CXCVI. Закрепление изученного материала
(Письмо по памяти.)
С ветки на травинку, С травинки на былинку Прыгает пружинка, Зеленая спинка.
- Запишите загадку, обозначьте предлоги.
CXCVII. Рефлексия
- Спишите текст, раскрыв скобки.
(В)лесу (под)деревьями, (под)кустами растет много грибов. Подберезовики сидят (под)березами. (У)них шапочки (с)серыми корешками. (В)осиннике — подосиновики (в)оранжевых шапочках. (В)сосновом бору вылез (из)влажного мха гриб боровик.
CXCVIII. Подведение итогов урока
- Что такое предлог?
- Какие вы знаете предлоги?
- Как пишутся предлоги?
- Какое задание было для вас наиболее сложным?
Урок 14 6. Диктант
Цель: проверить умение писать наиболее употребляемые предлоги раздельно со словами, навыки правописания слов на изученные правила.
Планируемые результаты: учащиеся научатся писать под диктовку учителя; проверять написанный текст; писать предлоги отдельно от других слов; применять правила правописания.
Ход урока
— Организационный момент
— Самоопределение к деятельности
- Назовите тему последних уроков русского языка.
- Какую роль играют предлоги в нашей речи?
- Как проверить, является ли предлогом данное слово? (Между предлогом и словом всегда можно вставить другое слово.)
— Диктант
Дети в лесу
Взяли ребята лукошки и бегут в ближний лесок. Хорошо в тени берез! На траве капельки росы. В густых ветвях поют птицы. Детишки сели [ на пенек, слушают чудное пение соловушки. Пора и по малину. Kpyi 111 ые [ спелые ягоды так и манят. Кто кладет в рот, кто в кузовок.
Слова для справок: пора, кладет.
I luypuTnaie ралраииi ш i iu руиик.иму языку: d. KJiauu
Грамматические задания
CXCIX.Выпишите предлоги.
Вариант I: из первых трех предложений. Вариант II: из последних трех предложений.
CC.К словам пенек, детишки подберите и запишите проверочные слова.
CCI.В первом предложении над словами надпишите части речи.
CCI. Рефлексия
- Довольны ли вы своей работой?
- Кто сомневается в правильности выполнения работы?
- Какое задание было для вас наиболее сложным?
- Подведение итогов урока
- Что такое предлог?
- Какие вы знаете предлоги?
- Как пишутся предлоги?
Урок 147. Работа над ошибками
Цели: формировать умения находить и исправлять ошибки; повторить и закрепить изученный материал.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и исправлять ошибки; классифицировать ошибки в соответствии с изученными правилами; применять правила правописания.
Ход урока
— Организационный момент
— Актуализация знаний
Словарная работа
- Отгадайте загадки.
Белый черным шит
Сарафан на ней.
Ветер к ней спешит,
Чешет кудри ей.
Зелена коса развевается,
В ярком солнышке купается. (Береза.)
Эта ягода лесная
Нам лекарство заменяет —
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной).
- Как вы думаете, почему именно эти слова повторяем в ходе словарной работы? (Они встретились в тексте диктанта.)
- Назовите непроверяемые безударные гласные в этих словах.
CCII.Образуйте от слов береза и малина однокоренные прилагательные, запишите их с подходящими по смыслу существительными. (Березовый веник, малиновый кисель.)
CCIII.Выпишите из словаря названия растений, распределяя их в три группы: деревья, кустарники, травы.
(Проверка. Ученики читают слова по цепочке, называют непроверяемую гласную.)
Орфографическая минутка
(Выборочный диктант. Учитель читает текст, дети выписывают слова с предлогами.)
Весна идет по стране. В лесу и на полях стало тепло. Весело кричат грачи. Плывет лед. Вода вышла из берегов. Деревья стоят в воде. Заяц сидит на пеньке. Он промок и дрожит.
(Самопроверка. Один ученик выполняет задание на доске.)
- Допишите еще по два словосочетания на это правило. (Учитель может проверить работу у учащихся, не усвоивших
это правило.)
- Самоопределение к деятельности
(Учитель сообщает общие результаты проверочной работы и диктанта.)
- Работа по теме урока
CCIV.Найдите в тексте диктанта слова с непроверяемыми безударными гласными. (Бегут, лесок, в тени, на траве, росы, ветвях, поют, детишки, на пенек, соловушка.)
— Как проверить безударный гласный в слове? (Учитель читает стихотворение.)
Безударный — хитрый гласный, Слышим мы его прекрасно. А на письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!
— Запишите эти слова вместе с проверочными словами. Допишите еще по два слова на это правило.
