Требования к изучению дисциплины

СД.Ф.07 Социальная педагогика

(февраль – июнь, 2 курс, сентябрь - январь, 3 курс

(специальность "Социальная работа"),

итоговая аттестация – зачёт, экзамен. Количество кредитов - 00)

МАТЕРИАЛЫ ПО ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СТРАНИЦЕ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК,

СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

В ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ И НА САЙТЕ УНИВЕРСИТЕТА: www.new.tsput.tula.ru

Лекции читает

Шаин Ефим Григорьевич, кандидат педагогических наук, профессор 300026, г. Тула, проспект Ленина, 125 Тульский госпедуниверситет, корпус 2А, каб.4
эл. адрес: [email protected] служебный телефон: 351722 (доб. 2114) консультации: среда с 14-30 по 15-00 или по договоренности

Семинары ведет

Карандеева Арина Вячеславовна, ассистент 300026, г. Тула, проспект Ленина, 125 Тульский госпедуниверситет, корпус 2А, каб.4
эл. адрес: [email protected] служебный телефон: 351722 (доб. 2114) консультации: четверг с 12-00 по 12-40 или по договоренности

Описание дисциплины

Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни.

Поскольку социальное воспитание лишь составная часть процесса социализации, постольку социальная педагогика изучает его в контексте социализации, т.е. она рассматривает, какие социальные обстоятельства прямо или опосредованно влияют на воспитание человека.

Социальная педагогика, решая свои специфические задачи, может делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в той или иной мере данные других отраслей человеко- и обществознания, а с другой – трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных отраслей педагогики.

Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд разделов: философия социального воспитания, социология социального воспитания, теория и методика социального воспитания, социально-педагогическая виктимология и др. Полученные в этих разделах знания в синтезе позволяют охарактеризовать социальное воспитание как один из видов социальной практики и выработать определенные подходы и рекомендации по его совершенствованию.

Социальная педагогика – одна из специальных дисциплин подготовки специалистов по социальной работе. Ее задача – дать студентам научную картину социально-педагогической действительности. Решение этой задачи предполагает достижение ряда целей в процессе преподавания социальной педагогики: дать обучаемым теоретическую подготовку в объеме, необходимом для реализации ими своей профессиональной деятельности; развить у обучаемых умение видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания; сформировать у обучаемых гуманистические социальные установки по отношению к субъектам и процессу социального воспитания.

Региональный компонент дисциплины представлен на основе материалов исследований ученых Тульской области.

Предполагается междисциплинарная связь курса со специальными и общепрофессиональными дисциплинами.

Больше половины времени, предусмотренного на изучение дисциплины, отводится на семинарские занятия, в ходе которых студенты обретают навыки работы с социально-педагогической литературой, соответствующими источниками в Интернете, нормативно-правовой базой социально-педагогической деятельности.

Продолжительность изучения дисциплины – один учебный семестр.

Завершается курс экзаменом.

Результаты освоения дисциплины:

1) студенты освоят систему знаний по социальной педагогике, необходимых в деятельности социального работника;

2) у студентов будет выработана установка на овладение глубокими теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками;

3) у студентов будет сформирован интерес к социально- педагогическим аспектам будущей профессии.

Требования к изучению дисциплины.

1. Посещение лекций и семинаров обязательно. Отсутствие более чем на двух занятиях будет вести к снижению общей оценки работы студента. (Особые обстоятельства: болезнь и т.п. будут приниматься к сведению). Проверка присутствия студентов на занятиях будет проводиться преподавателем и фиксироваться.

2. Студенты читают обязательную и рекомендованную литературу до семинара и готовятся по вопросам его плана.

3. Студенты активно участвуют в обсуждении вопросов семинара в группе. Их активность на семинарах учитывается при итоговой оценке работы.

4. Каждый студент должен сделать не менее одной презентации (сообщение, изучение случая (case-study), электронная презентация) по темам дисциплины.

