Программа социологического исследования
Конкретное социологическое исследование проводится в соответствии со специальным документом - программой социологического исследования.
Программа социологического исследования - это изложение общей концепции исследовательского проекта, заключающей в себе поэтапное программирование и правила процедур научно-практической исследовательской деятельности.
Программа социологического исследования выражает понимание и знание:
1.Что надо делать.
2.Чем выполнить задуманное.
3.Как выполнить задуманное.
Функции программы:
1.Теоретико-методологическая функция, которая позволяет определить научную проблему и подготовить основы для ее решения.
2.Методическая функция, которая позволяет наметить способы сбораданных и описания ожидаемых результатов, а также определение обследуемой совокупности, описание необходимого инструментария и подготовку логических схем обработки первичной информации на компьютере.
3.Организационная, которая позволяет спланировать деятельность исследователя на всех этапах работы.
Перед тем как приступить к ее составлению необходимо:
1.Провести диагностику ситуации, подлежащей изучению (например, изучается состояние современной средней школы).
2.Провести проблематизацию - выявить подлинно решаемые в данный момент времени (кадровый состав, вернуть школьников за парты).
3.Очертить круг основных вопросов, которые затем предстоит решать.
4.Если есть заказчик, предварительно согласовать цели, сроки исследования.
5.Определить форму отчетности.
6.Сформулировать тему исследования.
Тема исследования - вводит в круг проблем, очерчивает контуры того, что будет ставиться в качестве цели исследования, содержать в себе направленность на принятие какого-то решения.
Как правило, собранная информация направлена на решение каких-либо проблем. Проблема - это существующие противоречия между знаниями о потребностях людей в каких-либо действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих действий. Социальной проблемой называют существующую в самой реальности противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов. Например, это может быть незнание главных причин тенденции роста молодежной преступности, снижения качества обучения в средней и высшей школах, уровень доверия административным структурам и др.
По масштабам проблема может быть общенациональной, региональной или местной. По продолжительности существования проблемы делятся на краткосрочные, среднесрочные и длительные.
Проблемная ситуация - это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы (алгоритм) разрешения которого в данный момент еще не ясны.
Предварительный анализ проблемной ситуации:
а)внешние наблюдения;
б)свободные интервью с участниками проблемной ситуации;
в)анализ документов, в том числе ведомственной документации, результатов предшествующих социологических исследований;
г)свободные интервью с экспертами (например, сотрудниками министерства образования).
Сформулированная проблема есть результат осмысления проблемной ситуации. Проблема формулируется в виде ясных вопросов или установок. Вопрос: Каковы причины таких-то и таких-то явлений? Установка: Найти способы решения того-то и того-то. Построить модель, объясняющую данный круг факторов. Проблема становится обозримой, когда она уловлена в каком-то социальном явлении, то есть путем определения объекта и предмета исследования.
Объект исследования - явление или сфера социальной действительности, которые выступают как непосредственные носители проблемной ситуации, на которую направлена познавательная деятельность. Чаще всего объектом выступает социальная группа: молодежь, представители среднего класса, жители города, поселка и т. п.
Для успешного осуществления социологического исследования большое значение имеет правильное определение предмета исследования.
Предметом исследования выступают стороны объекта, которые надлежит исследовать, а также свойства объекта, которые в наиболее полном виде отражают социальную проблему, скрывающиеся в ней противоречия.
Обязательным процедурным моментом, наряду с определением проблемы, объекта и предмета социологического исследования является формулировка гипотез. Гипотеза - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта.
Выявленный объект исследования может быть численно большим и опрос всех людей, составляющих объект исследования, нерационален по причине сложности, громоздкости, дороговизны. Поэтому социологи осуществляют операции “выборки”, посредством которой из объекта берется та совокупность, которая и будет исследована. В программе эта операция отражается в описании проекта выборки с последующим выделением в отдельный документ.
Различают выборку генеральную и репрезентативную.
