I. Организационный момент, сообщение целей урока. Всей семьей идут гулять
II. Чистописание.
1. О т г а д а й т е з а г а д к и.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок- … (ежик).
Колюч, да не еж…
Кто же это? (Ерш.)
2. З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
ЕЕ ее Ее еЕ
3. П р о ч и т а й т е пословицу, объясните ее значение.
Дружную семью и горе не берет.
– Запишите, подчеркните орфограммы.
– Определите падеж имени существительного.
III. Словарный диктант.
Килограмм, четверг, урожай, театр, багаж, валенки, инженер, метро, помидор, легко, рассказ, болото.
IV. Работа по теме урока.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 357).
Наблюдение за существительными первого склонения во множественном числе.
2. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о (упр. 358).
– Что вы заметили? Имеют ли существительные в родительном падеже окончания?
3. Р а б о т а с п р а в и л о м (с. 46).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Мы пилили доску, с утра у нас дела.
Стальные зубы остры, легко идет пила.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим, пилим, пилим, пилим,
Раз – два, раз – два,
Будут на зиму дрова.
V. Закрепление изученного.
1. Р а б о т а с т а б л и ц е й (упр. 359).
2. О п р е д е л е н и е падежа существительных первого склонения во множественном числе.
Хожу по тропинкам, прочитал сказки, летят паутины, поставил на коробки, кормил синиц, играл с девочками, лагерь в соснах, разговаривал о книгах, собирал иголки, принес ягоды, оклеил стены.
– Выделите окончания существительных.
VI. Итог урока.
– С чем познакомились на уроке?
Домашнее задание:упражнение 360; выучить правило (с. 46).
У р о к 114.
склонение имен существительных
первого склонения во множественном числе
Цель: учить склонять имена существительные первого склонения во множественном числе.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока.
II. Чистописание.
ы и ам амии ах
– О чем вам говорят данные буквы и сочетания букв? (Окончания существительных первого склонения во множественном числе.)
– Прочитайте пословицу, объясните ее значение.
Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.
– Спишите, подчеркните орфограммы.
– Определите падеж существительных.
III. Повторение.
П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
– Какие окончания имеют существительные первого склонения во множественном числе?
IV. Словарно-орфографическая работа.
– Назовите слова, которые принято говорить при прощании.
– Запишите слово до свидания.
– Запомните написание этого слова. Однако его можно проверить. До пишется отдельно, между предлогом до и словом свидание можно поставить, например, слово скорого (до скорого свидания). А буква и проверяется устаревшим словом свúдимся.
V. Работа по теме урока.
1. П и с ь м о п о п а м я т и.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
С. Есенин
– Определите падеж существительных первого склонения.
2. У п р а ж н е н и е в склонении существительных первого склонения во множественном числе (упр. 361).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Точим нож! Точим нож!
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы…
Угощайтесь, молодцы!