Правописание безударных гласных в корне слова. Прочитайте, найдите в каждом слове с пропу­щенными буквами корень и определите лексическое значение этого слова

Упражнение 1

Прочитайте, найдите в каждом слове с пропу­щенными буквами корень и определите лексическое значение этого слова. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя уда­рение и указывая в скобках проверочные слова.

I. Св…зать - связать (свяжет, связка), ук…рять (в чем-либо), пок…рать (за что-либо), пок…рить (кого-либо), разг…дать (замысел), пригодиться (для заня­тий), (выразить) сож…ление, др…жать (от холода), др…знить (кого-то), (сильное) потр…сение, (рано) созр…вать, сост…влять (план), зап…вать (лекарство), ув…дать (от холода), пов…дать (дру­га), перед…вать (привет).

II. Охр…нять (склад), (опытный) вр…тарь, св…ротить (с дороги), сокр…тить (путь), (опустить) гол…ву, воз­гл…влять (колонну), (сильное) гол…вокружение, (гром­кие) возгл…сы.

Упражнение 2

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, рас­ставляя в этих словах ударение и указывая в скобках проверочное слово. К выделенным словам подберите синонимы.

Насл…ждаться музыкой, неув…даемая красота, уд…­вительный случай, обог…тить речь, потр…сающее зре-лище, вопл…тить в жизнь, опл…тить расходы, благосл…- вить на подвиг, благосл…венный край, просл…влять про­стых людей, сдержать об…щание, увл…кательная экскур­сия, зн…менательная дата, пл…нительный образ, оч…ро­вать зрителей, б…чевать пороки, разв…вающиеся зн…ме­на, разв…вающиеся страны.

Упражнение 3

Прочитайте, вспомните, с какими эпизодами и персонажами романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» связаны приведенные цитаты. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания.

I.Отступник бурных наслаждений, Онегин дома за-­
перся, з…вая, за перо взялся. 2. Два дня ему казались
новы уед…ненные поля. 3. Один среди своих владений
чтоб только время проводить сп…рва задумал наш Ев­-
гений порядок новый учредить, 4. Ярем он барщины
старинной оброком легким зам…нил и раб судьбу благо-
сл…вил. 5. Все дружбу прекратили с ним. 6. Увы Татьяна
ув…дает бл…днеет гаснет и молчит. 7. Впервые именем
таким страницы нежные романа мы своевольно осв…тим. 8. В тоске безумных сож…лений к ее ногам упал Евге­ний (А. С. Пушкин.).

Упражнение 4

Перепишите данные группы слов, расставляя ударение, вставляя пропущенные безударные гласные и подчеркивая их. Составьте словосочетания с одним из слов каждой группы.

1.Сентиментализм - с…нт…ментальный, с…нт…менталист. 2. Романтизм - р…мантический, р…мантик. 3. Конфликт - конфликтный, конфликтовать. 4. Тра­диция - традиционный, традиционность. 5. Теория - т…оретнк, теоретический, т…opетизировать. б. Агита-ция - агитатор, аг…тировать. 7. Аплодисменты - апло­дировать. 8. Капитуляция - капитулировать.

Упражнение 5

От данных слов образуйте существительные, обозначающие названия лиц. Составьте с этими существительными словосочетания и запишите, подчеркивая выделенные безударные гласные.

Образец:

Адрес - адресат; доставать письмо адресату.

Оптимизм - ..., пессимизм - ..., пропаганда - ..., агитация - …, фанатизм - ..., антагонизм - ..., са­тира - ..., энтузиазм - …, патриотизм - ..., стипен­дия - ..., инициатива - ...

Упражнение 6

Перепишите, разделяя слова черточками для переноса. Подчеркните выделенные гласные. Укажите лексические значения данных слов (устно).

I. Авангард - аван-гард, аллея - ал-лея, альма-­
нах, бастион, вакансия, гениальный, дифирамб, еретик,
желать, завет, идеология, истина, компонент, легендар­ный, манифест, негативный, обелиск, палитра, ревизия.

