Спп с несколькими придаточными

спп с несколькими придаточными - student2.ru

Последовательное подчинение
Я слышал, как Андрей чистил котелок и ругал

Параллельное подчинение
его за то, что у него отвалилась ручка.

Однородное подчинение

спп с несколькими придаточными - student2.ru Когда мы пришли, отец показал мне несколько

крупных окуней, которых он выловил без меня.

спп с несколькими придаточными - student2.ru Я встал рано, когда солнце не палило и было свежо.


47 45

ДИАЛОГ – разговор двух или нескольких лиц; состоит из реплик ОДНОРОДНЫЕ СЛОВА – слова, относящиеся к одному и тому же слову, отвечающие на один и тот же вопрос и являющиеся одним и тем же членом предложения.  
Матроскин спросил:   - Шарик, что ты умеешь делать?   - Картошку окучивать.   -Ну и ну! – удивился кот.   - А ещё я могу посуду языком мыть, - добавил Шарик.  
1. Как и у других рек нашей местности, берега Колокши КРУТЫЕ, БЕЗ песчаных ОТМЕЛЕЙ, луговыми цветами ЗАРОСЛИ до самой воды. спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru , , 2. БЕЛЫЕ, ЗОЛОТЫЕ и СИНИЕ качаются над головою цветы. спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru , и (соединительные и разделительные союзы) 3. Маше стало жаль расставаться и с этим БЕРЕГОМ, и с ЛУГАМИ, и с ШАЛАШОМ. спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru и , и , и (повторяющиеся союзы)   4. Я ночью ШЁЛ, а днём в лесу БЕЖАЛ.   спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru , а (противительные союзы) 5. Человек должен быть человеком не только В своей РАДОСТИ, но и В СТРАДАНИИ. спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru Не только , но и (двойные союзы)  
ПРЯМАЯ РЕЧЬ – дословно переданная речь, вводимая в текст словами автора.
Петя хвастался: «А у меня дамка!»   «А я её съем»,- отвечает Саша.   «Так ведь он, - ответила девочка, - страшный драчун». (Слова автора разорвали одно предложение прямой речи.)   «Ну да, - не понял я. – А что тут смешного?» (Слова автора разорвали прямую речь на границе предложений.)  
ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО – форма, называющая более широкое, чем в ряду однородных слов, понятие.  
1. За деревней с холма был виден ГОРОД: КВАРТАЛЫ, ЗДАНИЯ, иСАДЫ, и ЦЕРКВИ.   спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru : , , и , и 2. Ему не страшны были ни ВОЛКИ, ниРЫСИ, ни КУНИЦЫ – ВСЕ ЭТИ ужасные СУЩЕСТВА. спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru ни , ни , ни -   3. ВСЁ ЭТО: мчащиеся МАШИНЫиидущие ЛЮДИ – единым впечатлением обрушилось на девушек. спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru : и - …   4. Наряду с иными БЕДСТВИЯМИ, как-то: ПОЖАР, ГРАД, СУШЬ – есть ещё одно бедствие. спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru , как-то: , , - …  
КОСВЕННАЯ РЕЧЬ – чужая речь, введённая автором в форме придаточ- ной части сложноподчинённого предложения  
ЗАМЕНА
Прямая речь Косвенная речь
1. Я объяснил: «Это очень редкая марка».   1. Я объяснил ЕМУ, ЧТО это очень редкая марка.
2. «Почему ТЫ так долго был в школе?» - спросила мама у сына.   2. Мама спросила у сына О ТОМ, почему ОН так долго был в школе.
3. Оля спросила сестру: «ТЫ купила МНЕ мороженое?»   3. Оля спросила сестру О ТОМ, купила ЛИ ОНА ЕЙ мороженое.



