Корень слова. Однокоренные слова
УРОК 1
Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс). Виды речи и их назначение. Речь — отражение культуры человека
Целевые установки: знакомиться с учебником и информацией, содержащейся в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях); понимать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; воспроизводить знания о видах речи и их назначении, о том, что такое хорошая речь; осознавать, что речь есть отражение культуры человека; составлять текст по рисунку; развивать умение оценивать результаты деятельности на уроке.
Ход урока
Знакомство с учебником «Русский язык» (3 класс) авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, состоящим из двух частей. Чтение названия учебника, фамилий авторов учебника. Рассматривание обложки, титульного листа, форзацев учебника, иллюстраций, текстового материала, справочных материалов, оглавления, условных обозначений и др.
Чтение и обсуждение обращения авторов к третьеклассникам (учебник, с. 3).
Ознакомление с пособием для учащихся «Русский язык. Рабочая тетрадь» (3 класс), состоящим из двух частей. Чтение названия пособия, фамилий авторов пособия. Рассматривание обложки, титульного листа, форзацев пособия, иллюстраций, текстового материала, оглавления и др.
Знакомство со шмуцтитулом (учебник, с. 5), названием раздела учебника («Язык и речь») и определение целевой установки изучения раздела «Вспомним, обсудим».
Чтение темы «Наша речь и наш язык» и обсуждение задач урока: «Вспомним, какие виды речи существуют, будем учиться различать виды речи при чтении, составлении ответов на вопросы, составлении текста и пользоваться ими».
Выразительное чтение стихотворения В. Степанова (учебник, упр. 1, с. 6). Выполнение заданий к упражнению. Выяснение значений слова—приветствия здравствуй, словосочетаний к знаниям дорога, праздник сентября.
Воспроизведение знаний о том, что значит определить тему и главную мысль текста (устного или письменного). Списывание любого четверостишия.
Работа над значением и написанием слова праздник.
Воспроизведение знаний о речи, обсуждение (сначала в парах, затем коллективно) вопросов о речи (учебник, упр. 2, с. 6).
Выполнение заданий в «Рабочей тетради» (упр. 2, 3, с. 3).
Чтение пословиц (учебник, упр. 3, с. 7). Обсуждение: «В каких случаях можно употребить данные пословицы?»
Подведение учащихся к следующим выводам:
· речь говорящего должна быть правильной, выразительной;
· по речи можно определить образованность, культуру человека.
Запись любой пословицы по памяти (или выполнение заданий в «Рабочей тетради»: списывание предложения из упр. 1, с. 3). Работа над значением и написанием слова вместе.
Подготовка к составлению текста по рисунку (учебник, упр. 4, с. 7): рассматривание рисунка, определение его темы, обсуждение содержания предстоящего рассказа по рисунку, выделение частей в содержании рассказа, выполнение других заданий упражнения.
Итог урока. Ответ на вопрос: «Какое значение в жизни человека имеет речь?»
Домашнее задание
Выполнить письменное задание учебника: составить по рисунку 3—4 предложения (упр. 4, с. 7).
УРОК 5
Обобщение знаний о видах предложений
Целевые установки: составлять монологическое высказывание на определённую таблицу с использованием схемы, классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации, обосновывать знаки препинания в конце предложений, записывать под диктовку предложения, разные по цели высказывания и интонации, и проверять написанное, развивать интонационные навыки чтения текстов, формировать через содержание текстов такое личностное качество, как трудолюбие, оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
Постановка познавательной задачи урока: «Обобщение знаний о видах предложений по цели высказывания и по интонации». Обсуждение целей урока.
Проверка домашнего задания: заслушивание сообщений на тему «Виды предложений».
Устный комментированный диктант: учитель произносит предложение, ученик определяет его вид по цели высказывания и по интонации, обосновывает знак препинания в конце предложения. Предложения для диктанта: 1) Как хорошо в родном краю! 2) Листья в поле пожелтели. 3) Что растёт в лесу? 4) Не мешайте мне трудиться! 5) Береги нос в большой мороз.
Упражнение в распознавании видов предложений и обосновании выбора знаков препинания в предложениях стихотворения (учебник, упр. 32, с. 23). Чтение стихотворения, определение его темы, выделение предложения, где выражена главная мысль: Тому, кто занят делом, просто некогда скучать. Чтение предложений ещё раз с обоснованием их вида по цели высказывания и по интонации и с обоснованием постановки знаков препинания в конце предложений. Списывание стихотворения и взаимопроверка написанного. Выразительное чтение диалога в этом стихотворении.
Проверочный диктант — устный или письменный (по выбору учителя).
