Структура многолетней подготовки

Достижение высоких результатов возможно лишь при настойчивой и ра­ционально организованной тренировке в течение ряда лет. Процесс много­летних занятий спортом обычно подразделяется на отдельные этапы, как правило, из нескольких годичных циклов. Структура многолетней трени­ровки зависит от многих факторов. В их числе среднее количество лет регу­лярной тренировки, необходимое для достижения наивысших результатов, в том или ином виде спорта; оптимальные возрастные границы, в которых обычно наиболее полно раскрываются способности спортсменов и достига­ются наивысшие результаты; индивидуальная одаренность спортсменов и темпы роста их спортивного мастерства; возраст, в котором спортсмен на­чал занятия, а также возраст, когда он приступил к специальной трениров­ке (Л.Л. Матвеев, М.Я. Набатникова, В.Н. Платонов, В.П. Филин).

Многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до максималь­ных высот спортивного мастерства может быть представлен в виде последо­вательно чередующихся стадий, включающих отдельные этапы, состоящие, как правило, из нескольких годичных циклов (рис. 25.7). В их основе ле­жат закономерности возрастной динамики спортивных достижений.

Необходимо подчеркнуть, что между этапами многолетней трениров­ки нет четких границ, их продолжительность может в определенней мере варьировать, прежде всего, в силу индивидуальных возможностей спорт­сменов их возраста, специфики спортивной специализации, тренировоч­ного стажа и условий организации спортивной деятельности.

В настоящее время разработаны модели построения многолетней тре­нировки в ряде видов спорта — в беге на короткие и средние дистанции, гимнастике, волейболе, борьбе и др. В каждом виде спорта модель пост­роения многолетней тренировки включает в себя следующие компоненты: этапы многолетней подготовки, возраст спортсменов на этом этапе, пре­имущественная направленность подготовки на каждом этапе, основные задачи подготовки, основные средства и методы подготовки, допустимые тренировочные нагрузки, примерные контрольные нормативы для каждо­го этапа подготовки (В.П. Филин, 1987).


Стадии Базовой подготовки Максимальной реализации индивидуальных спортивных возможностей Спортивного долголетия
Этапы 1. Предва­рительной подготовки 2. Началь­ной специ­ализации 3. Углубленного спортив­ного совершенствования 4. Высших достижений 5. Сохранения достижений 6. Поддержания общей трениро­ванности
Примерная продолжи­тельность этапа в годах 1-3 2-3 2-4 4-5 4-6 -
Преимуще­ственная направлен­ность тре-нировочно-го процесса на каждом этапе Развитие интереса к занятиям спортом, первичная спортивная ориента­ция, общая ба­зовая под­готовка Уточнение предмета будущей специали­зации и начало углублен­ной трени­ровки в избран­ном виде спорта, специаль­ная базовая подготовка Увеличение удельного ве­са специальной подготов­ки и соревновательной практики. Освоение высоких нагрузок, адек­ватных возрастным и индивидуальным воз­можностям организма спортсмена, запросам роста спортивного мас­терства. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов Совершенствование спортивного мастерства за счет повышения уров­ня специальной подго­товленности и путей индивидуализации трени­ровочного процесса, освоение максимальных тренировочных и сорев­новательных нагрузок. Достижение абсолютно высоких результатов Постепенное огра­ничение трениро­вочных нагрузок. Повышение трени­рованности и под­держание ранее достигнутого уров­ня результатов за счет рационализа­ции тренировоч­ного процесса и всей соревнова­тельной деятель­ности Переключение на деятельность оздоровительно-рекреативного характера
Группы обучения в СДЮШОР и ШВСМ Начальной подготовки Учебно-трениро­вочные Спортивного совершенствования Высшего спортивного мастерства    
100 % 75% 50 % 25%          
-   зона первых больших успехов (выполнение норматива мастера спорта и кандидата в мастера спорта) зона достижения макси­мальных возможностей (выполнение нормативов МСМК) зона поддержания высоких результатов  

Рис. 25.7. Примерная структура многолетнего процесса подготовки (по материалам разных авторов)

mn^aanni;, ыпцючо и yiei и мрицеиие ыюртивНОИ Тренировки СПОрТСМвНОВ__________________________ 417

Глава 26

ПЛАНИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ И УЧЕТ

В ПРОЦЕССЕ

Наши рекомендации