Состав слова. корень слова и аффиксы

Состав слова — это сочетание его значимых час­тей (морфем). Например, слово подземный состоит из четырех морфем: корня -зем-, приставки под-, суф­фикса -н-, окончания -ый.

Морфема (от греч. morphe— форма) — наимень­шая значимая часть слова. Среди морфем выделя­ются корни и аффиксы.

Корень(корневая морфема) — это обязательная часть слова, в которой заключается основной эле­мент его лексического значения. Слова с одинаковым корнем, но с разным лексическим значением назы­ваются однокоренными: дом, домашний, надомный, бездомный, домой.

Однокоренные слова необходимо отличать от форм одного и того же слова, которые имеют одно и то же лексическое значение и образуются при словоизменении (например, при изменении существи­тельного по числам и падежам, глагола — по лицам, числам, временам и т. п.). Так, писать, письмо, пись­менный, написав — однокоренные слова, так как они имеют разное лексическое значение. Написан, напишу, написанный, написав, написал — формы одного и того же слова «написать», здесь изменились только окончания и формообразующие суффиксы.

В корне слова может происходить чередова­ние звуков, т. е. закономерная замена одного звука другим в разных формах одного и того же сло­ва либо в родственных словах.

В корне слова могут чередоваться:

1) гласные:выберу — выбирать (е//и), загар – загореть (а // о), высохнуть высыхать (о//ы);

2) гласные с нулем звука («беглый» гласный): сон — сна (о//о), день — дня (е// о);

3) согласные: друг— дружить — друзья (г//ж//з), писать — пишу (с//ш), скука – скучать (к//ч);

4) согласные с сочетаниями согласных: доска – дощечка — досточка (ск//щ//ст), водитель – вождение (д//жд), лепить – леплю (п//пл), любить — влюбленный (б//бл);

5) гласный с сочетанием гласного и согласного: пожать — пожимать (а//им), примять — при­минать (я//ин), бить – бой (и//ой) и т. д.

Корень может состоять и из одного звука: пошла. В сложном слове несколько корней: газосварщик, атомоход.

Необходимо различать омонимичные корни, т. е. такие, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение, например: вода, водяной, водичка –водить, водитель.

Остальные морфемы: приставка, суффикс, окон­чание, постфикс, интерфикс — называются аффик­сами. Аффиксы (от лат. affixus – прикреплен­ный) — это служебные морфемы, которые группиру­ются вокруг корня, несут в слове дополнительное значение и служат для образования слов, форм сло­ва или соединения морфем.

АФФИКСАЛЬНЫЕ МОРФЕМЫ

Приставка (или префикс, от лат.рrаеfiхит — прикрепленный перед чем-либо) – это значимая часть слова, стоящая перед корнем или перед дру­гой приставкой и служащая для образования однокоренных слов: открыть, призадуматься.

Приставка обычно находится в начале слова, но в сложных словах она может быть и в середине: зернопогрузчик, густонаселенный.

Чаще всего приставки присоединяются к словам, обозначающим действия и признаки. При этом к основному значению слова добавляется определен­ный оттенок значения. Например, глаголы уехать, въехать, заехать, выехать, отъехать обозначают то же основное действие, что и глагол ехать, добав­ляя указание на направление движения, уточняя ха­рактер протекания действия и т. д.

Суффикс (от лат. suffixus — прикрепленный) — значимая часть слова, расположенная после корня или после другого суффикса и служащая для обра­зования форм данного слова или однокоренных слов. Суффикс присоединяется только к производящей основе: кожа – кожаный, лев– львица.

Различают формообразующие и словообразова­тельные суффиксы.

Формообразующие суффиксы служат для образо­вания грамматических форм данного слова и не входят в основу. Формообразующими суффиксами являются:

1) суффиксы -ть, -тинеопределенной формы гла­гола: писать, плести;

2) суффикс -л- (либо нулевой суффикс) прошедше­го времени глагола: писал, плела, нес0;

3) суффикс -и- (либо нулевой суффикс) 2-го лица повелительного наклонения глагола: жди,несите, сядь0;

4) суффиксы особой формы глагола — причастия (-ащ-, -ящ-, -ущ-,-ющ-, -вш-, -ш-, -им-, -ем-, -нн-(-н-), -енн-, -т-): бегущий, опоздавший, подписанный, умытый;

5) суффиксы особой формы глагола — дееприча­стия (-а, -я, -в, -вши, -ши): обозначая, выступив, настроившись;

6) суффиксы степеней сравнения имен прилага­тельных и наречий (-ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-): добрее, короче, величайший, богатейший.

Словообразовательные суффиксы служат для об­разования однокоренных слов: учитель – учитель­ница, роса – росистый.

