Методическое обеспечение Программы

Главным документом, на основании которого в дошкольной организации строится работа с детьми является Основная образовательная Программа. Прежде всего она обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом потребностей и запросов воспитанников и определяет содержание и организацию деятельности в дошкольной организации в целом. Образовательная программа является локальным актом общеобразовательного учреждения. Она принимается педагогическим советом утверждается управляющим советом и вводится в действие приказом руководителя.

3.4.1. Методические рекомендации по разработке основной образовательной программы дошкольной образовательной организации на основе примерной основной общеобразовательной Программы «Детский сад по системе Монтессори»

Целью настоящих рекомендаций является организационное и методическое обеспечение введения в деятельность образовательной организации Примерной основной Программы «Детский сад по системе Монтессори».

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ФГОС «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности».

В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" единственным официальным нормативным документом в организации, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная общеобразовательная программа (ООП) ступени образования, в т.ч. и дошкольного как самостоятельной ступени образования.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования является официальными нормативными документом, которые становятся предметом внешнего и внутреннего контроля, оценки и мониторинга деятельности образовательного учреждения.

Методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам, внедряющих «Примерную основную программу «Детский сад по системе Монтессори» и разрабатывающим на ее основе основную общеобразовательную программу своей организации. В п.2.3.указывается, что «программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования)».

Именно разработанная образовательным учреждением основная образовательная программа дошкольного образования должна гарантировать «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» и «создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей».

Поэтому Образовательная программа должна быть сугубо индивидуальной для каждого конкретного дошкольного образовательного учреждения, учитывать потребности воспитанников, их родителей, общественности и социума.

При разработке и реализации Образовательной программы должны учитываться культурный-исторический и деятельностный подходы, которые закладываются ФГОС дошкольного образования

В соответствии с ФГОС Программа должна опираться на принципы современного дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Основные разделы обязательной части Образовательной программы

В соответствии с ФГОС Образовательная программа любого дошкольного учреждения состоит из двух частей:

1) обязательной части (не менее 60% от общего объема);

2) части, формируемой участниками образовательного процесса (не более 40% от общего объема).

Обязательная часть Программы должна быть реализована в любой образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования, разработанную на основе «Примерной основной программы «Детский сад по системе Монтессори», и обеспечивать результат освоения Программы в виде целевых ориентиров, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, достижение воспитанниками готовности к школе.

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, направлена на отдельные линии развития ребенка и способствует повышению компетенций дошкольников в художественном творчестве, физическом, познавательном, речевом развитии и проч., расширению его представлений об особенностях региона проживания ребенка, проникновения в национальные, культурные, ресурсные и прочие особенности социальной среды, в которой находится Организация (региональный компонент).

Программа должна включать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

1. В целевом разделе, включающем пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы необходимо отразить специфику педагогической системы М.Монтессори. Так в пояснительной записке необходимо раскрыть цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

Цели и задачи показывают особенность педагогики Монтессори, как педагогики средовой, ориентированной на личность ребенка, как субъекта образовательного процесса.

Подходы, на которых выстраивается система Монтессори - антропологический, деятельностный, культурно-исторический, что в полной мере соответствует ФГОС дошкольного образовании на современном этапе его развития и отражают гуманистическую суть системы.

Принципы формирования Программы должны отражать принципы, реализуемые в системе М.Монтессори: принцип учета сензитивных периодов, принцип разновозрастности групп, принцип свободной деятельности детей в подготовленной образовательной среде.

Описывая значимые для реализации Программы характеристики, могут быть приведены:

1.Основные философские, психологические и педагогические основания реализации системы.

2. Особая позиция педагога, реализующего Программу.

3.Возрастная периодизация, предложенную М Монтессори.

4.Перечисление особенностей организации образовательного процесса.

Планируемые результаты освоения Программы должны с одной стороны конкретизировать требования Стандарта к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а с другой – отразить подход к результатам образования соответствующий системе М. Монтессори, как показателям уровня нормализации и социализации выпускников детского сада.

2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личностей детей.

В содержательный раздел Программы необходимо включить:

1) Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:

1. социально-коммуникативное развитие;

2. познавательное развитие;

3. речевое развитие;

4. художественно-эстетическое развитие;

5. физическое развитие

В случае, если при реализации содержания какой-либо области используется та или иная вариативная образовательная программа дошкольного образования или образовательная деятельность строится на основе иных методических пособий, необходимо указать эти программы и методические пособия и показать, что они соответствуют принципам примерной образовательной программы «Детский сад по системе Монтессори» и продолжают основные линии Монтессори-педагогики.

2) Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;

3) Если Организация работает с детьми с ОВЗ или реализует инклюзивное образование, то в содержательный раздел необходимо внести описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

ФГОС указывает, что «социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.»

Описывая образовательную деятельность по социально-коммуникативному развитию воспитанников, необходимо особенно подчеркнуть и показать, что социокультурная среда является важнейшей частью Монтессори-педагогики. Она выстраивается и поддерживается педагогами, базируется на правилах построения взаимодействия всех участников образовательного процесса на гуманистических принципах. Необходимо показать формы и способы деятельности взрослых, которые способствуют успешной социализации детей, становлению их как субъектов собственного образования, освоению ими норм и ценностей современного общества, формированию познавательных интересов и действий. Деятельность детей в пространстве с материалами для упражнений в развитии социальных навыков и навыков самообслуживания необходимо описать с учетом национальных, гендерных и проч. особенностей каждой конкретной группы Организации.

Важным является указать особенности взаимодействия с семьями воспитанников, равноправных субъектов образования детей, партнерские отношения с которыми и вовлеченность в образовательный процесс способствуют социализации детей, развитию их личностных качеств.

В части, разрабатываемой участниками образовательного процесса, могут быть использованы парциальные программы, на основе которых педагоги могут расширять содержание социально-коммуникативного развития детей:

1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

2. О. М. Князева, Р. Б. Стеркина Программа «Я, ты, мы».

3. Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

В соответствии с ФГОС «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

При описании образовательной деятельности мы выделяем навыки жизненной практики, сенсорное развитие детей, развитие математических представлений, освоение природы и культуры. Содержание познавательной линии развития дошкольника в Монтессори-группе определяется грамотным построением соответствующих пространств каждой Монтессори-группы:

1. Пространство с материалами для упражнений в освоении жизненной практики (самообслуживание и уход за окружающей средой);

2. Пространство с материалами для упражнений в развитии чувств.

3. Пространство с материалами для упражнений в развитии родного языка.

4. Пространство с материалами для упражнений в развитии математических представлении.

5. Пространство с материалами для упражнений в освоении природы и культуры.

Указанное здесь пространство с материалами для упражнений в развитии родного языка определяет с одной стороны значительную часть содержания образовательной области «Развитие речи», а с другой является весомой и важной часть познавательного развития.

Приведенное в примерной программе содержание познавательной области относится к основной части Программы. В части, разрабатываемой участниками образовательного процесса, могут быть использованы парциальные программы, расширяющие и дополняющие знания детей в области экологии, культуры, истории, экспериментирования и т.п. Например, такие программы как «Наш дом - природа» Н.А. Рыжовой, «Мы – земляне» А.Вересова, «Паутинка» Ж.Л. Васякиной-Новиковой, «Развитие у детей представлений об истории и культуре» Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой, «Природа и художник» Т.А. Копцевой, «Семицветик» В.И. Ашиковой, С.Г. Ашиковой, «Умка» — ТРИЗ Л.М. Курбатовой и др.

Речевое развитие по ФГОС «включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

При описании образовательной деятельности по развитию речи детей необходимо учитывать не только влияние создаваемой педагогами речевой среды, а так же возможностей для свободного разнообразного общения детей, но и их деятельность в пространстве с материалами для упражнений в развитии родного языка. Кроме того, необходимо помнить, что вся подготовленная развивающая среда и деятельность детей с дидактическими материалами разных пространств, способствует обогащению словаря и речевому развитию детей в целом. Желательным было бы при описании образовательной деятельности в каждом пространстве указывать возможное расширение детского словаря.

В соответствии с ФГОС «художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».

Условно делим область художественно-эстетического развития на направления «Творческая изобразительная деятельность», «Музыкальное развитие». В идеале эти направления могут быть взаимосвязаны и деятельность в них реализована через проектную, творческую деятельность, где, например, по сочиненной детьми сказке, ставится театральная постановка, подбирается музыкальное сопровождение, ставятся танцы-импровизации, сооружаются детьми простейшие декорации и костюмы. Интеграцию всех этих направлений необходимо предусматривать при описании образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития.

