X. 1. Общая структура многолетней подготовки и факторы, ее определяющие

Продолжительность и структура многолетней подготовки за­висят от многих факторов, в числе которых в первую очередь следует назвать:

структуру соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов, обеспечивающую высокие спортивные' результаты;

закономерности становления различных сторон спортивного мастерства и формирования адаптационных процессов в ведущих для данного вида спорта функциональных системах;

индивидуальные и половые особенности спортсменов, темпы их биологического созревания и связанные с ними темпы роста спортивного мастерства;

возраст, в котором спортсмен начал занятия, а также возраст, когда он приступил к специальной тренировке;

содержание тренировочного процесса — состав средств и ме- . тодов, динамику нагрузок, построение различдых структурных образований, дополнительные факторы (специальное питание, тре­нажеры, восстановительные и стимулирующие работоспособность средства и т. п.).

Названные факторы определяют общую продолжительность многолетней подготовки, время, необходимое для достижения высших спортивных результатов, возрастные зоны, в которых эти результаты обычно демонстрируются.

Следует указать, что эти факторы имеют объективный харак­тер и являются достаточно консервативными. Значительные от­клонения, встречающиеся у отдельных спортсменов, довольно редки и, как правило, связаны с их уникальными индивидуаль­ными возможностями.

На продолжительность многолетней подготовки могут оказать существенное влияние внешние причины: например, тенденции развития видов спорта и связанные с ними изменения правил оценки эффективности соревновательной деятельности; снижение возрастного ценза для участия в ответственных соревнованиях и др. "

Рациональное планирование многолетней подготовки связано с точным установлением оптимальных возрастных границ, в ко­торых демонстрируются наивысшие спортивные результаты. Обыч­но выделяют три возрастные зоны в процессе многолетней подго­товки— первых больших успехов, оптимальных возможностей, поддержания высоких результатов (табл. 41). Такое выделение возрастных зон позволяет лучше систематизировать тренировоч­ный процесс, достаточно точно определить период наиболее на­пряженной тренировки, направленной на достижение наивысших результатов/

Бытующее мнение об омоложении спорта является необосно­ванным из-за неправильного понимания закономерностей много­летней подготовки. Оптимальные возрастные границы демонстра­ции наивысших достижений в большинстве видов спорта доста­точно стабильны, на них не оказывают серьезного влияния ни система отбора и тренировки, ни время начала занятий спортом, ни другие факторы. Так, средний возраст участников Олимпий­ских игр 1960—1980 гг. в академической гребле колебался в пре-

делах 25,3—25,5* года; средний возраст пловцов — финалистов олимпийских игр и чемпионатов мира прошедшего десятилетия — от 17,2 до 17,5 лет у женщин и от 19,4 до 20,1 года у мужчин; аналогичный показатель в велосипедном спорте (индивидуаль­ная гонка преследования на 4 км на треке) — 23,2—23,5 года (причем в различных соревнованиях эти и без того незначитель­ные колебания носили случайный характер). Тот факт, что участ­ники менее крупных соревнований, показывающие более низкие результаты, как правило, несколько моложе, обусловлен органи-, зационными, социальными и методическими причинами (в том числе элементами форсирования подготовки), а не предрасполо­женностью спортсменов к достижению высоких результатов в ран­нем возрасте.

Следовательно, тренеры должны стремиться планировать наи­высший результат спортсмена на оптимальный возраст. Это очень важно для последующей целенаправленной тренировки на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей. Осо­бенно осторожно следует планировать тренировочный процесс в пубертатном периоде, сопровождающемся диспропорцией в раз­витии различных органов и систем, перестройкой эндокринного аппарата, в связи с чем ухудшается протекание адаптационных процессов, снижается работоспособность, замедляются восстано­вительные процессы после тренировочных и соревновательных нагрузок. Стремление некоторых тренеров как можно быстрее наиболее простыми путями добиться успешного выступления сво­их учеников в соревнованиях приводит к тому, что в практику подготовки юных спортсменов внедряются самые мощные сред­ства и методы современной тренировки, применяющиеся при под­готовке мастеров высокого класса. Это приводит к быстрому росту результатов, определенным успехам в детских и юношеских со­ревнованиях и одновременно к потере перспективы на достижение высоких результатов в оптимальном возрасте. Такая тренировка часто связана с серьезными нарушениями в состоянии здоровья юных спортсменов, их однобокой технической и функциональной подготовленностью, психическими срывами. В итоге наблюдается спортивное недолголетие спортсменов, совершивших быстрый взлет к относительно высоким результатам в подростковом и юно­шеском возрасте.

Следует отметить еще одну тенденцию, отчетливо просматри­вающуюся в спортивной практике последних лет. Характерная для современной подготовки спортсменов высокого класса интен­сификация тренировочного процесса, возросшая конкуренция в крупнейших соревнованиях наряду с бурным ростом спортивных достижений повлекли за собой укорочение периода выступлений на высшем уровне.'

Если еще 10—15 лет назад многие спортсмены успешно вы­ступали на самом высоком уровне на протяжении 5—10 лет (а в отдельных видах спорта и дольше), то в настоящее время в боль­шинстве видов спорта редко кому удается оставаться на уровне высших достижений дольше 4—5 лет, а у некоторых мировых и

олимпийских чемпионов бурная спортивная карьера нередко за­
вершается в течение года. Это также говорит о необходимости
совмещать во времени период максимальных тренировочных на­
грузок и наиболее сильно воздействующих методов и средств тре­
нировки с оптимальной возрастной зоной достижения высоких
результатов. .. -

Однако ориентация на эти зоны, в целом верная для подав­ляющего большинства спортсменов, не всегда может быть при­менена К отдельным выдающимся спортсменам с яркими инди­видуальными особенностями. Возрастное развитие таких спорт­сменов, адаптационные процессы, происходящие в их организме под влиянием специальной тренировки, требуют индивидуального Планирования многолетней подготовки. Двигательная одаренность, исключительная лабильность основных функциональных систем, индивидуальные темпы развития позволяют этим спортсменам, не нарушая основных закономерностей многолетнего планирова­ния, быстро продвигаться к вершинам спортивного мастерства и добиваться выдающихся результатов часто на 1—3 года рань­ше оптимальных возрастных границ. Например, стремительным было восхождение к вершинам мастерства всех трех советских олимпийских чемпионок по плаванию, две из которых — Г, Про-зуменщикова и М. Кошевая — завоевали почетный титул в 16-лет­нем, а Л. Качюшите в -17-летнем возрасте. Удивительно быстрым был путь к победам феноменального американского конькобежца Э. Хайдена, ставшего в 18 лет трехкратным чемпионом мира,. а также ряда пловцов, гребцов, легкоатлетов ГДР, тяжелоатле­тов Болгарии.

Многолетняя спортивная подготовка может быть подразделе­на на пять этапов: 1) начальной подготовки; 2) предварительной базовой подготовки; 3) специализированной базовой подготовки;

4) максимальной реализации индивидуальных возможностей;

5) сохранения достижений (табл. 42).

Каждый из этапов многолетней подготовки имеет достаточно-строго очерченные цели, задачи и содержание. Однако между ря­дом расположенными этапами нет четких границ; их продолжи­тельность можно в определенной мере варьировать, прежде всего в силу индивидуальных возможностей спортсменов, а также струк­туры и содержания тренировочного процесса. Не существует чет­ких различий и в методике подготовки спортсменов на смежных этапах.

Наши рекомендации