Словообразовательные суффиксы могут быть как материально выраженными, так и нулевыми. Нуле­вые словообразовательные суффиксы выделяются, например, в словах типа зелень0(от зеленый; срав­ните: краснота – красный), бег0(от бежать; срав­ните: плавани[йэ] – плавать), безрог0ий (от рог; сравните: безошибочный – ошибка) и др., когда про­изводное слово является иной частью речи по срав­нению с производящим.

Суффиксы могут иметь самые различные значе­ния. Например, суффиксы -еньк-, -икобычно имеют уменьшительно-ласкательное значение (реченька, домик); суффикс - ниц- –значение лица женского по­ла (воспитательница, домработница), суффикс - ну- значение однократности действия (прыгнуть, хлопнуть) и т. д. Некоторые суффиксы образуют разговорные слова-синонимы к нейтральным произ­водящим словам: табурет – табуретка, рыба– ры­бина и т. д.

Постфикс(от лат. post – после, fixus— прикре­пленный) — значимая часть слова, находящаяся по­сле формообразующих суффиксов или окончания.

Для образования слов используются следующие постфиксы:

1) возвратный глагольный постфикс -ся (-сь): умывать – умываться, завести –завестись;

2) постфиксы -то, -либо, -нибудь неопределенных местоимений: кто-то, кто-либо, что-нибудь.

Примечание.

1. Некоторые ученые называют постфиксами и -то,-либо, -нибудь в наречиях: где-то, как-нибудь.

Интерфикс (от лат. inter – между, fixus– при­крепленный) — аффикс, который соединяет части сложных слов.

Интерфиксы — это так называемые соединитель­ные гласные в сложных словах: голубоглазый, пы­ленепроницаемый, нефтедобывающий. В отличие от других морфем, интерфиксы не имеют определенно­го значения, а служат только для объединения кор­ней или корня и целого слова в единое слово.

В сложных порядковых числительных, а такжеесли начальные части сложных существительных и прилагательных образованы от числительного, в ро­ли интерфикса выступают окончания родительного падежа: шестидесятый, двухлетний, пятидеся­тидневный, двадцатилетие.

В сложных количественных числительных интер­фиксов нет, здесь два окончания, так как изменяют­ся обе части: пятидесяти, пятьюдесятью.

Окончание— изменяемая часть слова, служащая для связи слов в словосочетании и предложении и выражения грамматических значений слова: песня, песню, песней; ходишь, ходим, ходят.

Окончание выделяется только в изменяемых сло­вах. Чаще всего оно оформляется каким-либо звуком или звуками: книга, красивый, пришла. Но в ряде слу­чаев окончание звуком не обозначено. Такое оконча­ние называется нулевым: стол0, уехал0, лисий0.

У сложных количественных числительных и не­которых сложных существительных два окончания: семидесяти, дивана-кровати.

Для того чтобы найти окончание, нужно проскло­нять или проспрягать слово: конфта, конфеты, конфетам, конфет0; люблю, любишь, любит, любим.

Нет окончаний:

1) в наречиях: далеко, здесь;

2) в инфинитиве: написать, нести;

3) в деепричастиях: написав, неся;

4) в неизменяемых существительных и прилага­тельных: такси, бюро, индиго, хаки:,

5) в форме простой сравнительной степени:сильнее, тише.

Окончания выражают различные граммати­ческие значения: рода, числа и падежа – у существительных, прилагательных, причастий, по­рядковых числительных (яблоку— существительное среднего рода в форме единственного числа, датель­ного падежа; красивая— прилагательное в форме женского рода, единственного числа, именительно­го падежа); лица и числа — у глаголов в форме на­стоящего и простого будущего времени (несет– гла­гол в форме 3 лица единственного числа) и т. д.

Окончания и формообразующие суффиксы явля­ются формообразующими морфемами.

ОСНОВА СЛОВА

Основа слова — это часть слова, выражающая его лексическое значение. В основу не включаются окон­чания и формообразующие суффиксы: поле, удиви­тельный, создавал, рисующий.

Основа может быть прерывистой, т. е. расчле­няться окончаниями и формообразующими суф­фиксами: радуешься, какой-нибудь, обидеться, улыбаясь, разбежалась.

Основы бывают непроизводные и производные. Непроизводная основа состоит только из корня: дым,синий. В состав производной основы, кроме корня, входят и словообразовательные аффиксы: пушистый, пятнышко, межзональный.

Необходимо быть внимательным при выделении основы в словах с конечными гласными я, е, ё, ю, стоящими после других гласных или после мягкого знака, поскольку в словах типа делегация, пение, ру­жьё конечные гласные обозначают два звука, один из которых относится к основе, а другой – к окон­чанию: делегаци[йа], пениэ], ружьо], (срав­ните: делегаци[йу], пени[йа], ружь[йа]. В сло­воформах типа делегацийо, ружейо(родительный падеж множественного числа) окончание нулевое, а основа предстает в полном виде.

