IV. Знакомство с новой темой.
1. Ч т е н и е с т и х о т в о р е н и я.
Весна, весною, о весне
В рощах птичье пение,
А в классе – тишина.
Проходим мы склонение,
Склоняется весна.
Склоняем вслух: весна, весны…
А за окном ручьи слышны.
На парте не сидится мне,
А тут весна, весны, весне.
Под крышей носятся стрижи,
Смеются надо мною –
У них не спросят падежи:
Весна, весны, весною.
Весна, весны, весне, весну
Весною, о весне.
Гуляет зайчик по окну,
Как солнце на блесне,
По стене слоняется,
Ничем не заслоняется.
Весна. Вот это – слово,
Весело склоняется!
Я. Аким
– В этом стихотворении Я. Аким дал полностью склонение слова весна в единственном числе.
– Выпишем из стихотворения слова весна во всех его формах.
2. Р а б о т а с п р а в и л о м (с. 4).
– Что называется склонением?
3. З н а к о м с т в о с п а д е ж а м и (с. 4).
– В русском языке шесть падежей.
И м е н и т е л ь н ы й от слова имя, то есть названия предмета.
Р о д и т е л ь н ы й – буквально означает «полученный с рождением». Такое название возникло потому, что родительный падеж без предлога при существительных очень часто обозначает лицо, являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца, платье сестры).
Д а т е л ь н ы й – от слова дать.
В и н и т е л ь н ы й назван так потому, что предмет, о котором идет речь, является причиной действия (читать книгу, шить платье).
Т в о р и т е л ь н ы й связан с глаголом творить, так как одним из основных его значений является значение орудия действия (резать ножом, рисовать карандашом).
П р е д л о ж н ы й. Название этому падежу дал М. Ломоносов, поскольку этот падеж употребляется только с предлогами.
4. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 264).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.
V. Закрепление изученного.
К о л л е к т и в н о - и н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а (упр. 265).
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание:упражнение 267; выучить правило (с. 4).
У р о к 85.
начальная форма имен существительных
Цели:дать понятие, что форма именительного падежа в единственном числе – это начальная форма существительного; объяснить, что все падежи, кроме именительного, называются косвенными.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
II. Повторение.
П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
– Что такое склонение?
– Сколько падежей в русском языке?
– Как называются падежи?
III. Чистописание.
1. З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
цццЦ Цц ццЦ Цц
2. П р о ч и т а й т е пословицу, объясните ее значение.
Птица сильна крыльями, а человек – дружбой.
– Запишите, подчеркните орфограммы.
IV. Словарно-орфографическая работа.
1. И г р а «Чей ряд быстрее».
1-й р я д вдру.. фу..бол ле..ко космона..т за..тра во..зал | 2-й р я д хо..ей ра..каз мета.. медле..о килогра.. а..ея | 3-й р я д уча..ствовать лес..ница здра..ствуй прекрас..ный праз..ник чу..ство |
– Найдите закономерность в каждом столбике слов. (1 – орфограмма – парный согласный, 2 – двойные согласные, 3 – непроизносимый согласный.)
V. Работа по теме урока.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 268).
2. Р а б о т а с п р а в и л о м (с. 6).
3. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о (упр. 270).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Этот странный дом без окон
У людей зовется «кокон»,
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо –
Март, апрель, капель, весна…
Пробуждайся ото сна!
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна –
Стала бабочкой она!