Формы слова Однокоренные слова

2) Работа в парах. Сравните морфемные модели. Чем отличаются основы этих слов?

Формы слова Однокоренные слова - student2.ru Найдите слова по данным морфемным моделям, запишите их и выделите в них основы и морфемы. ^

Формы слова Однокоренные слова - student2.ru ^ ть ^ ^ ть ся

**№ 66. Обс Работа в паре. 1) Во всех словах каждой группы, кроме одного, есть морфема, которая пишется одинаково. Проведите обсуждение ваших предположений об этой морфеме и «лишнем» слове.

1. Переполниться, переплыть, перелезть, перетрудиться, переварить, перебросить, перескочить, переохлаждение, передовой, переправа, перенаселённый.

2. Подосиновик, подкрасить, подсветка, подарочный, подводный, подновить, подножный, подлокотник, подкормка, поднырнуть, подмокнуть.

2) Найденные вами морфемы пишутся одинаково, но имеют разное значение. Определите их значение и распределите слова каждой группы по столбикам в зависимости от значения повторяющейся морфемы.

Варианты морфем

· Прочитайте. Приведите свои примеры вариантов корней, суффиксов и приставок.

Сравним формы слова: лев – льва, льву, львы : основа слова включает только корень. Во всех падежных формах значение корня одинаково: «крупный хищник семейства кошачьих». Но звуковой состав морфемы неодинаков. В форме именительного падежа корень левпишется с буквой е,котораяобозначаетударный гласный [э]. В остальных формах в корне льв- нет гласного звука.

Значит, один и тот же корень представлен в двух вариантах: лев – льв.В формах существительногосон, сна, снутакже используются два варианта корня: сон – сн.В вариантах этих корней гласные звуки [о] и [э] меняются, или чередуются с нулем звука.

В русском языке при образовании форм слов, а также новых слов корни, приставки и суффиксы часто образуют варианты. В них могут чередоваться и гласные, и согласные звуки: клан-яться – по-клон(а//о), ход-ить – хож-у (д//ж), удал-ец – удаль-ц-а (е // нуль звука), друж-ок – друж-оч-ек (к//ч), собран – сбор (о // нуль звука).

Учитывать разные варианты морфем необходимо для правильной записи слов. Так, нужно писать излагать, но изложить, собирать, но соберу, расправить, но разбить. Правила написания таких слов изучает орфография.

(выделить красным и синим цветом буквы)

Рис. со с. 83 оставить 9 корешков с буквами

г// ж х//ш г//з з//ж с//ш к//ч д//ж о//а и//е е//и

№ 68. Обс. 1) Рассмотрите схему. Как вы думаете, в какой части слова показаны чередования букв на этой схеме? Подберите к ней примеры из таблицы.

Примеры чередований Пишутся буквы
друг — дружить — друзья г // ж // з
пух — пушистый х // ш
сказать — скажу з // ж
ловить — ловлю в // вл
сыпать — сыплю п // пл
рука — ручка; печь — пеку к // ч
писать — пишу с // ш
сидеть — сижу д // ж
спор — оспаривать о // а
собирать — соберу и // е
сел — сидит е // и


2) Выпишите из таблицы сначала пары слов с чередованием при из­менении слова, затем пары слов с чередова­нием при образовании новых слов. Подчерк­ните чередующиеся буквы.

№ 69.Обс. Образуйте имена прилагательные от данных слов по модели. Почему эти слова поделены на две группы?

Формы слова Однокоренные слова - student2.ru ^

н  1) весна, песня, окно, дно

2) осень, пена, камень, сено

№ 70. Спишите пары слов. Выделите в них основу и обозначьте варианты корней. Укажите чередующиеся гласные буквы.

Образец: везу — возишь (е // о).

Бросать — выбрасывать, посылать — посол, сохнуть — засыхать, нести — носить, вдох — дыхание, звенеть — звонить, загорать — загар, заря — зори, водить — веду.

№ 71. Какие три пары слов можно подобрать среди этих слов? Укажите в них морфемы, которые имею разные варианты.

подождать, бесправие, содрать, поджидать, сдирать, бездельник

№ 72. Спишите слова. Обозначьте варианты корней, укажите чередующиеся согласные.

Образец: водить — вожу — вождение (д//ж // жд).

Подруга — дружный — друзья, кричать — крик, восклицать — кликнуть — клич, светить — свеча — освещение, грести — гребёт — гребля, засыпаю — сплю, писать — пишу, круг — кружок, воздух — воздушный, сказать — скажу, блеск — блестеть — блещу.

№ 73.1) Прочитайте. Найдите в выделенных словах корни. Различаются ли они по звучанию? По значению? Можно ли назвать эти слова однокоренными?

Если с другом вышел в путь,

Веселей дорога.

Без друзей меня чуть-чуть,

А с друзьями много.

(М. Танич)

Крепко-накрепко дружить,

С детства дружбой дорожить

Учат в школе, учат в школе, учат в школе!

(М. Пляцковский)

2) Являются ли однокоренными слова дорога и дорожить? Объясните почему.

№ 74. Обозначьте в словах корни с чередующи­мися согласными.

Блеснуть — блестеть; плеснуть — плеск; лестница — лесенка.

№. 75. 1) Спишите слова. Выделите основу, обозначьте все некорневые морфемы.

^ ^ ^

Образец: весёл-еньк-ий, пере-дум-а-ть.

1. Абрикосовый, дедушка, ученичество, землетрясение, скупой, записаться.

2. Бессмертие, утка, старенький, стрельбище, выспаться, гололедица.

3. Розоватый, переселиться, окно, черноглазый, закрытый, завистливый,

2) Какая часть слова передаёт его лексическое значение? Какие морфемы выражают значение форм слова, то есть его грамматическое значение?

№. 76. 1) Прочитайте. Выпишите слова с пропущенными буквами. Обозначьте морфемы, в которых пропущены буквы.

Водоросли, водоросли! Рис.

До леса вы не д…росли —

Игрушечный л…сочек

Среди к…мней и кочек.

Малёк серебряный блеснёт,

Как реактивный с…молёт.

(М. Вехова)

2) Выпишите из текста слова, морфемный состав которых соответствует схемам:

∩ □ ∩⌂□ ∩ □

№ 77. Выск. 1) Расскажите о морфемах, используя данную таблицу.

Морфемы – значимые части слов:
образуют новые слова: образуют формы слов:
Формы слова Однокоренные слова - student2.ru 1. корень (обязательная морфема) 2. приставка(стоит перед корнем) 3. ^ суффикс(стоит после корня) 1.  окончания(числа, падежа, рода, лица) 2. ^ суффикспрош. вр.-л- 3. ^суффиксыинфинитива -ть/-ти/-сти
Выражают лексическое значение. Составляют основу слова Выражаютграмматическоезначение. Не входят в основу слова

Наши рекомендации