43 44

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (грамматическая основа) ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
             
  спп с несколькими придаточными - student2.ru   спп с несколькими придаточными - student2.ru   спп с несколькими придаточными - student2.ru
 
 
   
ПОДЛЕЖАЩЕЕ (кто? что? (это делает))
СКАЗУЕМОЕ – изменяемая часть предложения

1. В погожее время ДУНАЙ чистый. (Имя существительное)

2. САМ ОН– первейший лентяй. (Местоимение + «сам», «весь»)

3. ВРАГ - ОН на всё готов. («Двойное» подлежащее: сущ-ое дублир.мест.)

4. КТО не умеет слушать, прошу уйти. (Местоимение любого разряда)

5. НОВЕНЬКАЯ чем-то раздражала. (Субстантивированное сущ-ое)

6. Через час осталось ШЕСТНАДЦАТЬ. (Числительное)

7. ВСТРЕТИТЬ медведя в лесу – не такая уж радость. (Н.ф. глагола)

8. НЕСКОЛЬКО СОЛДАТ выскочили вперёд. (Сс: «кол-во + Р.П.»)

9. КРАСНАЯ РЫБА плохо идёт на крюк. (Устойчивое Сс)

спп с несколькими придаточными - student2.ru
п р я м о е (при перех. глаголе)
ДОПОЛНЕНИЕ (обозначает предмет) кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? (о) ком? (о)чём?

В.п. без пр. – строить жизнь

Р.п. при отриц. – не видел брата

косвенное (все остал.)
Р.п. часть целого – выпить чаю

 
  спп с несколькими придаточными - student2.ru

закутался в шубу

лучше наук

спп с несколькими придаточными - student2.ru

холодный туман

несогласованное (управл.,примык.)
твоя радость

спп с несколькими придаточными - student2.ru радость весны

заготовки впрок

 
  спп с несколькими придаточными - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ (сущ-ое)
греки-каменотёсы

книга «Война и мир»

 
 
О Б С Т О Я Т Е Л Ь С Т В О




Как? каким образом? Как? в какой степени? Где? куда? откуда? Когда? с(до)каких пор? как долго? При каком условии? Почему? По какой причине? Зачем? С какой целью? Вопреки чему? Несмотря на что? Образа действия Степени Места Времени   Условия Причины   Цели   Уступки Шёл аккуратно. …до неузнаваемости Вышел из лесу. Поднялась рано.   …в случае отказа Бледнел от бешенства.   Слона водили напоказ.   Несмотря на боль… Вопреки всему …

58 59

  ОСОБЕННОСТИ СКЛОНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗНОШЕНИЯ
И.П РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ
ЖЕНСКИЙ РОД МУЖСКОЙ РОД СРЕДНИЙ РОД [ Ч Т ] [ Ч Н ] [ Ш Н ]
директора желоба округа отпуска профессора сторожа паспорта ястреба тома (-ы) пекаря (-и) слесаря (-и)   бухгалтеры редакторы порты торты шоферы клапаны тракторы фронты   цехи (-а) годы ( -а) ветры (-а) черешен боен барышень боярышень деревень простынь свадеб усадеб   вафель туфель оглобель   ставен басен песен домен   ступней западней   кочерёг башкир болгар татар киргизов казахов якутов     валенок сапог чулок ремешков носков   аршин ампер метров граммов килограммов лимонов апельсинов помидоров войск яблок копытцев корытцев древков коленей блюдец зеркалец одеялец полотенец чисел полотен ядер нечто     [ О] боа какао радио бомонд оазис соте боте поэт ( в торжественных случаях) молочный достаточно полуночный булочная   [ Э ] лазер анестезия антитеза компьютер свитер темп тенденция теннис термос штемпель стенд партер денди бутерброд конечно скучно нарочно булочная яичница пустячный скворечник прачечная горчичник Ильинична – Илья Саввична – Савва [ ʼ Э ] академия бытие афера гренадер опека конгресс агрессия экспресс энергия истекший недоуменно шинель фланель декада проект