Хорошо осенью в лесу! Деревья надели золотистый наряд. А сколько грибов в лесу! Под сосной вырос душистый рыжик. Под елью в хвоинках белый груздь. Кто это шуршит в траве? Это ёжик. Ребята, учитесь наблюдать за жизнью природы!
Возможные варианты проверки письменной работы: 1) осуществляется коллективно; 2) проверяет учитель, а анализ диктанта проводится на следующем уроке; 3) проводится самопроверка.
Упражнение в выделении предложений в непунктированном тексте (учебник, упр. 33, с. 23), выполнение устных заданий. Выполнений заданий в «Рабочей тетради» (упр. 24, с. 11).
Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Почему в конце предложений могут быть разные знаки препинания? От чего это зависит? Как различить предложения, разные по цели высказывания и по интонации?»
Домашнее задание
Выполнение письменного задания учебника (упр. 33, с. 23).
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (2 ч)
УРОК 1
Словосочетание (общее представление)
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Различать словосочетание и предложение, выделять в предложении словосочетания, устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении, составлять предложения из данных пар слов, оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
Проверка домашнего задания. Проверка выполнения задания из рубрики «Проверь себя» (задание 2, с. 38).
Комментированная запись слов осина, берёза, одуванчик, ромашка, овёс, пшеница. Ответы на вопросы: «Как одним словом можно назвать эти слова? (Растения.) В какие группы можно объединить эти слова?» (Названия деревьев, цветов, хлебных злаков.)
Работа со словарным словом пшеница. Объяснение его значений с помощью текста или рисунка: 1) хлебный злак; 2) зёрна этого злака. Подбор однокоренного прилагательного (пшеничный). Выделение орфограммы: в первом слоге надо запомнить написание гласной е; обращается внимание на чередование согласных в корне: пшениц- — пшенич-.
Чтение темы «Словосочетание», первой познавательной задачи урока «Что такое словосочетание?», обсуждение целей урока.
Наблюдение над составом словосочетания. Запись предложения: В поле созрела густая пшеница. Коллективное выполнение заданий (учебник, упр. 57, с. 35). Выделение и запись словосочетаний:
пшеница (какая?) густая
созрела (г д е?) в поле
Введение термина словосочетание. Определение второй познавательной задачи: «Из чего состоит словосочетание?» Работа с определением: анализ и синтез определения.
Упражнение в развитии умений различать основу предложения и словосочетания, в установлении связи слов в словосочетании при помощи вопросов, находить в словосочетании главное и зависимое слова. Выполнение заданий упражнений учебника:
• упр. 58, с. 36 (коллективная работа). Подведение детей к выводу рубрики «Обратите внимание!»: подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания;
• упр. 59, 60 (коллективная устная работа, письменная — по выбору детей, выполнение любого из данных упражнений).
Обобщение по вопросам: «Что вы узнали о словосочетании? Какое слово в словосочетании является главным, а какое — зависимым? Чему учились, выполняя упражнения? Как устанавливается связь слов в словосочетании?»
Обсуждение решения познавательной задачи. Ответы на вопросы и выполнение задания: «В каком предложении есть словосочетания: в распространённом или нераспространённом? Объясните свой ответ. Как найти словосочетания в распространённом предложении?» Работа в парах: нахождение словосочетаний в предложениях («Рабочая тетрадь», упр. 38, с. 18).
Итог урока. Ответы на вопросы и выполнение задания учителя: «Что узнали о словосочетании на уроке? Расскажите об этом».
Домашнее задание
Выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 39, с. 18, упр. 41, с. 19, письменное задание).
СОСТАВ СЛОВА (47 ч)
В процессе изучения данной темы учащиеся получают первоначальное представление о строении слова, его значащих частях, учатся осмысливать связи между лексическим значением слова и его морфемным составом, овладевают умениями и навыками анализа слов по составу, осознают способы словообразования. Тема имеет огромное значение для сознательного формирования навыков правописания, развития логического мышления, обогащения словарного запаса, воспитания у школьников интереса к слову и умелому употреблению слов в речи.
Первые уроки по теме отводятся воспроизведению в памяти учащихся знаний об однокоренных словах, формированию понятия корень слова, наблюдению над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Однокоренные слова имеют семантическую и структурную общность. Однокоренные слова — это разные слова, так как каждое из них имеет своё лексическое значение, однако они имеют и общее в значении. Общность лексического значения связана со значением, «хранящимся» в корне однокоренных слов. Так, общность лексического значения слов лес, лесник, лесной связана со значением корня -лес- (большая площадь земли, заросшая деревьями). Необходимо исключить возможность смешения форм одного и того же слова (сосна, сосны, сосной) с однокоренными словами (сосна, сосняк, сосновый), а также предупредить ошибку смешения с однокоренными словами синонимов (лес, бор, чаща) и слов, имеющих омонимичные корни (горе, горевать, горный).
