I. Организационный момент, сообщение целей урока. Дрозд-рябинник – большой любитель рябины
II. Диктант.
Дрозд-рябинник
Дрозд-рябинник – большой любитель рябины. Осенней порой, когда тяжелые гроздья покрывают деревья и гнут их ветки, дрозды большими стаями налетают на рябину. В такие годы рябинники не улетают на зиму с другими дроздами, а остаются на своей северной родине. Кроме рябины, дрозды поедают можжевельник, чернику, а в весеннее и летнее время года – насекомых. Живут дрозды-рябинники в березовых рощах и в лесу.
(По Г. Скребицкому.)
С а м о п р о в е р к а.
III. Грамматические задания.
1. Выпишите из текста однокоренные слова, разберите их по составу.
2. Выпишите три слова с безударной гласной в корне слова, подберите к ним проверочные слова.
3. Подберите антонимы к следующим словам: большой, тяжелый, северный.
С а м о п р о в е р к а.
IV. Итог урока.
У р о к 53.
работа над ошибками
Цель: развивать орфографическую зоркость, мышление, речь, умение работать над ошибками.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока.
II. Сообщение общих результатов работы.
III. Анализ диктанта, работа над ошибками.
1. К о л л е к т и в н о - и н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а над каждой группой ошибок.
Двойные согласные.
Проверяемые безударные гласные в корне слова.
Непроверяемые безударные гласные в корне слова.
Разделительный мягкий знак.
Написание приставок.
Написание устойчивых сочетаний жи–ши.
Написание приставок и предлогов.
2. И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Весна была ра..яя. Жу..елица жу..ит. Мы изучаем ру..кую гра..атику. К дому вела липовая а..ея. Па..ажиры проехали большое ра..тояние. Солнце сильно ..ет. Кому эта телегра..а? Мы учимся в третьем кла..е. Девочке купили дли..ую ленту. В су..оту гру..а туристов собралась у ка..ы вокзала. Приятно мчаться по широкому шо..е. Чугу..ая решетка оказалась легкой.
IV. Итог урока.
У р о к 54.
Образование сложных слов
Цель: ознакомить с различными способами образования сложных слов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Чистописание, сообщение целей урока.
– Какую букву будем писать сегодня?
Всем известно без подсказки:
Буква … (Ф) – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
В. Степанов
1. З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
Фф Ффф
2. П р о ч и т а й т е пословицу, объясните ее значение.
Рысь пестра снаружи, а человек – изнутри.
– Спишите, подчеркните орфограммы.
– Выпишите слово человек.
К о л л е к т и в н ы й р а з б о р с л о в а по составу.
– Сколько корней в слове человек? (Два.)
– Сегодня на уроке мы познакомимся со сложными словами и со способами их образования.
III. Словарно-орфографическая минутка.
С о с т а в ь т е из букв слово:
З Э О Л В Е О К Р Т (электровоз)
– Запишите слово, подчеркните орфограммы. Объясните лексическое значение этого слова. (Электровоз – локомотив, работающий от электричества.)
– Выделите корни этого слова.
IV. Работа по теме урока.
1. К о л л е к т и в н а я р а б о т а (упр. 171).
2. Р а б о т а н а д п р а в и л о м (с. 92).
– Как образуются сложные слова?
3. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о (упр. 172).
– При помощи каких гласных букв соединяются основы слов при образовании сложных слов?
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде:
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.