I. Организационный момент. 1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
II. Повторение.
1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
2. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а.
– Какие существительные относятся к среднему роду?
– Приведите примеры существительных среднего рода.
– Скажите, есть ли среди существительных среднего рода одушевленные? (Есть – животное, насекомое, дитя, чудовище…)
III. Чистописание.
1. О т г а д а й т е з а г а д к у.
Не галстук я, не воротник,
Я шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф.)
– Дайте характеристику звуку [ш].
2. З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
ШшшШ шШШш
3. П р о ч и т а й т е пословицу, объясните ее значение.
Шутка-минутка, а заряжает на час.
– Запишите, подчеркните орфограммы.
IV. Работа по теме урока.
1. Н а б л ю д е н и е за изменением окончаний имен существительных среднего рода по падежам (упр. 423).
2. С л о в а р н о - о р ф о г р а ф и ч е с к а я р а б о т а.
3. В ы б о р о ч н о е п и с ь м о.
– Вставьте пропущенные буквы, выпишите существительные среднего рода.
Адр..с, ф..милия, им.., п..лотенце, к..стюм, тра..вай, ..кскурсия, зд..ровье, р..стение, ябл..ко, ..бед, в..сход, сев..р, меб..ль, комн..та, лаг..рь, п..сок, ж..вотное, г..ризонт, к..рабль.
4. У п р а ж н е н и е в склонении существительных среднего рода.
Просклонять существительные полотенце и имя.
5. С р а в н е н и е окончаний существительных среднего рода в единственном и во множественном числе (упр. 426).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
V. Закрепление изученного.
1. С п и с ы в а н и е (упр. 427).
2. Т в о р ч е с к а я р а б о т а.
– Составьте словосочетания.
Расстроенное Русское Иностранное Земляничное Желтое | радио повидло такси пианино имя |
VI. Итог урока.
– Над чем работали на уроке?
Домашнее задание:упражнение 433.
У р о к 136.
Правописание окончаний имен существительных
второго склонения
Цель: учить правильно писать окончания имен существительных второго склонения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение.
1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
2. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а.
– Образуйте от данных прилагательных однокоренные существительные среднего рода.
Облачный, небесный, солнечная, зеркальное, болотистое, оконная, ремесленный, полевой.
Н а п р и м е р: облачный – облако.
– Выделите корни.
3. И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а.
1-е з а д а н и е. Отметьте имена существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют нулевое окончание: помидоры, яблоки, машины, места,страны, столы, носки, озера.
2-е з а д а н и е. В каком падеже стоит подчеркнутое имя существительное?
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Ф. Тютчев
III. Чистописание.
1. З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
Х Хх Х Ххх
2. О т г а д а й т е з а г а д к у.
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили, –
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место. (Хлеб.)
– Спишите загадку. Определите склонение и падеж существительных.
– Просклоняйте слово хлеб.
IV. Работа по теме урока.
1. С л о в а р н о - о р ф о г р а ф и ч е с к а я р а б о т а.
– Назовите одним словом человека, совершающего подвиги, человека, необычного по своей храбрости, доблести. (Герой.)
– Запишите слово герой, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
2. П р о ч и т а й т е с т и х о т в о р е н и е.
Чтобы стать г..ро..м,
Нужно быть отважным,
Чес..ным в дел.. каждом,
Скромным в слов.. каждом.
С. Михалков
– Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите падеж существительных.
3. Р а б о т а с п а м я т к о й (с. 79).
4. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о (упр. 429).
5. Р а б о т а с п а м я т к о й (с. 80).
6. К о л л е к т и в н о - и н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а (упр. 430).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Цок, цок, цок, цок,
Я – лошадка, серый бок!
Я копытами стучу,
Если хочешь – прокачу.
Мы поскачем по дорогам
То аллюром, то галопом.
Попасемся на лугу,
Отдохнем на берегу.