Итоговая оценка освоения курса состоит из:

посещения занятий 10 %
активность на занятиях 20 %
презентация, сообщение, изучение случая 30 %
ответ на экзамене 50 %
  100 %

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины "Социальная педагогика"

№№ п.п.   Распределение учебного времени (в часах)
  Название темы   в том числе:
    Всего лекц. лаб. зан. сем. зан. СРС
1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет  
2. Социализация как социально-педагогическое явление.  
3. Микро- и мезофакторы социализации  
4. Макро- и мегафакторы социализации  
5. Воспитание как социальный институт  
6. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации    
7. Объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации  
8. Философия воспитания как составная часть социальной педагогики    
9. Принципы и ценности социального воспитания  
10. Теория социального воспитания как составная часть социальной педагогики. Объект и субъекты социального воспитания  
11. Взаимодействие в социальном воспитании  
12. Жизнедеятельность институтов воспитания  
13. Система социального воспитания  
14. Методика социального воспитания как составная часть социальной педагогики    
15. Методика организации взаимодействия в жизнедеятельности институтов воспитания    
16. Методика обучения взаимодействию в процессе жизнедеятельности институтов воспитания    
17. Методика личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах воспитания    
ИТОГО  

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ

к семинарским занятиям.

Семинарские занятия по дисциплине «Социальная педагогика» строятся на базе выделенных по каждой теме основных понятий.

Основные задачи таких занятий:

- закрепление у студентов системы знаний по социальной педагогике, специальная работа над социально-педагогическими понятиями;

- формирование системного подхода к изучению социально-педагогических явлений;

- развитие научного подхода к изучению, овладению и самостоятельной разработке методики социально-педагогической деятельности;

- овладение навыками самостоятельной работы при освоении курса социальной педагогики;

- формирование эмоционально-положительного отношения студентов к изучаемой дисциплине и дальнейшей профессиональной деятельности.

Семинар – это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы и, в отличие от лекции, проводится в каждой студенческой группе отдельно.

Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов; преподаватель, давая студентам возможность свободно высказаться по обсуждаемому вопросу, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая учебная цель семинара требует, чтобы студенты были хорошо подготовлены к нему.

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой для изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару. Далее приводятся темы семинарских занятий, а также литература, рекомендуемая к подготовке семинарского занятия.

Иногда семинары проводятся в форме обсуждения небольших докладов или рефератов. Но это не означает, что к семинару должны готовиться только те студенты, которые делают сообщения. Чтобы активно обсуждать проблему, высказывать свою точку зрения, обмениваться мнениями, спорить в поисках истины – а это и есть главное назначение семинара, готовиться к нему должны все.

Готовясь к практическому занятию, тема которого всегда заранее известна, студент должен освежить в памяти теоретические сведения, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, подобрать необходимую учебную и справочную литературу, проанализировать собственный практический и жизненный опыт.

Далее приводятся планы семинарских занятий по дисциплине.

П Л А Н

семинарского занятия № 1 по теме: «Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет» (2 ч.).

1. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания; ее структура.

2. Объект и предмет социальной педагогики.

3. Социальная педагогика и другие отрасли педагогики, человекознания и обществознания.

4. Социальная педагогика и социальная работа.

5. Социальная педагогика как учебный предмет.

Литература:

Андреева, И. Н. Антология по теории и истории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева. –М.: Академия, 2000. –С. 5-7.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2005. –С. 3-7, 186-191.

Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Ф. А. Мустаева. –М.: Академический проект, 2001. –С. 31-37, 44-51, 59-64.

Никитина, Л. Е. Социальная педагогика: Учебное пособие для вузов / Л. Е. Никитина. –М.: Академический Проект, 2003.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. –М.: ВЛАДОС, 2000. –С. 52-61, 66-68, 101-119, 131-145.

Социальная педагогика: Монография / Под ред. В. Г. Бочаровой. –М.: ВЛАДОС, 2004.

П Л А Н

семинарского занятия № 2 по теме: «Социализация как социально-педагогическое явление» (2 ч.).

1. Сущность процесса социализации.

2. Человек как объект и субъект социализации.

3. Возрастные этапы социализации.

4. Типология факторов социализации; тенденции социализации.

5. Средства, агенты и механизмы социализации.

Литература:

Кон, И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Кон. –М.: Академия, 2003. –С. 150-153, 169-171, 177-179, 182-186.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2005. –С. 8-28, 167-171.

Мудрик, А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2004.

Мустаева, Ф. А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Ф. А. Мустаева. –М.: Академический проект, 2001. –С. 65-76.

П Л А Н

семинарского занятия № 3 по теме: «Микрофакторы социализации» (4 ч.).

1. Семья как фактор социализации человека на различных возрастных этапах.

