Программа социологического исследования

Методология и методика эмпирического исследования

Цель данного исследования заключается в выявлении действительного уровня зависимости современных детей от гаджетов, таких как: компьютер, телефон, планшет.

Объектом данного исследования выступают дети дошкольного возраста от 6 до 11 лет и включая их родителей, проваживающих в Москве и Московской Области.

Предметом данного исследования являются соотношения между использованием гаджетов детьми и возможным уровнем влияния на их сознание.

Гипотеза данного исследования заключается в следующем: предполагается, что современная жизнь вынуждает людей, как взрослых, так и детей постоянно пользоваться различными современными гаджетам. Современные гаджеты влияют на отсутствие реальной коммуникации и адекватный процесс социализации. А также у большинства родителей нет переживания по поводу того, что их дети пользуются современными гаджетами.

Для реализации цели данного исследования в работе решались следующие исследовательские задачи:

- проведение анализа литературы на данную тематику, включая интернет-источник;

- сравнительный анализ статистических данных об уровне зависимости современных детей в России и на Западе от современных гаджетов;

- выявление действительного отношения родителей к использованию их детьми различных гаджетов;

- выявление отношения родителей к возможному высокому уровню зависимости их детей от гаджетов;

- разработка методологии и методики эмпирического исследования;

-организация и проведение количественного эмпирического исследования в виде опроса: анкетирования;

- обработка полученных результатов;

- представление полученных результатов эмпирического исследования их анализ и обработка;

-формулировка основных выводов на основе эмпирического исследования.

В работе были использованы следующие эмпирические методы: количественный метод эмпирического исследования: опрос.

В качестве базы исследования выступали родители, имеющие детей в возрасте от 6 до 11 лет, проживающие на территории Москвы и Московской Области.

Исследовательская выборка характеризуется 10 респондентами.

Данный опрос представляет собой групповое и интернет анкетирование с выборочной совокупностью представителей родителей, имеющих минимум одного ребенка в возрасте от 6 до 11 лет.

Построение выборочной совокупности данного анкетного опроса происходило по типу вероятностной выборки, которая представляет собой квотную выборку с несвязанными параметрами. Квота строилась по социально демографической характеристике респондентов, как их половая и возрастная принадлежность.

При изучении данного вопроса был проанализирован ряд научных работ в форме диссертаций, авторефератов, статей и интернет-источников на тему уровня зависимости современных детей начальных классов в возрасте от 6 до 11 лет от современных гаджетов для выявления полезных и важных фактов для анализа проблемы показателей. В результате данного исследования анализируются и изучаются эмпирические показатели и результаты, характеризующие действительный уровень зависимости современных детей от гаджетов.

Данные показатели являются обоснованными и адекватными для решения данных исследовательских задач, так как они способны определить факторы отношения студентов-социологов Московского государственного университета дизайна и технологии к российскому исламу, его особенностям и специфике.

В общем виде данные этапы эмпирического исследования будут включать в себя:

1. Определение методологического аппарата исследования: целей, задач, гипотез исследования.

2. Выбор метода сбора, которые будут адекватно соответствовать заданным целям.

3. Разработка исследовательского инструментария анкетного опроса.

4. Проведение анкетного опроса у родителей, имеющих детей в возрасте от 6 до 11 лет, проживающие на территории Москвы и Московской Области.

5. Обработка полученного эмпирического материала.

6. Описание полученных результатов в эмпирическом исследовании.

7. Анализ полученных данных.

8. Определение и установка проблемных мест в данной теме и рекомендации по решению из получившейся ситуации.

9. Формулировка выводов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

АНКЕТА

для проведения социологического исследования на тему:

«Уровень зависимости современных детей начальных классов в возрасте от 6 до 11 лет от гаджетов: телефон, планшет, компьютер»

Студенты Московского государственного университета дизайна и технологии проводят опрос на тему: «Уровень зависимости современных детей начальных классов в возрасте от 6 до 11 лет от гаджетов: телефон, планшет, компьютер» с целью выявить действительный уровень зависимости современных детей начальных классов в возрасте от 6 до 11 лет от современных гаджетов такие как телефон, планшет и компьютер. А также получить подробную информацию о возможных причинах данной зависимости.

Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в данном опросе и ответить на все вопросы предлагаемой анкеты. Мы гарантируем полную конфиденциальность Ваших ответов, которые впоследствии будут использованы исключительно в научных целях.

Для правильного заполнения анкеты достаточно поставить галочку или обвести вариант ответа наиболее точно совпадающий с вашим мнением.

Благодарим Вас за уделенное внимание.

1. Укажите свой пол:

· М

· Ж

2. Укажите Ваш возраст:

· 25-36

· 36-45

· 46-55

3. Сколько у Вас детей?

