XC. Закрепление изученного материала
Упр. 153 (с.89).
(Выполняется самостоятельно после предварительного разбора по шагам. Проверка — один ученик читает выписанные словосочетания, остальные учащиеся проверяют себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+».)
XCI. Рефлексия
(На доске текст.)
Февральская метель
Налетел яростный ветер. Закрутились снежные вихри. Белая пелена закрыла небо. В вихрях закуталось тусклое солнце. Злая поземка скользит по земле. Свистит, кружит косая метель.
- К данным ниже словам выпишите из текста прилагательные по образцу.
Образец
Ветер (какой?) яростный, солнце ..., пелена ..., вихри ..., поземка метель....
(Ученики сверяют свою работу с образцом выполнения на доске.)
- Каким вы представляете февраль?
- Какие прилагательные употребил автор для его описания?
- Что понравилось на уроке?
- Что хотели изменить?
- Подведение итогов урока
- Какая часть речи служит для украшения наших предложений ?
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
Домашнее задание
Выполнить упр. 154 (с. 90).
Урок 138. Прилагательные, близкие и противоположные по значению
Цель: формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу; устанавливать связь между прилагательным и существительным; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой, устанавливать аналогии.
Оборудование: изображения веселого и грустного клоунов, земляники и клюквы; мячик, школьные словари синонимов и антонимов.
урок 138.1 |рилагательные, олизкие и противоположные по значению оиа
Ход урока
XCII. Организационный момент
XCIII. Актуализация знаний
XCIII. Словарная работа
- Продиктуйте словарные слова своему соседу по парте. Вариант I. Подлежащее, синонимы, алфавит, до свидания. Вариант II. Сказуемое, антонимы, здравствуй, извини.
- Обозначьте непроверяемую безударную гласную.
XCIII. Орфографическая минутка
- Спишите, добавляя по два слова с мягким знаком на конце. Зимние месяцы: январь,....
Деревья: ясень,.... Птицы: лебедь,.... Огородные растения: картофель,....
— Самоопределение к деятельности
(Учитель показывает рисунки.)
- Веселый клоун. Как называется эта пара слов? (Словосочетание.)
- Из каких частей речи состоит наше словосочетание?
- А это какой клоун? (Грустный.)
- Это какая ягода? (Сладкая.)
- А эта? (Горькая.)
- О каких прилагательных идет речь? (О близких и противоположных по значению.)
- Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)
- Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)
- Назовите тему урока. (Прилагательные, близкие и противоположные по значению.)
— Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 155 (с. 90).
(Самостоятельное выполнение после предварительного разбора по шагам.)
- Назовите слова, в которых мягкость предшествующего согласного обозначена буквой Ь. (Маленький, большой, горький.)
- Назовите слово с проверяемой безударной гласной. Как проверить, какую гласную надо писать в корне слова? (Тропинка — тропка.)
11иуричные paapauuiKH пи русскому языку: ^ класс
XCIV.Назовите слова с парной согласной в корне. Как проверить, какую парную согласную надо писать в корне слова? (Сладкий — сладок.)
Игра в слова
XCV.Я называю слово и бросаю мяч кому-нибудь из вас. Вы должны поймать мяч и назвать слово в зависимости от задания.
XCVI.Назовите слова, противоположные по смыслу слову близкий, добрый, огромный, медленный, грустный.
XCVII.Назовите слова, близкие по смыслу слову мудрый, смелый, скорый, храбрый, большой.
XCVIII.Слова, близкие и противоположные по смыслу, можно найти в специальных словарях.
(Учитель показывает словари для учеников начальной школы.)
XCIX.Такие словари есть и в нашем учебнике.
XCIX. Физкультминутка
Сели — встали, сели — встали, Ванькой-встанькой словно стали. Руки к телу все прижали И подскоки делать стали. А потом пустились вскачь, Будто наш упругий мяч. Снова вышли на парад. Раз-два, раз-два. Заниматься нам пора!