V. Закрепление изученного материала.
1. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о.
Вела от рощи, недалеко от деревни, спустился с насыпи, остановился у дороги, вела к изгороди, шел к деревне, размазал по тарелке, подошел к насыпи.
– Выделите окончания существительных.
2. К о л л е к т и в н о - и н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а (упр. 474).
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а (упр. 476).
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
Домашнее задание:упражнение 475.
У р о к 153.
множественное число
имен существительных третьего склонения
Цель:учить правильно писать падежные окончания имен существительных третьего склонения во множественном числе.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока.
II. Чистописание.
1. З а п и ш и т е, продолжив закономерность.
Ее ЕЕ Ею ЮЮ Юю
2. П р о ч и т а й т е пословицу, объясните ее значение.
Коли умеешь взяться за дело, так и снег загорится, а не умеешь – и масло не вспыхнет.
– Спишите, подчеркните орфограммы.
III. Повторение.
1. П р о в е р к а д о м а ш н е г о з а д а н и я.
2. И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а.
Распределите слова в три группы.
Картофель, мебель, лагерь, тюлень, солнце, пастбище, здоровье, съемка, стекло, грусть, трамвай, ягода, тоска, метель.
– Подчеркните слова-синонимы.
– Прочитайте зазеркальные слова, определите род каждого слова.
Пуча, коперог, вертонка, сопь, ронь, сорталон, котеронка.
3. К о м м е н т и р о в а н н о е п и с ь м о.
Мне приходилось ездить на лошади. В портфеле лежит тетрадь. Надя аккуратно пишет в тетради. Около ели следы зайца. На ели лежит шапка снега.
– Определите падеж существительных третьего склонения, выделите окончания.
IV. Работа по теме урока.
1. О т г а д а й т е з а г а д к у.
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней? (Доктор.)
– Запишите загадку.
– Найдите существительное третьего склонения.
– В каком числе оно употребляется в данном случае?
– Измените по падежам существительное болезни.
2. С р а в н е н и е окончаний существительных множественного числа всех склонений (упр. 478).
3. Н а б л ю д е н и е за окончаниями существительных третьего склонения во множественном числе в форме родительного падежа (упр. 480).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Липы за руки взялись,
Липы ветками сплелись,
Ветер злится: «Повалю!
Я упрямых не терплю!»
Дунул снова что есть сил,
Но деревья с ног не сбил.
V. Закрепление изученного.
1. У п р а ж н е н и е в склонении существительных третьего склонения во множественном числе (упр. 479).
В а р и а н т I – лодки, сети, календари.
В а р и а н т II – лодки, кисти, календари.
В а р и а н т III – лодки, двери, календари.
2. С п и с ы в а н и е (упр. 482).
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие окончания имеют существительные третьего склонения во множественном числе в форме творительного падежа?
Домашнее задание:упражнение 481.
У р о к 154.
изложение
Цели:формировать навык передачи содержания текста с помощью речевой деятельности; развивать орфографическую зоркость, творческие способности.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение целей урока.
II. Работа по теме урока.
1. З н а к о м с т в о с с о д е р ж а н и е м текста.
Куропатка
Куропатка жила в лесу. Она вывела своих птенцов на прогулку. Мать зорко осматривала местность.
Вот куропатка заметила лису. Она крикнула. Птенцы быстро спрятались. Куропатка полетела прямо к лисе. Она села около лисы и захлопала крыльями. Казалось, будто она ранена и не может лететь. Лисица прыгнула к птице.
Но вот куропатка отлетела в сторону. Лиса побежала за ней. Куропатка ускользнула опять. Так было каждый раз. Мать отвела беду от своих птенцов и улетела от лисы.
2. П о д г о т о в и т е л ь н а я р а б о т а.
– Где жила куропатка?
– Куда она вела своих птенцов?
– Как вела себя куропатка на прогулке?
– Кого заметила осторожная мамаша?
– Как отреагировала куропатка на появление лисы?
– Поверила ли лиса куропатке?
– Каким образом мать отвела беду от своих птенцов?
3. С о с т а в л е н и е п л а н а.
1) Куропатка и птенцы на прогулке.
2) Встреча с лисой.
3) Опасность миновала.
4. Л е к с и к о - о р ф о г р а ф и ч е с к а я р а б о т а.
– Подберите синоним к словам зорко (внимательно), ускользнула (увильнула).
Учитель выписывает на доску слова, в которых, по его мнению, у детей могут возникнуть затруднения в написании. Подбираются проверочные слова.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Написание изложения.
1. З а п и с ь т е к с т а.
2. С а м о п р о в е р к а.
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание:записать пять предложений с существительными третьего склонения во множественном числе.
У р о к 155.
работа над ошибками. падежные окончания
существительных во множественном числе
Цели: развивать орфографическую зоркость, творческое мышление, умение работать над ошибками; учить склонять существительные во множественном числе.
Ход урока