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, потемок будней

НЕ ИМЕЮЩИЕ ФОРМЫ сумерек граблей

ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА яслей

70 71

  КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК    
  Ошибки в СОДЕРЖАНИИ сочинений и изложений
  Фактические ошибки     С (Ф)   Логические ошибки   С(Л)
  -неточности в содержании происходящих событий;   -искажение текста в обозначении времени, места и последователь-ности действий, причинно-следственных связей;   -неточное воспроизведение источников, имён собственных, дат   -нарушение последовательности;   -отсутствие связи между частями текста и между предложениями;   -неоправданное повторение высказанной ранее мысли;   -раздробление одной микротемы другой микротемой;   -несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;   -необоснованная перестановка частей текста;   -неоправданная подмена лица, от имени которого ведется повествование
         
РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ
Семантические (лексические) ошибки – Р(Л)
-употребление слова в несвойственном ему значении Мы перешли горный курган (хребет).
-неразличение паронимов или синонимов Брови удивительно (удивлённо) подняты.
-нарушение лексической сочетаемости Мальчик сделал (совершил) подвиг.
-употребление лишних слов Шёл, опустив голову вниз.
-пропуск, недостаток слова, необходимого для понимания Серёжа сидит, закутанный простынёй, и терпеливо ждёт.
-неоправданное употребление однокоренных слов Преграда преградила ему дорогу. Он приближался всё ближе.
Стилистические ошибки – Р(Ст)
-неоправданное употребление диалектных и авторских слов Обратно (опять) пошёл дождь. Они встретились на тусовке (бал).
-неоправданное употребление эмоционально окрашенных слов Он почувствовал, что утопает (тонет) в болоте.
-смешение лексики разных исторических эпох На богатырях кольчуги, брюки и варежки.
-употребление штампов Передовая часть молодёжи.
-употребление слов иной стилистической окраски Герой повести – Пугачёв, главарь (предводитель) народа.
Ошибки в построении текста
-бедность и однообразие синтаксических конструкций Я пришёл, она встретила, мы сели.
-нарушение формы вида, времени глагола Когда Пугачёв выходил из избы и сел (садился) в карету…
-стилистически неоправданное повторение слов – Р(П) Он был на балу с Варенькой, которую он очень любил.
-неудачное употребление местоимений, приводящее к неясности речи – Р(М) Иванова закинула удочку, и она клюнула (Иванова или удочка?).
-неудачный порядок слов – Р(2,1) По его приказу много людей было убито (было убито много людей)..

72 73

  ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (Г)    
Словообразовательные ошибки Синтаксическиеошибки
-неоправданное словосочини-тельство или видоизменение слова надсмешка (насмешка) нагинаться(нагибаться) спинжак (пиджак) беспощадство (жестокость) растерчиво (растерянно) непоседка (непоседа) -в структуре словосочетаний Описывают (что?) о школьном музее. Из прочитанного (прочитанной) мной части романа…
-в согласовании подлежащего и сказуемого Три дня, проведённых Мцыри на свободе, была та жизнь (были той жизнью), о которой он мечтал.
Морфологические ошибки (неверное образование форм какой-либо части речи) -в построении предложений с однородными словами Показать значение спорта и (объяснить), почему я его люблю.
-имя существительное Был простым мальчишком (мальчишкой). Сколько время (времени)? Охраняли двое милиционер (милиционеров). -в построении предложений с обособленными членами Между записанными темами на доске (на доске темами). Путешествуя на велосипеде, у меня сломалась фара (когда я путешествовал на велосипеде…).
-имя прилагательное Был послабже (слабее). Эта река более уже (узкая). -нарушение границы предложения Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке.
-местоимение Ихние (их) привычки. Должен за её (неё) бороться. -Местоимённое дублирование одного из членов предложения Кусты, они покрывали берег реки. (кусты покрывали берег реки)
-глагол и его формы Судья ехдиет (ездит) на охоту. Человек метается (мечется)по комнате. Ложит (кладёт) инструмент на место. Ждя (ожидая)нападения врага. Озирая (озираясь) по сторонам. -пропуск необходимых слов Владик прибил доску и побежал (играть) в волейбол.
-смешение сочинительной и подчинительной связи в сложном предложении Когда ветер усиливается, и (-) кроны деревьев шумят под его порывами.
-отрыв придаточного предложения от определяемого слова Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе (сыновья, которые…).
-смешение прямой и косвенной речи Он сказал, что (-) зачем же вы (мы) это сделали.
-разрушение фразеологического оборота Терпеть не могу сидеть сложив (сложа) руки. Она хохотала (кричала) как резаная.