Знакомясь с понятием корень слова, учащиеся осознают, что это главная значащая часть слова (в ней заключено общее значение всех однокоренных слов). Учащиеся проводят наблюдения над словами с чередующимися согласными звуками в корне (друг — друзья — дружба), знакомятся со сложными словами. Школьники учатся находить корень в слове, подбирать слова с определённым корнем, наблюдают над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
При ознакомлении школьников с понятием окончание слова следует обратить внимание на формальный (изменяемая часть слова) и синтаксический (служит для связи слов в словосочетании и предложении) признаки окончания. Обращается внимание на то, что при изменении слова его лексическое значение остаётся прежним, а изменяется форма слова, что окончание может быть выразителем определённого грамматического значения в слове. Так, в слове парта окончание -а является выразителем формы единственного числа имени существительного женского рода, а в слове парты окончание -ы является выразителем множественного числа этого же имени существительного.
Предметом внимания учащихся при ознакомлении с понятиями приставка и суффикс являются их словообразовательная функция (служат для образования новых слов) и место в слове по отношению к корню (приставка стоит перед корнем, суффикс — после корня). Учитель знакомит учащихся с наиболее употребительными в детской речи приставками и суффиксами, обращает внимание детей на значение, привносимое в слово определённым суффиксом или определённой приставкой, на правописание данных значащих частей слова.
Учащиеся получают знания и об основе слова, её значении, способе выделения и обозначения её в слове.
Учащиеся упражняются в анализе прозрачных по составу слов и в словообразовании. Они знакомятся со «Словообразовательным словарём». Учитель может использовать материалы форзаца учебника при проведении повторительно-обобщающего урока по данной теме.
КОРЕНЬ СЛОВА (3 ч)
УРОК 1
Корень слова. Однокоренные слова
Целевые установки: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; формулировать определения однокоренных слов и корня слова; различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов; осуществлять последовательность действий при выделении в слове корня; работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове; оценивать результаты своей деятельности.
Ход урока
Знакомство со шмуцтитулом «Состав слова» (учебник, с. 73): чтение названия раздела, рассматривание схемы, где даны части слова, чтение названий частей слова и нахождение их на рисунке в слове подснежники, определение, чему будем учиться при изучении данного раздела и с какой частью слова уже знакомы.
Чтение темы «Корень слова», познавательной задачи урока: «Что такое корень слова?» (учебник, с. 74). Обсуждение целей урока.
Уточнение представлений об однокоренных словах и их признаках: 1) имеют общую часть с одним и тем же значением; 2) близки по значению, однако это разные слова, так как каждое из них имеет своё лексическое значение.
Наблюдение над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Выполнение заданий (учебник, упр. 130, с. 74). Чтение рубрики «Вспомните!». Подбор примеров однокоренных слов (учебник, с. 74).
Уточнение представлений о понятии корень слова, его признаках. Выполнение заданий (учебник, упр. 131, с. 74).
Работа с определением корня. Обобщение: «Почему корень — главная значимая часть слова?» Формулирование учащимися определение корня.
Упражнение в распознавании групп однокоренных слов и выделении в них корня (учебник, упр. 132, с. 75). Обобщение: 1) однокоренные слова могут быть одной частью речи (масло, маслице) и разными частями речи (масло, масляный, маслить); 2) корень в родственных (однокоренных) словах пишется одинаково (за исключением корней с чередующимися гласными и согласными в корне).
Обсуждение алгоритма определения корня в слове «Как найти в слове корень?» (учебник, с. 75). Выделение последовательности действий при определении корня в слове (определить значение слова, подобрать к нему однокоренные слова, выделить в них общую часть, которая и будет корнем слова).
Выполнение заданий (учебник, упр. 133, с. 75). Работа со словарём «Однокоренные слова» в учебнике (с. 149).
Упражнение в определении значения однокоренных слов с помощью подбора однокоренного слова (модельер — тот, кто изготовляет модели одежды; языковед — учёный по языковедению (науке о языке) и др.).
Итог урока. Ответы на вопросы учителя: «Какие слова называют однокоренными? Почему корень — главная значимая часть слова? Как найти корень в слове? Что надо знать о написании корня в однокоренных словах?»
Домашнее задание
Выполнить задания в «Рабочей тетради» (упр. 98, 99, с. 41).
УРОК 2