2. Соседство и микросоциум как факторы социализации.

3. Группы сверстников как фактор социализации.

4. Институты воспитания как фактор социализации.

5. Общественные, государственные и частные организации как факторы социализации.

6. Религиозные организации как фактор социализации.

Литература:

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2005. –С. 91-123.

Мудрик, А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2004.

Разноцветный мир детства: Детские общественные организации: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И. И. Фришман, Л. В. Байбородова, А. В. Волохов, М. И. Рожков и др. –М.: Академия, 1999. –С. 22-43.

П Л А Н

семинарского занятия № 4 по теме: «Мезофакторы социализации» (2 ч.).

1. Региональные условия как фактор социализации.

2. Средства массовой коммуникации как фактор социализации.

3. Субкультуры как фактор социализации.

4. Тип поселения как фактор социализации.

5. Взаимодействие мезо- и микрофакторов социализации.

Литература:

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2005. –С. 57-88.

Мудрик, А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2004.

Смелзер, Н. Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер. –М.: Феникс, 1994. –С. 243-273.

П Л А Н

семинарского занятия № 5 по теме: «Макро- и мегафакторы социализации» (2 ч.).

1. Страна как фактор социализации.

2. Этнокультурные условия социализации.

3. Общество и государство как факторы социализации.

4. Взаимодействие макрофакторов социализации между собой, их влияние на мезо- и микрофакторы.

5. Космос, планета, мир как мегафакторы социализации.

Литература:

Кон, И. С. Ребенок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Кон. –М.: Академия, 2003.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2005. –С. 31-33, 35-54.

Мудрик, А. В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2004.

Смелзер, Н. Социология: пер. с англ. / Н. Смелзер. –М.: Феникс, 1994.

П Л А Н

семинарского занятия № 6 по теме: «Воспитание как социальный институт» (2 ч.).

1. Понятие «социальный институт».

2. Понятие «социальное воспитание».

3. Функции социального воспитания.

4. Традиционность и консервативность социального воспитания.

5. Условия эффективного функционирования социального воспитания как института.

Литература:

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2005. –С. 3-4, 15-18.

Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов / А. В. Мудрик. –М.: Институт практической психологии, 1997. –С. 229-233.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. –М.: ВЛАДОС, 2000. –С. 77-84, 113-119.

П Л А Н

семинарского занятия № 7 по теме: «Объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации» (2 ч.).

1. Социально-педагогическая виктимология как часть социальной педагогики.

2. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации.

3. Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

4. Субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

Литература:

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2005. –С. 173-184.

Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов / А. В. Мудрик. –М.: Институт практической психологии, 1997. –С. 188- 208.

П Л А Н

семинарского занятия № 8 по теме: «Философия воспитания как составная часть социальной педагогики» (2 ч.).

1. Дайте различные трактовки философии воспитания.

2. Охарактеризуйте различные подходы к пониманию сущности человека и его воспитания.

3. В чем принципиальные различия семейного, религиозного и социального воспитания?

4. Раскройте различия в задачах социального воспитания в стабильном и нестабильном обществах.

Литература:

Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. –М.: Школа-Пресс, 1995. –С. 40-86.

Зеньковский, В. В. Психология детства / В. В. Зеньковский. –М.: Академия, 1996. –С. 295-344.

Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов / А. В. Мудрик. –М.: Институт практической психологии, 1997. –С. 209-233.

П Л А Н

семинарского занятия № 9 по теме: «Принципы и ценности социального воспитания» (2 ч.).

1. Принципы социального воспитания и их современная трактовка.

2. Ценности и воспитание.

3. Личность как субъект социальной деятельности: концепция самопомощи.

Литература:

Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов / А. В. Мудрик. –М.: Институт практической психологии, 1997. –С. 233-250.

Никандров, Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. –М.: Педагогическое общество России, 2000. –С. 20-43.

П Л А Н

семинарского занятия № 10 по теме: «Теория социального воспитания

как составная часть социальной педагогики» (2 ч.).

1. Общая характеристика разработанности современной теории социального воспитания.

2. Понятие объекта социального воспитания.

3. Понятие субъекта социального воспитания.

4. Субъекты социального воспитания.

Литература:

Кон, И. С. Ребёнок и общество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. С. Кон. –М.: Академия, 2003.

Методические указания студентам по дисциплине «Социальная педагогика» / Авт.-сост. Е. Г. Шаин. -3-е изд. –Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. –С. 38-45.

Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов / А. В. Мудрик. –М.: Институт практической психологии, 1997. –С. 252-268.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009.

П Л А Н

семинарского занятия № 11 по теме: «Взаимодействие в социальном воспитании» (2 ч.).

1. Понятие «взаимодействие».

2. Структура взаимодействия субъектов социального воспитания.

3. Взаимодействие индивидуальных субъектов социального воспитания.

4. Целеполагание во взаимодействии субъектов социального воспитания.

Литература:

Методические указания студентам по дисциплине «Социальная педагогика» / Авт.-сост. Е. Г. Шаин. -3-е изд. –Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. –С. 38-45.

Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов / А. В. Мудрик. –М.: Институт практической психологии, 1997. –С. 269-283.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009. –С. 163-172.

Семенов, В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования / В. Д. Семенов. –М.: Педагогика, 1986. –С. 12-27.

П Л А Н

семинарского занятия № 12 по теме: «Жизнедеятельность институтов воспитания» (2 ч.).

1. Понятие жизнедеятельности.(см Мудрик с 122)

2. Характеристика сфер жизнедеятельности человека:

- общения,

- познания,

- деятельности, (Мардахаев 74)

- игры,

- спорта.

3. Назовите типы воспитательных организаций, в которых общение, познание, предметно-практическая и духовно-практическая деятельности, спорт, игра являются основой или компонентом, или фоном их жизнедеятельности.(см Мудрик 104)

Литература:

Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Э. Берн / Общ. ред. М. С. Мацковского; Послесловие Л. Г. Ионина и М. С. Мацковского. –СПб.: Лениздат, 1992.

Куприянов, Б. В. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей: учеб-метод. пособие / Б. В. Куприянов, М. И. Рожков, И. И. Фришман. –М.: ВЛАДОС, 2004.

Методические указания студентам по дисциплине «Социальная педагогика» / Авт.-сост. Е. Г. Шаин. -3-е изд. –Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. –С. 38-45.

Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику. Учебное пособие для студентов / А. В. Мудрик. –М.: Институт практической психологии, 1997. –С. 285-303.

Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие / А. В. Мудрик. –М.: Педагогическое общество России, 2001.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009. –С. 155-163.

П Л А Н

семинарского занятия № 13 по теме: «Локальная воспитательная

система» (2 ч.).

1. Понятие «воспитательная система».

2. Характеристика параметров локальной воспитательной системы.

3. Многообразие воспитательных систем; характеристики конкретных гуманистических воспитательных систем.

Литература:

Григорьев, Д. В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя / Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова, П. В. Степанов; Под ред. Л. И. Виноградовой. –М.: Просвещение, 2006.

Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и исследователей ). Редактор-составитель Е. И. Соколова /Под общей редакцией доктора педагогических наук Н. Л. Селивановой. –М.: Педагогическое общество России, 1998.

Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. –М.: Новая школа, 1996.

Методические указания студентам по дисциплине «Социальная педагогика» / Авт.-сост. Е. Г. Шаин. -3-е изд. –Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2011. –С. 47-56.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2009. –С. 185-187.

Т Р Е Б О В А Н И Я

к уровню подготовки студента по дисциплине

«Социальная педагогика» на экзамене.

Студент получает отметку на экзамене при выполнении всех семинарских работ по дисциплине, предусмотренных учебно-тематическим планом,

знании следующих вопросов:

1. Социальная педагогика как отрасль знания, ее структура.

2. Социальная педагогика и другие отрасли знания.

3. Социальная педагогика и социальная работа.

4. Социализация как социально-педагогическое явление, составляющие процесса социализации.

5. Человек как объект и субъект социализации.

6. Типологии факторов социализации в современной науке.

7. Характеристика мегафакторов социализации.

8. Характеристика макрофакторов социализации.

9. Характеристика мезофакторов социализации.

10. Характеристика микрофакторов социализации.

11. Тенденции социализации личности в современных условиях.

12. Проблема свободы в воспитании.

13. Народная педагогика и современная практика социального воспитания.

14. Сущность социального воспитания.

15. Семейное, религиозное, социальное, диссоциальное воспитание, их принципиальные отличия.

16. Принципы социального воспитания.

17. Базовые ценности социального воспитания в демократическом обществе.

18. Основные понятия теории социального воспитания.