А Августовский агронОмия алкогОль анАпест анонИм апострОф асбЕст афЕра афИнянин   Б баловАть (избалОванный) бАнтов белЁсый блЁклый брАло брОня (билет) бряцАть бытиЕ   В валовОй вероисповЕдание взЯто включенА включИт вОгнутый возбужденО   Г гастронОмия гЕрбовый глазирОванный гофрирОванный гренОн-гренкИ гУсеничный   Д дефИс деЯние джентльмЕн диспансЕр добелА добЫча дОверху договОр докумЕнт донЕльзя дОнизу допИвший досУг дОсуха дОсыта дОчиста дралАсь дрЕвко дремОта дрофА духовнИк   Е еретИк   Ж жалюзИ ждАло (А) жЁлчь   З забелЁнный завИдно завилА заворожЁнный зАгнутый задОлго закУпорить зАлитый занозИть зАнял (А) занятОй зАнятый заперлАсь запертА запломбировАть заржАвЕть звонИт звОнница знАмение знАхарка зубчАтый   И(Й) Издавна изобретЕние изрАильский изЫск Иконопись индустрИя инструмЕнт информИровать Ирис (цветок) Искра истЕкший исчЕрпать йогУрт   К казакИ каталОг каучУк кАшлянутьквартАл киломЕтр клялАсь кожУх коклЮш комбАйнер копИровать костюмирОванный красИвее (-ейший) крАшений кремЕнь крестьЯнин кулинАрия кУхонный   Л лгалА лЕктор (-Ов) лилОвее логопЕд (-ия) ломОта лОмОть   М манЁвры мАркетинг мастерскИ металлургИя мизЕрный мозаИчный мУсоропровОд мЫтАрство мышлЕние   Н нА нос нАвзничь надОлго назвалАсь нАискось намЕренье наркомАния наслюнЁнный насторожЁнно начАвший началА нАчали началИсь нЕ был некролОг непрАвы новорождённый   О обеспЕчение обетовАнный областей облегчИть обострЁнный обуслОвливать Овен одолжИт ожилА опЕка оптОвый освЕдомиться осЕдлый остриЁ отвАр отделИт отЁкший отжАтый отжИм Отрочество   П пАмятуя перезвонИм переключИт петлЯ плЕсневеть побасЁнка пОвар (-Ов) повторИт Погнутый пОд ноги подкрАлась поднЁсший поднЯв подОлгу подрОстковый полилА пОнят понЯвший принУдить портОвый пОрты предложИть премировАть прибралА прИбыл придАное принесЁнный прИняли прИнят принЯть прислАла пролилА просверлЁнный простолюдИн прОстыни простЫнь простынЯ простынЯм пулОвер   Р рАджа разноимЁнный разношЁрстный раскалЁнный расхвАленный рвалАсь ревЕнь револьвЕр рЕкрут рекрУтский реформИровать ржАветь родИлся (-Ась) рожкИ (макаронные) С свЁкла сверлИт сИлос симметрИя сирОты скАтерти склАдчина слИвовый снАдобье снЯто соболЕзнование собралА созЫв сорвалА сосредотОчение стАтуя стЕпень (-Ей) столЯр   Т табУ танцОвщица толИка тОрты тОтчас тошнотА тунИка   У углубИть умЕрший упрОчение усугубИть   Ф факсИмиле феЕрия фенОмен фетИш   Х хлЕбец ходАтайство хозЯева хОленый христианИн   Ц цЕдра цемЕнт   Ч чЕрпать   Ш, Щ шАрфы шофЁр щавЕль щегольскИ щепОть   Э Экскурс экскУрсия экскурсовОд экспЕрт эпилЕпсия   Я Ягодицы Ядрица языковЫе (явления) языкОвая (колбаса) Ясеневый

