Методическое обеспечение Программы

Программное обеспечение

1. Истоки. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. 5-е изд. М., 2015.

2.. Методические рекомендации по реализации программы «Истоки». Младший дошкольный возраст (3—5 лет). (Готовится)

3. Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей / Сост. Е.В. Трифонова. М., 2015.

4. Васюкова Н.Е., Родина Н.М. Комплексное планирование образовательной деятельности с детьми 3—4 лет. (Готовится)

Учебно-методический комплект (по образовательным областям)

1. Алиева Т.А., Васюкова Н.Е. Художественная литература для детей 3—5 лет. (Готовится)

2. Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 3—4 лет. 2-е изд. М., 2015.

3. Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. 2-е изд. М., 2015.

4. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра — средство развития дошкольников 3—7 лет. 2-е изд. М., 2015.

5. Тарунтаева Т.В., Алиева Т.И. Развитие математических представлений у дошкольников. 2-е изд. М., 2015.

6. Развивающие занятия с детьми 3—4 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. М., 2014.

7. Трифонова Е.В. и др. Развитие игры детей 3—5 лет. М., 2015.

Методические пособия

1. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. М., 2012.

2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. Метод. пособие. М., 2012.

3. Дурова Н.В., Рычагова Е.С. Я читаю, я играю, я учусь: Кн. для развития навыков чтения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2003

4. Занимаемся искусством с дошкольниками: метод. пособие / Под ред. К.В. Тарасовой. М., 2011.

5. Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. М., 2011.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2014.

7. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. М., 2004.

8. Пантелеева Л.В. Музей и дети. М., 2000.

9. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М., 1999.

10. Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации. Младший дошкольный возраст / Сост. Е.А. Тимофеева, Е.А. Сагайдачная, Н.Л. Кондратьева. М., 2008.

11. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Методика развития речи двуязычных дошкольников. М., 2010.

12. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. М., 2001.

Парциальные программы, разработанные авторами программы «Истоки»

1. Лыкова И.А. Программа «Цветные ладошки» (изобразительное творчество).

2. Лыкова И.А. Программа «Умелые ручки» (художественный труд).

3. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Программа «Двуязычный детский сад».

Наглядно-дидактические пособия

1. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. И в лесу, и на носу. Развиваем мышление и речь. Учимся рассуждать. М., 2004.

2. Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Яблоки — веники, весело мне. М., 2005.

3. Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Игровые диалоги. Разные словечки. Сюжетные и речевые игры. М., 2005.

4. Арушанова А.Г., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. Ходят ушки на макушке. М., 2005.

5. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. На всякого Егорку есть поговорка. Развитие речи. М., 2003.

6. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Поговорки от Егорки. Развитие речи. М., 2003.

7. Лыкова И.А. Серия книг «Мастерилка». М., 2014.

8. Лыкова И.А. Пластилиновый спектакль. М., 2003.

9. Павлова Л.Н. У кого какая мама. Животные и их детеныши. М., 2012.

10. Пантелеева Л.В. Детское рукоделие. М., 2004.

11. Парамонова Л.А. Бумажная пластика (конструирование из бумаги). М., 2003.

12. Протасова Е.Ю. Строим, лечим, учим (детям о профессиях). М., 2003.

13. Протасова Е.Ю., Рожкова Т.Н. Машинки и колеса. Дидактические игры с детьми от 2 до 5 лет. М., 2012.

Литература для самообразования педагогов

1. Арнаутова Е.П. В гостях у директора. Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М., 2004.

2. Арнаутова Е.П. Воспитание детей в семьях разных типов. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. Вып. 9. М., 2012.

3. Арнаутова Е.П. Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников. Специалистам структурных подразделений ДОУ. М., 2007.

4. Арнаутова Е.П. Педагог и семья / Профессиональная библиотека работников дошкольных учреждений. М., 2002.

5. Арнаутова Е.П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. М., 2006.

6. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. M., 2008.

7. Арушанова А.Г. и др. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. М., 2014.

8. Богина Т.Л. Медико-педагогические основы охраны здоровья дошкольников. М., 2004.

9. Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей (3—5 лет). М., 2000.

10. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. М., 2006.

12. Протасова Е.Ю., Проскурина З.А., Родина Н.М. Особенности обучения детей дошкольного возраста в условиях многоязычия. М., 2007.

13. Рыжова Н.А. Лаборатория в детском саду и дома: Учеб.-метод. пособие — кн. CD и CD-диск. М., 2009.

14. Рыжова Н.А. и др. Мини-музей в детском саду. М., 2008.

