Системный анализ объекта и предмета исследования
Для данного исследования были использованы 2 вида опроса: анкетирование и интервьюирование.
Анкетирование – такая разновидность методов опроса, при котором общение между исследователем и респондентом опосредуется письменной анкетой.
Интервью – специализированный вид исследовательского общения одного человека с другим, применяемый как метод сбора эмпирической информации.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
В своем случае я использовал групповое анкетирование, в котором приняли участие 160 студентов Поволжского института имени П.А. Столыпина, и интервью со студентом 3 курса СГУ.
Анкета состоит из 14 вопросов, из них 9 закрытых вопросов, 1 открытый вопрос и паспортичка с 3 вопросами (пол, курс, место рождения) (приложение 1.).
1.5 Формулировка гипотезы
Гипотеза- это обоснованное предположение о возможном характере взаимосвязи структуры исследуемого объекта.
Я выделил следующую основную гипотезу:
Студенты Поволжского института РАНХиГС положительно относятся к занятию футболом, и верят в успех нашей сборной на предстоящих чемпионатах.
Процедурный раздел
2.1 Стратегический план исследования
С целью выявления мнения о футболе среди молодёжи, я выбрал анкетный опрос, потому что при помощи этого метода можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования.
План моего исследования можно представить следующим образом:
№ этапа | дата | мероприятие | |
1. | 25.10.2011 | Составление анкеты | |
2. | 01.11.2011-25.11.2011 | Раздача анкет респондентам, их заполнение | |
3. | 26.11.2011 | Интервью со студентом 3 курса СГУ | |
4. | 28.11.2011 | Подведение итогов исследования | |
5. | 29.11.2011-1.12.2011 | Оформление результатов исследования | |
Из таблицы видно, что первым этапом является составление анкеты.
Она начинается с указания на организацию, которая проводит исследование. Также в ней указана тема исследования. Респондентам была предложена соответствующая анкета для заполнения. Опрос проводился в аудиторном корпусе Института.
2.2 Обоснование и проектирование выборочной совокупности
При всей очевидности достоинств сплошного наблюдения в большинстве случаев исследователи вынуждены решать проблему ограничения числа единиц наблюдения. Это зависит от ряда факторов (огромные материальные и финансовые ресурсы, громоздкий организационный аппарат, большое количество дополнительных сотрудников). В связи с этим я выбрал выборочное исследование. Тем более что оно может обеспечить получение наиболее достоверных, глубоких результатов, чем сплошное.
То есть для своего исследования я выбрал не всех студентов Института, а лишь студентов, обучающихся на 1 и 3 курсах. Это связано с тем, что у студентов, обучающихся с 1 по 3 курс имеется большое количество свободного времени для занятия спортом, а студенты 4 и 5 курса в основной массе работают или заняты серьёзными научным исследовании, тем более у студентов 5 курса стоит задача в написании дипломной работы.
2.3 Выбор процедур сбора и анализа эмпирической информации
В настоящее время более 80 % эмпирической информации в социологии получают методом опроса.
В своем исследовании по способу доставки я использовал раздаточный вид анкетирования, а по степени участия анкетера - в его отсутствии.
Второй метод опроса – интервью. С помощью него я имею возможность получить от респондента глубинную информацию о его мотивах и ценностных ориентирах. При проведении интервью также есть возможность понаблюдать за психологической реакцией респондента и увидеть искренность респондента в непринужденной обстановке.
Интервью я провел со студентом 3 курса очной формы обучения СГУ Артёмом Ждановым. Так как он с 7 лет занимается футболом, занимается в одной из саратовских футбольных секций, а так же является ярым фанатом ФПК «Сокол». Я думаю, что он непосредственно относится к респонденту, имеющему широкое представление о той проблеме, которую я исследую в своей работе. Итак, интервью проходило в кафе около здания СГУ. По времени оно составило около 55 минут.
Вот текст интервью:
- Здравствуйте Артём
- Здравствуйте.
- Вы не против того что наше интервью записывается и будет использовано в исследовании посвященном отношению к футболу современной молодёжи
-Да нет что вы! Я буду только рад этому.
- Спасибо Артём. Итак, приступим. Скажи, почему именно футбол?
-Ну.… Сказать с чего всё началось, будет трудно. Ну как у всех, наверное, перед домом была площадка, и просто играли. Была майка с фамилией Рональдо. Нравилось очень, играли днями на пролёт, шишки ссадины всё было нипочём. Отец фанат сразу понял к чему у меня душа лежит. Позже отдали в секцию.. На самом деле множество факторов. Одно скажу благодаря футболу я стал тем, кем я сейчас являюсь. У футбола множество плюсов и недостатков его многие хвалят многие ругают, но все сходятся в одном футбол это жизнь….
- Скажи, пожалуйста, говорят ты ярый болельщик «Сокола», наслышан, что у него очень тяжёлая история?