ТИПЫ РЕЧИ 56
                   
 
ОПИСАНИЕ – мир в покое
 
ПОВЕСТВОВАНИЕ – мир в движении
 
РАССУЖДЕНИЕ – мысли о мире
    спп с несколькими придаточными - student2.ru     спп с несколькими придаточными - student2.ru
 

об одновременных действиях, о последовательных действиях о причинах явлений

деловое
художественное
признаках

ЧТО ДЕЛАЕТ предмет? КОМПОЗИЦИЯ:

4 I. Тезис (что будем доказывать).

спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru 1. Описание предмета II. Аргументы (доказательства).

(КАКОЙ он?) 3 5 1.

2.

2. Описание места 1 7 3.

спп с несколькими придаточными - student2.ru спп с несколькими придаточными - student2.ru (ГДЕ он находится?) 2 6 III. Вывод (в связи с тезисом).

слева…около…тут же 1 – пролог (вступление: место, время

действия, хар-ка персонажей…) Рассуждение-ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

недалеко…шумит… 2 – завязка (с чего началось действие) (ПОЧЕМУ так, а не иначе?

стоит…находится… 3 – развитие действия ЧТО из этого СЛЕДУЕТ?)

4 – кульминация (главное событие,

3. Описание состояния изменяющее действие) Рассуждение-ОБЪЯСНЕНИЕ

окружающей среды 5 – спад действия (ЧТО это ТАКОЕ? - толкование

(КАКОВО здесь?) 6 – развязка (чем закончилось) понятия, объяснение сути явления)

вечереет…холодно… 7 – эпилог (заключение: что стало с

душно…тишина… героями позже) Рассуждение-РАЗМЫШЛЕНИЕ

небо…воздух… (КАК быть? ЧТО делать? -

раздумья над различными

4. Описание состояние жизненными ситуациями)

лица (КАКОВО ему?)

плохо, грустно, озноб,

радостно, не по себе.

СТИЛИ РЕЧИ 57

  разговорный К Н И Ж Н Ы Е
официально- деловой научный публицистический художественный
сфера примене-ния (где?) неофициаль-ная обстановка документы, деловые бумаги научные труды, учебники общественно-политичес-кая жизнь: радио, газеты, журналы, митинги, телевидение художественная литература
функция (зачем?) общение (поговорить) проинформиро-вать,проинструк-тировать, выразить волю закона объяснить ЦЕЛЬ – убедить в чём-либо, ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ на сознание с целью воспитания гражданской позиции ЦЕЛЬ-изобразить ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ на воображение, чувства, мысли
ведущая стилевая черта непринуждён- ность, простота официальность точность стандартность отвлечённость, обобщё нность, точ- ность, ло- гичность, доказатель- ность фотографичность + образность; призывность, злободневность тематики образность
языко-вые средства разговорная лексика, дилогичность, неполные предложения штампы, клише, особая терминология термины, абстрактная лексика, слова в прямом значении; СПП; вводные слова книжная+разговорная лексика; несложные конструкции; побудител. и восклицательные пр-ия; риторич.??, обращения, повторы, междометия, модальные частицы; инверсия слова в переносном значении; изобразительно-выразительные средства; элементы других стилей
жанры   указы, постановления,инструкции, отчёты и др. статья, отзыв, рецензия, лекция и др. статья, выступление, очерк, эссе (раздумья, рассуждения о жизни, событиях) новелла, повесть, рассказ, поэма, стихотворение и др.