Пространство с материалами для упражнений в развитии художественных навыков позволяет реализовать творческую продуктивную деятельность детей, свободное самовыражение дошкольников через разные виды изобразительной деятельности. Оно может быть организовано как в среде группы, так и в отдельной изостудии. При этом необходимо учитывать, что творческая деятельность детей не ограничивается пространством с материалами для упражнений в развитии художественных навыков, но реализуется как в работе с материалами в других пространствах (сенсорного развития, развития речи и т.д.), так и в режимных моментах, в партнерской деятельности с семьями.

Пространство материалов для развития музыкальных способностей необходимо описать как пространство, позволяющее детям через свободное музицирование, ритмические упражнения, движения по линии и групповые и подгрупповые занятия, иную деятельность.

Рекомендуем в качестве вариативных программ и методик использовать программу «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э.Тютюнниковой, методику «Коллективное музицирование» Л.В. Виноградова, методику К. Орфа в русском изложении В. Жилина.

Одним из важнейших для развития дошкольника является физическое развитие, которое в ФГОС определено следующим образом: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».

Необходимо учитывать, что физическое развитие происходит в разных пространствах, как в специально организованных для этого, так и в любых, где создается возможность для развития крупной моторики, координации движения, выносливости, умения владеть своим телом и т.п. Прежде всего, это развивающая среда группы, где дети имеют возможность свободно передвигаться, переносить разные предметы, грациозно двигаться, где обязательным является такое упражнение, как движение по линии. Необходимо описать эту часть образовательной деятельности в области физического развития. Специально организованной средой могут быть спортивный зал, зал для тренажеров и стационарно установленных спортивных комплексов, который мы называем «Пространством для развития движений». Желательно описать возможную деятельность детей в этих средах. Причем, нахождение и активная спортивная деятельность в пространстве для развития движений не подразумевает разделение детей на возрастные подгруппы, что является наиболее ценным для Монтессори-педагогики.

В качестве парциальной программы по физическому развитию можно рекомендовать «Старт» Л. В. Яковлевой, в которой также нет разделения на возрастные группы и приводится разнообразие возможностей для детей от 1 до 7 лет в физическом развитии и оздоровлении.

Отражая особенности образовательной деятельности, необходимо показать их для каждой образовательной области.

Способы и направления поддержки детской инициативы желательно раскрыть через конкретные действия педагогов.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников описываем через принципы построения партнерских отношений и конкретные пути и способы совместной образовательной деятельности в интересах детей и всей семьи.

В качестве значимой для содержания Программы характеристики можно привести деятельность педагога по построению и поддержанию подготовленной развивающей среды, которая определяет содержание деятельности детей разновозрастной группы.

Коррекционная работа в тех организациях, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должна быть описана через следующие важные разделы:

-специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ;

-использование специальных образовательных программ, методов и подходов;

-проведение разных форм работы с детьми, в том числе индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия;

-осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития;

Необходимо показать, что подготовленная предметно-пространственная среда и социальные отношения в Монтессори-группе а наибольшей мере соответствуют требованиям, предъявляемым к инклюзивным группам, успешной адаптации и социализации в них детей с ОВЗ.

Организационный раздел должен содержать описание конкретной организации и образовательного процесса, организационно-педагогических условий в ней, а так же, отражать содержание Программы в примерном ежедневном времени, необходимом для ее реализацию с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время для:

· непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов);

· образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.);

· взаимодействия с семьями детей по реализации программы.

Примерный календарный план формируется таким образом, чтобы в нем были отражены образовательные области и их реализация по времени.

При этом отдельно приводятся календарные планы и режимы разных групп по времени пребывания детей, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продленного дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, если такие группы есть в Организации.

Календарный план должен предусмотреть возможность создания условий для участия родителей в образовательном процессе. Описывается содержание, формы и методы взаимодействия с семьями детей по реализации программы, которые обеспечивают образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Так как организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения программы, рекомендуем привести подробный перечень подготовленной предметной среды по образовательным пространствам, не забыв про пространства игры, уголки уединения, чтения и другие.

Необходимо также показать обеспеченность методическими материалами и средствами обучения, способствующими реализации Программы. Оформить их можно в виде простых списков, либо в виде таблицы, где каждая позиция поясняется.

Наши рекомендации