(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.) Карточка 1
Выпиши однокоренные слова парами: проверяемое — проверочное. Выдели корень. Вставь пропущенные буквы.
С..ний, д..брота, т..енота, л..чит, ч.хтота, с..няк, т..сный, д..брый, ч..стый, п..тнистый, л..чение.
Образец: синий синяк.
Карточка 2
Прочитай. Напиши цепочки слов, устранив в них лишнее. Корень выдели.
CCV.Поле, полочка, полевой, полюшко;
CCVI.печурка, печь, печка, печать;
CCVII.соринка, сорняк, сорвал, насорил;
CCVIII.вода, водичка, водянка, водить.
Карточка 3
Напиши ряды однокоренных слов, соблюдая следующую последовательность: имя существительное (предмет), имя прилагательное (признак), глагол (действие). Выдели в них корень. Вставь пропущенные буквы. В каждом ряду подчеркни проверочное слово. Т..енота, т..сный, т..снить. Св..тлый, св..т, св..тает. Р..бит, р..бь, р..бой. Н..чевать, н..чной, н..чь.
CCVIII.-зкий, н..зина, занизить. Правдивый, пр..вда, опр..вдать.
Карточка 4
Прочитай. К каждому предложению составь и напиши подобное. В однокоренных словах выдели корень. Подчеркни орфограммы.
CCVIII.Под осиной растут подосиновики.
CCVIII.В лесу работает лесник.
CCVIII.Рыбак ловит рыбу.
CCVIII.Муравьи живут в муравейнике.
CCVIII.Туляк живет в Туле.
- Найдите в тексте диктанта слова с парными согласными в корне слова. {Бегут, берез, поют, пенек, в кузовок.)
- Как проверить парную согласную в корне слова?
Звук согласный проверяй: Рядом гласный подставляй!
- Запишите эти слова вместе с проверочными словами. Допишите еще по два слова на это правило.
(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.) Карточка 1
Составь и запиши предложение с данными словами.
Дети, на, заря..ку, пл..ща..ку, делали. Надели, и, шу..ки, дети, ша..ки.
Карточка 2
Дополни предложения словами-антонимами. Тополь высокий, а ш..повник ....
Р..ка широкая, а ручей.... Камень т..желый, а пух....
Карточка 3
Замени первое слово в каждом словосочетании словом противоположного значения.
Тяжелый груз, широкая доро..ка, частый лес, горькая яго..ка, высокая бере..ка.
CCIX.Найдите в тексте диктанта слова на правило «Правописание предлогов». (В тени, на траве, в густых, на пенек, на все, по малину, в рот, в кузовок.)
CCX.Как проверить, является ли предлогом данное слово? (Между предлогом и словом всегда можно вставить другое слово.)
CCXI.Запишите слова, вставляя между словом и предлогом подходящее по смыслу слово.
(Ученикам, не допустившим ошибки на это правило, учитель предлагает выполнить задание на карточке.) Карточка 1
Запиши слова в два столбика. Выдели предлоги.
t |
(3..)ropoft, (з..)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (н..)конверте, (нарезать, (н..)листе, (н..)чертили.
Карточка 2
Спиши, вставив пропущенные буквы. Выдели предлоги. (За)ревел медве..ь (со)сна, И в густом л..су, Вздрогнув, стукнула с. .сна Ш..шкою в л..су.
Карточка 3
Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Выдели предлоги.
Фрегат, (п..)явился, (н..)арене, (с,з)парусами. (Н..)ночлег, (п..)летели, утки, (с..)свистом. (С,з)бежали, дети, (с,з)вернули, и, (с,з)горы, (в,ф)поле.
Карточка 4
Составь и запиши предложения из слов каждой строчки. Выдели предлоги.
(Н..)писал, адрес, отец, (на)конверте.
(С,з)добычей, (с,з)делала, и, (в,ф)траве, (с,з)крылась, прыжок, кошка. (В,ф)летел, (з..)пел, и, чиж, (в,ф)клетку.
Карточка 5
Спиши, раскрывая скобки. Выдели предлоги. (По)бледному небу клоч..ями (по)висли м..хнатые облака. В..да (под)к..лесами (за)пенилась и (по)б..жала (через)омут. (Раз)в..рнулась душ..стая ч..шеч..ка ландыша. Ж.лтел и з..л..тился лист (в)л..су.
CCXII. Физкультминутка
Мы с товарищем вдвоем Шли на лыжах на подъем, А потом с горы спускались, Разъезжались и съезжались, Объезжали все пеньки, Доезжали до реки, Снова лезли на подъем, Чтобы съехать вниз потом. (Ходьба на месте и произвольные движения.)