Требования ГОС к изучению дисциплины

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

СОЦИОЛОГИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Квалификация (степени) выпускника

Бакалавр

Тверь 2011

Фомина Т.Ю.

Социология: учебно-методический комплекс по социологии. – ТФ МГЭИ, 2011. 56 с.

Рекомендован к публикации научно-методическим советом Тверского филиала МГЭИ (протокол № 1 от 05.09.2011)

Предназначен для студентов всех форм обучения по направлениям бакалавриата: 030900 Юриспруденция, 080200 Менеджмент , 080100 Экономика, 030300 Психология.

Требования ГОС к изучению дисциплины

1. Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Социология» относится к первому циклу учебного плана подготовки по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» и преподается студентам в 1-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа).

Освоение социологии основывается на знаниях, приобретенных при изучении философии, истории, логики, политологии, правоведения и др. Социологическое знание может быть использовано в учебных курсах «Организационное поведение», «Деловое общение», «Управление кадровой политики», «Эффективный менеджмент», «Управление персоналом» и др.

Цель освоения дисциплины– познание общественных законов и закономерностей. Для этого необходимо: формировать прочные знания об обществе, его структуре и элементах, о поведении людей, социальных групп и общностей в обществе; усвоить и адекватно применять понятийный аппарат; изучить процессы и отношения, существующие в современном обществе; способствовать формированию знаний о своем месте в обществе и значении своей профессиональной деятельности; выработать способность применять социологические знания в профессиональной и личной жизни; повысить общекультурный уровень; показать роль человеческого фактора в развитии общественных процессов; научить адекватно реагировать на изменения, происходящие в обществе, на основе принципов креативного мышления; сформировать мировоззренческие установки, ценностные ориентиры и гуманистические цели будущих специалистов; научить основам проведения конкретных социологических исследований.

Основные задачи курса: формирование социально ориентированного мышления и социологической культуры; освоение культуры мышления и культуры социального поведения, усвоение моральных норм и институциональных правил; умение использовать социологическое знание для анализа конкретных ситуаций и прогнозирования возможного развития событий; обретение навыков научной работы и развитие на этой основе творческого мышления; формирование позитивных установок в отношениях с людьми; анализировать и оценивать явления и процессы современной общественной жизни.

Программа курса состоит из 4 разделов, включает 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и семинарских занятий. По данной дисциплине практических занятий не предусмотрено.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: объект, предмет и метод социологии, культура, личность и общество, социальные институты, динамика современного общества.

На семинарских занятиях рассматриваются наиболее важные разделы и сложные для понимания студентов темы: социология как наука, общество как целостная система, культура, личность и общество, социальные взаимодействия, социальные организации и социальные институты, социодинамика современного общества, социальная стратификация и социальная мобильность, мировая система и мировые процессы, проверяются знания студентов с целью стимулирования сознательного и активного изучения программного материала.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы: основные точки зрения на предмет социологии, различие понятий «общество» – «страна» – «государство», виды культуры, влияние культуры на социальные и экономические отношения, соотношение биологического и социального в человеке, особенности трудовой социализации, М. Вебер о видах социальных действий, социальная среда, Н. Эллиас,
Э. Гид­денс, П. Штомпка о развитии общества, модернизация как особая форма социальных изменений, основные теории расслоения общества, значение социальной мобильности в принятии управленческих решений, сущность и содержание основных мировых процессов, основные тенденции развития России.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.

Требования к результатам освоения дисциплины.В результате освоения курса выпускники направлений подготовки «Экономика» и «Менеджмент» должны:

знать основные закономерности развития общества и мышления;

уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;

владеть навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыками целостного подхода к анализу проблем общества, навыками научной речи, организационно-управленческими навыками в профессиональной и социальной деятельности; нормами взаимодействия и сотрудничества; толерантностью, социальной мобильностью.

Процесс изучения дисциплины «Социология» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Экономика» следующих компетенций(согласно ФГОС ВПО):

-владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

-способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

-способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

-способность критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);

-способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9).

Процесс изучения дисциплины «Социология» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Менеджмент» и «Экономика»следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО):

1. способность занимать активную гражданскую позицию (ОК-3)

2. способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

3. владение культурой мышления, способностью к анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

4. способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

5. способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13).

Требования к результатам освоения дисциплины.В результате освоения курса выпускники по направлению подготовки «Психология» должны:

иметь представление об основных элементах общества и сферах общественной жизни;

знатьосновные понятия, законы и направления развития социологии, этические аспекты профессиональной деятельности; структуру общества, её основные элементы, связи и отношения между ними; роль и значение культуры, в том числе социологической, в жизни общества; нормы и правила общежития; специфику коммуникативных процессов и виды коммуникаций; теоретические концепции социального поведения и его детерминацию; основные социальные институты общества, их сущность и роль в жизни общества; структуру организаций, их основные цели и задачи; причины и факторы социального расслоения общества; сущность социальной мобильности и ее социальное значение; теории управления организациями, уровни механизмы и виды управления; виды социальных изменений, сущность и механизмы модернизации; место и роль управления в процессе социальных изменений.

уметь анализировать и оценивать социально-эконо­мическую и политическую информацию; использовать социологические знания при осуществлении профессиональной деятельности; анализировать общественные явления; выявлять связи и отношения между ними; выстраивать отношения в коммуникативном процессе, учитывая специфику конкретного управленческого решения; применять правила и нормы культуры адекватно ситуационному положению; выделять ценностные приоритеты в профессиональной деятельности; формулировать задачи организации, исходя из потребностей общества; определять мобильность кадрового состава организации; определять факторы социальных изменений и пути модернизации организации.

владеть навыками взаимодействия и общения; организационно-управленческими навыками в профессиональной и социальной деятельности; нормами взаимодействия и сотрудничества; толерантностью, социальной мобильностью; анализа социально значимых проблем и процессов, происходящих в обществе; применения социологического знания в целом и социологической культуры в профессиональной деятельности; критического анализа принимаемых управленческих решений и прогнозирования их возможных последствий; осуществления коммуникативных процессов.

Процесс изучения дисциплины «Социология» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология» следующих компетенций(согласно ФГОС ВПО):

понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

владение культурой социологического мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

нахождение организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8);

самообразование на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19);

просветительская деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).

ПРОГРАММА КУРСА

Наши рекомендации