· 1

· 2

· 3

· 4 и более (укажите)

_____________________________________________

4. Сколько у Вас детей от 6 до 11 лет, обучающихся в начальных классах?

· 1

· 2

· 3

· 4 и более (укажите)

_____________________________________________

5. Укажите возраст Ваших детей, обучающихся в начальных классах:

_____________________________________________

6. Пользуются ли Ваши дети современными гаджетами?

· Да

· Нет

Для респондентов, выбравших ответ «Да» в 8 вопросе:

7. Кто покупает современные гаджеты в вашей семье? (Возможно 2 варианта ответа).

· Мама

· Папа

· Бабушка

· Дедушка

· Все члены семьи

· Дети сами накопили на гаджеты

8. Какими именно гаджетами пользуются Ваши дети? (Возможно 2 варианта ответа)

· Телефон

· Планшет

· Компьютер

· Всеми в равной степени

9. Для каких целей конкретных целей были приобретены гаджеты для Ваших детей? (Возможно 2 варианта ответа)

· Для учебы

· Для развлечений (игры, музыка, фильмы и т.п.)

· Для общения со сверстниками (социальные сети)

· Все выше перечисленное

10. Для каких целей (в основном) Ваши дети пользуются гаджетами? (Возможно 2 варианта ответа)

· Для учебы

· Для развлечений (игры, музыка, фильмы и т.п.)

· Для общения со сверстниками (социальные сети)

· Все выше перечисленное

11. Как часто Ваши дети пользуются гаджетами?

· Каждый день

· Несколько раз в неделю

· Несколько раз в месяц

· Несколько раз в год

12. Укажите сколько часов в день Ваши дети пользуется гаджетами:

· 1-2 часа

· 2-3 часа

· 3-4 часа

· 4 и более часов (укажите)

_____________________________________________

13. Пользуются ли Ваши дети современными гаджетами вне дома (в школе, на улице и других местах)?

· Да

· Нет

· Затрудняюсь ответить

14. Спрашивают ли Ваши дети разрешение на использование современных гаджетов?

· Да

· Нет

· Иногда

15. Как Вы считаете, сказывается ли чрезмерное использование гаджетов на здоровье и психику детей в возрасте от 6 до 11 лет?

· Да

· Нет

16. Как вы считаете, нужно ли уделять особое внимание тому, как часто и для каких целей Ваши дети пользуются гаджетами?

· Да

· Нет

17. Стараетесь ли Вы ограничивать своих детей от гаджетов?

· Да

· Нет

Для респондентов, ответивших «Да» на 17 вопрос:

18. Как Вы ограничиваете своих детей от гаджетов?

· (укажите)

_____________________________________________

19. Как реагируют Ваши дети на такие ограничения?

· Положительно

· Нейтрально

· Отрицательно

Для респондентов, ответивших «Нет» на 16 вопрос:

20. По какой причине Вы не ограничиваете своих детей от использования современных гаджетов?

· (укажите)

_____________________________________________

Для всех респондентов, участвующих в исследовании:

21. Как часто Вы пользуетесь современными гаджетами?

· Каждый день

· Несколько раз в неделю

· Несколько раз в месяц

· Несколько раз в год

22. Какими именно гаджетами Вы пользуетесь? (Возможно 2 варианта ответа)

· Телефон

· Планшет

· Компьютер

· Всеми в равной степени

23. Для каких целей (в основном) Вы пользуетесь гаджетами? (Возможно 2 варианта ответа)

· Для работы

· Для развлечений (игры, музыка, фильмы и т.п.)

· Для общения (социальные сети)

· Все выше перечисленное

24. Укажите сколько часов в день Вы пользуетесь гаджетами:

· 1-2 часа

· 2-3 часа

· 3-4 часа

· 4 и более часов (укажите)

_____________________________________________

Для респондентов, выбравших ответ «Нет» в 8 вопросе:

25. Укажите причину почему Ваши дети не пользуются современными гаджетами:

· Отрицательное влияние на здоровье и психику ребенка

· Религиозные запреты

· Отсутствие гаджетов

· Другая причина (укажите)

_____________________________________________

Приложение 2

ТЕСТ

для проведения социологического исследования на тему: «Уровень зависимости детей возрастной категории 6-11 лет от гаджетов в виде телефона, планшета, компьютера»

Студенты Московского государственного университета дизайна и технологии проводят опрос на тему: «Уровень зависимости современных детей начальных классов в возрасте от 6 до 11 лет от гаджетов: телефон, планшет, компьютер» с целью выявить действительный уровень зависимости современных детей начальных классов в возрасте от 6 до 11 лет от современных гаджетов такие как телефон, планшет и компьютер. А также получить подробную информацию о возможных причинах данной зависимости.

Просим Ваших детей принять участие в данном тестировании и ответить на все вопросы предлагаемого теста. Мы гарантируем полную конфиденциальность ответов, которые впоследствии будут использованы исключительно в научных целях.