Анализ произведения 62

Наименование Лексическое значение Пример употребления Цель употребления
ТЕМА То, о чем говорится в произведении (о чём хочу написать?) Автомобиль забрызгал грязью пожилую женщину, переходившую дорогу.  
спп с несколькими придаточными - student2.ru ИДЕЯ Главная мысль (к чему призывает автор, к какому выводу приводит?) Надо строить более широкие дороги; люди должны быть более внимательными; наша душевная черствость. Определить замысел автора.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Слова, имеющие наибольшее значение для воплощения авторской мысли. У него удивительные руки. . . такие руки были у. . . такими руками … Определить смысловой и эмоциональный фон текста.
НОМИНАТИВНОЕ значение слова Лексическое значение. Солнце - небесное тело шарообразной формы, вокруг которого вращается Земля . Понять смысл.
СИМВОЛИЧЕСКОЕ значение слова Слуховые, зрительные, эмоциональные представления, которые вызывает слово.   Солнце - свет, радость, тепло. Понять идею.
СТИЛИ речи Высокий (книжный) лучезарный, беззаветно Определить художественное значение употребления этого этого стиля.
  Нейтральный парус, рассвет, сильно
Низкий (бытовая лексика) вишь, обормот, айда
ЭПИТЕТ Художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. « в тумане моря голубом,» «на мутном небе»- изобразительные (нет прямой оценки); Усилить, подчеркнуть какое- нибудь характерное, выдающееся качество предмета.
«томительная ночи повесть», «мелькают образы бездушные людей»-лирические (есть отношение автора к изображению)
волшебница - зима (сущ-ное)
на севере диком стоит одиноко (нар.)
несутся, гремя и сверкая- (дееприч.)
СРАВНЕНИЕ Уподобление какого- либо явления другому уходим дымом (тв. п.) Выделить существенные признаки.
прекраснее рая (ср. ст.)
кругла, как солнце (союзы - будто, точно, словно)
глаза подобны звездам (слова - похожий)
не топот, не труба (отрицат.)

МЕТАФОРА Употребление слова или выражения в переносном значении (можно перевести в сравнение). Пурпур розы; отблеск янтаря ; лениво дышит полдень; железный стих (метафорический эпитет); туманная юность (метафорический эпитет). Позволяет автору раскрыть «свою жизненную философию».
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия; это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор. Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над притихшим лесом. Позволяет автору раскрыть «свою жизненную философию».
МЕТОНИМИЯ Перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (нельзя перевести в сравнении). Скушай еще тарелочку ! (содержание - содержащий) Делают мысль более яркой, .лаконичной, выразительной, придают предметную наглядность.
Ругал Гомера (автор - пр-ие)
обрёк мечам (действие - орудие действия)
фарфор на столе (предмет - материал)
столица молилась (место - люди)    
СИНЕКДОХА Разновидность метонимии (перенос по признаку количественных отношений) К нему и птица не летит и зверь нейдёт. Делают мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают предметную наглядность.
ПЕРИФРАЗА Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием их характерных черт. спп с несколькими придаточными - student2.ru седая чародейка ЗИМА Придает тексту торжественное, возвышенное звучание; позволяет избежать повторов, служит для связи пр-ий.
спп с несколькими придаточными - student2.ru солнце русской поэзии ПУШКИН
спп с несколькими придаточными - student2.ru автор «Мцыри» ЛЕРМОНТОВ
 
ГИПЕРБОЛА Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. В 140 солнц закат пылал. . .   Придать образу выразительность, выделить мысль, придать ей необычную форму, эмоциональную окраску.
ЛИТОТА Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения. Ниже тоненькой былинки надо голову клонить.

