В13: сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
Теоретический минимум.
Сложноподчиненное предложение – это сложное союзное предложение, части которого неравноправны по смыслу (от одной можно задать вопрос к другой) и соединяются подчинительной связью.
Сложноподчиненное предложение состоит из главной части (от которой задается вопрос) и придаточной (к которой задается вопрос).
Девочка рассказывала так хорошо, что ни у кого не было вопросов. ; Чтобы сократить путь, мы пошли через поле.
[ГЛАВНАЯ] (ПРИДАТОЧНАЯ) (ПРИДАТОЧНАЯ) [ГЛАВНАЯ]
Мысль, что она не успеет, ужаснула меня. ПРИДАТОЧНАЯ ЧАСТЬ МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ
В НАЧАЛЕ, В СЕРЕДИНЕ ИЛИ В КОНЦЕ ВСЕГО
(ПРИДАТОЧНАЯ) ПРЕДЛОЖЕНИЯ
[ГЛАВНАЯ]
ПОМНИ! Союз всегда находится ТОЛЬКО в придаточной части.
Придаточных частей может быть несколько. Они могут быть связаны последовательным, однородным или параллельным подчинением.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ- подчинение, при котором каждая следующая придаточная часть зависит от предыдущей. [ ], ( ), ( ). | [ Дети рассказали], (что нарвали цветов), (которыелюбит мама). |
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ (НЕОДНОРОДНОЕ)-подчинение, при котором несколько придаточных зависят от одной главной части и отвечают на разные вопросы. ( ), [ ], ( ). | (Когда поднялось солнцне), [мы увидели картину], (которая удивила нас всех). *Дорога, которой он шел,белела в сумерках, которые постепенно сгущались. |
ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ- подчинение, при котором несколько придаточных зависят от одной главной части и отвечают на один и тот же вопрос.. [ ], ( ), ( ). | [Слышно было], (как в саду шагал садовник), (как скрипела его тележка). |
ВНИМАНИЕ! Если однородные ипридаточные соединены союзом И, то запятая не ставится [ ], ( ) и ( ). | [Лесник знал], (где живет белка) и (гдеходят на водопой кабаны). |
В14: сложное предложение с разными видами связи
Теоретический минимум.
Сложноподчиненное -(см. выше) | Сложносочиненное -это такое предложение, в котором простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами | Бессоюзное - это такое сложное предложение, части которого связаны по смыслу и интонацией, без союзов и союзных слов |
Знаки препинания | ||
· Запятая перед подчинительным союзом или союзным словом (см. выше) · Отсутствие запятой при однородном подчинении с союзом И (см. выше) | · Запятая перед сочинительным союзом (см. выше) · Отсутствие запятой перед союзом И, если: 1.в начале предложения есть общий второстепенный член (обстоятельство или дополнение) ПР: У гусякрылья были растопырены и клювраскрыт. 2. в начале предложения есть общее вводное слово ПР: Вероятно, онбыл в затруднении и в его душе совершаласьборьба. 3.Есть общее придаточное предложение (которое может стоять как в начале, так и в конце предложения) ПР: Дождь уже перестал и начинало светать, (когда мы вернулись). 4.Союз и соединяет ДВА вопросительных, восклицательных, назывных предложений ПР: Когда мы отправимся и где назначена встреча? Ночь и огромная луна. | 1. Если перечисление фактов (мысленно можно подставить союз и) ЗАПЯТАЯ ПР: В лесу весело поют птицы, над цветами летают бабочки. 2. Если перечисление фактов, но одна из частей предложения осложнена ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ПР: В лесу весело и беззаботно пели птицы; над цветами порхали бабочки. 3. Если между частями причинные отношения (мысленно можно подставить союз потому что) ДВОЕТОЧИЕ ПР: Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. 4. Если между частями отношения пояснения (мысленно можно подставить союз а именно) ДВОЕТОЧИЕ ПР: Мы увидели неожиданную картину: на поляне стоял лось. 5. Если между частями отношения дополнения (мысленно можно подставить союз что именно) ДВОЕТОЧИЕ ПР: Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант. 6. Если между частями отношения противопоставления (мысленно можно подставить союз а, но) ТИРЕ ПР: Он гость – я хозяин. 7. Если между частями временные и условные отношения (мысленно можно подставить союз когда, если) ТИРЕ ПР: Ехал сюда –рожь начинала колоситься 8. Если между частями отношения вывода, следствия (мысленно можно подставить союз так что, что из этого следует) ТИРЕ ПР: Ласточки летают низко над землей – жди дождя. 9. Если быстрая смена событий (за это время еще что-то произошло) ТИРЕ ПР: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. |
Внимание: в одном предложении могут встречаться различные комбинации союзной и бессоюзной связи.