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ РУССКОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

СПОСОБЫ МОРФЕМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

Способы словообразования устанавливаются в за­висимости от того, какие средства используются для образования производных слов.

Ведущим способом русского словообразования яв­ляется морфемный.

В зависимости от того, какие морфемы и как ис­пользуются для образования слова, выделяются следующие основные способы морфемного словообразования:

1. Приставочный – образование слова при помо­щи приставки: переписать – писать, сверхпроч­ный – прочный.

2. Суффиксальный – образование слова при по­мощи суффикса: картофельный – картофель, грибник– гриб.

Разновидностью суффиксального способа явля­ется нулевая суффиксация: синьосиний, насыпьонасыпать, четвертьочетвертый.

Примечание.Часто способ образования при помощи нулевого суффикса называют либо бессуффиксным, либо безаффиксным.

3. Постфиксальный– образование слова при помощи постфикса: расчесываться–расчесывать, кто-либо–кто.

4. Приставочно-суффиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и суффикса: проглотить – глотать, пододеяльник – одеяло.

5. Приставочно-постфиксальный – образование слова при помощи одновременного присоединения приставки и постфикса: вдуматься–думать, выспаться – спать.

6. Суффиксально-постфиксальный – образова­ние слова при помощи одновременного присоедине­ния суффикса и постфикса: резвиться– резвый, холмиться– холм.

7. Приставочно-суффиксально-постфиксальный — образование слова при помощи одновре­менного присоединения приставки, суффикса и постфикса: прицениться–цена, расщедриться– щедрый.

Примечание.Приставочно-постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, приставочно-суффиксально-постфиксальный способы словообразования характерны только для глаголов.

8. Сложение – образование слова в результате объединения двух или более полных основ при по­мощи интерфиксов либо без них: лесостепь – лес + степь, диван-кровать – диван + кровать.

Путем сложения образуются сложные слова: во­доустойчивый, плащ-палатка, юго-восток.

9. Сложение сокращенных основ (аббревиа­ция) – образование слова в результате сложения:
а) нескольких сокращенных основ: завуч – заведую­щий учебной частью;

б) сокращенной основы с це­лым словом: турпоход – туристический поход.

Сложносокращенные слова также называются аббревиатурами (от лат. abreviare— сокра­щенно излагать).

Аббревиатуры бывают (основные виды):

а) слоговые– состоящие из начальных слогов (частей) слов: профком – профсоюзный комитет;

б) слого-словные – состоящие из начальной части одного слова и целого другого слова: агитпункт –агитационный пункт;

в) буквенные – состоящие из названий началь­ных букв: БГУ [бэ-гэ-у] – Белорусский государст­венный университет;

г) звуковые – состоящие из начальных звуков ка­ждого слова: вуз – высшее учебное заведение.

Аббревиация характерна только для имен суще­ствительных.

Примечание.Некоторые ученые называют аббревиа­турами только слова, состоящие из названий начальных букв или из начальных звуков: БГУ, ООН, МАЗ и т. п.

10. Сложно-суффиксальный – образование сло­ва путем сложения с одновременным присоединени­ем суффикса: ширококостный–широкий+ кость,скороварка – скоро + варить.

Необходимо помнить, что при словообразовании могут происходить различные явления, например:

а) чередование звуков: глушить –глухой (ш // х), продукци[йа] - продукт (ц // т);

б) усечение основы: дальодалёкий, глубина – глубокий, самбист«- самбо,снижени[йэ] – снизить;

в) наложение морфем (полное либо частичное), имеющих одинаковые звуки:Минск + -ск- – минский (полное наложение суффикса -ск-),такси + -ист–таксист (частичное наложение суффикса -ист-), пальто + -ов- – пальтовый и т. д.

МОРФОЛОГО-СИНТАКСИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

Морфолого-синтаксический способ словообразо­вания – это образование слов путем перехода из од­ной части речи в другую, например: (хорошая) сто­ловая (имя существительное) – столовая (ложка) (имя прилагательное), вокруг (дома) (предлог) – (по­смотреть) вокруг (наречие).

Принадлежность такого слова к той или иной час­ти речи можно определить только в контексте (сло­восочетании, предложении): столовая ложка (прилаг.) – пообедать в столовой(существ.), благода­ря за помощь друзей (дееприч.) – благодаря помо­щи друзей (предлог).

В современном русском языке морфолого-синтаксическим способом наиболее активно образуются су­ществительные. Переход разных частей речи в име­на существительные называется субстанти­вацией (от лат. substantivum— имя существи­тельное): будущее время глагола — наше будущее, детская комната — светлая детская.

Наши рекомендации