-О да тяжелее и придумать нельзя. Столько взлётов и падений, наверное, не было ни у одного клуба. За «Сокол» болею потому что он родной. Роднее только Сборная России. Не понимаю людей, которые болеют за иностранные команды, всё-таки у человека должно быть чувство гордости за Родину.
- В своём исследовании я утверждаю, что успехи сборной сильно влияют на интерес к футболу в общем, а ты как думаешь?
-Ммм… Трудно ответить. И да, и нет. Но наверно в основной массе, скорее всего, влияют. Ведь большинство тех, кто занимаются, приходят именно насмотревшись на победы сборных, успехи отдельных выдающихся игроков. Да я и сам начал играть увидел по телевизору матч с участием сборной Бразилии, они тогда были особенно хороши. Это хорошо когда у человека есть герой, тот идеал, к которому он хочет стремиться. Я считаю что спортсмен – хороший пример для такого героя.
- Не секрет что интерес к команде наряду с громкими победами, стоят знаменитые футбольные кричалки, знаешь какую-нибудь про «Сокол»?
- НАС НЕ СЛОМИТЬ, НЕ ПОБЕДИТЬ, ВЕРИМ В НАШ КЛУБ «СОКОЛ»!!!!
- Скажи Артём, ты занимаешься в футбольной секции, наверняка там много ребят и девчонок, а замечал ли ты наплыв желающих после того как наши заняли 3-е место на «Чемпионате Европы»?
- Ха Ха Ха (смеётся) … Ну и вопросы у тебя! Ну, если серьёзно, определённо я в первую неделю видел человек 10-15 новых ребят, для нашей секции это приличное количество, как бы это смешно не звучало, но, да определённо наплыв был!
-Расскажи, а как насчёт популярности футбола у студентов СГУ? Я знаю вроде научный ВУЗ и футбол не в почете, что ты на это скажешь?
-О это ты зря! Я знаю о направленности нашего Вуза, сам учусь на кафедре романского языка. Но научная деятельность вряд ли является особой преградой для занятия спортом. Я одно скажу, кто хочет, тот всегда найдёт время, да на соревнования не поездишь, и фактор травмирования может пугать, но поиграть на Вузовской спортплощадке вряд ли что-нибудь может помешать.
- И на последок скажи пару слов о популярности футбола среди молодёжи, наверняка много ездишь по соревнованиям, много городов повидал, как там обстоит ситуация? Много народу на стадионе собирается?
-Ну как сказать. В основном молодёжь спортом занимается, но играют на профессиональном уровне не многие. В основном это связано с нагрузкой в вузах, да и интернет делает всех немного пассивнее. Но всё равно, выходишь, когда играть и видишь полузаполненный стадион, аж душа радуется, и думаешь «Всё таки нужен, Всё таки интересен» Так скажу для нашего уровня болельщиков более чем достаточно!
- Наша с тобой беседа на тему «отношение молодёжи к футболу» подошла к концу. Мне было приятно с тобой пообщаться. Благодарю за искренность твоих ответов.
-Спасибо, мне тоже было очень приятно, а кто будет оплачивать счёт?
2.4 Содержательный анализ результатов исследования
В своей анкете я выделил следующие ключевые вопросы:
1. Знаете ли вы что такое футбол?
2. Как вы оцените свои знания о футболе, умение игры в футбол?
3. Напишите, какие вы видите плюсы и минусы у занятия футболом?
4. А знаете ли вы название саратовской футбольной команды?
5. Верите ли вы в будущие громкие победы нашей сборной?
6. Какие перспективы есть у российского футбола?
После обработки результатов были получены следующие показатели:
· 100% юношей и 100% девушек отметили, что знают о том, что такое футбол
· На вопрос «Как вы оцените свои знания о футболе, умение игры в футбол?»: 40% ответили – играю в футбол, 20% - считают, что отлично разбираются в футболе ,10% - считают себя фанатами, 15%- говорят, играл в детстве, 15% - не любят футбол.
· Большинство отвечающих около 60% выдели как плюс развитие физической подготовки, 26% развитие умственных качеств, около 14% указали на то, что футбол помогает человеку развить лидерские качества, быстрее адаптироваться в обществе.
Как минусы практически все анкетируемые отмечали возможность получения травм около 98% и 2% указали, что футбол делает человека зависимым от мнения других, как спортсмен ищет славы в признании его успехов большим количеством людей.
· 90% Анкетируемых не знают названия Саратовской футбольной команды.
Остальные 10% делятся на следующие подгруппы
1) 4 % написали название правильно
2) 3% написали, но с грамматическими ошибками
3) 3% остальные написали старое название клуба
· Отношение анкетируемых к Сборной России по футболу отобразилось в вопросе: «Верите ли вы будущие победы нашей сборной»
60% - верят в победу нашей сборной
40% - в победу нашей сборной не верят
Более наглядно, отношение студентов я покажу в диаграмме, которая находится чуть ниже.