ЧАСТЬ С
СОЧИНЕНИЕ-рассуждение = 70 СЛОВ
рассуждение | С1: НАУЧНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ (на лингвистическую тему по предложенной цитате) *Стиль научный или публицистический | С2: ОБЪЯСНЕНИЕ ФРАГМЕНТА ТЕКСТА ( по цитате из текста) *Стиль публицистический или художественный | С3: ТОЛКОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА (на морально-этическую тему) *Стиль публицистический или художественный |
Читаем высказывание, подчеркиваем центральные слова, ищем пример 1 и 2 в тексте, делаем вывод | |||
тезис | А) Вступление: автор… писал (цитата) Б)Смысл высказывания: Это значит, что…; Думаю, писатель имел в виду следующее…; Я согласен(на) с писателем… | А) Вступление: автор текста считает…, автор пишет… Б)Смысл высказывания: мне кажется, автор считает, что…;.В высказывании говорится о…; Как отмечает писатель…, | А) Вступление (толкование слова): Слово… обозначает… Б)Смысл высказывания, т.е. комментарии: Я считаю, что в наше время это одно из самых важных слов, т.к…. |
переход | Обратимся к аргументам. | Почему же автор так думает? Почему автор делает такие выводы? | Обратимся к тексту. |
Доказательства 1 и 2 | В предложении №…. есть… (название языкового явления). Автор использует… (этот троп, средство выразительности, явление) для создания… Рассмотрим предложение №….В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как… Рассмотрим в качестве примера предложение №…. - это первый аргумент, поэтому еще раз сначала. | Попробую доказать эту мысль примером из текста. В предложении №… Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. В предложении №… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №…. - это первый аргумент, поэтому еще раз сначала. | *для примера из текста В тексте (автора, писателя….) можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Так в предложении №… говорится о…. *для примера из жизни Проявление…мы части встречаем в повседневной жизни. Например, мои родители (друзья, родственники)… О проявлении…рассказано в книге…писателем… Так герой…. Пример…рассматривается писателем…в книге… Герой рассказа… |
вывод | 1)Итак, анализ предложений подтверждает правомерность высказывания (писателя, филолога, лингвиста)…, 2)следовательно, (писатель, филолог, лингвист) прав: …, 3)таким образом, можно сделать вывод:…, 4)значит…, действительно,…(цитата) . 5)проанализированные примеры из текста доказывают… ПОМНИ: вводные слова выделяются запятыми | 1)Не могу не согласиться с автором…; 2)Я поддерживаю мнение автора в том, что…. 3) проанализированные примеры из текста подтверждают мысль автора…. | 1) таким образом, …. – это одно из тех слов, которое учит… 2)Итак, можно увидеть, что …. 3)Нам удалось доказать, что… 4) Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… 5) В заключение (как видим),…хочется отметить, что рассмотренные нами примеры еще раз подчеркивают смысл слова…, показывают… |
Сочинение С1
Раздел лингвистики | Лингвистическая единица | Выразительные возможности | Цель использования | ||
фонетика | фонема (звук) | 1. Аллитерация – повтор согласных звуков 2. Ассонанс – повтор гласных звуков 3. Звукопись – подражание звукам окружающего нас мира | · Усилить значимость и наглядность изображаемого · Создать звуковой образ | ||
лексика | слово | Тропы: 1. Эпитет – образное (переносное) определение предмета 2. Сравнение – сопоставление предметов (явлений) при помощи союзов: как, словно, будто 3. Метафора – скрытое сравнение 4. Метонимия – пропуск слова для объединения понятий 5. Гипербола – преувеличение 6. Олицетворение - неодушевленный предметчувствует как одушевленный (сфера эмоций) 7. Литота- преуменьшение 8. Перифраз(а) – замена слова описательным оборотом 9. Оксюморон – сочетание несовместимых по значению слов 10. Ирония – употребление слова в противоположном значении | · Уточнить мысль, сделать ее ярче, образней · Передать настроение, чувства · Подчеркнуть контраст изображаемого · Охарактеризовать героя · Дать оценку действиям героя · Для выражения авторских оценок и эмоций · Выделение каких-либо признаков · Создание ярких, выразительных образов · Фразеологизмы: ярко и эмоционально описывают душевное состояние человека, его поступки; · позволяют индивидуализировать речь героев; · сделать язык насыщенным и колоритным · ирония – сигнал неблагополучного отношения | ||