Генеральная - это вся совокупность людей, которые необходимы, “нужны” для данного исследования. Например, это все 100% работников какого-либо учреждения, города и т. п., где проводится исследование. Такой охват нереален и дорог, поэтому прибегают к репрезентативной выборке - представительству того или иного минимума состава обследуемых по критериям, соответствующим генеральной выборке.
Определение выборки - один из сложных моментов (наряду с разработкой рабочей гипотезы) во всем социологическом исследовании, так как она должна строго отражать особенности и соотношение всех элементов объекта, т. е. должна быть репрезентативной. Репрезентативность – свойство выборочной совокупности представлять основные параметры, характеристики генеральной совокупности. Если совпадения нет, говорят об ошибке репрезентативности – мере отклонения статистической структуры выборки от структуры соответствующей генеральной совокупности.
Выборочная совокупность - это определенное число элементов генеральной совокупности, отобранное по строго заданному правилу. Элементы выборочной совокупности (респонденты, анализируемые документы и т. п.), подлежащие изучению (опросу, интервьюированию и т. п.), и есть единицы анализа. Ими могут быть как отдельные люди, так и целые группы (студенческие), рабочие коллективы. В первую очередь отбираются элементы, имеющие типичные для всей группы признаки. Эти отобранные элементы называются единицами отбора, а среди них выбираются единицы анализа. Данный метод чаще всего называют механической выборкой. При такой выборке отбор может быть произведен через 10, 20, 50 и т. д. человек. Промежуток между отбираемыми называется шагом отбора (шагом выборки).
Выборка может быть целевая, в которой исследователь отбирает людей для опроса из заданных целями исследования групп. Выборка случайная - каждый элемент структуры населения может быть включен в нее с одинаковой вероятностью. Конечно, объем выборки влияет на ошибки репрезентации: чем больше величина выборки, тем меньше возможная ошибка. Но проводить опрос большой выборки чрезвычайно дорого и, как свидетельствуют специалисты, оправдала себя практика включения в выборочную совокупность 10-ти% от генеральной совокупности, причем, количество респондентов ( от англ. response - ответ) не должно превышать 2-2,5 тыс. человек. При проведении телефонных опросов достаточно опросить 300 человек, проживающих в миллионном городе. Для менее крупных городов объем выборки может составлять 150-200 человек. Необходимо избегать явных отклонений от характеристики генеральной совокупности. В таком случае результаты исследования будут ошибочны.
Большое значение в проведении социологического исследования имеет разработка понятийного аппарата, т. е. языка исследования. Важнейшей особенностью при этом является процедура интерпретации основных понятий, с помощью которой эти понятия расчленяются (оперционализация) на составные элементы, способные описать их содержание.
Результаты научного анализа и теоретической оценки обычно обобщаются и излагаются в научном отчете. Здесь дается оценка значения полученных результатов исследования для дальнейшего развития теории и практики.
Социологические исследования различают на: описательное, аналитическое, оценочное.
Описательное исследование – самый простой и доступный тип изучения реальности. Его предназначение – получить первичную информацию о социальных проблемах. Например, социологи выясняют и описывают моральный климат в коллективе или изучают литературные вкусы современной молодежи (что молодежь читает).
Аналитическое исследование не только описывает изученную проблему, но и стремится объяснить ее: почему на изученной фирме, компании царит нервозность, часто возникают конфликты или почему молодежь мало читает произведения классической литературы (или не читает вообще) и др.
Оценочное исследование – это совокупность моделей и приемов, позволяющих оценить – в социальных, экономических или политических терминах – конечный результат (эффект) целенаправленного вмешательства в социальные процессы. Примером может служить социологическое изучение гендерной проблемы в нашей стране, как конечный результат принятие правительственной программы «Стратегия гендерного равенства Республики Казахстан на 2005-2015 годы».
Литература
1.Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для высших учебных заведений. – М., 1995.
2.Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. – М., 2001.
3.Кравченко А. И. Социология. – М., 2005.
4.Общая социология / под. ред. А. Г. Эфендиева. – М., 2002
5..Ядов В. Л.Социологические исследования. – М.,1987.
6..Ядов В. А.Стратегия социологического исследования.Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 1998.