III. Закрепление изученного материала.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).
Учитель читает стихотворение:
Был, говорят, где-то случай такой.
Ехали люди с работы домой.
Только доехали, вдруг – чудеса:
Все позабыли свои адреса.
Ищут, волнуются, смотрят кругом,
Где эта улица? Где этот дом?
Ищут водители: «Где наш гараж?»,
Мечутся жители: «Где наш этаж?».
Я рассказала про это нарочно,
Чтобы проверить, знаешь ли точно,
Где ты живешь?
Где построен твой дом?
И хорошо ли ты с домом знаком?
– Кто может ответить на эти вопросы легко и быстро, без предварительной подготовки? А кто-то, возможно, затруднится?.. Как вы думаете, можно ли забывать свой адрес? Почему важно знать домашний адрес каждому человеку? Есть ли у вас предположения, какую тему предстоит рассмотреть на уроке?
– Сегодня на уроке мы узнаем, где живет семья Ивановых и где живете вы.
II. Открытие нового знания.
1. Знакомство с предметом и учебником «Окружающий мир».
– «Окружающий мир» – новый предмет и учебник новый.
На наших уроках узнаем об этом мы всё очень скоро.
– Откройте учебник на с. 3. Рассмотрите на рисунке семью Ивановых. Нам часто предстоит встречаться с членами этой семьи. Мы начинаем изучать новый предмет, который познакомит нас с окружающим миром. Вместе с нами изучать этот предмет будут Маша и Миша Ивановы и их родители.
– Полистайте учебник, найдите героев книги на разных страницах и выясните, чем они занимаются.
– Отгадайте загадку:
Заворчу, заурчу,
В небеса улечу.
(Вертолет.)
– Путешествовать мы будем на вертолете и с него наблюдать за жизнью Маши и Миши, а иногда спускаться к ним в гости.
Рассмотрите условные обозначения в учебнике.
Учитель объясняет значение условных знаков.
2. Игра «Задай свой вопрос».
Учащиеся встают в круг. Учитель называет вопросы, на которые ищут ответы маленькие герои учебника – Маша и Миша:
– Почему осенью листья желтеют?
– Почему листья опадают на зиму?
– Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются на зимовку?
Учитель. Теперь ловите мяч и задавайте свои вопросы, на которые хотели бы получить ответы на уроках.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся с тобой.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
3. Работа по учебнику (с. 4–5).
– Найдите в учебнике изображение вертолета, представьте, что вы оказались в его кабине, вообразите себя на месте пилота. Расскажите, что вы видите с высоты. (Учащиеся рассказывают о поселке, домах на его улице, о предметах, расположенных рядом с ними.)
– Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 5. Что это за здания? (Школа, детский сад, магазин, почта.)
– Как вы узнали?
– Похожи ли дома поселка, в котором живут Миша и Маша, на дома, в которых живете вы?
– Какие еще здания есть в нашем поселке (городе)?
III. Закрепление изученного материала.
Работа в печатной тетради (задания 1–2, с. 3–4).
– Что нас окружает?
– Что изображено в тетради?
– Отметьте галочкой рисунки, где изображены предметы, сделанные человеком.
– Раскрасьте гриб, листья дуба и крылья бабочки. Можно ли дуб, гриб и бабочку назвать изделиями?
– Назовите одним словом изделия, расположенные в каждом ряду рисунков.
– Дополните ряд. Нарисуйте или назовите свой ряд предметов.