Для правильного заполнения теста достаточно поставить галочку или обвести вариант ответа наиболее точно совпадающий с вашим мнением.

Благодарим Вас и Ваших детей за уделенное внимание.

1. Мои родители разрешают мне пользоваться компьютером, телефоном, планшетом:

· Да

· Нет

2. При пользовании компьютером, телефоном или планшетом, я чаще всего: (Возможно 3 варианта ответа)

· Играю

· Слушаю музыку и смотрю фильмы(мультфильмы)

· Общаюсь с друзьями

· Учусь

· Всё перечисленное

· Я не умею пользоваться гаджетами

3. Чаще всего я пользуюсь: (Возможно 2 варианта ответа) Компьютером

· Планшетом

· Телефоном

· Всеми в равной степени

· Я не пользуюсь гаджетами

4. Я пользуюсь, компьютером, телефоном, планшетом

· Каждый день

· Несколько раз в неделю

· Несколько раз в месяц

· Несколько раз в год

· Я не пользуюсь гаджетами

5. Я пользуюсь, компьютером, телефоном, планшетом в школе, на улице, в гостях и в других местах:

· Да

· Нет

6. Когда я вижу большое количество различных гаджетов у своих друзей, я тоже хочу, чтобы у меня были такие же.

· Да

· Нет

       
Приложение 3 1. Укажите Ваш пол?
 
Ответы График % Количество
М  

Ж

Nbsp; 2. Укажите Ваш возраст: Ответы График % Количество 25-36

| 37-45

Nbsp;   3. Сколько у Вас детей? Ответы График % Количество

Nbsp;     4. Сколько у Вас детей от 6 до 11 лет, обучающихся в начальных классах? Ответы График % Количество

Nbsp;     5. Укажите возраст Ваших детей, обучающихся в начальных классах: Ответы 10 10 7 8   6. Пользуются ли Ваши дети современными гаджетами? Ответы График % Количество Да

Нет ||   7. Кто покупает современные гаджеты в Вашей семье? (Возможно 2 варианта ответа) Ответы График % Количество Мама

Папа

Бабушка   Дедушка   Все члены семьи 12,5 Дети сами накопили на гаджеты         8. Какими именно гаджетами пользуются Ваши дети? (Возможно 2 варианта ответа) Ответы График % Количество Телефон

Планшет

Компьютер

Всеми в равной степени 12,5   9. Для каких конкретных целей были приобретены гаджеты для ваших детей? (Возможно 2 варианта ответа) Ответы График % Количество Для учебы

Все выше перечисленное

Для каких целей (в основном) Ваши дети пользуются гаджетами? (Возможно 2 варианта ответа) Ответы График % Количество Для учебы   Для развлечения (игры, музыка, фильмы и т.п.)

Все выше перечисленное

Как часто Ваши дети пользуются гаджетами? Ответы График % Количество Каждый день

Несколько раз в неделю

Несколько раз в месяц   Несколько раз в год   12. Укажите сколько часов в день Ваши дети пользуются гаджетами: Ответы График % Количество 1-2 часа

Часа

Часа

Больше 4 часов     13. Пользуются ли Ваши дети современными гаджетами вне дома (в школе, на улице и других местах)? Ответы График % Количество Да

Нет

Затрудняюсь ответить     14. Спрашивают ли Ваши дети разрешение на использование современных гаджетов? Ответы График % Количество Да

Нет

Иногда

Nbsp; 15. Как Вы считаете, сказывается ли чрезмерное использование гаджетов на сознание и психику детей в возрасте от 6 до 11 лет? Ответы График % Количество Да

Нет     16. Как Вы считаете, нужно ли уделять особое внимание тому, как часто и для каких целей Ваши дети пользуются гаджетами? Ответы График % Количество Да

Нет     17. Стараетесь ли Вы ограничивать своих детей от гаджетов? Ответы График % Количество Да

Нет

Nbsp; 18. Как Вы ограничиваете своих детей от гаджетов? Ответы запрещаю. заставляю отдыхать и заняться другими делами прошу делать перерывы во время использования гаджетов Контролирую времяпровождение за гаджетами Перерывы. В качестве наказания Заставляю делать перерывы от компьютера.   19. Как реагируют Ваши дети на такие ограничения? Ответы График % Количество Положительно   Нейтрально   Отрицательно

Nbsp;   20. По какой причине Вы не ограничиваете своих детей от использования современных гаджетов? Ответы - Дети не так часто пользуются гаджетами Мой ребенок уже самостоятельный.   21. Как часто Вы пользуетесь современными гаджетами? Ответы График % Количество Каждый день

Несколько раз в неделю | Несколько раз в месяц   Несколько раз в год     22. Какими именно гаджетами Вы пользуетесь? (Возможно 2 варианта ответа) Ответы График % Количество Телефон

