X. 1. Общая структура многолетней подготовки и факторы, ее определяющие
Продолжительность и структура многолетней подготовки зависят от многих факторов, в числе которых в первую очередь следует назвать:
структуру соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов, обеспечивающую высокие спортивные' результаты;
закономерности становления различных сторон спортивного мастерства и формирования адаптационных процессов в ведущих для данного вида спорта функциональных системах;
индивидуальные и половые особенности спортсменов, темпы их биологического созревания и связанные с ними темпы роста спортивного мастерства;
возраст, в котором спортсмен начал занятия, а также возраст, когда он приступил к специальной тренировке;
содержание тренировочного процесса — состав средств и ме- . тодов, динамику нагрузок, построение различдых структурных образований, дополнительные факторы (специальное питание, тренажеры, восстановительные и стимулирующие работоспособность средства и т. п.).
Названные факторы определяют общую продолжительность многолетней подготовки, время, необходимое для достижения высших спортивных результатов, возрастные зоны, в которых эти результаты обычно демонстрируются.
Следует указать, что эти факторы имеют объективный характер и являются достаточно консервативными. Значительные отклонения, встречающиеся у отдельных спортсменов, довольно редки и, как правило, связаны с их уникальными индивидуальными возможностями.
На продолжительность многолетней подготовки могут оказать существенное влияние внешние причины: например, тенденции развития видов спорта и связанные с ними изменения правил оценки эффективности соревновательной деятельности; снижение возрастного ценза для участия в ответственных соревнованиях и др. "
Рациональное планирование многолетней подготовки связано с точным установлением оптимальных возрастных границ, в которых демонстрируются наивысшие спортивные результаты. Обычно выделяют три возрастные зоны в процессе многолетней подготовки— первых больших успехов, оптимальных возможностей, поддержания высоких результатов (табл. 41). Такое выделение возрастных зон позволяет лучше систематизировать тренировочный процесс, достаточно точно определить период наиболее напряженной тренировки, направленной на достижение наивысших результатов/
Бытующее мнение об омоложении спорта является необоснованным из-за неправильного понимания закономерностей многолетней подготовки. Оптимальные возрастные границы демонстрации наивысших достижений в большинстве видов спорта достаточно стабильны, на них не оказывают серьезного влияния ни система отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы. Так, средний возраст участников Олимпийских игр 1960—1980 гг. в академической гребле колебался в пре-
делах 25,3—25,5* года; средний возраст пловцов — финалистов олимпийских игр и чемпионатов мира прошедшего десятилетия — от 17,2 до 17,5 лет у женщин и от 19,4 до 20,1 года у мужчин; аналогичный показатель в велосипедном спорте (индивидуальная гонка преследования на 4 км на треке) — 23,2—23,5 года (причем в различных соревнованиях эти и без того незначительные колебания носили случайный характер). Тот факт, что участники менее крупных соревнований, показывающие более низкие результаты, как правило, несколько моложе, обусловлен органи-, зационными, социальными и методическими причинами (в том числе элементами форсирования подготовки), а не предрасположенностью спортсменов к достижению высоких результатов в раннем возрасте.
Следовательно, тренеры должны стремиться планировать наивысший результат спортсмена на оптимальный возраст. Это очень важно для последующей целенаправленной тренировки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Особенно осторожно следует планировать тренировочный процесс в пубертатном периоде, сопровождающемся диспропорцией в развитии различных органов и систем, перестройкой эндокринного аппарата, в связи с чем ухудшается протекание адаптационных процессов, снижается работоспособность, замедляются восстановительные процессы после тренировочных и соревновательных нагрузок. Стремление некоторых тренеров как можно быстрее наиболее простыми путями добиться успешного выступления своих учеников в соревнованиях приводит к тому, что в практику подготовки юных спортсменов внедряются самые мощные средства и методы современной тренировки, применяющиеся при подготовке мастеров высокого класса. Это приводит к быстрому росту результатов, определенным успехам в детских и юношеских соревнованиях и одновременно к потере перспективы на достижение высоких результатов в оптимальном возрасте. Такая тренировка часто связана с серьезными нарушениями в состоянии здоровья юных спортсменов, их однобокой технической и функциональной подготовленностью, психическими срывами. В итоге наблюдается спортивное недолголетие спортсменов, совершивших быстрый взлет к относительно высоким результатам в подростковом и юношеском возрасте.
Следует отметить еще одну тенденцию, отчетливо просматривающуюся в спортивной практике последних лет. Характерная для современной подготовки спортсменов высокого класса интенсификация тренировочного процесса, возросшая конкуренция в крупнейших соревнованиях наряду с бурным ростом спортивных достижений повлекли за собой укорочение периода выступлений на высшем уровне.'
Если еще 10—15 лет назад многие спортсмены успешно выступали на самом высоком уровне на протяжении 5—10 лет (а в отдельных видах спорта и дольше), то в настоящее время в большинстве видов спорта редко кому удается оставаться на уровне высших достижений дольше 4—5 лет, а у некоторых мировых и
олимпийских чемпионов бурная спортивная карьера нередко за
вершается в течение года. Это также говорит о необходимости
совмещать во времени период максимальных тренировочных на
грузок и наиболее сильно воздействующих методов и средств тре
нировки с оптимальной возрастной зоной достижения высоких
результатов. .. -
Однако ориентация на эти зоны, в целом верная для подавляющего большинства спортсменов, не всегда может быть применена К отдельным выдающимся спортсменам с яркими индивидуальными особенностями. Возрастное развитие таких спортсменов, адаптационные процессы, происходящие в их организме под влиянием специальной тренировки, требуют индивидуального Планирования многолетней подготовки. Двигательная одаренность, исключительная лабильность основных функциональных систем, индивидуальные темпы развития позволяют этим спортсменам, не нарушая основных закономерностей многолетнего планирования, быстро продвигаться к вершинам спортивного мастерства и добиваться выдающихся результатов часто на 1—3 года раньше оптимальных возрастных границ. Например, стремительным было восхождение к вершинам мастерства всех трех советских олимпийских чемпионок по плаванию, две из которых — Г, Про-зуменщикова и М. Кошевая — завоевали почетный титул в 16-летнем, а Л. Качюшите в -17-летнем возрасте. Удивительно быстрым был путь к победам феноменального американского конькобежца Э. Хайдена, ставшего в 18 лет трехкратным чемпионом мира,. а также ряда пловцов, гребцов, легкоатлетов ГДР, тяжелоатлетов Болгарии.
Многолетняя спортивная подготовка может быть подразделена на пять этапов: 1) начальной подготовки; 2) предварительной базовой подготовки; 3) специализированной базовой подготовки;
4) максимальной реализации индивидуальных возможностей;
5) сохранения достижений (табл. 42).
Каждый из этапов многолетней подготовки имеет достаточно-строго очерченные цели, задачи и содержание. Однако между рядом расположенными этапами нет четких границ; их продолжительность можно в определенной мере варьировать, прежде всего в силу индивидуальных возможностей спортсменов, а также структуры и содержания тренировочного процесса. Не существует четких различий и в методике подготовки спортсменов на смежных этапах.