах. — М. : Знание, 1991.6. Барчукова, Г. В. Настольный теннис (спорт для всех) / Г. В. Барчукова. – М. :ФиС, 1990.7. Барчукова, Г. В. Учись играть в настольный теннис / Г. В. Барчукова. – М. : Советский спорт, 1989.