15. Рыжова Н.А. Экологическая тропинка в детском саду: Учеб.-метод. пособие — кн. CD и CD-диск. М., 2009.

17. Рыжова Н.А. Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность: Учеб.-метод. пособие — кн. и CD-диск. М., 2009.

18. Трифонова Е.В. Режиссерские игры детей дошкольного возраста. М., 2011.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 4.1.

Педагогическая диагностика (мониторинг)

В случае несоответствия развития ребенка интегральным показателям и базисным характеристикам, которые проявляются в его поведении и деятельности, а также в иных случаях, когда педагог считает, что ребенку показано более детальное обследование с целью разработки индивидуального маршрута его развития, рекомендуется проведение педагогического обследования (мониторинга) с опорой на карты педагогической диагностики ребенка соответствующего возраста.

Оценки по пунктам, связанным с физическим и музыкальным развитием ребенка могут давать соответственно инструктор по физкультуре и музыкальный руководитель. Отдельные пункты в картах детей первого года жизни и выпускника ДОО заполняет медицинский работник. Некоторые особенности поведения детей, проявляющиеся в не ДОО, воспитатель может уточнить в беседе с родителями.

Параметры разработанных карт диагностики отражают достижения ребенка к концу каждого года. Однако диагностику по ним может проводить и в начале года, но тогда несколько изменяется система оценки результатов.

Так, если ребенок ходил в группу, работа с которой велась в соответствии с образовательными задачами пятого года жизни, то диагностика может проводиться по картам пятого года жизни, независимо от его календарного возраста. Разрешение проблем возможно, как по мере их обнаружения, так и в соответствии со специально разработанным планом, учитывающим индивидуальную траекторию развития ребенка, в текущем или следующем учебном году.

Оценка результатов педагогического мониторинга специфична. Педагогу привычнее использовать оценки «низкий», «средний», «высокий» уровень. Однако в случае оценки индивидуального развития детей безотносительно к задачам селекции (выделение группы «сильных» и «слабых» детей), применение такой системы оценки нецелесообразно. Дело в том, что недостаточную сформированность того или иного показателя (умение, качество и пр.) по данной системе оценки следует отнести к категории «низкий». А поскольку у детей дошкольного возраста многие психические процессы, умения и качества находятся в процессе становления и проявляют не стабильно или в специфических условия (например, в совместной со взрослым деятельности), это свидетельство не столько «несформированности» того или иного показателя, сколько нормального хода его формирования, но при связанного с индивидуальными темпами развития ребенка. Аналогично и с оценкой «высокой». Цель мониторинга – определить, сформирован или у ребенка тот или иной показатель, и при этом не имеет принципиального значения, сформирован ли он на среднем или высоком уровне.

Поэтому используемая система оценки имеет соответствующую градацию:

- «достаточный уровень» ставится, когда исследуемый показатель сформирован и соответственно наблюдается (проявляется) в самостоятельной деятельности ребенка;

- «уровень близкий к достаточному» ставится, когда тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво (то проявляется, то нет, или проявляется в совместной со взрослым деятельности). Как правильно это связанно с проявлением индивидуального темпа развития отдельных детей, а вовсе не с отставанием в развитии. Оценки «достаточный уровень» и «уровень, близкий к достаточному» отражают состояние нормы развития и не требует проведения дальнейшей специальной диагностической работы; образовательная деятельность по соответствующим направлениям Программы должны строится в соответствии с планом;

- «недостаточный уровень» ставится, если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка – ни в самостоятельной, ни в совместной со взрослым, ни в условиях специально созданных ситуаций провоцирующих его проявление, когда воспитатель может предложить соответствующие задания, попросить ребенка что – либо сделать и т.п. Присутствие подобных оценок может стать дин из показаний проведению комплексного психологического обследования, а также указывает на необходимость усиления индивидуальной образовательной работы по соответствующим образовательным областям.

Результаты оценки по картам педагогической диагностики на конец возраста интерпретируются следующим образом:

- преобладании «достаточного» свидетельствует об успешном индивидуальном развитии ребенка;

- если по каким-то направлениям преобладают оценки «близкий к достаточному», это указывает на то что следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также усилить взаимодействие с семьей по решению обнаруженных проблем;

- если по каким-то направлениям присутствует «недостаточный уровень», это может быть показания к проявлению комплексного психологического диагностического обследования.

Приложение 4.2.

Детское портфолио

Методическое обеспечение Программы - student2.ru

Методическое обеспечение Программы - student2.ru

Приложение 4.3.

Карты развития ребенка

Наши рекомендации