11. Синонимы – слова близкие по смыслу 12. Антонимы – слова противоположные по смыслу 13. Омонимы – слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по смыслу 14. Паронимы -это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением. 15. Фразеологизмы (афоризмы, пословицы и поговорки, цитаты) – устойчивые сочетания в языке (авторские, народные). 16. Ограниченная (сниженная) лексика – разговорные слова, просторечия, диалектизмы, профессионализмы, историзмы 17. Оценочная лексика – слова, дающие положительную или отрицательную характеристику | |||||
синтаксис | Словосочетание предложение | Стилистические фигуры: 1. Анафора – повтор слов и словосочетаний в начале предложений, абзацев 2. Эпифора - повтор слов и словосочетаний в конце предложений, абзацев 3. Лексический повтор – повтор одного и того же слова 4. Композиционный стык - повтор одного и того же слова в конце одного и в начале следующего предложения 5. Антитеза – противопоставление 6. Градация – расположение однородных членов предложения по степени возрастания или убывания значимости 7. Инверсия – нарушения последовательности в расположении членов предложения 8. Параллелизм – сходное построение предложений 9. Парцелляция – расчленение предложения на отдельные слова, словосочетания 10. Эллипсис – пропуск члена предложения (в неполных предложениях), легко восстанавливаются по смыслу 11. Многосоюзие – повтор одинаковых союзов при одн. чл. предложения 12. Бессоюзие – отсутствие союзовпри одн. чл. предложения 13. Умолчание (многоточие) – прерванное высказывание 14. Именительный представления – назывное предложение, указывающее на тему высказывания 15. Риторические вопросы, восклицания, обращения – экспрессивное построение предложений с целью эмоционального воздействия на читателя 16. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами | · Бессоюзие – динамичность повествования · Многосоюзие – замедляет речь · Эмоциональное воздействие на читателя · Назывные предложения - указывают место и время, вводят в обстановку действия, передают важные выразительные детали · Эллипсис – для предания динамичной живой речи | ||
морфология | Слово как часть речи | 1. Доминанта определенной части речи · Сущ.: создать картину изображаемого, создать емкий образ · Прил.: придать описанию эмоциональность, экспрессивность, образность, яркость; выделяет и индивидуализирует предмет; дает предмету авторскую оценку, показывает авторское отношение; рисует внешний вид человека, отражает его внутреннее состояние · Глагол: создать эффект динамики, движения;показать, что действие совершается: длительное время, одномоментно, начинается, завершается, проходит с перерывом 2. Предложения с междометиями и звукоподражательными словами | · Усиление значимости слова | ||
Морфемика и словообразование | Морфемы (приставка, корень, суффикс) | Слова с экспрессивными суффиксами | · Усиление значимости слова | ||
Текстоведение (стилистика) | текст | 1. Авторская мысль (идея) 2. Стиль речи (разговорный, художественный, публицистический, научный, официально-деловой) 3. Тип речи (повествование, описание, рассуждение) 4. Связь предложений в тексте | · Привлечь внимание к поднятой проблеме · Показать круг вопросов · Объяснить свою точку зрения · Увидеть мысль и чувства автора · Увидеть жизненную позицию автора, его отношение к миру, людям | ||
Сочинение на лингвистическую тему
1. Подготовительный этап:
· Читаем высказывание
· Подчеркиваем главную мысль
· Определяем область лингвистики (см. таблицу)
2. Работаем над сочинением
1) Тезис - переписываем цитату
2) Рассуждение – как я понимаю это высказывание
3) Ищем пример 1 в тексте и указываем его роль * Мы видим, что в предложение №..., автор использует ……, для того чтобы…
4) Ищем пример 2 в тексте и указываем его роль
5) Вывод (еще раз цитату НЕ переписываем, пересказываем своими словами)