Планшет   Компьютер

Всеми в равной степени

Nbsp; 23. Для каких целей (в основном) Вы пользуетесь гаджетами? (Возможно 2 варианта ответа) Ответы График % Количество Для работы

Всё выше перечисленное

Nbsp; 24. Укажите сколько часов в день Вы пользуетесь гаджетами? Ответы График % Количество 1-2 часа

Часа   3-4 часа

Больше 4 часов

Nbsp; 25. Укажите причину почему Ваши дети не пользуются современными гаджетами: Ответы График % Количество Отрицательное влияние на сознание и психику ребенка

Nbsp;

ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

по учебной дисциплине

«Методология и методы социологического исследования»

НА ТЕМУ:

«Уровень зависимости детей возрастной категории 6-11 лет от гаджетов в виде телефона, планшета, компьютера»

    Выполнил: студент 3 курса группы ССоц-214 Абучев Роман Владимирович  
    Проверила: Темирева Ксения Александровна   Оценка:    

Москва 2016

Программа социологического исследования на тему «Уровень зависимости детей возрастной категории 6-11 лет от гаджетов в виде телефона, планшета, компьютера»

Научная проблема данной работы посвящена изучению социологического исследования, которое заключается в противоречии между знаниями о том, что современные дети начальных классов пользуются современными гаджетами, такими как: телефон, компьютер, планшет и незнанием о том насколько они зависимы от данных гаджетов в действительности.

Практическая актуальность исследования заключается в том, что исследование носит прикладной характер и является решением практической задачи, направленной на выявление уровня зависимости современных детей начальных классов в возрасте от 6 до 11 лет от современных гаджетов.

Цель данного исследования заключается в выявлении действительного уровня зависимости современных детей от гаджетов.

В связи с этим в качестве объекта исследования в данной работе рассматриваются дети дошкольного возраста от 6 до 11 лет и включая их родителей, проваживающих в Москве и Московской Области. А предметом данного исследования являются соотношения между использованием гаджетов детьми и возможным уровнем влияния на их сознание.

Гипотеза данного исследования заключается в следующем:

предполагается, что современная жизнь вынуждает людей, как взрослых, так и детей постоянно пользоваться различными современными гаджетами.

современные гаджеты влияют на отсутствие реальной коммуникации и адекватный процесс социализации.

у большинства родителей нет переживания по поводу того, что их дети получают отрицательное воздействие при пользовании современных гаджетов.

Для реализации цели данного исследования в работе решались следующие исследовательские задачи:

- проведение анализа литературы на данную тематику, включая интернет-источник;

- сравнительный анализ статистических данных об уровне зависимости современных детей в России и на Западе от современных гаджетов;

- выявление действительного отношения родителей к использованию их детьми различных гаджетов;

- выявление отношения родителей к возможному высокому уровню зависимости их детей от гаджетов;

- разработка методологии и методики эмпирического исследования;

-организация и проведение количественного эмпирического исследования в виде опроса: анкетирования;

- обработка полученных результатов;

- представление полученных результатов эмпирического исследования их анализ и обработка;

-формулировка основных выводов на основе эмпирического исследования.

В ходе данной работы использовались следующие методы социологического исследования:

теоретические методы: теоретический анализ литературы;

эмпирические методы: количественный метод эмпирического социологического исследования: опрос.

Практическая значимость данного исследования заключается в получении обобщенного эмпирического материала по уровню зависимость современных детей начальных классов от гаджетов.

В качестве базы исследования выступали родители, имеющие детей в возрасте от 6 до 11 лет и проживающие на территории Москвы и Московской Области.

Исследовательская выборка характеризуется 10 респондентами: родителями, проживающих в Москве и Московской Области и их детьми в возрасте от 6 до 11 лет, обучающихся в начальных классах.

Ожидается, что по результатам данного исследования будут подтверждены все гипотезы, так как современный мир предполагает за собой использование различных гаджетов в различных местах. С каждым годом технологические и электронное развитие нашего общества увеличивается, из чего следует, что уровень зависимости как детей, так и взрослых, от современных может быть высоким.

Основной терминологический аппарат данного исследования представлен следующими категориями:

- гаджет — небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека. Гаджеты широко распространены в самых разных сферах: спорт — фитнес-трекеры, смарт-браслеты, спортивные девайсы, в том числе и «умная» одежда; медицина: электронные пластыри, трикодеры, гидрокоптеры, экзоскелеты; развлечения: смартфоны, планшеты, музыкальные плееры, игровые приставки, очки для дополненной и виртуальной реальности, а также многое другое.

- планшет — собирательное понятие, включающее различные типы электронных устройств с сенсорным экраном, позволяющим управлять компьютерными программами, через прикосновение пальцами к объектам программы на экране.

Наши рекомендации