19. Жизнедеятельность институтов социального воспитания.

20. Взаимодействие в социальном воспитании.

21. Система социального воспитания, иерархия ее уровней.

22. Современное состояние системы социального воспитания в России, регионе.

23. Воспитательные системы конкретных институтов воспитания.

24. Соотношение теории, методики и практики социального воспитания.

25. Методика организации взаимодействия в жизнедеятельности институтов социального воспитания.

26. Методика обучения взаимодействию в процессе жизнедеятельности институтов социального воспитания.

27. Методика личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах социального воспитания.

28. Понятие процесса социального воспитания.

29. Человек в системе различных коллективов и групп.

30. Место и роль временного коллектива в процессе социального воспитания.

31. Микросоциум (община) как воспитательный феномен.

32. Воспитательный потенциал клуба, формы клубной деятельности.

33. Гармонизация взаимоотношений человека и его окружения.

34. Специфика взаимоотношений в различных возрастных и социальных групп, между ними.

35. Конфликты в процессе социального воспитания.

36. Эффективность процесса социального воспитания.

37. Понятия социальной адаптации, социальной дезадаптации.

38. Средовая адаптация дошкольников, причины дезадаптации в дошкольном возрасте и формы социальной поддержки детей.

39. Средовая адаптация учащихся в школе; школьная дезадаптация, ее причины и способы преодоления.

40. Причины дезадаптации и социальная поддержка человека в зрелом возрасте.

41. Социальная поддержка в процессе жизнедеятельности пожилых людей.

42. Социально-педагогическая виктимология как составная часть социальной педагогики.

43. Человек как жертва социализации, неблагоприятных условий социализации.

44. Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

45. Субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

46. Понятие девиантного поведения человека, формы проявления девиантного поведения.

47. Особенности девиантного поведения детей и молодежи в современной России, регионе.

48. Профилактика и коррекция девиантного поведения.

49. Деятельность социальных служб региона в профилактике и коррекции девиантного поведения детей и молодежи.

50. Коррекционное воспитание, его задачи, содержание и пути осуществления.

умении:

устанавливать логику взаимосвязей между фактами и в понятийной системе;

на основе анализа фактов выбирать и использовать адекватные формы, методы и средства социального воспитания в соответствии с особенностями человека;

моделировать практическое выполнение социально-педагогических действий.

Показатели оценки уровня подготовки студента

по дисциплине «Социальная педагогика».

«5» - в полной мере владеет понятиями, фактами, теориями, закономерностями, методами социальной педагогики: называет и дает определение, раскрывает объем понятий, их характеристику и содержание; устанавливает логику взаимосвязей между фактами и в понятийной системе; формулирует проблему, исходя из представлений о проблемной ситуации, имеет представление о возможных путях решения научных проблем; иллюстрирует проблему примерами из социально-педагогической практики; умеет на основе анализа фактов выбрать и использовать адекватные формы, методы и средства социального воспитания в соответствии с особенностями человека, моделирует практическое выполнение социально-педагогических действий.

Ответ излагается четко, логично, аргументировано, с использованием научной терминологии.

«4» - достаточно хорошо владеет понятиями, фактами, теориями, закономерностями, методами социальной педагогики, при этом допускает небольшие неточности в определении понятий, установлении логики взаимосвязей; может, исходя из фактов, выделить существенные признаки объекта или явления; самостоятельно решает проблемную ситуацию, определяет пути социально-педагогического действия на основе проведенного анализа.

Ответ обоснованный, логично структурированный.

«3» - недостаточно четко дает определение понятий, формулирует закономерности, методы работы, при этом может описать возможные практические решения социально-педагогических задач, вытекающие из содержания понятий и закономерностей; узнает научную проблему, затрудняется определить возможные пути ее решения; производит самоанализ результатов выполнения действий в проблемной ситуации.

Ответ схематичный, имеют место речевые ошибки, нарушена логика изложения материала.

«2» - не владеет научными понятиями, представлениями о социально-педагогических закономерностях, не предлагает анализа и решения проблемных ситуаций и социально-педагогических задач; не может выделить существенные признаки объекта или явления, описанные в социально-педагогической задаче.

Ответ необоснованный, немотивированный, язык изложения скудный, ненаучный.

Отметка «2» (неудовлетворительно) в зачетную книжку не ставится.

Наши рекомендации