· И заключительные вопрос касался перспектив дальнейшего развития нашей сборной
40% - ответили, что перспективы отличные
45% - ответили никаких
15% - дали свой ответ (10% - положительный , 5% - отрицательные)
2.5 Подведение итогов исследования
Подведем итоги по анкетному опросу. Анализ результатов исследования показал, что 100% анкетируемых знают, что такое футбол. Что касаемо их оценки своих умений и знаний в футболе то, более 68% утверждают, что умеют играть в футбол, знают правила, а некоторые даже относят себя к фанатам данного вида спорта. Остальные или не играют в футбол, или его не любят. Мне кажется, что результаты более чем хорошие, учитывая, что в анкетировании принимали участие около 50 девушек, а в футбол играю в основном парни то результат в 68% показывает, что не только парни но и девушки играют в футбол, что, конечно же, является успехом для массового физкультурного движения, так как данный вида спорта считается преимущественно мужским
Говоря о популярности футбола среди студентов вуза, стоит обратить внимание на то, что по мнение студентов, а именно более 80% анкетируемых видят футбол, как спорт, который помогает человеку развиваться умственно и физически, но в тоже время занимающийся имеет риск получения травм, так сказали 98% отвечающих. Такая точка зрения весьма оправдана, так как человек играя в футбол, вливаясь в общую атмосферу игры, подчас забывает правила безопасности. Сам по себе принцип игры не способствует получению травм, это делает дух соперничества который подчас завладевает человеком настолько, что ради победы заставляет его или наносить травмы сопернику, грубо останавливая его подкатом, либо самому не щадя себя нестись к воротам соперника при этом создавая колоссальную нагрузку на ноги, и шанс вывернуть или даже сломать её при падении которых в футболе немало. Но, несмотря на все риски, которые несёт в себе футбол, даже осознавая их около 80% положительно относятся к игре.
Что касаемо отношения студентов к российскому футболу, то тут ситуация более неопределённая с одной стороны 60% студентов верят в успехи нашей сборной, надеются на громкие победы. С другой стороны, когда встаёт вопрос о перспективах развития нашей сборной, то большинство студентов утверждают что перспектив у сборной России не каких нет. На мой взгляд, это обусловлено менталитетом русского человека, несмотря на то, что на протяжении более 10 лет наша сборная терпела поражение за поражение, мы верили в победу нашей сборной до конца. И были вознаграждены недавними успехами на чемпионате Европы.
Что касается интервью, то можно сказать, что человек отдал футболу большую часть жизни, и явно не жалеет об этом, следовательно, к вопросам интервьюера он подходил с наибольшим пониманием, исходя из собственного жизненного опыта. В процессе интервью было заметно, что респондент отвечает искренне и серьезно, старается более полно ответить на поставленный вопрос. Одним словом, я наглядно наблюдал за психологической реакцией респондента. В этом и состоят достоинства данного метода.
В результате проведенного интервью, стало очевидно, что респондент относиться к футболу положительно и поддерживает его во всех проявлениях. В этом результаты интервью и анкетного опроса совпали. На основе своего личного опыта респондент выразил мнение по поводу выступлений нашей сборной. Он так же считает что футбол очень важен для развития подрастающего поколения. Он так же выделил те же плюсы и минусы, что выделяли студенты 1,2,3 курса Поволжского института.
После проведения данного исследования и анализа полученных данных можно сделать вывод, что современные студенты, и юноши и девушки, положительно относятся к футболу. И верят в победы нашей сборной, даже не видя перспектив её развития.
В начале данной работы я выдвинул гипотезу, которую сейчас должна опровергнуть либо подтвердить. И теперь опираясь на материал, можно сказать, что гипотеза в целом подтвердилась.
Причины состоят в том, в основном студенты поволжского института относятся положительно к занятию футболом, и верят в будущие победы сборной России.
Тематика данного исследования показалась мне очень интересной и занимательной, я охарактеризовал процесс составления анкеты, процесс самого опроса целевой аудитории, провел анализ полученных эмпирических данных. Также я дополнил исследование диаграммами, иллюстрирующими результаты анкетирования по конкретным вопросам. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что цель исследования достигнута, а задачи выполнены в полном объёме.
Библиографический список
1. Тавокин О.К. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. – МГУ: «Москва», 2009. – 364 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
2. М.В. Рой, В.И. Лаврентьева Исследования социально-экономических и политических процессов, практикум 2011
3. Сайт СГУ www.sgu.ru
4. Сайт футбольных фанатов www.footballislife.ru
Приложение 1.
АНКЕТА
Добрый день! Приглашаем Вас принять участие в социологическом опросе «Футбол России», с целью выявления мнение жителей города Саратова о российском футболе. Опрос анонимный, все результаты будут использованы только в обобщенном виде.
Правила заполнения анкеты: внимательно прочитайте вопрос. Выберите соответствующий вариант ответа и обведите любым символом. Если предложенные варианты ответа Вас не устраивают, напишите свой ответ на свободной строке.
1.Укажитежите ваш пол:
А) мужской
Б) женский
Укажите ваш курс __ к