СЛОВОБРАЗО-ВАТЕЛЬНЫЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ средства Морфемы с определённым значением; слова определенной части речи. Человек, человечек Божище - божик Передать эмоциональное отношение, создать нетрадиционный образ.  
Молчи, скрывайся и таи ( глаг. в пов.н.)  
Шепот, робкое дыхание, трели соловья (сущ-ые)  
СИНТАКСИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ структура предложений  
1 . Грамматические признаки простое - сложное Есть субъект или его нет, недосказанность.  
дву - односоставное  
полное - неполное  
2. По цели высказывания Повествовательное Описание определенного состояния.  
Вопросительное Просьба - заклинание, мучительный вопрос, на который пытаются найти ответ.  
Побудительные Побудительное  
3. Знаки препинания   ! ! - особая эмоциональность высказывания  
... - кульминационный момент, трудно подобрать слова, напряженность переживаемого чувства  
- афористическая хлесткость, динамизм  
Комбинация знаков - сложность .  
       
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ   фигуры      
1 .Риторический вопрос Цель: не получить ответ, а привлечь внимание. Знаете ли вы украинскую ночь? Привлечь внимание к чему - нибудь  
2 .Риторическое обращение Подчёркнутое обращение к кому - чему – нибудь.   Человек! Будь осторожен! Выразить отношение, дать характеристику.  
3. Повтор Анафора (повтор слова в начале. . .) Жара вставала. . .Жара душила. . . Жара сводила. . . Создание напряженно - нарастающей интонации.  
   
Анадиплосис (подхват) - конец - начало . . .запел песню. Песня. . .  
Рефрен- повтор пр-я, обособленного от текста.      
Градация - нарастание (убывание) значимости. Фет «Я пришел к тебе...» (композиция.- II -) Повтор эпизодов (сюжетная градация).  
4.Параллелизм Сходное расположение элементов речи, которые создают единый образ.    
5. Синтаксический параллелизм Одинаковое построение предложениий, абзацев... По небу плывут тучи. Над рекой висит туман. В душе затаилась боль. Описание осенней распутицы - описание внутреннего состояния человека.  
6. Композиционный параллелизм = сюжетн. линии, смысловая параллельность частей      
7. Многосоюзие (полисиндетон) Повтор союза Дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.    
8. Бессоюзие (асиндетон) Б.Без союзов (однородные слова, предложения). Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари …    
                   

9.Эллипсис Пропуск подразумеваемого слова. Ввели и - чарку - стук ему. Эффект бытовой небрежности, деловитости, лирической взволнованности .  
10. Инверсия Постановка слов на синтаксически необычное для них место, нарушение порядка. Сижу за решеткой в темнице сырой. Интонациоонно- синтаксическое выделение слов, Сс; логическое выделение.  
На севере диком стоит одиноко.  
Часов однообразный бой.  
Роняет лес багряный свой убор.  
1 1 .Антитеза Резкое противопоставление противоположных понятий. Ученье - свет, а неученье – тьма. Усиление выразительности речи.  
12. Оксюморон Соединение понятий, противоречащих, исключающих друг друга. Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.    
13. Ирония Скрытая насмешка « Откуда, умная, бредешь ты, ты голова?» (обращение к ослу) Развлечь читателя, подчеркнуть недостатки.  
14. Градация Приём последовательности, постепенности в расположении чего-нибудь, при переходе от одного к другому. Обман зрения - галлюцинация- мираж. Расставить явления по степени значимости, создать эффект наибольшей выразительности.  
   
   
15. Умолчание (многоточие) Прерванность мысли (обрывки мыслей, открытый финал). Андрей проиграл. . .Весь город говорит. . .Завтра свободна, свободна. . . Позволяет читателю домыслить.  
1 б.Контекстные (контекстуальные) синонимы, анонимы Приобретают свойства близких или противоположных по значению понятий только в контексте. Весна-обновление-капель Усиливают выразительность речи.  
Волки-овцы; щука-карась  
   
17.Парцелляция Выделение второстепенных членов в отдельное предложение. Зимой и летом, в слякоть и вьюгу.    
В магазин. За спичками.  

Наши рекомендации