II. Салон, тормоз, уникальный, фрагмент, харак­терный, цивилизация, чеканка, шедевр, щепетильный,
эвакуация, юбилей, ярмарка, якорь.

Упражнение 7

Запоминанию слова поможет знание его эти­мологии (происхождения). Прочитайте данные слова, укажите их современное значение (в скобках приводится этимология). Составь­те с ними словосочетания и запишите их.

аромат (греч. aroma - душистое вещество)

багровый (старосл. багръ - красный цвет)

ветеран (лат. vetus - старый)

иждивение (старосл. иждити - истратить, про­жить)

коварный (старосл. коварь - кузнец)

лауреат (лат. Laureatus - увенчанный лаврами)

обаяние (древнерус. обаяти - заговорить, обворо­жить словами)

полемика (греч. polemikos - враждебный, воинст­венный)

сигнал (лат. signum - знак)

цигейка (нем. Ziege - коза)

Примечание: Справки об этимологии слов можно получить в «Словаре иностранных слов», а также в «Кратком этимологическом словаре русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова, Т.В. Шанской.

Упражнение 8

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. При сомнении в написании слов с непроверяемыми гласными обращайтесь к орфографическому словарю. Сформулируйте кратко основные мысли этого текста (устно).

«Онегин» есть самое задушевное произв…дение Пуш­кина самое любимое дитя его ф…нтазии и можно ука­зать слишком на немногие творения в которых личность поэта отразилась бы с т…кою п…лнотою светло и ясно как отразилась в «Онегине» личность Пушкина...

Прежде всего в «Онегине» мы видим п…этически воспроизв…денную к…ртину русского общества, взятого в одном из инт…реснейших м…ментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть п…эма ист…рическая в полном смысле слова хотя в ч…сле ее г…роев нет ни одного исторического л…ца...

«Онегин» в высшей степ…ни оригинальное и н…цио-нально-русское произв…дение. Вместе с совр…менным ему гениальным творением Грибоедова «Горе от ума» стихотворный р…ман Пушкина положил прочное осно­вание новой русской п…эзии новой русской литературе. (В. Г. Белинский).

Упражнение 9

Прочитайте и установите, какие буквы пропу­щены, проверьте по орфографическому словарю. Составьте с данными словами словосочетания и запишите их.

Адм…нистративный, л…коничный, вопл…щать, погл…тить, впеч…тление, в…реница, декл…рировать, паф…с, пр…емственность, неот…емл…мый, т...риториальный, суб…ективный, пр…творение, ф…нтастический.

Упражнение 10

Прочитайте и установите, какие буквы пропущены, проверьте по орфографическому словарю. Составьте с данными словами словосочетания изапишите их.

Предш...ственник, уч…ствовать, больш…нство, болшеви…кий, к…нфликт, ор…гинальный, об…тание, полем…ка, д…скуссия, ант…гонизм, гум…низация.

Упражнение 11

Прочитайте и укажите, какие буквы пропущены, проверьте по орфографическому словарю. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Ант…гонизм, ан…логия, бор…щийся, гума…ный, ин-те…лигенция, ист…ный, миров…зрение, незыбл…мый, опт…мистический, пес…мистический, проп…ганда, про-кл…мация, ровес…ик, свер…ник, труж…ник, уч…ствовать, ч…ствовать.

Упражнение 12

Прочитайте и укажите, какие буквы пропущены. Проверьте по орфографическому словарю. Перепишите слова, встав­ляя пропущенные буквы и подбирая к каждому по одному род­ственному слову.

Аг…тационный, ант…гонистический, к…нфликтный, к…мпрометация, к…нстатация, ал…горический, эл…гиче­ский, контр…банда, из…ян, интел…генция, иде…логи­ческий, гум…нист, прив…легированный, пес…мисти­ческий, м…нументальный, им…тировать, кульм…национ­ный.

Наши рекомендации